Правила общения от кураторов программ доступности Дома культуры «ГЭС-2»
В продолжение материала о том, как писать и говорить о людях с особенностями, журнал «Объединение» также решил узнать о том, как общаться с людьми с нейроотличиями, незрячими и глухими. Об этом мы решили спросить наших коллег из «ГЭС-2», которые разрабатывают программы доступности для своих посетителей.
Мы задали вопрос о том, что не стоит делать по отношению к незрячему человеку, как вести себя в компании, где есть глухие и слабослышащие люди, и как корректно задавать вопросы человеку с нейроотличиями. А в ответ получили рекомендации, как уважительно общаться с друг с другом вне зависимости от различий и особенностей.
Как правильно общаться с незрячими людьми?
Оксана Осадчая
незрячая, куратор программ доступности для незрячих и слабовидящих в Доме культуры «ГЭС-2»
Иногда незнание самых обычных правил вызывает страх при взаимодействии с незрячими и слабовидящими людьми. Что нужно (или наоборот, не нужно) делать, чтобы общение было комфортным для всех? Разберемся вместе.
ОБРАЩАЙТЕСЬ ПО ИМЕНИ
Если вы видите незрячего человека и хотите начать общение или предложить помощь, аккуратно коснитесь его плеча или обратитесь по имени. Отсутствие визуального контакта поначалу может быть непривычным, но все равно важно вести коммуникацию с самим человеком, а не с его сопровождающим, говоря о незрячем в третьем лице. В противном случае возникает ситуация, когда за нас пытаются решить, как нам будет лучше, как будто говорят об объекте, а не о самостоятельной личности со своим мнением. Это же касается и отказа от помощи. Если незрячий или слабовидящий человек говорит, что помощь не нужна, не стоит настаивать, хватать человека и тащить его туда, куда, как вам кажется, идет человек.
ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ
Если вы помогаете незрячему или слабовидящему человеку добраться до определенного места, то спросите, за какую руку вы можете его взять, или же ему будет удобнее просто идти рядом с вами. Такие слова, как «туда» или «осторожно», не помогут сориентироваться, а лишь введут человека в ступор. Чтобы объяснить направление, важно использовать максимально конкретные фразы: «идите направо до дороги» и т.д. Если вы находитесь на другом конце улицы, не нужно пытаться кричать незрячему человеку, куда поворачивать. Это вряд ли удобно для вас, а его может дезориентировать.
Такие слова, как «смотреть», вполне уместны в общении с незрячими, не стоит заменять их словами «щупать», «трогать», также не стоит использовать интонацию как в общении с маленькими детьми.
ЧЕГО НЕ СТОИТ ДЕЛАТЬ
Не перекладывайте без спроса вещи незрячего. Если человек перемещается вместе с собакой-поводырем, то старайтесь не гладить ее без разрешения, это может отвлечь собаку от работы. Предлагая незрячему или слабовидящему человеку место, не пытайтесь усадить его, не используйте фразы типа «давайте я вас посажу», «давайте я вас поставлю», можно положить руку человека на спинку стула или на сиденье. Если вы находитесь в шумном помещении и решили отойти, предупредите об этом незрячего человека, чтобы избежать неловкой ситуации, когда собеседник будет думать, что вы рядом, и продолжит с вами говорить.
ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ
Не нужно нарушать границы точно так же, как и в общении с людьми без инвалидности. Вряд ли вы спрашиваете у каждого встречного про диагноз, наличие детей, сопровождающих, собаки, выражаете свое восхищение тому, что человек идет по улице, то же самое важно и в общении с незрячими и слабовидящими людьми, чтобы ваша коммуникация была максимально доброжелательной. Личные вопросы уместны, когда вы подружились с незрячим или слабовидящим человеком, и вам комфортно говорить на разные темы.
Как правильно общаться с глухими или слабослышащими?
Влад Колесников
куратор программ для сообщества глухих и доступности для глухих и слабослышащих Дома культуры «ГЭС-2»
Начать хочется с того, что универсальных правил общения с глухими и слабослышащими не существует — все индивидуально. Зависит от того, в какой школе учился человек, в какой среде чаще бывает — больше общается со слышащими или с глухими. Но можно перечислить общие рекомендации, которые помогут не стесняться при встрече и комфортно взаимодействовать друг с другом.
ЭТИКЕТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Как общаться с глухими и слабослышащими, если вы не знаете жестовый язык? Некоторые глухие могут читать по губам, но не все. Тем не менее, для глухих и слабослышащих артикуляция и мимика является важным дополнительным источником информации. Когда говорите со слабослышащим или глухим собеседником, поворачивайтесь лицом, старайтесь не стоять против света и следите за тем, чтобы ваши лицо и артикуляция были хорошо видны. Не стоит утрировать артикуляцию или стараться проговаривать слова по буквам, говорите спокойно и естественно.
Если во время разговора со слабослышащим человеком вы понимаете, что ему плохо вас слышно — не переходите на крик, ваши мимика и выражение лица станут неприветливыми и человеку будет казаться, что вы на него злитесь. Постарайтесь говорить немного громче, но, что важнее — более четко.
Если слабослышащий не расслышал то, что вы сказали, не надо пересказывать это более простым языком. Это выглядит так, как будто вы считаете себя умнее собеседника. А еще не надо закрывать тему и говорить что «это неважно», «ничего страшного». Просто повторите то же, что вы сказали, немного громче и четче.
