Как это работает: знакомьтесь, команда «Подписных Изданий»

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Анастасия Лобачёва

Фото: Виктор Юльев

17 February, 2023

Основанный в 1926 в центре Петербурга, книжный магазин «Подписные Издания» и сейчас является одной из ключевых достопримечательностей современного города и местом притяжения интеллектуалов и книголюбов со всей страны.

Чтобы узнать в чем секрет успеха «Подписных», объединивших под одной крышей магазин, издательство и две кофейни, мы познакомились с их дружной командой и задали им несколько вопросов.

Михаил Иванов

совладелец «Подписных изданий»

КАКИМ БЫЛ КНИЖНЫЙ МАГАЗИН «ПОДПИСНЫЕ ИЗДАНИЯ» ДО ТОГО, КАК ВЫ СТАЛИ ЕГО СОВЛАДЕЛЬЦЕМ? ПОМНИТЕ ЛИ ВЫ ЕГО В ДЕТСТВЕ/ЮНОСТИ?

Когда я был маленьким, директором «Подписных» была моя бабушка — Галина Антоновна Ермакова, поэтому, можно сказать, я провел в книжном детство. Прекрасно помню «Подписные» тех лет. В кассу выстраивались очереди из счастливых подписчиков Большой Российской Энциклопедии каждый раз, когда из типографии поступал очередной том. Вместо пассажирского лифта был грузовой, на нем со склада в торговый зал поднимали книги. Помню, как зимой стены вдоль лестницы, ведущей на второй этаж, покрывались инеем — здание отапливалось не лучшим образом. Помню большой зеленый кожаный диван в кабинете бабушки, на котором частенько дремал после прогулок — я вырос на окраине Петербурга, а в центр приезжал гулять. Помню сотрудников, которые работали в те годы. Частенько меня просили открывать или закрывать магазин, но это уже в институтские времена. Еще помню, как покупал «Гарри Поттера» за день до официального релиза.

В ЧЕМ СЕКРЕТ УСПЕХА «ПОДПИСНЫХ ИЗДАНИЙ»?

Очень важна команда, собранная из людей, которым не все равно. Нужно много работать, постоянно затевать что-то новое. Наша главная задача — никогда не останавливаться на достигнутом: не забывая то хорошее, что было, необходимо постоянно привносить что-то новое.

КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

Всегда по-разному. Бывает, например, так: утром прохожу по магазину, журю сотрудников за бездеятельность, прошу почаще подходить к людям. Иногда кого-нибудь хвалю, но такое редко бывает, чаще — журю. Далее, в зависимости от настроения, либо энергично устремляюсь в офис, где располагается администрация, и мы решаем срочные вопросы, либо тихо иду в свой кабинет, смотрю отчеты, читаю книжные новости, изучаю новинки. Примерно четверть дня разговариваю по телефону, участвую в совещаниях. Лежу на диване и думаю, как нам быть дальше.

ЧТО В ВАШЕЙ РАБОТЕ САМОЕ КЛАССНОЕ?

Самое классное — видеть любовь читателей, постоянных гостей. Нам очень повезло: мало какому бизнесу в России дарят столько обратной связи, теплых слов и признания. Эта любовь спасает нас в самые трудные для магазина времена.

Арина Громыко

PR-директор

С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ТВОЯ ИСТОРИЯ С «ПОДПИСНЫМИ ИЗДАНИЯМИ»?

Я сотрудничала с «Подписными изданиями», еще когда работала в издательстве «Лениздат». Помню, как в 2012 шла мимо магазина и увидела, что он закрыт, витрины заклеены красивой бумагой, а в оклейке — небольшое окошко, через которое можно было подсматривать за ремонтом. После открытия «Подписных» в обновленном формате мы продолжили сотрудничать, и я быстро подружилась с командой. Позже вместе с Николаем Солодниковым и «Подписными изданиями» начали делать фестиваль «Открытая библиотека». В общем, через пару лет совместной работы над другими проектами Миша пригласил меня присоединиться к их команде. В этом году будет девять лет как я пришла сюда работать.

КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

Деятельно и довольно сумбурно. Обязательно прохожу по магазину, смотрю выкладки, общаюсь с коллегами. Из частных разговоров возникает в результате много проектов. У нас интересная структура отдела, мы также занимаемся собственным издательством. Поэтому в течение дня я постоянно обсуждаю подготовку какой-то книги с нашим главным редактором, созваниваюсь с типографией, обсуждаю с верстальщиком какие-то моменты дизайна и печати. Параллельно обрабатываю входящие запросы по рабочим вопросам в мессенджерах и в почте, обсуждаем с коллегами предложения по сотрудничеству, накидываем идеи по долгосрочным проектам, обсуждаем, кого из авторов мы планируем позвать на мероприятия. В течение дня просматриваю важные отраслевые каналы и паблики, смотрю на планы выхода книг у издательств, важно постоянно быть в курсе того, что происходит — как внутри магазина, так и в книжном мире, и в городе. Для нас важно, что мы работаем именно в Санкт-Петербурге, поэтому мы внимательно следим за всем, что происходит в городе.

СКОЛЬКО У ТЕБЯ ДОМА КНИГ? И ЧТО ИЗ НИХ САМОЕ НЕОБЫЧНОЕ?

Книг много, я идеальный гость книжного магазина — покупаю с запасом на будущее и, не прочитав еще всего купленного, покупаю снова. Это не только влияние «Подписных», у моих родителей всегда было очень много книг, и я до сих пор беру у них почитать какие-то неиздающиеся сейчас книги.

Из необычного — есть самиздат «Пикника на обочине» Стругацких, тоже из родительской библиотеки. Еще я люблю покупать букинистические издания про театр, балет, музыку. Недавно купила «Краткий словарь музыкальных терминов», он так прекрасно издан, с иллюстрациями, схемами, хотела бы переиздать его в том же виде сейчас.

ЧТО МОЖНО НАЗВАТЬ УСПЕШНОЙ PR-КАМПАНИЕЙ ДЛЯ КНИЖНОГО МАГАЗИНА? И КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ЧТЕНИЕМ ЛЮДЕЙ В XXI ВЕКЕ?

Люди в XXI веке читают много, важно им не мешать… «Подписные издания» стали популярны не в один момент, мы делали много проектов, каждый из которых работал на тот имидж, который сложился у нас в итоге. И сейчас мы продолжаем очень серьезно обсуждать каждое партнерство, каждое предложение. Иногда к нам с предложением о сотрудничестве приходят те бренды, которые мы любим, чьи ценности нам близки, но мы не понимаем, как мы можем быть полезны друг другу, не понимаем, что нового мы можем дать себе, им и нашим гостям. Тогда мы отказываем, но с оговоркой, что, как только будет подходящий проект, мы все-таки начнем совместную работу. Важно «не забронзоветь», как любит говорить Михаил Иванов, но и не бросаться во все новое и модное.

ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ «ПОДПИСНЫЕ ИЗДАНИЯ»?

Дом и большая часть моей жизни.

Дмитрий Николюк

директор по закупкам

С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ТВОЯ ИСТОРИЯ С «ПОДПИСНЫМИ ИЗДАНИЯМИ»?

История началась в сентябре 2012 года, когда мы с нашим нынешним директором по персоналу Кристиной зашли в только-только открывшийся после ремонта новый книжный. Я как раз искал работу после поступления в магистратуру и решил попытать удачу. С третьего письма дописался до Михаила (поток соискателей, как оказалось, был большой), собеседование заняло минут пятнадцать — и вот я здесь. Начинал как сотрудник торгового зала, последние шесть лет возглавляю отдел закупок.

КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

«Каждое утро в нашем заведении начинается одинаково...». На самом деле, день закупщика полон открытых таблиц с прайсами, сайтов магазинов и издательств, звонков и писем. В целом, работа довольно рутинная, сродни труду золотоискателя: ищем сокровища, перемывая горы песка.

ЧТО В ВАШЕЙ РАБОТЕ САМОЕ КЛАССНОЕ?

Самое классное — находить редкую и крутую книгу, о которой до тебя толком никто и не слышал, и знакомить с ней нашу большую аудиторию. А еще очень духоподъемно видеть отклик читателей и покупателей на книгу, появившуюся вовремя, особенно заметно это было в прошлом году.

СКОЛЬКО У ТЕБЯ ДОМА КНИГ? И ЧТО ИЗ НИХ САМОЕ НЕОБЫЧНОЕ?

