Чем сейчас занимается Музей «Гараж»? Рассказывает команда музея
Команда Музея современного искусства «Гараж» на протяжении последних полутора лет активно инициирует мероприятия как внутри институции, так и вовне — например, организуя экскурсии по Москве, развивая серию онлайн-радио и подкастов и участвуя в инклюзивных проектах совместно с российскими благотворительными фондами.
Подробнее о том, какие события проходят в Музее сейчас и почему они актуальны и важны, нам рассказала команда институции.
Настя Митюшина
куратор публичной программы
РАССКАЖИТЕ ПРО НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТЫ, КОТОРЫМИ ВЫ СЕЙЧАС ЗАНИМАЕТЕСЬ.
Мой основной сейчас проект — цикл встреч с художниками «42». Они проходят раз в неделю с марта — так собирается очень субъективный, но живой дневник художественной жизни в Москве за 2023 год. Герои отбираются (часто совместно с коллегами) по очень простому критерию: важно ли художнику сейчас встретиться со своим зрителем вживую. Если у героя есть запрос на обратную связь в ответ на свой текущий проект или интерес порефлексировать публично, то получается беседа или лекция. Если разговаривать не очень хочется, но есть готовность поделиться творческими навыками и методами, то мы делаем мастер-класс. В таком событии для посетителя создается пространство близости с художником и самопознания через творчество. И так отрадно, что на встречи приходят коллеги и появляется возможность общаться вне рабочих ролей.
А еще вместе с коллегами из просветительского отдела я собираю детские книги для «Гаражных чтений». Это мне и как маме увлекательно. Берем либо кейсы по иллюстрации, либо книги о толерантности и принятии инаковости. Меня поразила книга «Солдатик» Кристины Беллемо и Вероники Руффало от издательства «Поляндрия»: в ней так доходчиво изображена узость мышления достигаторов, ее коварство. Скоро почитаем это издание с детьми у нас.
Нас базово семь человек в команде, менеджеров и кураторов, но если брать переводчиков на РЖЯ (русский жестовый язык — примеч. ред.), технических специалистов, дизайнеров, команду пиар-отдела и волонтеров, помогающих во время мероприятия, то гораздо больше людей работают на то, чтобы проект состоялся. Кроме того, вовлекаю профильных кураторов: например, встречу с дуэтом wiiu-wiiu (Максим Анпилогов и Вера Баркалова) вел куратор Garage Digital Никита Нечаев.
Сначала я думала, что самым сложным будет найти 42 заинтересованных художника в Москве, но как только родилась идея цикла, герои стали обнаруживаться сами собой. Самое сложное для меня — расстаться с художником. Часто после встречи засиживаемся, продолжая обсуждать житье-бытье.
Вообще, много всего происходит. В конце мая у нас стартовала программа медиации (куратор Марина Романова). Девять медиаторов выступают в роли проводников для посетителей по пространствам и проектам Музея. Вместе с ними можно посмотреть и обсудить проект Олега Баранова Going Down, погрузиться в онлайн-среду компьютерного класса «Ушедший мир», прийти в гости в Мастерские и познакомиться поближе с изданиями книги художника из фонда редких и ветхих книг библиотеки.
НА ЧЕМ ВАМ КАЖЕТСЯ ВАЖНЫМ СЕЙЧАС ФОКУСИРОВАТЬСЯ?
Я еще больше фокусируюсь на навыке быть в настоящем и быть благодарной. Собственно проект «42» для меня об этом же. Потому мне сейчас и как зрителю, и как куратору симпатичны более камерные форматы и проекты, которые говорят от первого лица, опираясь на прожитый опыт, мотивированное исследование, а не на теоретическое представление «как надо» или экспертное навязывание своей позиции.
КАКИЕ У ВАС ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ В РАМКАХ ТОГО НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ?
Я присматриваюсь к своему опыту, отвечая на вопрос «чем он может быть полезен сегодня». Давно практикую чтение лекций о менеджменте и курировании публичных программ, так что думаю над новой серией лекций или прикладных материалов. А в программировании публичных программ пока я с радостью заново изучаю запросы аудитории и мотивацию художников, присматриваюсь. Все теперь как-то иначе. Мне нравится иметь короткий горизонт планирования — так можно быть более чуткой к контексту. Как выяснилось, я по этой непредсказуемости скучала.
КУДА ВЫ САМИ ХОДИТЕ СЕЙЧАС, В КАКИЕ МЕСТА КУЛЬТУРЫ?
