Что такое резиденция? Гид от «Объединения» и личный опыт художниц и кураторок
Фото: предоставлены героинями материала
Авторы: Анастасия Лобачёва, Саша Шапиро
14 May, 2025
Резиденция — сочетание пространства, времени и ресурсов, предоставляемых творческим специалистам для вдумчивой работы над проектом. Количество резиденций как во всем мире, так и в России ежегодно растет.
Как выбрать программу, подходящую именно вам? Как корректно рассказать о своей практике и заполнить заявку на опен-колл? Ответы на эти и другие вопросы мы собрали в полезном материале, для которого поговорили с художницами, кураторками и организаторками резиденций.

Студия художницы Гали Фадеевой в Мастерских «Гаража». Фотограф Владимир Аверин
Что такое резиденция?
Однажды я говорила с художником, который сравнил пребывание в резиденции с возвращением в детство: все бытовые потребности были закрыты организаторами, а он, наконец, имел достаточно пространства для работы — как физического, так и ментального.
Резиденции могут сильно отличаться друг от друга, предполагать разные обязанности, разный уровень включенности участников. Определение из Policy Handbook on Artists’ Residencies гласит: «Резиденции предоставляют художникам и другим творческим профессионалам время, пространство и ресурсы для индивидуальной или коллективной работы над теми областями практики, которые требуют глубокого осмысления или сосредоточения». Резиденции нацелены не только на художников, но и на широкий круг творческих профессионалов: писателей, музыкантов, исследователей, кураторов и арт-критиков.
В первую очередь арт-резиденция — это шанс изменить или обогатить свою художественную карьеру, оказавшись в новом пространстве и контексте. Более того, перемещение, которое почти всегда подразумевается резиденцией, предлагает возможность экспериментирования. Новое место, новые запахи, звуки, вкусы, знакомства с людьми и традициями — всё это может помочь по-новому взглянуть на свою практику.
Резиденция объединяет людей вокруг себя — как организаторов, кураторов и менторов, так и выпускников — всех тех, кто в разное время принимал в ней участие. Контакты, а главное разговоры с людьми — бесценный ресурс, к которому стоит обратиться.
Краткая история резиденций
Предпосылки арт-резиденций обнаруживаются уже в средневековом Китае: художники жили и работали при дворе императора, в том числе создавая или поддерживая определенный образ власти. Они получали условия и ресурсы для работы и, самое главное, патронаж.
В XVI веке в Европе появляется первая художественная академия — Accademia delle Arti del Disegno во Флоренции, основанная Козимо I Медичи. Академия находилась под протекторатом влиятельной семьи Медичи, а художники, учащиеся в ней, совершенствовали свои навыки.
Резиденции в современном смысле этого слова появляются в XIX веке — например, художественная коммуна в селении Ворпсведе на севере Германии. Художники отказывались от городской жизни, выбирая сельскую идиллию и уединение. В это же время в США и Великобритании меценаты начинают финансово поддерживать художников, предоставляя им студии и мастерские для работы. В XX веке в СССР появляются Дома творчества, где композиторы, писатели и художники могли работать в удалении.
Современные резиденции — это широкая сеть возможностей, объединяющая самые разные пространства и культуры. Программы и цели резиденций могут варьироваться, но главное остается неизменным — творческие профессионалы получают возможность сконцентрироваться на своей работе и погрузиться в местный, незнакомый ранее контекст.