Моя библиотека не так обширна, как могла бы стать за десять лет работы в книжном. Редко какая книга задерживается надолго: если, закончив читать, я не чувствую, что книга должна остаться — передаю следующему читателю. Из того, что всегда со мной: весь Довлатов, «Бритый человек» Мариенгофа, рассказы Пелевина, Улицкая, Зебальд, Шейбон, любимая Янагихара. Из нонфикшна: «Душа Петербурга» Николая Анциферова, Флориан Иллиес, Оливия Лэнг, Юлиус Фучик, Януш Корчак, Федор Катасонов, много книг «Стрелки».

Из необычного — иллюстрированные рассказы Довлатова, изданные к 300-летию Петербурга крошечным тиражом; исследование о преступности Петербурга 90-х от одного НКО, книга Аллена де Боттона «Архитектура счастья» — в оригинале и переводе; несколько знаковых номеров «Афиши» из нулевых и зины от друзей.

СКОЛЬКО В СРЕДНЕМ КНИГ ЗАКУПАЕТСЯ ЕЖЕМЕСЯЧНО ДЛЯ «ПОДПИСНЫХ ИЗДАНИЙ»?

Порядка 35 тысяч, если в штуках. Хороший ответ всем, кто говорит, что люди перестали читать.

ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ «ПОДПИСНЫЕ ИЗДАНИЯ»?

Это место, которое во многом сформировало меня таким, какой я сейчас, место, где я завел семью (во всех смыслах). То, что сейчас принято называть safe space — островок нормальности и спокойствия.

Кристина Соколова

HR-директор

С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ТВОЯ ИСТОРИЯ С «ПОДПИСНЫМИ ИЗДАНИЯМИ»?

История началась в 2012 году, когда мы с Димой Николюком зашли в новый книжный магазин на Литейном. Мы оба сразу поняли, что хотим здесь работать.

КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

Чаще всего я заранее пишу себе список задач на день, но каждый раз что-нибудь происходит внезапное и приходится отступать от плана. Мой день — это много разговоров с коллегами, спланированные встречи по рабочим вопросам или спонтанные обсуждения текущих дел. Решаем, кого позвать прочитать лекцию для сотрудников или, например, как усовершенствовать систему стажировок. Начинается все с кружки фильтра — это классика обычного рабочего утра. После нее можно уже с ясной головой делать дела.

ЧТО В ВАШЕЙ РАБОТЕ САМОЕ КЛАССНОЕ?

Находить тех самых людей в команду и видеть, как они развиваются и придумывают что-то классное. Ну и конечно, наблюдать, как к нам приходят наши постоянные гости.

СКОЛЬКО У ТЕБЯ ДОМА КНИГ? И ЧТО ИЗ НИХ САМОЕ НЕОБЫЧНОЕ?

У меня всего лишь два книжных стеллажа. Самая необычная — из-за проделанного ко мне пути — книжка-картинка Ольги Токарчук «Потерянная душа». Я впервые увидела эту книгу в Болонье на книжной ярмарке, но тогда не могла ее купить. А через несколько лет по счастливой случайности нашла в Тбилиси, на грузинском, и уж тогда не прошла мимо.

О ЧЕМ НУЖНО ЗНАТЬ ТЕМ, КТО ХОЧЕТ ПРИМКНУТЬ К КОМАНДЕ «ПОДПИСНЫХ ИЗДАНИЙ»?

Книги должны быть вашей настоящей страстью, они должны вас завораживать, если вы хотите работать в книжном магазине. И, да, прочитать все невозможно. Нужно принять как данность, что вы не можете знать все, но при этом не утратить любознательности.

ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ «ПОДПИСНЫЕ ИЗДАНИЯ»?

Второй дом. Место и люди, благодаря которым я стала тем, кем стала. И комьюнити единомышленников, где ты чувствуешь себя в безопасности.

Анна Канунникова

куратор букинистического направления

С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ТВОЯ ИСТОРИЯ С «ПОДПИСНЫМИ ИЗДАНИЯМИ»?

Я жила в соседнем доме на Литейном проспекте. Друзья сказали, что рядом есть интересный книжный магазин, где они видели книги, которых не встречали до этого, да еще и ребята там классные и веселые работают. Правда, я так туда и не заглянула ни разу, пока не пришла на собеседование. Подруга (ей тогда было 15, а мне 21) буквально за руку привела меня в «Подписные», потому что это было одно из ее любимых мест и она знала, что один из книготорговцев, гениальный Павел Щипков, увольняется, а значит, «Подписным» будет нужен человек в команду.