Пространство «Внутри» — отрада для «нетрадиционного» театрала, на проекты Мастерской Брусникина куда угодно хожу. В «ГЭС-2» бываю регулярно, так как там Настя Прошутинская сейчас курирует танец и показывают эскизы новых хореографических работ. А еще в «ГЭС-2» потрясающе оборудовано Ателье — материалы для творчества на любой вкус есть. В прошлые выходные я там с дочкой 3 часа провела: и рисовали, и скульптурный объект сделали, ну и игровое пространство «Лес» от Оли Рокаль — восторг полный. Мне вообще нравится, что мои профессиональные интересы доступны детям. Дочке 4 года, а сыну — 6, потому я люблю ходить с ними и по галереям, и небольшим арт-пространствам — в галерею «Триумф», Лобби и szena, AРТ4 и ЦТИ «Фабрика». Одно изменение — раньше я чаще академическую музыку вживую слушала, но сейчас в случае свободного вечера я выбираю бикрам-йогу. Это оплот моей гибкости (ментальной и телесной) последние полтора года.
Катя Савченко и Елена Бугакова
куратор; менеджер проектов
РАССКАЖИТЕ ПРО НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТЫ, КОТОРЫМИ ВЫ СЕЙЧАС ЗАНИМАЕТЕСЬ.
КС: Последние месяцы я и моя коллега Лена Бугакова занимались проектами программы Garage Archive Commissions. Прошлой осенью мы работали над инсталляцией группы «Малышки 18:22», а в начале апреля этого года открыли проект Олега Баранова Going Down. Его по-прежнему можно увидеть в Музее «Гараж» до середины июня.
Garage Archive Commissions — инициатива, которая объединяет в себе несколько направлений деятельности Музея: взаимодействие с локальными художниками и художницами и вовлеченную работу с архивной коллекцией. Суть программы — приглашение к созданию новых произведений на основе погружения в материалы архива «Гаража». Результаты этой художественно-исследовательской работы демонстрируются в галерее Музея под условным названием «Скайлайт» — обособленном, но довольно большом зале, который сейчас попал в общее пространство библиотеки.
При этом для участников и участниц программы рамка исследования ограничена, пожалуй, только базовыми критериями — работой с архивной коллекцией, пространством и задачей создать новое произведение. Одновременно широта и разнообразие архива «Гаража» предполагает огромную вариативность материалов и тем для исследования и вдохновения. В итоге проекты Garage Archive Commissions получаются очень разными по смыслу, наполнению и визуальным решениям. Например, инсталляция «Малышек 18:22» превратила «Скайлайт» в тотально розовую, но немного грустную и жутковатую квартиру, а проект Олега Баранова трансформировал пространство в более строгий, скорее кинематографичный зал.
ЕБ: В процесс подготовки даже такого небольшого проекта вовлечено много людей — в разной степени практически все отделы Музея и еще внешние помощники и подрядчики. Над Going Down с самого начала работал художник и мы с Катей Савченко. Как менеджер я планирую весь процесс и делаю так, чтобы мы открылись с учетом всех бюджетных, технических, юридических, временных и прочих ограничений. С открытием проекта моя работа не заканчивается: нужно следить, как живет пространство, как реагируют посетители, а затем провести демонтаж и подвести итоги.
С определенного этапа в подготовку, помимо нас с Катей, сильно вовлекались юристы и инсталляторы, а ближе к монтажу подключались хранитель, редакторы, дизайнеры, диджитал-специалисты, техническая служба и коллеги, отвечающие за PR, видеопроизводство, посетительский опыт, инклюзию и публичные программы. Отдельная роль отводилась сотрудникам архива и библиотеки «Гаража»: они помогали нам с консультациями по материалам, их просмотром и затем выдачей на проект. Если посчитать соучастников только со стороны Музея — получается уже больше полсотни человек. Помимо этого — художники, кураторы, коллекционеры, специалисты в конкретных областях (например, в методах печати), с которыми мы советовались по ходу.
КС: Вообще, моя роль как куратора в этих проектах имеет некоторые особенности, что обусловлено характером программы. Во-первых, проекты Garage Archive Commissions являются персональными, то есть всегда сфокусированными на художнике или художнице. Во-вторых, участники и участницы программы сами выбирают сюжет для исследования в архиве, который, в конечном итоге, и формирует смысловой центр их новой работы. То есть, моя функция в этих проектах сводится, скорее, к поддержке и медиации: я помогаю с поиском экспозиционных решений, помогаю «докрутить» работу, пишу сопроводительный текст.
КС: Что касается трудностей, то для меня в ситуации, когда художник или художница создает новую работу, всегда возникает дополнительная сложность, связанная со сроками и синхронизацией процессов. Например, по-хорошему писать кураторский текст о работе стоит только тогда, когда она полностью готова — а этот момент иногда наступает вплотную к открытию. Приходится подстраиваться. С другой стороны, это и интересно. Я часто испытываю особое, такое «щекочущее» чувство волнения, когда впервые вижу абсолютно новое произведение, за развитием которого до этого так долго следила через эскизы, тексты, фотографии, переписки.
ЕБ: Кажется, что на моей стороне все основные сложности уже позади, но я понимаю, что некоторые проблемы перекочуют и в следующие проекты. Среди них дефицит или даже отсутствие некоторых инсталляционных материалов вроде конкретных видов багета и бескислотного картона, нюансы с точной колеровкой краски, сроки производства и поставки каких-то вещей.