Какие бывают резиденции?
Резиденция — это возможность отключиться от привычной жизни и приглашение к работе (или экспериментам!) в новых условиях. Эта возможность доступна как художникам, так и музыкантам, писателям, кураторам и исследователям. Один из примеров резиденций, открытых широкому кругу профессионалов, послужит Дом творчества Переделкино, основанный ещё в 1950-х, недавно реконструированный и ежегодно принимающий новых участников. Евгения Петровская, куратор резиденций в Доме творчества Переделкино, рассказывает:
«Обновленный Дом творчества продолжает советскую традицию, заложенную в 50-х годах XX века, и дает авторам возможность приехать поработать в Переделкино. Прежде всего мы понимаем Переделкино как писательскую резиденцию, но ждем и принимаем заявки от художников, исследователей, театральных деятелей и музыкантов.
Классическая индивидуальная резиденция длится 21 день, а Мастерская перевода — неделю. В первом случае резидент живет по своему собственному расписанию, а у переводчиков, наоборот, жесткий график и групповая работа. Переводческие резиденции в Доме творчества курирует Александр Филиппов-Чехов, издатель и переводчик. Другой тип резиденции — тематическая: например, резиденция для тех, кто хочет из писателя превратиться в сценариста; или резиденция, посвященная письму в определенном жанре: письмо о травме или о природе».
К счастью, сегодня, чтобы оказаться в резиденции, необязательно совершать длительное путешествие. Возможно, понадобится лишь добраться до другой улицы своего города. Анна Заведий, куратор резиденции Hideout в Санкт-Петербурге, рассказывает о практике резиденции неподалеку от дома:
«Перечислить все форматы резиденций невозможно — каждая из них уникальна по форме и сценарию проведения. Но одно остается неизменным: резиденция всегда связана с путешествием, гостеприимством и обнаружением себя в новых обстоятельствах, а затем — и с результатами этого обнаружения. Что такое путешествие, и каким оно бывает? Длительным или коротким? В другую страну, город или всего на соседнюю улицу? В случае с нашей резиденцией — бывало, что художник путешествовал к нам в рамках одной улицы. Для нас особенно актуальна концепция staycation — «отпуска дома». Чаще всего мы работаем с художниками из Санкт-Петербурга, которым нужна мастерская или поддержка для реализации проектов. Сюда же можно отнести ретрит-резиденцию».


Нижегородский «Терминал А» также приглашает художников в резиденции: местные авторы могут работать в мастерских и получать профессиональную поддержку, а художники из других городов приезжают в «Терминал» на летние программы. Подробностями делится куратор и соосновательница Центра Майя Ковальски:
«В “Терминале А” мы делаем резиденции двух форматов. Первый — это мастерские, которые мы предоставляем нашим авторам, художникам из Нижнего Новгорода. Как институция мы выделяем художественные материалы, помогаем при производстве, а также занимаемся продюсированием и продвижением, сотрудничаем с другими институциями и договариваемся о выставках. Второй формат — летние резиденции, которые проходят при поддержке правительства Нижегородской области. В «Терминал» приезжают художники из разных городов и создают проект специально для нас, а мы предоставляем рабочее пространство, оплачиваем проживание, проезд, материалы и продакшен, а также выплачиваем суточные».
Обмен опытом и знаниями, построение новых связей и укрепление уже существующих, — важные цели резиденций, остающиеся неизменными при всем многообразии. Яна Гапоненко, куратор, исследовательница, координатор и ментор арт-резиденции «Заря» (2014-2015, 2022-2024), подчеркивает важность внимательного отношения к локальным сообществам:
«В 2014 году мы с Алисой Багдонайте открыли резиденцию во Владивостоке на базе ЦСИ «Заря». Это был одновременно новый и старый для места формат: еще в 90-х Наталья Шахназарова и Александр Долуда, пара творческих предпринимателей, предоставляли художникам свои пространства для работы. Тогда это, конечно, никто не называл арт-резиденцией, но в мастерских уже работали как местные, так и приезжие художники. Конечно, одного пространства для резиденции недостаточно: нужны контекстуализированные истории и люди, которые будут направлять художника в его работе с местом. Кроме упражнений в гостеприимстве, которые стоит практиковать организаторам, было бы полезно поставить себя на место резидента и самостоятельно отправиться в резиденцию, чтобы понять, каково это — работать с новым местом и помещать приобретенные знания в свою прежнюю практику.
Мне симпатичны неформальные резиденции, самоорганизованные художниками: например, коллектив ДВР, который принимает гостей в поселке Горноводное в Приморском крае. Однако даже горизонтальным инициативам по-прежнему нужна внутренняя координация, чтобы поддерживать приезжих авторов на всех этапах. Также мне кажутся интересными и передвижные резиденции. Куратор Марина Пугина делала подобное в Пермской области: ездила на дачу на электричке вместе с художниками. Думаю, это способствовало построению и укреплению сообщества. Когда художники приезжают друг к другу в гости, так налаживаются не только индивидуальные, но и горизонтальные связи между целыми группами. Как правило, именно в таких резиденциях завязываются знакомства, которые в будущем позволяют рождаться новым профессиональным коллаборациям, основанным на дружбе, в которую я по-прежнему верю».

