Кто это придумал и как это работает: команда Beat Film Festival

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Анастасия Лобачёва

Фото: Евгения Баранова

24 May, 2024

В этом году фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Festival празднует свое пятнадцатилетие. Фестиваль не только отмечает круглую дату, но и чествует кинематограф как вид искусства и язык кино как способ взаимодействия с миром. С 6 по 16 июня в Москве можно будет посмотреть картины о режиссерах Мишеле Гондри, Жане-Люке Годаре и Дарио Ардженто, о Каннском фестивале, о голливудском кастинг-директоре Бонни Тиммерман и команде мультсериала «Смешарики».

Мы поговорили с московской частью команды самого известного фестиваля документально кино в России, теми, кто часто остается «за кадром» его создания, и узнали, как преодоление сложностей в работе становится, в том числе, и главной радостью.

Полина Веденяпина

креативный директор

РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ BEAT?

Мне было 20 лет. Я училась на четвертом курсе и мне очень нужна была стажировка. Мы пошли обедать с моим другом Мишей Шапиром, он тогда работал смм-менеджером в BEAT. Он сказал что-то в стиле «а давай к нам?», и я написала длинное мотивационное письмо, на которое мне не ответили.

Чем больше я читала про фестиваль, тем больше казалось, что это мое. А потом на какой-то вечеринке на Стрелке я долго собиралась с силами и подошла к нашей общей с Аленой и Кириллом подруге и сказала что-то в стиле: «Очень туда хочу, можешь меня посоветовать?». На следующее утро мне написала Алена (прим.ред. — Алена Бочарова — основательница Beat Film Festival). Спасибо друзьям и коктейлям на Стрелке за любимую работу, получается.

КАКОЙ ФИЛЬМ ИЗ ПРОГРАММЫ BEAT, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СТОИТ УВИДЕТЬ КАЖДОМУ?

«Больше огня: История Аниты Палленберг», потому что каждому из нас, как и главной героине фильма, иногда «хочется просто все к черту перевернуть».

ЧТО САМОЕ КЛАССНОЕ И САМОЕ СЛОЖНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ?

Самое классное — это когда появляются первые идеи и ты делишься ими с командой, а потом приходишь и видишь то, что вы придумали, вживую на фестивале. Самое сложное — все, что между этими двумя точками.

КАК БЫЛА ПРИДУМАНА СТАТУЭТКА ДЛЯ ПОБЕДИТЕЛЯ НАЦИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА?

Каждый год мы делаем новый уникальный объект с современными художниками. Поэтому мы придумываем ее прямо сейчас. Я очень люблю этот процесс, потому что ты приходишь к человеку, рассказываешь, про что фестиваль в этом году, а дальше наступает момент, когда из этого появляется физический объект. Это каждый раз такая возможность увидеть фестиваль со стороны, глазами художника, которому мы это доверяем. Мечтаю когда-нибудь обзавестись такой статуэткой у себя на полке, но для этого сначала надо снять кино.

РАССКАЖИТЕ О СВОЕМ САМОМ ПРИЯТНОМ ВОСПОМИНАНИИ, СВЯЗАННОМ С ФЕСТИВАЛЕМ BEAT.

За 5 лет приятных воспоминаний очень много. Но сейчас вспомнился показ Национального конкурса, который проходил в открытом кинотеатре в Музеоне. В середине показа пошел дождь, но все остались на своих местах и досмотрели фильм. А потом был «Q&A» с режиссерами. Мы думали его отменить, но стало понятно, что уходить никто не собирается. Все стояли под зонтами, куртками, кусочками крыши и обсуждали кино. Не помню точно, что я тогда подумала, но помню, что это был очень счастливый момент.

Нигина Махмудова

маркетинг-директор

РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ BEAT?

Пришла в BEAT, написав Алене Бочаровой в ответ на ее пост про конференцию ТОК. Влюбилась в команду и уже не смогла отказаться от возможности поработать с фестивалем.

КАКОЙ ФИЛЬМ ИЗ ПРОГРАММЫ BEAT, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СТОИТ УВИДЕТЬ КАЖДОМУ?

«Питер Доэрти: незнакомец в моей шкуре». Фильм про лучшие и худшие годы вокалиста The Libertines и Babyshambles, запечатленные его женой. Ностальгия: в 2015 году привозили The Libertines в Москву на Ahmad Tea Music Festival с командой бренда и лучшим концертным агентством Pop Farm.

ЧТО САМОЕ КЛАССНОЕ И САМОЕ СЛОЖНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ?

Самое классное это вдохновение — от кино и команды. В секретном программном чате посмотрела весной удивительный фильм, который, очень надеюсь, коллеги привезут в следующем году. А командный неформальный чат «на работу как на праздник» единственный, пожалуй, сообщениям в котором я рада всегда.