НА ЧЕМ ВАМ КАЖЕТСЯ ВАЖНЫМ СЕЙЧАС ФОКУСИРОВАТЬСЯ?
КС: В последний год я выбираю фокусироваться на людях, чем на идеях. Я ощущаю потребность заниматься персональными проектами, которые затрагивают сложные и личные истории, работают с субъективностью и пространством переживаний. Сейчас для меня очень важна чуткость и внимательность к «частному». Я думаю, что в обозримом будущем вижу себя в небольших, камерных проектах и инициативах.
Помимо этого, для меня важно поддерживать связи и сохранять пространство для разговора внутри моего профессионального и дружеского круга. В текущих условиях это требует дополнительного вовлечения, и я могу сказать, что воспринимаю эту задачу как важную часть своей работы.
ЕБ: Любопытно, что мой фокус пока наоборот больше смещен на идеи и на групповые проекты. Мне нравится следить за объединениями, коллективами и плодами их совместной работы. Сейчас мне также важнее видеть разнообразие тем — так сказать, иметь выбор. Если говорить о музейном и выставочном поле, то особенно привлекают проекты с документальной основой или вообще об истории какого-либо явления, не связанного напрямую с искусством — вроде выставки «Москва без окраин. Фили» в Музее Москвы, до которой обязательно дойду, или «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры.
КАКИЕ У ВАС ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ В РАМКАХ ТОГО НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ?
ЕБ: В этом году в проекте будут сменяться не только художники, но и команда от Музея, поэтому следующие итерации Garage Archive Commissions уже готовятся другими тандемами коллег. Проект Олега Баранова можно посмотреть до середины июня, а лучше — сходить на медиацию по нему.
КУДА ВЫ САМИ ХОДИТЕ СЕЙЧАС, В КАКИЕ МЕСТА КУЛЬТУРЫ?
КС: Сейчас я провожу больше времени в библиотеке и за книгами дома, чем на выставках. Но обязательно хожу смотреть проекты друзей и в целом предпочитаю более камерные пространства и негромкие проекты. Очень люблю Музей Вадима Сидура и их выставочную программу. Последняя выставка, на которой я была и которую оценила — «Глупая душа» Алисы Гвоздевой в галерее «Люда» в Санкт-Петербурге. Давно слежу за этой художницей, было очень здорово посмотреть ее новые работы.
ЕБ: Мне особенно интересны музейные пространства, выставочная архитектура — то, каким образом представляются объекты и что их окружает. Последний мой «культурный» поход был, например, в недавно открывшийся Музей Динамо — посмотреть, как там все оформлено и устроено.
На самом деле за многими инициативами я слежу онлайн. Например, за студией «Тихая» из Нижнего Новгорода, галереей par nik из Архангельска или пространством «Координата» в Санкт-Петербурге. То, что не могу или не успеваю посмотреть вживую, часто тоже добираю онлайн, в том числе в социальных сетях друзей и коллег.
Никита Нечаев
куратор программы Garage Digital
РАССКАЖИТЕ ПРО НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТЫ, КОТОРЫМИ ВЫ СЕЙЧАС ЗАНИМАЕТЕСЬ.
Garage Digital — программа музея «Гараж», занимающаяся поддержкой художественных практик, связанных с техносоциальными проблемами и сетевыми культурами. Она существует как онлайн-платформа, где доступны цифровые комишны и грантовые работы художников, текстовые и медиа материалы, сопровождающие программы, анонсы и документации онлайн и оффлайн событий.
В прошлом году в рамках программы было собрано постоянно действующее оффлайн пространство в Музее — компьютерный класс «Ушедший мир». Оно работает в открытом формате (каждый может прийти и поработать или пообщаться там, познакомиться с художественными проектами, созданными в рамках Garage Digital, кураторскими подборками игр и материлов архива Музея). Также это и место для семинаров, воркшопов и встреч сообществ, ориентированных на получение новых скиллов или исследование технологий и виртуальных миров в гуманитарном разрезе.
Также мы сделали опен-колл для образовательных или самоорганизованных сообществ, при помощи которого они смогут бронировать компьютерный класс для своей деятельности, так или иначе близкой к сюжетам проекта.
Некоторые активности в компьютерном классе принимают формы постоянных семинаров или лабораторий (иногда переходящих в онлайн или гибридные форматы из-за распределенности участников), ориентированных на профессиональное сообщество. Например, семинары «Операционные изображения» отталкиваются от проблематики связи технологий, власти и образа в работах режиссера, художника и эссеиста Харуна Фароки. Они организованы как встречи видеохудожников, на которых разбираются теоретические и практические вопросы, связанные с производством видеоэссе.