Женя Чайка, куратор, исследователь, сооснователь и председатель Совета Ассоциации арт-резиденций России, рассказывает об особенностях резиденций в России и их развитии:
«Большинство резиденций в России — частные. Это круто, ведь это значит, что мы говорим не о какой-то абстрактной помощи, а о том, что одни люди захотели поддержать других, бизнес и промышленность захотели поддержать художников. Каждая резиденция — это отдельный живой организм, завязанный на конкретных живых людях.
Мы, Ассоциация арт-резиденций, ищем сейчас новую модель, ведь с начала 2010-х годов резиденции в России строились на основе европейского стандарта, сформулированного в Policy Handbook on Artists’ Residencies, а это больше неактуально для нашего контекста. Современные резиденции в Европе возникли на ниве постколониальной культурной политики, когда во второй половине XX века бывшим империям стало интересно ненавязчиво поддерживать связь со своими бывшими колониями. Резиденция — это довольно сложное явление, сочетающее в себе культурную мобильность и мультикультурализм.
Естественно, с 2010 по 2022 годы в России существовали резиденции как международные проекты, но это скорее напоминало карго-культ: мы могли принимать иностранных художников, но не могли симметрично отправлять российских авторов в другую страну. В том числе ковид помог перепридумать формат резиденции в российском пространстве: сейчас очевиден тренд переориентации резиденции из поля межкультурной коммуникации в поле поддержки художников. Это значит, что появляется больше оснований фокусироваться на местном, локальном. Я верю, что будущее резиденций в России — это развитие межрегиональной коммуникации и горизонтальной мобильности».

Как понять, что резиденция тебе подходит?
Обнаружив привлекательную резиденцию, первым делом стоит досконально изучить всю информацию, чтобы понять, насколько ее ценности резонируют с вашей практикой. Не лишним будет посмотреть, с какими темами и художниками уже работала резиденция, а также ее менторы и кураторы; стоит изучить и выпускников резиденции — что это за авторы, какое искусство они создают, как двигалась их карьера до и после участия в резиденции.
Как понять, что резиденция тебе подходит? Этот вопрос мы задали художницам и кураторкам, участвовавшим как в российских, так и международных резиденциях.
Марина Истомина
художница, участница резиденций в Швеции (2022), участница резиденции Дома Творчества Переделкино (2022)
Думаю, по-настоящему понять не получится, пока не окажешься на месте. Однако, уже подавая заявку, важно примерить на себя и свою практику все обозначенные критерии: от того, какой результат предполагается в конце резиденции до вопроса жилья. Важно посмотреть, какие расходы покрываются — от этого зависит, придется ли параллельно работать или все-таки есть возможность сосредоточиться только на резиденции. Обращайте внимание на то, какой формат работы приветствуется и что нужно от вас — будет ли это открытая студия с доступом для зрителей, или же вам понадобится выставить итоговую работу в экспозиционном пространстве. А, может, резиденция заинтересована в тихой работе и на выходе будет только артист-ток, или же — исследование с локальным сообществом. Тут важно оценить свой темп, силы и возможности и исходить из этого.

Оля Широкоступ
главный куратор резиденции ЦСИ «Сияние» в Апатитах (до 2023 года), участница резиденций Переделкино, Выкса AiR и Mirror в Швеции
Чтобы решить, стоит ли подаваться в резиденцию, я всегда стараюсь внимательно изучить все доступные источники: сайт, соцсети, отзывы коллег. Очень важно сразу взвесить возможности, которые резиденция предоставляет, и ту ответственность, которую она подразумевает. Резиденция — это всегда про обмен.
Спросите себя: чего вы ожидаете от этого времени — и во что готовы вложиться? Будет ли у вас возможность работать над текущим проектом или потребуется реализовать что-то новое? Ожидается ли взаимодействие с внешней аудиторией — например, публичная презентация, воркшоп или встреча с местным сообществом? Нужно ли передавать работу в коллекцию?
Если ваша практика требует особых условий, обязательно уточните технические возможности резиденции. Можно ли рассчитывать на его сопровождение и поддержку команды и в каком объеме и режиме? Будет ли куратор рядом?
Резиденции бывают разными: длительные и короткие, с интенсивной программой или более «разряженной». Стоит честно признаться себе, какой ритм вам сейчас подходит.
Стоит внимательно изучить бытовые условия: покрываются ли транспортные расходы, предусмотрен ли гонорар, можно ли взять с собой ребенка или партнера, будете ли вы иметь собственное пространство, или же вам необходимо будет делить его с другими резидентами. Эти бытовые аспекты сильно влияют на ваш опыт.
Если вы уже отобраны, я очень советую как можно раньше выйти на связь с куратором и координаторами. Онлайн-встреча до начала поможет не только познакомиться, но и задать все важные вопросы на берегу. Например, однажды я узнала таким образом, что организаторы ожидали публичную презентацию проекта по итогам резиденции, что не было прописано как обязательное условие — это сильно повлияло на планирование времени. Если у вас есть специальные запросы, связанные со здоровьем, например, стоит сразу обсудить их с организаторами: сможете ли вы обеспечить для себя подходящую диету, будет ли в доступе врач или необходимые медикаменты?
Для меня резиденция — это, в первую очередь, форма поддержки художественного сообщества. Мой главный ориентир в выборе резиденции — уважение и внимание к потенциальному резиденту и его времени. И также — открытость к сотрудничеству, готовность учесть ваши запросы и найти компромисс.