Самое сложное — за 2 недели до фестиваля открыть второе дыхание у себя и команды маркетинга, так как в этот момент самая большая загрузка и переломный момент в динамике продаж билетов.

РАССКАЖИТЕ О СВОЕМ САМОМ ПРИЯТНОМ ВОСПОМИНАНИИ, СВЯЗАННОМ С ФЕСТИВАЛЕМ BEAT.

Сложно выбрать, но первое, что пришло в голову, ощущения во время просмотра фильма «Рейв в Иране», посмотрела этот фильм только в прошлом году. Летний вечер, любимый муж рядом и остросюжетный док про любовь к музыке и смелость воплощать мечты.

Ася Борисова-Кромских

линейный продюсер

РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ BEAT?

Было время, когда я работала в Центре документального кино и из любопытства пошла волонтером на летний фестиваль. Затем еще помогала на паре фестивалей, а потом мне написал мой ныне продюсерский брат Валентин и предложил сделать тестовое задание. Так и работаю.

КАКОЙ ФИЛЬМ ИЗ ПРОГРАММЫ BEAT, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СТОИТ УВИДЕТЬ КАЖДОМУ?

Хочется написать про Смешариков («20 лет со Смешариками»), но все должны посмотреть «Стойкого человека». Это бесконечно красивый и вдохновляющий фильм о человеческом стремлении и титанических усилиях, чтобы вновь вернуться на сцену королевского лондонского балета и быть на пике формы.

ЧТО САМОЕ КЛАССНОЕ И САМОЕ СЛОЖНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ?

Начнем с того, что я могу смотреть фильмы одной из первых!

Большое удовольствие общаться с людьми, которые окружают фестиваль: кураторы площадок, волонтеры, партнеры, друзья фестиваля — это все чудесные люди.

Самым сложным пока остается очень технический момент — составление расписания. Понять, какой фильм куда лучше подходит, учесть рентабельность показа, возможности и желания площадок, а еще не забыть и про наши хотелки. Это все трудоемкий и длительный процесс, но когда программа полностью складывается и ты видишь готовое расписание на сайте, — это непередаваемое чувство.

РАССКАЖИТЕ ОБ ОДНОМ ИЗ САМЫХ СТРЕССОВЫХ СЛУЧАЯХ, СВЯЗАННЫХ С ВАШЕЙ РАБОТОЙ?

Даже смешно, но я не могу вспомнить каких-то невероятных стрессовых ситуаций. Хотя, один раз мы переделывали тираж авосек за пару дней до открытия, потому что не угадали с размером — вот это был стресс.

РАССКАЖИТЕ О СВОЕМ САМОМ ПРИЯТНОМ ВОСПОМИНАНИИ, СВЯЗАННОМ С ФЕСТИВАЛЕМ BEAT.

На осеннем фестивале Beat Weekend пару лет назад мы с моим талантливым другом Димой ходили смотреть фильм «Ди Би Купер: как угнать боинг и исчезнуть». Очень хорошо помню, как мы хихикали во время просмотра, а после пошли пить какао и обсуждать, кому какая теория кажется правдивой!

Саша Лялин

PR-менеджер

РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ BEAT?

Летом 2023 года я увидел, что фестиваль ищет в свою команду новых людей для усиления перед Beat Weekend — осенней версией BFF в более чем 20 городах проведения. Признаюсь, не то чтобы тогда рассчитывал на многое, ведь это же «крупнейший фестиваль документального кино в России», но поддержка близких и ощущение, будто точно знаю, как можно сделать фестиваль еще более узнаваемым и классным, помогли побороть сомнения.

В итоге все прошло отлично: мы провели осенний Beat Weekend в 21 городе России, конференцию для предпринимателей ТОК, а сейчас вовсю готовимся показать долгожданные фильмы на лучших площадках Москвы.

КАКОЙ ФИЛЬМ ИЗ ПРОГРАММЫ BEAT, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СТОИТ УВИДЕТЬ КАЖДОМУ?

«Вечеринка на краю света» — пронзительно нежное роуд-муви о компании американских подростков, у которых нет денег и плана, но есть старый минивэн и желание понять что-то про себя и мир за пределами своего захолустья. А еще это просто очень красивое кино.

ЧТО САМОЕ КЛАССНОЕ И САМОЕ СЛОЖНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ?

Самое классное — увидеть качественные материалы о фестивале в медиа и полные залы в кинотеатрах. Самое сложное — написать тысячи сообщений для того, чтобы это произошло.