Постоянная команда Garage Digital сейчас — это главный куратор Музея Катя Иноземцева, продюсер и менеджер программы Ольга Лисагор и я, куратор программы. Также мы всегда ориентированы на сотрудничество со всеми отделами и направлениями работы Музея — инклюзивным, архивным, просветительским и издательским. К примеру, сейчас в компьютерном классе инклюзивный отдел организует курс по геймингу для незрячих и слабовидящих посетителей, а художественный коллектив DOA при поддержке просветительского отдела открыл новый сезон курсов компьютерной грамотности для людей старшего возраста, в том числе ситуированный в сегодняшних вызовах в медиасреде.
Самое сложное сейчас — это работа с сетевыми культурами, находящимися в центре наших интересов. Разговор о них предполагает открытость и публичность, поддерживать адекватный уровень которых сейчас невозможно.
О ЧЕМ ВАМ КАЖЕТСЯ ВАЖНЫМ ГОВОРИТЬ СЕЙЧАС И НА ЧЕМ ФОКУСИРОВАТЬСЯ?
Работая с техносоциальной проблематикой, нам сейчас особенно важно анализировать современную медиасреду и производство образов с использованием инструментов цифровой среды — с учетом ее милитаризированной генеалогии и критическим взглядом на нее. Этот язык не был артикулирован в русскоязычном пространстве, хотя разработан в продолжительной традиции в международном контексте. Мы в том числе пишем об этом (простым языком) в нашем свежем телеграм-канале.
КАКИЕ У ВАС ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ В РАМКАХ ТОГО НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ?
Сейчас у нас нет слишком далекого горизонта планирования — но мы надеемся продолжать обозначенные выше векторы работы. Летом мы обратимся к киберфеминизму как теоретическому и социальному движению, связанному с эмансипацией, автономностью и DIY-культурой в патриархальных средах — это будет художественное исследование на базе архива Музея. Надеемся, что мы также уделим внимание аудиальным феноменам в технологиях, их онтологиям и политикам. Первым опытом в такой работе был недавний сезон Радио «Станция», откликающийся на темы «Ушедшего мира».
КУДА ВЫ САМИ ХОДИТЕ СЕЙЧАС, В КАКИЕ МЕСТА КУЛЬТУРЫ?
World Wide Web.
Вера Ежкина
менеджер по развитию издательской программы
РАССКАЖИТЕ ПРО НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТЫ, КОТОРЫМИ ВЫ СЕЙЧАС ЗАНИМАЕТЕСЬ.
Сейчас в рамках издательской программы Музея мы проводим презентации новых книг, запустили книжный клуб и готовимся к старту второго сезона подкаста «Уроки МХК». МХК в школе был одним из моих любимых уроков, где можно было узнавать много нового по разным темам и расширять горизонты (а еще у нашей преподавательницы МХК была фамилия Барклай-де-Толли, и это придавало урокам изюминку). В нашем подкасте хотелось создать атмосферу таких классных уроков, где можно вместе с преподавателями узнавать новое о кино, искусстве и всем на свете, не бояться задать глупый вопрос. В первом сезоне ведущие подкаста Катя Суверина, редактор издательской программы, и Валера Леденев, независимый арт-критик, говорят с авторами книг: — Наумом Клейманом о кино, Надей Плунгян о советском искусстве и его влиянии на женщин, Алексеем Конаковым о невероятном. Мой любимый выпуск — про архитектуру, там Катя и Валера увлекательно обсуждают советский модернизм c Анной Броновицкой и Николаем Малининым. Именно этот выпуск пришлось записывать дважды, так как в первый раз были проблемы со звуком. Продюсер подкаста Марина Романова приложила много усилий, чтобы собрать всех участников второй раз, так как в тот момент все буквально были разбросаны по разным континентам. Наверное, главная сложность — это как раз собрать всех спикеров из разных стран, городов и временных поясов на один слот и создать атмосферу для разговора, который увлечет слушателя. Второй сезон тоже должен быть интересным: уже записан выпуск про историю колониализма и книгу «Ориентализм» Эдварда Саида и выпуск про дизайн с Марией Савостьяновой.
Мы также запустили свой книжный клуб, который стал довольно популярен в этом году. Думаю, это запрос на то, чтобы побыть в кругу своих. Нам тоже захотелось обсудить книги «Гаража» с нашими читателями. Первый сезон проходит с мая по сентябрь, и мы обсуждаем книги из серии «ГАРАЖ.txt». Встречи проходят раз в месяц, каждую встречу модерирует кто-то из сотрудников Музея. У книжного клуба есть проектный менеджер, Настя Робакидзе, и она связывается почти со всеми отделами Музея для согласований концепции, площадки, продвижения, участия ведущих и волонтеров.
Весной у нас вышло несколько долгожданных книг. Для каждой книги мы проводим презентацию, к каждой из них подходим как к отдельному проекту. Презентациями занимается Саша Фудин, менеджер по маркетингу и дистрибуции. Прямо сейчас мы готовим презентацию книги Элеоноры Шафранской «Усто Мумин: превращения» в Ташкенте и Нукусе. В конце июня ожидаем выход книги «Обстоятельства речи. Коммерсантъ-Weekend 2007–2022» — сборник статей, которые были опубликованы в течение последних 15 лет в пятничном приложении к газете «Коммерсантъ».