Галя Фадеева
художница, участница резиденций «Сфера» в Перми, Hideout в Санкт-Петербурге
Здорово, когда заранее есть какие-то зацепки, может быть, друзья или знакомые на местности, которые помогут погрузиться в особенности культурного ландшафта, расскажут, насколько исследована и раскрыта та или иная тема в современном искусстве. Любая поездка в новое место предполагает интеграцию в среду, а резиденция требует от художника достаточно интенсивного погружения. Если погружение не случится, то вряд ли получится сделать интересную работу или вообще извлечь пользу из поездки.
Мне кажется, современное искусство предполагает выход из зоны комфорта, эксперимент, попытку социального преобразования. Резиденция также предполагает выход из зоны комфорта, что полезно. Однако нужно ориентироваться и на собственные силы: если нет ресурса на изменения, то вряд ли стоит выходить на такую сложную дорогу.
Важно обращать внимание, покрывает ли резиденция расходы, полностью или частично. Например, резиденция фонда MaxArt в Перми каждый месяц выплачивала мне грант, которого хватало не только на работу. Наоборот, когда я была участницей Мастерских «Гаража», то получала средства исключительно на материалы и производство работ. Соответственно, мне нужно было иметь не только свои средства, но и свободную занятость, позволяющую куда-то поехать, или гибкий график. Все-таки, будем реалистами, большинство художников живет за счет дневной работы, а не грантов, продаж и институциональных денег. Чтобы отправиться в свою первую резиденцию в Пермь мне пришлось уйти с работы. Я давно хотела это сделать, это был хороший повод, но сегодня я не уверена, что стала бы повторять этот опыт.

Лилит Матевосян
художница, участница резиденции «Квартира в Ереване», организованной ЦСИ «Типография»
Откликаясь на опен-коллы и составляя заявки, я обращаю внимание на предполагаемый итог резиденции и на требования проведения публичной программы. Я долго работаю над исследованиями. Редко получается сделать произведение быстро, поэтому важна возможность хотя бы ненадолго отвлечься от процесса. Мне ближе работа в долгосрочных резиденциях, где точно будет время для адаптации к месту с ребенком.
Территория, где располагается резиденция, тоже немаловажный фактор. Является ли она объектом исследования или на месте нужно придумать и начать что-то новое? Это важный вопрос, на которой стоит ответить заранее.