«Привела за руку» — не метафора: я побаивалась новых людей, была не очень уверена в себе, и иногда мне было сложно просто открыть дверь, чтобы зайти в незнакомое пространство. В общем, каким-то чудом меня взяли на испытательный срок, и я его радостно отработала. Мне предлагали работать с интернет-магазином, но я пошла работать с книгами на полках — и не прогадала, потому что читать книги, слушать людей и рассказывать истории мне, как оказалось, нравится больше всего. Тогда «Подписные» помещались в одной комнатке, нас было всего-то шесть человек: Даша, Крис, Димка, Деня и Катерина Александровна, которая работала в «Подписных» еще до ремонта, и это был совсем камерный удивительный мир, про который я могу рассказывать очень долго, так что, пожалуй, когда-нибудь об этом отдельно напишу.

КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

«Подписные» — постоянно меняющееся пространство, воплотившее в себе для многих концепцию «третьего места». В моем случае оно «третьим» быть не может: оно то ли второе, то ли даже первое. Поэтому у меня до сих пор не бывает обычных дней. Когда ты находишься в месте, где такая высокая концентрация историй, произнесенных, написанных, услышанных, случающихся каждую минуту — обычное отступает. Если говорить про букинистические издания, то тут вообще бесконечность вариаций: невозможно предугадать, какие книги тебе попадут в руки завтра, и с какими людьми — владельцами библиотеки — ты познакомишься, и какая история тебя ждет. Сейчас наш букинистический отдел расширяется, поэтому я предвкушаю новые приключения и необычные встречи, с людьми и книгами.

ЧТО В ВАШЕЙ РАБОТЕ САМОЕ КЛАССНОЕ?

Пожалуй, для меня, как для человека, который не может долго ходить одной и той же дорогой и делает перестановку в квартире раз в месяц, самое классное — это поиск книг. Ну и еще я очень люблю читать и изучать, а когда ты каждый день находишься среди книг и мнений — это очень благодатная почва для воображения.

САМАЯ ИНТЕРЕСНАЯ СТАРАЯ КНИГА, КОТОРУЮ УДАЛОСЬ НАЙТИ?

Я точно не смогу выбрать одну или три, это просто невозможно — приходите к нам почаще смотреть на букинистические полки, мы их пополняем и меняем каждый день.

СКОЛЬКО У ТЕБЯ ДОМА КНИГ? И ЧТО ИЗ НИХ САМОЕ НЕОБЫЧНОЕ?

Я не коллекционер и даже не азартный человек, а еще я часто переезжаю, потому что люблю жить в разных местах — и это, пожалуй, спасает меня от разорения и отсутствия свободного места. Конечно, где бы я ни оказалась, вокруг меня начинают копиться стопки книг, так что у меня есть полки и стопки в разных местах, где я когда-либо жила или гостила. Вообще, думаю, для меня важно, чтобы библиотека постоянно обновлялась и менялась, так что, наверное, абстрактно отвечу, что у меня где-то 4–5 «икеевских» стеллажей с книгами, но они рассредоточены в разных местах.

А еще я очень люблю делиться, дарить книги и давать читать, потом забывая, кому же я их отдала. Безусловно, важные лично мне издания все равно путешествуют со мной, в основном, это поэзия и детские книги на разных языках и что-то, что сейчас называют книгой художника.

ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ «ПОДПИСНЫЕ ИЗДАНИЯ»?

«Подписные издания» для меня — это родное место, в котором я многому научилась и многое пережила, а еще это результат работы многих людей, влюбленных в книгу и чтение, которые хотели и мечтали открывать этот мир другим, и, я думаю, что те, кто приходят в «Подписные», чувствуют это.

Арсений Гаврицков

главный редактор издательской программы

С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ТВОЯ ИСТОРИЯ С «ПОДПИСНЫМИ ИЗДАНИЯМИ»?