НА ЧЕМ ВАМ КАЖЕТСЯ ВАЖНЫМ ФОКУСИРОВАТЬСЯ СЕЙЧАС?
Мне кажется важным фокусироваться на своей работе — она придает смысл как год назад, так и сейчас.
КАКИЕ У ВАС ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ В РАМКАХ ТОГО НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ?
Сейчас общаемся с магазинами и дистрибьюторами: хочется наладить зарубежную дистрибуцию, чтобы наши бумажные книги были доступны в разных странах. Книги уже можно купить в Казахстане, Грузии, Ереване, Латвии и некоторых других странах. Вместе с No Kidding Press мы недавно провели исследование, чтобы понять, чего не хватает нашим читателям за границей.
КУДА ВЫ САМИ ХОДИТЕ СЕЙЧАС, В КАКИЕ МЕСТА КУЛЬТУРЫ?
Я очень люблю заходить в книжные магазины, рассматривать новинки и тематические выкладки. Уже некоторое время я живу в Берлине. В Германии один из самых развитых книжных рынков в мире, и здесь много книжных магазинчиков на любой вкус. В одном из книжных на районе к весеннему сезону выложили на витрину книги с зелеными обложками (совсем как «Подписные Издания»). На той витрине спокойно соседствуют книги Хемингуэя, Генриха Бёлля и, неожиданно, раритетное издание книги Wassjok und Seine Freunde (немецкий перевод советского «Васёк Трубачёв и его товарищи»).
Антон Дворцевой
координатор экскурсионного отдела
РАССКАЖИТЕ ПРО НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТЫ, КОТОРЫМИ ВЫ СЕЙЧАС ЗАНИМАЕТЕСЬ.
Я координирую экскурсионный отдел Музея, и сейчас наш главный проект — «Прогулки с Гаражом» — серия архитектурных экскурсий по Москве, которые охватывают архитектурные стили, начиная с XX века, от авангарда до капиталистического романтизма. Всего нас в отделе пять человек: я организую работу команды и четыре экскурсовода занимаются исследованиями, создают экскурсионные тексты и маршруты, которые потом проводят. Надеюсь, что это лето не принесет нам экстремальных погодных условий — от этого напрямую зависит, сколько экскурсий мы сможем провести. Не хотелось бы оказаться на прогулке по району Сокол в сорокаградусную жару.
НА ЧЕМ ВАМ КАЖЕТСЯ ВАЖНЫМ ФОКУСИРОВАТЬСЯ СЕЙЧАС?
Как и всегда, в нашем случае важно фокусироваться на просветительской деятельности, делать экскурсии, которые наши посетители полюбят, увидят город через иную для них оптику и найдут новые любимые для себя места. Вдруг они никогда не были в районе Крылатское, даже не подозревали насколько интересны могут быть типовая панельная застройка и не знали, что туда привозили Маргарет Тэтчер, чтобы показать ей образцовый современный советский микрорайон.
Важно продолжать исследовательскую работу, не останавливаться ни в коем случае.
КАКИЕ У ВАС ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ В РАМКАХ ТОГО НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ?
Я уже несколько лет мечтаю о том, чтобы запустить школу современного экскурсовода на базе нашего музея, но уже не первый раз в мои планы вклиниваются разные обстоятельства, не зависящие от меня — пандемия, например. Мне хотелось бы в итоге создать подобную школу дополнительного профессионального образования и транслировать огромный опыт, накопившийся за время работы в Музее.
КУДА ВЫ САМИ ХОДИТЕ СЕЙЧАС, В КАКИЕ МЕСТА КУЛЬТУРЫ?
Мы, конечно, профессионально травмированы и от посещения выставок отказаться уже не получается, хотя в последние полтора года ходить в места культуры стало сложнее. Я больше сконцентрировался опять же на городе и на исследовании архитектуры — не только Москвы, но, например, Нижнего Новгорода, который мне очень полюбился несколько лет назад и в который я теперь часто с радостью возвращаюсь.
Виталий Сидоров
старший библиотекарь
РАССКАЖИТЕ ПРО НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТЫ, КОТОРЫМИ ВЫ СЕЙЧАС ЗАНИМАЕТЕСЬ.
Библиотека Музея — публичное пространство с книжным фондом, включающим в себя издания об искусстве и культуре XX и XXI веков. Большая часть фонда состоит из книг и журналов о визуальных искусствах, архитектуре, фотографии, музыке, кино и театре. Но мы также развиваем разделы, посвященные философским трудам, гендерным и постколониальным исследованиям, урбанистике, социологии, истории и другим направлениям гуманитарной мысли — таким образом мы стараемся поднимать контексты, в которых развивались интересующие нас персоналии и художественные практики. В библиотеке представлены книжные подборки от наших коллег из других активных программ музея: Garage Digital, инклюзивные программы, Garage Academy, а также наших друзей из медиа.
