Что делают и чем занимаются сейчас выпускники Открытых студий Винзавода?
Автор: Алина Колоскова
Обложка: Варвара Топленникова
Фото: Кир Эсадов, Анна Шуманская, Настя Острикова
08 June, 2023
На протяжении нескольких лет в нашем журнале выходят статьи, в которых мы знакомимся с резидентами разных сезонов Открытых студий. Мы решили узнать, где сейчас живут и работают их выпускники, каких успехов у них получилось достичь, кто из них продолжает художественную практику, а кто ушел в другие профессии.
Миша Гудвин
Выпускник пятого сезона. Современный и стрит-арт художник, куратор. Сооснователь самоорганизованного выставочного пространства и культурного центра «Дай пять» в Воронеже.
КАКИХ УСПЕХОВ ВЫ ДОБИЛИСЬ В СФЕРЕ ИСКУССТВА ПОСЛЕ ВЫПУСКА ИЗ ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ?
Участие оказалось для меня продуктивным. Начал сотрудничать с галереей fābula, а сразу после завершения сезона с художниками из Студий мы открыли собственное выставочное пространство ИП Виноградов.
У меня получается вести интенсивную выставочную деятельность, участвовать в резиденциях (к примеру, арт-резиденция Выкса) и коллаборациях. Недавно моя уличная работа «Радуга» обрела новое воплощение на футболках в рамках сотрудничества с Ильей Варламовым.
Сейчас я нахожусь в постоянной череде поездок. В конце прошлого лета открыл сольный проект в Базеле в галерее Voskhod, а недавно участвовал в групповой выставке в Ереване.
Также я продолжаю дистанционно заниматься нашим выставочными пространством в Воронеже — «Дайпять». А недавно мы открывали выставку в Москве, в галерее szena, где вместе с галереей «Утилизация» показали проект воронежских авторов.
ПРОДОЛЖАЕТЕ ЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ИСКУССТВОМ?
Последний год, до начала мобилизации в сентябре 2022 года мой заработок был полностью только с искусства — продажи работ, гонорары за выставки и резиденции. Но сейчас я совмещаю искусство со второй моей профессией — я беру заказы на разработку айдентики и брендинга для разных компаний. Активно участвую в различных выставочных проектах, но, чтобы чувствовать себя уверенно финансово, совмещаю два дела.
Я считаю нормальным в условиях нестабильной экономической и политической ситуации иметь несколько возможностей заработка. Не так давно я стал преподавать в онлайн-школе Bang Bang Education — вместе с моим коллегой, Яном Посадским, ведем курс по кураторским практикам. Также читаю лекции про новейшее искусство по приглашению.
Ника Черняева
Выпускница пятого сезона
КАКИХ УСПЕХОВ ВЫ ДОБИЛИСЬ В СФЕРЕ ИСКУССТВА ПОСЛЕ ВЫПУСКА ИЗ ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ?
На момент попадания в Открытые студии в 2020 году я уже больше 10 лет занималась искусством. И все же этот период максимально ускорил все мои процессы — как внутренние, так и внешние. Здесь я познакомилась с галереей Jart, где потом прошла моя выставка. Благодаря Студиям началось сотрудничество с проектом «Объединение» — именно на Винзаводе они увидели мои работы. Я ощутила себя более видимой, впервые в жизни почувствовала интерес со стороны журналистов. Дело даже дошло до того, что в апреле 2021 года вышел спецвыпуск журнала Forbes про современное искусство с моей картиной на обложке — до Студий такое было бы просто немыслимо.
Было еще много разных проектов: участие в ярмарке blazar, групповые выставки, арт-маркеты. А все лето 2022 года я провела в резиденциях — сначала работала в Латвии, куда должна была поехать еще летом 2021-го, но из-за карантина поездка перенеслась. В Лиепайском музее истории и искусства открылась выставка коллекции Райвиса Забиса, на которой можно увидеть одну из работ, написанных в этот период. После чего почти два месяца жила и работала в Выксе, готовила персональный проект «Сон Сервис».