С большой удачи. Моя знакомая из «Подписных» поступила в университет мечты и поэтому из книжного решила уволиться. Она предложила мне пройти собеседование на освобождающееся место в команде. Тогда, в 2016 году, устроиться в «Подписные» было практически невозможно: магазин был совсем маленьким и не расширялся, сотрудники не увольнялись, вакансии не открывались. Поэтому предложение знакомой упускать было глупо, я сходил на собеседование — и вот я книготорговец! Консультировал чаще всего в отделе зарубежной прозы, рекомендовал своих любимых английских и ирландских писателей, параллельно писал тексты для соцсетей и занимался ежемесячной email-рассылкой «Подписных» (кстати, делаю ее до сих пор).

Собственное издательство у «Подписных» появилось в 2017 году, но сначала книги издавали от случая к случаю, а в 2020-м решили, что все у нас будет серьезно! Тогда я стал редактором, и мы вместе с коллегами, в первую очередь — с Ариной и Мишей, начали формировать издательский портфель, куда, конечно, включили тех авторов, которых больше всего хотели бы видеть на полках «Подписных», но их никто почему-то не переводил или не переиздавал — Аллена Гинзберга, Лорри Мур, Фланна О’Брайена и других замечательных ребят.

КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

Чаще всего он проходит перед компьютером, за вычиткой версток, постоянной перепиской с правообладателями, переводчиками, редакторами, корректорами, дизайнерами, иллюстраторами. Иногда случаются поездки в типографию — если надо пощупать бумагу или посмотреть цветопробы. В больших издательствах каждой задачей занимаются разные люди, в маленьких (как наше) — все процессы оказываются в руках небольшой команды. В штате нашей редакции три человека, мы ведем каждую книгу от начала до конца: от поиска правообладателей и заключения лицензионных договоров до финальной вычитки верстки и отправки макета в типографию. Иногда мы ошибаемся, переживаем, переделываем. Возможность учиться на своих ошибках — это, конечно, привилегия, я в этом уверен.

ЧТО В ВАШЕЙ РАБОТЕ САМОЕ КЛАССНОЕ?

Самое классное — это когда тираж книги приезжает из типографии и с ним — фантастика! — все в порядке. Но еще, конечно, очень большое счастье — возможность сотрудничать с профессионалами российского книжного мира: с легендарными переводчиками, любимыми художниками, чудесными редакторами. У каждого из них можно многому научиться.

СКОЛЬКО У ТЕБЯ ДОМА КНИГ? И ЧТО ИЗ НИХ САМОЕ НЕОБЫЧНОЕ?

У меня пять книжных шкафов, шестой шкаф я себе строго запретил, что совсем не значит, что я запрещаю себе новые книги. Просто содержимое стеллажей все время обновляется — задерживаются только самые ценные и любимые издания, все остальные либо хранятся в коробках, либо раздаются направо и налево. Так что самое необычное на моих стеллажах — не отдельные книги, а все они вместе: если бы у меня такой подборки не было, я бы о ней мечтал.

ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ В РАБОТЕ РЕДАКТОРА ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ? 

Универсального ответа, пожалуй, нет, потому что с каждой книгой сложности разные, и они, как правило, возникают совершенно неожиданно. Бывает, сложнее всего — отыскать наследников автора или переводчика, тогда редакция превращается в детективное бюро. Однажды прямо перед сдачей книги типография, с которой был заключен договор, закрылась на карантин, все сотрудники заболели ковидом. Ну а с прошлого года мы вообще как на вулкане: то бумаги в стране вдруг нет, то зарубежные правообладатели разрывают контракты, потому что мы издательство из России, то принимается пакет новых законов, исключающих публикацию на русском огромного пласта литературы. Так что скучно не бывает.

ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ «ПОДПИСНЫЕ ИЗДАНИЯ»?

Мы часто шутим, что о «Подписных» надо снимать ситком. Но на самом деле, кажется, живем в старинном душещипательном сериале про большую семью, где все персонажи разные, но всегда помогают друг другу в трудную минуту, а на титрах все обнявшись рыдают после пережитых катарсисов. Надеюсь, этот наш сериал продлят еще на тысячу сезонов.

Катя Кожушная

менеджер спецпроектов

С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ТВОЯ ИСТОРИЯ С «ПОДПИСНЫМИ ИЗДАНИЯМИ»?