Читальный зал открыт для посетителей с 11 до 22, а регистрация занимает пару минут — после нее вам доступно собрание из пятидесяти тысяч изданий. Все издания в читальном зале находятся в открытом доступе: не нужно заранее бронировать книги, можно просто прийти и найти что-то самостоятельно либо вместе с дежурным библиотекарем. Работать с книгами из фонда можно только на время пребывания в библиотеке — домой, к сожалению, книги не выдаем. Но любые материалы можно сфотографировать или отсканировать на местном сканере и продолжить работу уже с собственными цифровыми копиями.
Два раза в месяц медиатор библиотеки проводит экскурсии в фонде редкой и ветхой книги, где можно посмотреть книги художника, зины, авторские издания, фотокниги и раритетные издания XVII–XX веков и обсудить, в каких нюансах отражается культура книгопечатания в разных эпохах. Также у нас стартовал новый формат экскурсий по библиотеке, в которых медиаторами выступают художники наших Мастерских.
В составе команды библиотеки трудятся 10 человек, которые занимаются работой непосредственно в пространстве библиотеки и коммуникацией с посетителями, каталогизацией фондов, ведением первичного учета изданий, попадающих в фонд, партнерствами с другими библиотеками и музеями, организацией процессов книжных обменов, комплектованием, разработкой публичной программы.
Самое сложное в нашем деле — это находить баланс в комплектовании тематических разделов. Главный наш фокус — художники и художественные события и книги, помогающие понимать искусство. Но, например, видно, что в 2022 и 2023 годах возрос интерес к изданиям о социальных и политических отношениях в российском и международном контекстах — и на него хочется откликаться. У нас есть разделы, посвященные социологии и истории — книги по этим дисциплинам необходимы фонду для формирования комплексного понимания, в каких обществах и в какой обстановке жили и работали культурные деятели. Но в этом приходится быть максимально избирательными.
О ЧЕМ ВАМ КАЖЕТСЯ ВАЖНЫМ ГОВОРИТЬ СЕЙЧАС, ЧЕМ ЗАНИМАТЬСЯ И НА ЧЕМ ФОКУСИРОВАТЬСЯ?
В рамках экскурсий в фонд редких и ветхих книг мы обсуждаем с читателями разные формы авторских издательских работ в искусстве, а также книги как произведения искусства, как самостоятельные проекты художников. Таким образом нам хочется расширить горизонт представлений о книгоиздании: показать, как авторы выходят из систем коммерционализированного производства и распространения книг и берут всю инициативу в свои руки; рассказать, как художники переосмысливают книгу как объект или носитель информации и создают художественные работы в форме книги художника.
КАКИЕ У ВАС ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ В РАМКАХ ТОГО НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ?
Мы планируем и дальше знакомить читателей с малым полиграфическим искусством, как современным, так и в исторической перспективе. Продолжим пополнять собрание авторскими изданиями и книгами художника.
КУДА ВЫ САМИ ХОДИТЕ СЕЙЧАС, В КАКИЕ МЕСТА КУЛЬТУРЫ?
Вообще, я редко куда-либо хожу — обычно тогда, когда собираемся компанией с друзьями и коллегами. С ними я и гоняю в Электротеатр, театр им. Евгения Вахтангова и на выставки в «ГЭС-2», Пушкинском, ММОМА, ЦТИ «Фабрика» и Винзаводе.
Арина Нестерова
кураторка программы Garage Screen
РАССКАЖИТЕ ПРО НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТЫ, КОТОРЫМИ ВЫ СЕЙЧАС ЗАНИМАЕТЕСЬ.
Я кураторка Garage Screen— кинопрограммы Музея «Гараж». С 2012 года и по сегодняшний день мы показываем фестивальное и экспериментальное кино, делаем ретроспективы и показы классики мирового кинематографа. Вместе с менеджером Славой Александровым мы организовываем кинопоказы и образовательные программы. Я выбираю фильмы и составляю программы, а Слава героически ищет права и оформляет все документы к показам, а также контролирует подготовку копий. Еще с нами работает пиарщица Аня Наумова — благодаря ей о наших показах узнают зрители, а о фильмах из программы выходят новые критические статьи.
Сейчас в лектории Музея каждую неделю проходят показы архивных фильмов, важных для понимания истории кино, а также новинок проката. 11 июня мы покажем документальную картину «Рем» режиссера Томаса Колхаса о его отце — архитекторе и мыслителе Реме Колхасе. В 1975 году с командой архитекторов он создал бюро ОМА, создавшее грандиозные проекты, в числе которых фонд Prada в Милане и наше здание «Времена года». В течение четырех лет Томас следовал за своим отцом и снимал его во время работы, занятий спортом, открытий выставок, и такая минимальная дистанция между режиссером и героем позволяет зрителю почти лично познакомиться с героем и узнать о его размышлениях о статусе звезды, философии в архитектуре и одиночестве визионера.