ПРОДОЛЖАЕТЕ ЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ИСКУССТВОМ?
Еще в 2018 году я отовсюду окончательно уволилась и зареклась совмещать искусство с другими видами деятельности. Жизнь в Открытых студиях дала забавный побочный эффект. Здесь я впервые начала работать с Таро, написала первый холст на эту тему — он назывался «Шут» и был моим символическим автопортретом, знаменующим начало нового жизненного цикла. Впоследствии именно галерея «Объединение» помогла найти покупателя для этой работы.
Мое увлечение картами постепенно переросло из творческой плоскости в гадательную, хотя поначалу это был обычный research — я делала расклады, чтобы глубже погрузиться в тему. В итоге на сегодняшний день я совершенно неожиданно для себя могу назвать это полноценной второй работой. Запросы на гадание приходят так часто, а мне так интересно их делать, что хобби, случайно начавшееся в порядке бреда, теперь занимает довольно много времени и приносит вполне реальный доход. В качестве оплаты я принимаю донат любого размера, просто чтобы закольцевать обмен энергией. Суммы прилетают самые разные, но их среднее арифметическое меня вполне устраивает. Мне даже нравится такая денежная спонтанность, для меня это максимально комфортный формат сотрудничества, да и работой это сложно назвать — одно сплошное удовольствие. И немного магии — все как мы любим.
Сергей Карев
Выпускник седьмого сезона
КАКИХ УСПЕХОВ ВЫ ДОБИЛИСЬ В СФЕРЕ ИСКУССТВА ПОСЛЕ ВЫПУСКА ИЗ ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ?
Мой главный карьерный успех, который я связываю со Студиями, — это то, что на проекте меня нашла галерея FUTURO. У нас сложились необычайно теплые взаимоотношения. Теперь у меня две галереи — FUTURO и ART&BRUT.
В 2022 году основательница галереи FUTURO, Анастасия Панова, позвала меня участвовать в ярмарке Cosmoscow, где, по счастливому или, наоборот, закономерному стечению обстоятельств, мы продали весь наш стенд.
Сейчас мы заняты подготовкой моего большого сольного проекта, который откроется этой осенью. Главный же творческий успех — мой проект на финальной выставке Открытых студий. Для меня это был просто раз*еб.
ПРОДОЛЖАЕТЕ ЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ИСКУССТВОМ?
Пожалуй, я никогда не занимался ничем, кроме искусства… Ничего другого я не умею, и потратил много времени, сил, денег и других ресурсов для учебы и построения своей карьеры. Я не вижу никаких причин и никакого достойного повода для прекращения того, что составляет ядро моей жизни. Я производил, произвожу и буду производить искусство, несмотря на идиотские, ужасные, забавные, счастливые, да и вообще всячески возможные обстоятельства. God knows I tried.
Лиза Штормит-Роммэ
Выпускница второго сезона. Ольфакторный художник, куратор, основатель Агентства Штормит (AS agency Shtormit) и Парижской Ассоциации художников LAC. Живет и работает в Париже.
КАКИХ УСПЕХОВ ВЫ ДОБИЛИСЬ В СФЕРЕ ИСКУССТВА ПОСЛЕ ВЫПУСКА ИЗ ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ?
После Открытых студий в 2019 году я получила место в арт-резиденции Cité internationale des arts в Париже и уехала на три месяца для работы. Незадолго до этого подала заявку в летнюю Академию Зальцбурга и поступила. Мой успех во многом связан с Открытыми Студиями — у нас была обалденная учебная программа с потрясающим тьютором Андреем Паршиковым и всей командой проекта.
Занятия помогли структурировать знания и посмотреть на мои практики немного с другой стороны. Я нашла точные формулировки, начала смелее разговаривать и писать на английском. Считаю поступление в летнюю Академию Зальцбурга и мой микро-грант для оплаты обучения — нашей совместной победой.