ПОДЕЛИТЕСЬ СЕКРЕТОМ: КАК РАССКАЗЫВАТЬ АУДИТОРИИ О ФЕСТИВАЛЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО ТАК, ЧТОБЫ НА НЕГО ПРИШЛИ?

Быть искренними, доверять журналистам (они знают лучше тебя, как общаться со своей аудиторией) и не забывать о том, что любые внешние коммуникации — это игра в долгую. В нашем подходе мы всегда стараемся быть не просто фестивалем, который показывает классные фильмы, но и площадкой для сборки сообществ и диалога на темы, которые могут быть интересны людям с совершенно разными взглядами и увлечениями. Медиа в такой логике — полноценные и равноправные участники диалога.

Мы ценим отношения с близкими нам по духу медиа и стараемся делать так, чтобы любое партнерство работало на обе стороны — чтобы фестиваль рос из года в год и становился более узнаваемым (в том числе для новых аудиторий), а российский медиа ландшафт укреплялся и пополнялся новыми и самобытными медиа.

Всего этого не могло бы быть и без сильного визуального сопровождения (соцсети, афиши, трейлеры и многое другое) — хочу сказать «спасибо» креативному и дизайн департаментам фестиваля.

РАССКАЖИТЕ О СВОЕМ САМОМ ПРИЯТНОМ ВОСПОМИНАНИИ, СВЯЗАННОМ С ФЕСТИВАЛЕМ BEAT.

Наверное, самые приятные воспоминания создаются прямо сейчас.

Анжелика Барышникова

исполнительный продюсер

РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ BEAT?

Я присоединилась к команде совсем недавно. Всегда была исключительно зрителем фестиваля и никогда не думала раньше, что могу быть по другую сторону… И вот я здесь!

Зимой этого года, когда в сети появилась открытая вакансия продюсера на фестиваль, мне сразу прилетели ссылки от друзей с комментарием: «Кажется, это твое!». Друзья были правы — сейчас это действительно мое. Искренне рада, что отправила свое CV, прошла все три этапа собеседований и так быстро втянулась в работу команды.

КАКОЙ ФИЛЬМ ИЗ ПРОГРАММЫ BEAT, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СТОИТ УВИДЕТЬ КАЖДОМУ?

В программе фестиваля всегда фильмы о людях, которые вдохновляли и вдохновляют меня до сих пор. В этом году представлена, на мой взгляд, совершенно особенная программа и ее международную часть стоит особенно подчеркнуть. Очень жду на экране историю главного фантазера в современном кино — «Мишель Гондри: DIY».

А еще я всегда была фанаткой парижского концепт-стора Colette, поэтому с большим удовольствием пересмотрю эту невероятно трогательную и одновременно сильную историю культового проекта, который был создан матерью и ее дочкой.

ЧТО САМОЕ КЛАССНОЕ И САМОЕ СЛОЖНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ?

Здесь из вопроса рождается сразу ответ: самое сложное для меня — всегда самое классное и интересное.

РАССКАЖИТЕ ОБ ОДНОМ ИЗ САМЫХ СТРЕССОВЫХ СЛУЧАЯХ, СВЯЗАННЫХ С ВАШЕЙ РАБОТОЙ?

Продюсерская работа, как мне кажется, имеет стрессовый флер по умолчанию. Все процессы очень живые, а ситуации непохожи друг на друга. Ты просто живешь в этом мире неустанного планирования и абсолютной готовности к тому, что что-то может пойти не так. Выделить «особенное» я не могу, потому что, по сути, это моя жизнь, моя крейзи «рутина» и самая любимая профессия.

РАССКАЖИТЕ О СВОЕМ САМОМ ПРИЯТНОМ ВОСПОМИНАНИИ, СВЯЗАННОМ С ФЕСТИВАЛЕМ BEAT.

Я была воодушевлена показом фильма Селины Майлз «Марта Купер: История о граффити» 2019 года. Марта Купер — легендарный фотограф, «крестная стрит-арта», и мне посчастливилось знать ее лично. Я с большим трепетом смотрела кино и было любопытно проводить параллели ее жизни на экране и за его пределами. Получился такой эффект полного погружения.

Юля Щербакова

креативный продюсер

РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ BEAT?

К фестивалю я присоединилась еще год назад в качестве стажера между креативным и партнерским отделами: помогала с исследованиями, мероприятиями и отчетными презентациями.

Это была временная занятость, но я совала свой любопытный нос и в другие проекты ребят. И вот, за счет большого энтузиазма, оказалась еще раз на осеннем Beat Weekend, а с февраля этого года стала полноценным членом команды.

КАКОЙ ФИЛЬМ ИЗ ПРОГРАММЫ BEAT, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СТОИТ УВИДЕТЬ КАЖДОМУ?