Довольно предсказуемо — с хорошей книги. Году в 2017-м я училась на филфаке СПбГУ и была невероятно увлечена поэзией — такое было замечательное время, когда я только открывала для себя поэтов, которых, как мне кажется теперь, просто невозможно не знать. Так я зашла однажды в «Подписные» и нашла невероятной красоты сборник Введенского «Мне жалко, что я не зверь» с такими немного наивными, простыми картинками, очень в духе ОБЭРИУ (прим.ред — группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927 — начале 1930-х годов в Ленинграде). И эта встреча произвела на меня такое впечатление, что я стала ходить сюда искать книги, которые были мне нужны.

Это читательская история, история сотрудничества началась позже — пару лет спустя я искала работу, отправила забавное письмо в «Подписные» и через некоторое время пришла на первый день стажировки, познакомилась с классными ребятами и поняла, что мне хочется остаться здесь подольше.

КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

Сложный вопрос… Кажется, сейчас такой период моей профессиональной деятельности, когда у меня нет обычных рабочих дней. Дело в том, что я немного лавирую между разными отделами и задачами. Расширяется наше букинистическое направление, и у меня к нему большой интерес, поэтому я немного занимаюсь букинистикой, а это очень разные задачи: от выездов на дом к людям, которые нам хотят сдать книги, до оклейки ценниками тех книг, которые мы уже приняли. Параллельно я поддерживаю свои старые проекты в рабочем состоянии: например, недавно мы сделали телеграм-бот, который советует книги, периодически я его дорабатываю и обновляю. А еще я выхожу работать в торговый зал: живая атмосфера общения с гостями и коллегами дает понимание, что мы за место и зачем делаем то, что делаем.

ЧТО В ВАШЕЙ РАБОТЕ САМОЕ КЛАССНОЕ?

Думаю, как раз возможность делать какие-то веселые, неожиданные штуки и экспериментировать. Мне нравится, что работа в «Подписных» всегда оставляет тебе место для подвижности, если есть желание и энергия делать что-то свое и интересное: это могут быть экскурсии по книжному Петербургу, сайт книжного «Клуба разбитых сердец», детские мастер-классы... Руководство поддерживает такие начинания, и это очень здорово. Иногда возможность как-то проявить себя приходит неожиданно: так наш главный редактор Арсений однажды предложил мне сделать обложку для книги «Делать фильм» режиссера Феллини. Я давно занимаюсь коллажами, не так давно — абстрактной живописью, разными небольшими экспериментами и поисками в визуальном искусстве, но опыта работы художника книги у меня не было совсем, но, как мне кажется, в результате обложка вышла вполне удачной и веселой!

СКОЛЬКО У ТЕБЯ ДОМА КНИГ? И ЧТО ИЗ НИХ САМОЕ НЕОБЫЧНОЕ?

У меня не так много книг, я периодически избавляюсь от тех, которые мне были интересны раньше, но их флер перестал на меня действовать. Это примерно один стеллаж, не могу сказать точно — сейчас книги стоят рядами на полу.

Самое необычное… Я бы сказала, что у меня хорошая коллекция той поэзии, которую я очень люблю (конечно, чего-то не хватает, но я ищу!), — это неофициальная ленинградская поэзия конца XX века, поэзия французского сюрреализма и разное другое. Очень горжусь найденным в замечательной книжной лавке в Ярославле сборником стихов Владимира Бурича, потому что это очень сильные стихи, которые я люблю давно, но в материальном печатном виде найти их сложно. Из необычного есть еще книги, которые я делала сама для себя, которые существуют в единственном экземпляре, например, сборник стихов Поля Элюара.

САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ РЕАЛИЗОВАННЫЙ ТОБОЙ СПЕЦПРОЕКТ «ПОДПИСНЫХ ИЗДАНИЙ»?

Мне нравится, как получился сайт «Клуба разбитых сердец». Мы с коллегами в какой-то момент решили исследовать романы, где основная линия была бы любовной, а потом собирались вместе и рассказывали друг другу о своих открытиях — это было здорово и весело, а потом я придумала сделать такой сайт, где все наши открытия и находки могли бы быть доступны кому-то еще. Так что и процесс, и результат этого проекта меня все еще радуют.

ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ «ПОДПИСНЫЕ ИЗДАНИЯ»?

Конечно, прежде всего, это люди, которые совместным трудом и любовью создают это место. Это живая, изменяющаяся среда, в которой всегда есть место для экспериментов, веселья, но в то же время это место, где ценятся знания, профессионализм и ответственное отношение к делу.

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Анастасия Лобачёва

Фото: Виктор Юльев

17 February, 2023