После Зальцбурга я поступила на исследовательскую программу в Париж, в национальную школу искусств. Так я приехала учиться во Францию и осталась. В Париже прошла собеседование и выиграла конкурс, организованный Винзаводом и Открытыми Студиями, получила место в арт-резиденции АСМЕ в Лондоне и стипендию от фонда МОСТ. В арт-резиденции я создала проект "nOsence", за работой над которым следили сотрудники ЦСИ Винзавода и всячески меня поддерживали. Это был классный опыт работы.
Три месяца назад поступила в инкубатор для предпринимателей в сфере культуры. Разрабатываю новые арт-стратегии, пробую французские «приемы». Сейчас являюсь резидентом одного из самых старых арт-сквотов Парижа — 59 Rivoli. Работать буду там до мая 2023. Заходите в гости, можно будет понюхать мои объекты!
ПРОДОЛЖАЕТЕ ЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ИСКУССТВОМ?
Я продолжаю заниматься искусством и работать с запахами, ароматами, создавать реди-мейды из старинной мебели, найденной на улицах Парижа. Свои арт-проекты совмещаю с работой в агентстве, которое мы основали вместе с Аней Знаенок.
Идея пришла к нам в конце пандемии — во время карантина у меня не было возможности показывать свои интерактивные, тактильные и пахнущие работы. По просьбам коллег я вышла в онлайн, провела собственные курсы для художников по подготовке и созданию арт-доков. Почти два года мы успешно интегрируемся в парижскую сцену. Остаемся верны всем художникам, говорящим и думающим на русском, независимо от национальности и места проживания. Мои практики арт-агента помогают развиваться и иметь доступ к закрытым базам с опен-коллами. Как художник кино я умею и люблю создавать атмосферу. А как сайт-специфик автор хочу находить готовые места для проектов и исследовать их. Почти полтора года я искала пространство. Недавно нашла уникальное место, начали работать. Следите за новостями в моем инстаграме @art_olfactory.
Слава Нестеров
Выпускник четвертого сезона
КАКИХ УСПЕХОВ ВЫ ДОБИЛИСЬ В СФЕРЕ ИСКУССТВА ПОСЛЕ ВЫПУСКА ИЗ СТУДИЙ?
Успех — понятие сложное, а путь в сфере искусства не напоминает лестницу вверх. Во время моего участия в Открытых студиях мне негде было жить. Тогда я придумал перформанс длиною в неделю, чтобы оставаться на ночь в Открытых студиях — руководство Винзавода пошло навстречу.
Затем наступила пандемия, и я совсем выпал в осадок. Но, к счастью, после Открытых студий я заключил договор с галереей Syntax. Директор и основательница, Эльвира Тарноградская, оказалась большим профессионалом и очень душевным человеком, поддерживающим своих художников. В 2020 году была персональная выставка в галерее. Правда, все произошло не как надо. За два дня до открытия в Москве из-за пандемии запретили массовые мероприятия.
Потом случился, наверное, самый хороший год. Я присоединился к ИП Виноградов, съездил в резиденцию и поучаствовал в ряде выставок, в том числе крупных: в Дарвиновском музее и в Новой Третьяковке. Они дали толчок к дальнейшему росту и к персональной выставке в Триумфе в 2022 году.
В ИП Виноградов мы стали очень близкими людьми. Делали неплохие проекты, показывая на нашей площадке художников из разных городов и стран. Обзавелись рядом постоянных коллекционеров.
В середине 2022 года, несмотря на нестабильную ситуацию в стране и мире, мы с Пашей Польщиковым прокурировали большую групповую выставку в Туле. По инерции шли художественные проекты и оставались договоренности с площадками — мы старались продолжать работать. Я реализовал персоналку в «Триумфе».