КАК ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ ГЛУХОГО ЧЕЛОВЕКА
Чтобы привлечь внимание глухого человека, не стоит обходить человека спереди или как-то резко хватать. Слегка коснитесь рукой предплечья человека. Если вы стоите лицом к нему, помашите вытянутой рукой, так глухие люди зовут друг друга.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В КОМПАНИИ, ГДЕ ЕСТЬ ГЛУХИЕ И СЛАБОСЛЫШАЩИЕ
Если вы общаетесь через переводчика жестового языка, обращайтесь напрямую к глухому человеку, не говорите «передайте ему» и не смотрите только на переводчика. Не обсуждайте глухих в их присутствии, даже если вы уверены, что они вас не поймут. Если вы знаете жестовый язык на базовом уровне, старайтесь сопровождать свою речь жестами, когда говорите голосом.
ЧТО ЕЩЕ ВАЖНО ЗНАТЬ
Термин «глухонемой» является некорректным и поддерживает негативные стереотипы. Все глухие люди могут общаться устно, а еще они говорят на жестовом языке, поэтому термин «немые» к ним не относится. Бывает, что и глухих и слабослышащих называют «слабослышащими», чтобы смягчить. Не обидно называть глухого человека глухим. Но есть слова, которые могут обидеть и нужно стараться их избегать: «глухонемой», «неслышащий», «человек с нарушением слуха», «плохослышащий» и другие термины, которые акцентируют на глухоте как на нарушении или болезни. А как правильно? Глухой или слабослышащий человек, представитель сообщества глухих.
Как правильно общаться с людьми с нейроотличиями?
Вера Замыслова
кураторка программ доступности для посетителей с нейроотличиями Дома культуры «ГЭС-2»
В ответе на этот вопрос, мне хотелось бы отдельно подчеркнуть, что никакого единого верного ответа быть не может. Так как сама по себе концепция нейроразнообразия — это то, как по разному может работать мозг человека, воспринимая ту или иную информацию. Поэтому не может быть и какого-то одного работающего принципа общения с людьми с нейроотличиями, но я постараюсь акцентировать внимания на тех, которые, на мой взгляд, являются основными и могут помочь при выстраивании коммуникации:
ПЕРВЫЙ И САМЫЙ ВАЖНЫЙ ПРИНЦИП — БУДЬТЕ ВЕЖЛИВЫМ
Кажется, что это достаточно интуитивный принцип, однако с людьми с нейроотличиями часто возникают ситуации, когда этот принцип почему-то игнорируется или частично игнорируется. Обращайтесь к человеку на «вы», если вы с ним или с ней незнакомы: не стоит «тыкать» человеку, не стоит навязывать ему или ей как помощь, так и общение. Если рядом с человеком с нейроотличиями есть сопровождающий — не надо обращаться через него: говорите с самим человеком. И точно не стоит говорить в присутствии человека с нейроотличиями с сопровождающим о нем или о ней в третьем лице.
Также невежливым будут любые попытки узнать или угадать диагноз человека. Диагноз — это конфиденциальная и личная информация, к тому же, если вы и узнаете, что у человека перед вами определенный диагноз — это мало чем вам поможет в коммуникации с ним, так как нейроотличия — это спектр.
ВТОРОЙ ПРИНЦИП ОБЩЕНИЯ — ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ И УТОЧНЯЙТЕ
У людей с нейроотличиями могут быть разные способы коммуникации: например, человек может предпочитать не общаться вербально, но это не значит, что он не хочет общаться вообще или что он или она не воспринимают вербальную информацию. Часто бывает, что при общении с людьми с нейроотличиями совершается попытка предугадать их желания — это не является этичным, вместо этого стоит задать уточняющий вопрос. Если вы хотите предложить помощь, не забывайте о том, что вы не можете быть уверенными в том, что помощь человеку нужна — задайте вопрос, а за тем уточните, как ему или ей было бы комфортнее эту помощь получить. Еще один критический момент — желание сделать вид, что вы поняли, что вам сказали, если на самом деле не поняли. Не стоит додумывать за другого — совершенно нормально вежливо и спокойно уточнить, правильно ли вы поняли человека или попросить его или ее повторить.
ТРЕТИЙ ПРИНЦИП — ТЕРПЕНИЕ И УВАЖЕНИЕ ЛИЧНЫХ ГРАНИЦ
Будьте терпимы к возможным особенностям речи, мимики и дикции: например, однотипным или повторяющимся вопросам. Не игнорируйте заданный вам вопрос (помните о вежливости), даже если вы ответили на него только что. Будьте готовы к тому, что человеку может требоваться больше времени, чтобы сформулировать то, что он или она хочет вам сказать. Старайтесь использовать короткие и конкретные фразы или будьте готовы к тому, чтобы переформулировать сказанное вами в более простой и ясной форме. Для этого лучше оставлять в фразах только то, что является важным и передает смысл, не перегружая речь абстрактными эпитетами и метафорами.
Не стоит касаться человека без его или ее разрешения, а также не стоит пытаться «поймать взгляд» человека, если он или она на вас не смотрят. Отсутствие зрительного контакта не всегда может означать, что вас не слушают или не слышат — чтобы быть уверенным в том, что вас услышали — уточните и переспросите.