Где искать резиденции?
Если вы ищите резиденцию в России, то стоит воспользоваться сайтом Ассоциации арт-резиденций России: в разделе «арт-резиденции» удобный поиск с возможностью применять фильтры.
Искать опен-коллы по всему миру можно на сайтах TransArtists и Res Artis, на последнем есть раздел с онлайн-резиденциями.
Как правильно составить заявку и податься на резиденцию?
Кристина Горланова, куратор, художница и соосновательница Ассоциации арт-резиденций России, составила полезный чек-лист:
(1) Внимательно прочитайте условия. Пункт кажется очевидным, но в каждом конкурсе есть заявки, которые не проходят по формальным признакам: художник старше или моложе, работает в других медиумах, живет и работает на территории отличной от заявленной конкурсом, и так далее. Берегите свое время и внимательно ознакомьтесь с информацией, обычно помимо короткого анонса опен-колла на сайте организатора есть документы «Условия участия» и «Положение о конкурсе» — они обязательны для прочтения!
(2) Обращайтесь к организаторам с вопросами. Напишите организаторам с уточнением или вопросом, если что-то в анкете вызывает сомнения или непонимание! Это поможет избежать несовпадения ожиданий и реальности, а также снизит вероятность неверного заполнения анкеты.
(3) Не заполняйте анкету напрямую в электронной форме сайта. Даже если все необходимые документы для подачи заявки у вас под рукой. Лучше выгрузить вопросы анкеты в документ и заполнить его отдельно. Во-первых, этот текст вам еще понадобится (см. пункт 4). Во-вторых, заявки рекомендуется сохранять, так как в них есть типовые элементы, что поможет сохранить время при отклике в следующий раз. Также есть небольшой риск, что форма на сайте обновится без сохранения внесенной информации.
(4) Не заполняйте заявку в одиночестве. Когда вам кажется, что заявка готова к отправке — дайте ее кому-нибудь почитать: куратору или художнику, близкому человеку или друзьям. Если у них возникнут вопросы или сомнения — обратите на это внимание и скорректируйте текст.
(5) Всегда просматривайте все пункты заявки сразу. Если в конце анкеты вы обнаружите, что нужно приложить какие-то документы, на подготовку которых уйдет дополнительное время, — есть риск не успеть это сделать до момента окончания конкурса.
(6) Не заполняйте заявку «сверху вниз». Сразу внесите всю информацию, которую можете указать, чтобы не тратить на это время перед отправкой.
(7) Проверьте актуальность данных во вложении. CV и портфолио — те документы, которые запрашиваются чаще всего, возможно, у вас уже готовы. Однако стоит убедиться, что они соответствуют требованиям заявки: размер, количество страниц или перечень необходимой информации.
(8) Не оставляйте заполнение заявки на последний момент. Закон Паркинсона беспощаден — «работа занимает все отведенное на нее время». Больше трети всех заявок приходит в последние дни опен-коллов. Но никто, конечно, не заполняет анкету в течение всего месяца. Поставьте свой дедлайн: посмотрев все пункты, попробуйте сразу оценить сколько времени займет заполнение заявки, прикиньте порядок заполнения и оставьте себе запас на проверку и отправку. Удачи!
Еще одно подспорье в процессе отклика на опен-коллы — четырехчастный чек-лист проекта TransArtists. Он поможет не только лучше понять собственную мотивацию, но и убедиться, что вы корректно ищите и откликаетесь на программы.


Как продуктивно провести время в резиденции?
Процесс выбора резиденции и отклика на нее — уже достаточно серьезные задачи, но не стоит забывать, что на успешной заявке дело не закончится. Чаще всего резиденции внимательно работают с сообществом вокруг — оно может быть практически любым в зависимости от направленности проекта. Это означает, что оказавшись на месте, вам предстоит не только заниматься художественной деятельностью, но и, скорее всего, каким-либо образом взаимодействовать с локальным коммьюнити — возможно, прочитать лекцию или провести мастер-класс, возможно, работать в саду.
Не менее важно и общение с новыми людьми, обещанное резиденцией, — кураторами, менторами, другими художниками, приглашенными лекторами и так далее. Помните, что резиденция завершится, а вы обзаведетесь полезными знакомствами и войдете в состав ее выпускников — что в дальнейшем также может позитивно сказаться на ваших практике и карьере. Майя Ковальски говорит:
«В первую очередь резиденция — это коммуникация. Я рекомендую взаимодействовать с сообществом художников, кураторов, галеристов и вообще — c художественным миром того места, куда вы приехали. Резиденция предполагает процесс интенсивного обучения и построения новых горизонтальных связей. Самое главное — общаться и проводить время в том комьюнити, где вы оказались».
Покинув резиденцию, не нужно исчезать — оставаясь на связи с ее организаторами, вы сможете не только создать новые потенциальные коллаборации, но и держать их в курсе о том, как прошла резиденция для вас, в какой проект она в итоге вылилась. Евгения Петровская подчеркивает важность связи резидентов и организаторов:
«Уехать на время от привычной рутины — бесценно. Одновременно с этим участник получает опыт общения с другими резидентами, с командой Дома творчества. Резиденция — это куда больше, чем определенное количество дней, проведенное в определенном месте. Мы видим своей задачей «не терять» резидентов, после их отъезда из Переделкино. Так появились наши регулярные питчинги, куда мы зовем представителей издательств, театров и кинопроизводств. Резиденты могут подать заявку и рассказать о своих проектах. Результат каждого из пяти питчингов — пять-шест контрактов авторов с издателями».