ПРОДОЛЖАЕТЕ ЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ИСКУССТВОМ?
К концу 2022 года площадка ИП Виноградов перестала существовать. Мне нужна была мастерская, и я хотел продолжать выставочную деятельность. Тем более от нервного истощения я сам не мог или не хотел заниматься художественной практикой. В феврале 2023 года я нашел в пяти минутах от метро Тульская пространство под мастерскую. Предложил своему другу Сергею Гуськову вместе со мной взять эту ношу. Он согласился, и мы назвали место «masla lisse».
За месяц мы сделали ремонт и организовали выставку Ольги Парамоновой и Ники Пешехоновой. Я надеюсь, мы движемся в правильном направлении, несмотря на все трудности. Стараемся сейчас фандрайзить. У меня нет никаких доходов, кроме как от художественной деятельности. А времена вновь несладкие. Ищем людей, фонды, которые финансово помогли бы нам показывать экспериментальное свободное искусство и открывать новые имена или же находить художников из прошлого, которые были забыты.
Анна Брандуш
Выпускница третьего сезона. Режиссер, художница, с 2022 года — коуч.
КАКИХ УСПЕХОВ ВЫ ДОБИЛИСЬ В СФЕРЕ ИСКУССТВА ПОСЛЕ ВЫПУСКА ИЗ СТУДИЙ?
После выпуска из Открытых студий летом 2019 года я ездила по гранту в Летнюю Академию Искусств в Зальцбурге на двухнедельный мастер-класс Эли Кортиньяс.
В 2020 году я участвовала в составе группы БКБ с несколькими перфомансами в жанре реэнактмента и видеоперформансом в Триеннале современного российского искусства в Музее «Гараж». В этом же году создала и руководила онлайн-школой современного искусства «Концепция». В 2021 году выпустилась сразу из двух арт-школ: из Школы Родченко и Института современного искусства Иосифа Бакштейна.
В марте 2022 года я закрыла «Концепцию» в связи с событиями, осталась в минусе и стала оформлять банкротство. Я понимала, что тогда было бы уместно делать только антивоенные работы. Но мне не хотелось, чтобы «Концепция» стала политической школой, и ставить под угрозу студентов. Обучение искусству перестало быть актуальным, так как у людей возникло множество насущных проблем: смена работы, переезды и так далее. Не было возможности уделять время обучению профессии, которой и заработать-то почти невозможно.
ПРОДОЛЖАЕТЕ ЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ИСКУССТВОМ?
В 2022 году я остановила художественную практику. Чувствовала разочарование в искусстве и начала искать что-то, что может обеспечить мою семью. Проработала 4 месяца в агентстве недвижимости, почти без выходных и без заработка — платили только проценты со сделок и забирали бОльшую часть комиссии (за четыре месяца я заработала дважды по 40 тысяч рублей). Ушла, стала искать дальше, чем заниматься. В ноябре пошла учиться в онлайн-школу «Психодемия» на мастерство коучинга. У меня уже есть первые клиенты, я активно учусь и развиваю личный бренд коуча через свой телеграм-канал «Трансформация с Анной Брандуш».
Хотя я перестала заниматься искусством, в конце прошлого года мы с Любой Ягдановой были номинированы на Премию Курехина с работой «Развоплощение». Недавно я сделала совместно с Петром Царёвым работу «16 минут свободы» для выставки «Полная свобода творчества с некоторыми ограничениями» в Зверевском центре. Согласилась, так как меня пригласил лично куратор Эльдар Ганеев, и времени на создание работы требовалось немного. До конца искусство не отпускает: я продолжаю ходить на выставки, чтобы встречаться с друзьями. Но продолжу ли полноценную практику в качестве художницы — пока не знаю.
Автор: Алина Колоскова
Обложка: Варвара Топленникова
Фото: Кир Эсадов, Анна Шуманская, Настя Острикова
08 June, 2023