О ЧЕМ ВАМ КАЖЕТСЯ ВАЖНЫМ ГОВОРИТЬ СЕЙЧАС, ЧЕМ ЗАНИМАТЬСЯ И НА ЧЕМ ФОКУСИРОВАТЬСЯ?
Ответ на этот вопрос возникает интуитивно, появляются темы или отдельные группы посетителей, которые становятся импульсом для создания какой-то программы. Прошлый год мы завершили большой программой фильмов, снятых режиссерами-участниками движения Сопротивления во Франции. В этом работаем над программой кино женского взгляда и лабораторией феминистской кинокритики — расскажу о ней дальше.
Еще в начале этого года мы выпустили детскую книгу об истории и теории кино «Вот это кино!», где главная героиня — пионерка мира кино Алис Ги Блаше вместе с чудесным песиком посвящает детей в теорию и историю кино.
КАКИЕ У ВАС ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ В РАМКАХ ТОГО НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ?
Недавно мы объявили опен-колл на участие в лаборатории феминистской кинокритики. Женские голоса чаще заглушают, но в последнее время активистки и художницы отвоевывают свое право на громкое звучание. Я хочу создать ситуацию встречи авторов, разделяющих идею необходимости феминистской оптики при разговоре о кино и включения социального контекста в критические тексты.
В июне в Музее можно будет посмотреть международную программа фестиваля Beat Film Festival, а с 14 по 16 июля пройдет уикенд фильмов Южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо — кроме всеми любимых «Паразитов» мы покажем его дебютный полный метр «Лающие собаки не кусают».
КУДА ВЫ САМИ ХОДИТЕ СЕЙЧАС, В КАКИЕ МЕСТА КУЛЬТУРЫ?
Хожу в Музей истории ГУЛАГа и смотреть кино в «ГЭС-2» и Центр «Зотов» — у коллег прекрасные кинопрограммы. И еще я часто зависаю на сайте архитектурного бюро Рэма Колхаса OMA — это тоже своего рода культурная площадка. Там можно изучать все архитектурные проекты и задумки, которое бюро реализовывало или разрабатывало по всему миру с 1978 года.
Женя Купцова
продюсер
РАССКАЖИТЕ ПРО НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТЫ, КОТОРЫМИ ВЫ СЕЙЧАС ЗАНИМАЕТЕСЬ.
Один из проектов, который я продюсирую в Музее, называется Радио «Станция».
Это радиошоу, в котором независимые музыканты, художники и сообщества при помощи звука и связанными с ним практиками осмысляют и рефлексируют окружающую нас реальность на материалах исследовательских программ «Гаража». Мы работаем с очень разными музыкантами, и они находят довольно неочевидные подходы к часто сложному материалу. Нам нужно придать этому единство. И, как мне кажется, это тот еще челленж.
Мы запустили два сезона радио, которые спроектированы разными способами.
В первом сезоне мы работали с независимыми музыкантами и сообществами, которые создавали работу на основе материалов из архива Музея. Концепцию и список участников сформировали мы, а затем вместе с музыкантами изучали архивные материалы и находили сюжеты. В итоге получилось 10 аудиоработ, в которых реконструируются малоизвестные эпизоды (пост)советского периода.
Второй сезон — кураторский. Мы задали тему сезона и к работе над ним пригласили исследователя Евгения Былину, который нарративно простроил его и подобрал саундартистов. Участники размышляли о вопросах, которые находятся в фокусе проекта «Компьютерный класс “Ушедший мир”» и программы Garage Digital: о метафоре «ушедшего мира», неоднозначности памяти, ее мутациях и способах фиксации. Этот сезон довольно сложный для непогруженного слушателя, поэтому куратор сезона записал комментарий к каждой работе, в котором проанализировал идеи и приемы звукового искусства.
Постоянная команда радио — Аня Пигарева, Соня Романова, Никита Нечаев, Лена Имамова и я. У нас нет какого-то очень четкого разграничения по функционалу. У «Станции» каждый сезон — новая тема. Это позволяет нам заниматься тем, что интересует конкретного участника команды. Но если говорить про какие-то базовые функции — концепцию, тему, участников — то их мы обсуждаем и формируем вместе. Я в основном отвечаю за весь процесс производства: от коммуникации с музыкантами до передачи материалов на релиз.
О ЧЕМ ВАМ КАЖЕТСЯ ВАЖНЫМ ГОВОРИТЬ СЕЙЧАС?
Сложный вопрос, я так и не выработала для себя какую-то стратегию, но мне кажется, что сейчас важно вообще говорить, рефлексировать, строить себя и мир.
КАКИЕ У ВАС ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ В РАМКАХ ТОГО НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ?