Оказавшись в резиденции, важно не думать, что происходящее здесь зависит от людей и места вокруг вас. Это, конечно, так, но не полностью: не менее значимо занять активную позицию и взять ответственность за свой опыт и время в резиденции. Как это сделать и что стоит учесть — делится Оля Широкоступ:
«Я думаю, что продуктивность всегда зависит от личных задач — от того, насколько четко вы сами поставили себе цели на время пребывания в резиденции. По моему опыту, многое зависит от готовности занять активную позицию и принять тот факт, что ваш опыт, полученный в резиденции, — это в первую очередь ваша зона ответственности.
На старте стоит обсудить, какие ожидания есть у резиденции от вас (например, создание и презентация проекта, проведение воркшопа), и насколько это совпадает с вашими собственными планами. Это поможет избежать недопонимания по ходу работы. Обычно, если открыто проговорить ограничения и пожелания, удается найти оптимальное решение — такое, которое сочетается с вашими личными задачами и будет ценно для команды резиденции и комьюнити.
Резиденция для меня — это всегда про организацию другого ритма, другой повседневности (хотя бы на время). Постарайтесь в это время выстроить свою рутину: рабочие часы, прогулка, социальная активность, полноценный сон — чтобы успеть почувствовать, что это время вы провели с пользой не только для своей практики или карьеры, но и для себя самой/самого (а также — своего состояния, продуктивности)».
Наконец, даже в резиденции не стоит забывать о веселье, о чем напоминает Марина Истомина:
«В случае оффлайн-резиденции мне кажется важным получить опыт, который недоступен в привычной локации: познакомиться с новыми людьми, пробраться в местное арт-сообщество и посмотреть, чем и как оно живет, сделать артист-ток или однодневную выставку. Найти приключения на свою жопу, в конце концов, иначе что потом вспоминать на старости?».


Что можно считать удачной резиденций?
Опыт резиденции куда больше, чем строчка в резюме, указывающая на его наличие. Как выглядит удачный — как для организаторов, так и для резидентов — опыт резиденции? Яна Гапоненко обращает внимание на важность диалога и чуткости к местному коммьюнити:
«На мой взгляд, резиденции могут становиться жертвами экзотизирующего взгляда приезжего человека на новое место. Именно так экономически работает арт-туризм: местные авторы мало выигрывают от привозных проектов, а локальная экосистема взаимоотношений порой приезжими нарушается. Для Владивостока, портового города, это привычное дело — через него традиционно проходят поток людей, идей и событий. Возможно, для более вакуумного места это даже полезно. Однако когда я была участницей одной кураторской резиденции, я часто задавала себе вопрос: а что мой собеседник — любой представитель локального сообщества — получит от взаимодействия со мной, от того, что я рискую инструментализировать его опыт и знания в своих целях. Мне кажется важным постоянно об этом задумываться, чтобы преодолевать эту возможную однонаправленность резиденций. Поэтому удачной резиденцией я бы посчитала ту, что подспудно трансформирует практики местного контекста и вскрывает забытые или вытесненные контексты «на местах» так, что местные авторы от этого диалога выигрывают.
Я все чаще замечаю среди художников отношение к резиденции исключительно как к ресурсу: приехать, получив средства на производство, сделать проект, увезти его с собой, добавить в портфолио и использовать в дальнейшей карьере. Такое взаимодействие с институцией ничем не отличается от выставочного производства и арт-туризма. Другое дело — посмотреть на резиденцию как на процесс и шанс на исследование. Здесь как и с образованием — результат часто отсроченный и неожиданный. Самое важное в резиденции — это момент встречи, диалога между художником и местом или его практиками. В идеале, такие резиденции должны длиться от полугода до нескольких лет, чтобы исследование вышло проработанным, а не сделанным “наскоком”. Если же диалог случился и позволил городскому сообществу взглянуть новым взглядом на собственные контексты — такую резиденцию можно считать успешной для обеих сторон».
Вещественные доказательства удачной резиденции — это, конечно, осуществленные проекты. Евгения Петровская рассказывает об итогах работы резидентов в Переделкино и напоминает о значимости самого процесса:
«Да, у резиденции есть итог — книги, переводы и проекты с отметкой «Работа велась в резиденции Дома творчества Переделкино». Спустя два с половиной года после старта резидентской программы, мы стали видеть этот результат. Это не удача, это — достижение поставленной цели. Но все же резиденции прежде всего процесс, а не итог. Участники приезжают с разными запросами, например, проснуться в пять утра, закрыться в номере и писать весь день. А кому-то важнее общение с коллегами, сотрудниками Переделкино, приглашенными экспертами. Всё это можно получить в резиденции».
Фото: предоставлены героинями материала
Авторы: Анастасия Лобачёва, Саша Шапиро
14 May, 2025