Программа фестиваля всегда очень насыщенная и этот год — не исключение. Но вот из неочевидных тем в этом году станет фильм про технологии и AI — «Вечный ты». Мне кажется, его стоит увидеть каждому просто потому, что он на доступном языке рассказывает о возможностях современного мира и потенциальной цифровизации личности. В свете выхода GPT-4 это довольно актуальная и интересная тема.

ЧТО САМОЕ КЛАССНОЕ И САМОЕ СЛОЖНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ?

Самое классное — люди, самое сложное — тоже люди. А точнее согласования, правки и все, что требует мнения больше одного человека.

КАКИМ ПРОЕКТОМ, ВОПЛОЩЕННЫМ ВИЗУАЛОМ ИЛИ АТРИБУТОМ ВЫ БОЛЬШЕ ВСЕГО ГОРДИТЕСЬ?

У меня ужасный синдром самозванца на этом вопросе, потому что большая часть моей работы — командная. Наверное, я горжусь тем, что помогаю быть фестивалю чуточку лучше везде и понемногу. Но если конкретнее, надеюсь вы оцените мерч и трейлер фестиваля в этом году.

РАССКАЖИТЕ О СВОЕМ САМОМ ПРИЯТНОМ ВОСПОМИНАНИИ, СВЯЗАННОМ С ФЕСТИВАЛЕМ BEAT.

Буквально каждый сеанс, на котором я была — это уже приятное воспоминание, потому что все просмотренные фильмы понемногу дополняют мою картину мира с разных сторон. Еще больше мне нравится втягивать в это других. Самое приятное, когда я привожу друзей на кинопоказы и после слышу: «Вау, теперь я знаю, что документальное кино может быть таким».

Настя Куницына

стажер

РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ BEAT?

Кино — один из самых стойких интересов в моей жизни. Если в университете я фокусировалась на теории, то, поступив в Московскую школу кино, я начала больше узнавать, как киноиндустрия функционирует изнутри и где именно можно применить полученные навыки. Захотелось узнать, где во всей этой истории может найтись место для меня. Так или иначе BEAT всегда был на слуху, но впервые я попала на фестиваль в 2023 году, когда помогала на площадках как волонтер, наблюдала за работой команды. Спустя почти год появилась вакансия стажера в продюсерский отдел. Решилась, откликнулась, прошла собеседование.

КАКОЙ ФИЛЬМ ИЗ ПРОГРАММЫ BEAT, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СТОИТ УВИДЕТЬ КАЖДОМУ?

Остановлюсь на одном из героев этого года — «Дарио Ардженто: Паника». Фильм о мастере хоррора, превратившем ужас в бесконечно переливающуюся фантасмагорию цвета. Мерцающая образность, красота и балаган — важные маркеры кино для меня, а Ардженто один из немногих авторов, воплотивших в своих фильмах их все. «Паника» — отличная возможность узнать больше про саму суть кино как от Ардженто, так и от других современных режиссеров.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЛАЙФХАКОМ — КАК СТРУКТУРИРОВАТЬ СТОЛЬ МАСШТАБНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ И КОМАНДУ, КОТОРАЯ НАД НИМ РАБОТАЕТ?

Кажется, необходимо для начала научиться структурировать себя. За то недолгое время, что я принимаю участие в работе фестиваля, я замечаю, что BEAT — это отлаженный механизм и команда, которая способна решать возникающие трудности буквально на лету.

ЧЕМУ БЫ ТЕБЕ ХОТЕЛОСЬ НАУЧИТЬСЯ ЗА ВРЕМЯ СВОЕЙ СТАЖИРОВКИ В КОМАНДЕ BEAT?

Я бы хотела узнать больше про путь, который проходит фильм от завершения работы над ним до экрана: покупка фильмов, формирование программы, прокат.

РАССКАЖИТЕ О СВОЕМ САМОМ ПРИЯТНОМ ВОСПОМИНАНИИ, СВЯЗАННОМ С ФЕСТИВАЛЕМ BEAT.

Мне трудно выделить одно конкретное событие, но пусть это будет показ в отеле Рихтер в прошлом году. Мне нравится, сидя в кинотеатре, в разные моменты времени оборачиваться по сторонам и наблюдать за завороженными лицами, прикованными к экрану. Это, с одной стороны, про коллективное переживание, а с другой — про наиболее острое осознание, что каждый из этих людей сталкивается со своим собственным уникальным чувствованием. Тогда это был летний кинотеатр, сумерки, гипнотический фильм «Сны отеля Челси». Все сошлось, эффект был магическим.

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Анастасия Лобачёва

Фото: Евгения Баранова

24 May, 2024