Мы уже занимаемся проработкой двух сезонов радио. Один выйдет уже совсем скоро и будет выстроен вокруг Дома Наркомфина.
КУДА ВЫ САМИ ХОДИТЕ СЕЙЧАС, В КАКИЕ МЕСТА КУЛЬТУРЫ?
Я с прошлого года полюбила контркультурный центр «Поле». Нравится, что они постоянно трансформируются и экспериментируют: поработали с театром, стали фестивальным центром BEATа, провели на своей площадке двухдневный фестиваль медиа искусства и осуществили еще много разных преобразований.
А еще независимый гениальный проект «a39» (правда, гениальный). Это проектный театр в Музее «Москвы», который вырос из «Мастерской Кудряшова» — резидентов театра «Практика». Обожаю их социальные сети — там они ведут довольно неформальный диалог со своей аудиторией, который помогает сделать поход в театр чем-то очень естественным, как поход в кино или на выставку. И, мне кажется, это работает.
Маша Щекочихина
методистка отдела просветительских и инклюзивных проектов
РАССКАЖИТЕ ПРО НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТЫ, КОТОРЫМИ ВЫ СЕЙЧАС ЗАНИМАЕТЕСЬ.
Особенность работы в отделе просветительских и инклюзивных программ заключается в том, что и мои коллеги, и я одновременно включены в реализацию сразу нескольких очень разных по форме и содержанию проектов, поэтому мне всегда довольно трудно отвечать на подобные вопросы. Не так давно завершился совместный с WLAG (Write Like a Grrrl) цикл встреч по женскому письму в жанре автотеории. Мы также провели artist talk в формате совместной трапезы с художницей Юлей Левин, а сейчас активно готовим мероприятия в рамках проекта «Точка перемещения», посвященного теме миграции и этнокультурного разнообразия… В общем, много чего успеваем делать!
Проект «Точка перемещения» приурочен ко Всемирному дню беженцев, который ежегодно проходит 20 июня. Это открытая площадка для дискуссии о миграционных процессах, разнообразии культур, языков, историй и опыта людей. Он был придуман сообща Музеем современного искусства «Гараж», Музеем Москвы, Государственной Третьяковской галереей, просветительским проектом «Школа языков соседей», Агентством ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и Интеграционным центром для детей беженцев и мигрантов «Такие же дети». Ежегодно каждая из площадок придумывает свои активности и расписание событий, координируясь с другими партнерами только в основных акцентах и принципах. Проект также открыт и для других институций. Например, в этом году мероприятия, приуроченные к «Точке перемещения», пройдут во Владивостоке, Оренбурге, Санкт-Петербурге и Тюмени.
НА ЧЕМ ВАМ КАЖЕТСЯ ВАЖНЫМ СЕЙЧАС ФОКУСИРОВАТЬСЯ?
Сегодня мы концентрируемся на работе с сообществами в формате камерных и регулярных встреч, в которых пытаемся создать атмосферу взаимного доверия, уважения и ощущения безопасности. Если раньше мы довольно часто отдавали предпочтения масштабным публичным мероприятиям с трансляцией на YouTube, то сейчас таких мероприятий стало заметно меньше, но на их место пришли менее видимые и, возможно, более значимые семинарские занятия, лаборатории, мастерские, стажировки и образовательные курсы. Такие форматы позволяют глубже работать с темой, а также добиваться маленьких, но реальных структурных изменений. Например, не так давно мы начали предлагать участникам инклюзивной мастерской «Люстра» делать иллюстрации для нашей сувенирной продукции на заказ. В ходе этой практики мы заключаем трудовые договоры, что является довольно важным для тех людей, которые ранее не вступали в трудовые отношения.
КАКИЕ У ВАС ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ В РАМКАХ ТОГО НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ?
Отвечая на вопрос про планы, не могу не отметить, что в последнее время горизонт планирования, конечно, сильно сократился. Нам бы хотелось продолжать работать в направлении изменений привычных музейных форматов на более гибкие и открытые для людей с различным опытом. Думаю, что в ближайшие годы мы все так же будем искать наиболее удачные решения и практики, ошибаться и снова пробовать, а еще находить ценность работы в доверии людей и том, что нам удается поддерживать устойчивые социальные связи.
КУДА ВЫ САМИ ХОДИТЕ СЕЙЧАС, В КАКИЕ МЕСТА КУЛЬТУРЫ?
Я человек с явной профдеформацией, который просто не может не ходить на все последние открывшиеся выставки, поэтому, конечно, в топ мест, которые я посещаю, входят крупнейшие музеи Москвы. Я также стараюсь не упускать из вида театральные премьеры. В последнее время много времени провожу в Сергиевом Посаде, в котором я родилась и выросла. В городе стало появляться все больше культурных инициатив: два года назад запустился проект «Трикотажка», недавно прошла выставка Валерия Чтака, которая сопровождалась публичной программой от местного сообщества, регулярно ставятся спектакли и перформансы на различных экспериментальных площадках.