Где учиться современному искусству за рубежом? 6 героинь о своем опыте
Мы поговорили с шестью героинями, — художницами, арт-менеджерками и кураторками — которые учатся или заканчивают обучение в Германии, Австрии, Великобритании и Нидерландах. Расспросили их о мотивации поступать, трудностях на пути и впечатлениях от учебного процесса, а также попросили поделиться советами для тех, кто тоже думает об образовании в других странах.
Анастасия Шестак
исследовательница, кураторка, координаторка проектов
Программа: Cultures of the Curatorial
Университет: Die Hochschule für Grafik und Buchkunst/ Academy of Fine Arts, Leipzig
Что требуется для поступления: CV, портфолио, мотивационное и рекомендательное письма, сертификат, подтверждающий владение немецким языком
Длительность обучения: 4 семестра
Стоимость обучения: 550€ в семестр
КАК НАЗЫВАЕТСЯ ТВОЯ ПРОГРАММА, ЧЕМУ ОНА ПОСВЯЩЕНА?
Моя программа — Cultures of the Curatorial в Академии художеств в Лейпциге.
ПОЧЕМУ ТЫ ВЫБРАЛА ИМЕННО ЭТУ ПРОГРАММУ?
Среди уже состоявшихся кураторов и, в том числе, преподавателей кураторских программ бытует мнение, что кураторство — это то, чему ты учишься на практике, и многие мои старшие коллеги советовали выбрать более теоретически фундированную магистратуру, например «Политологию» или «Историю искусств».
У меня уже есть одна теоретическая магистратура («Визуальная культура» московской Вышки) и вновь заниматься только теорией мне не хотелось. Я рада, что выбрала именно кураторство. Это интересная мне сфера, с которой я хорошо знакома, что очень помогает мне в учебе.
До поступления я слышала о руководительнице программы, Беатрис фон Бисмарк, и знала, что в Лейпциге отличное русскоязычное коммьюнити художников, писателей и кураторов.
РАССКАЖИ О СВОЕМ ПОСТУПЛЕНИИ.
При подаче документов мне нужно было написать критический текст о недавней выставке (я писала о проекте Малгожаты Мирга-Тас в Гётеборге), мотивационное письмо, рекомендательное письмо и CV.
РАССКАЖИ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК ВЫГЛЯДИТ ТВОЙ ОБЫЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ДЕНЬ.
С моей группой мы встречаемся в Академии один раз в месяц на интенсив, который длится 3-4 дня. Мы обсуждаем тексты, которые читали к семинару предыдущие недели, совместный проект, который в апреле мы открыли в Дамасской комнате в Дрездене, и каким образом развивать его дальше, работы друг друга и наши семестровые эссе. В эти дни, как правило, включены несколько воркшопов, последний был, например, с Рашей Салти, а один из более ранних с дорогой моему сердцу художницей Марвой Арсаниос.
ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ ЛЮБИМЫЕ КУРСЫ?
Именно на моей программе нет отдельных курсов, так как мы встречаемся с группой и преподавателями на совместные интенсивы и воркшопы. Однако я могу свободно посещать курсы других преподавателей и, что особенно ценится в Академии, фото лабораторию, мастерские, курсы по шелкографии и так далее.
КТО УЧИТСЯ ВМЕСТЕ С ТОБОЙ НА ПРОГРАММЕ, КАКИЕ ЭТО ЛЮДИ?
Кураторы, архитекторы выставок, художники, политологи, фотографы и другие работники и работницы культуры. Всех их объединяет одно — умение и желание организовывать. Многие живут в разных городах Германии и Австрии — Касселе, Дрездене, Мюнхене, Граце, многие из Берлина. Я снимаю комнату и живу в Лейпциге, как и пятеро других кураторов с моего курса, среди которых моя хорошая подруга из Сан-Паоло. Формат интенсивов позволяет приезжать в академию один раз в месяц и потом вновь разъезжаться по своим городам и работам.
ЛЕГКО ЛИ ДАЕТСЯ ТЕБЕ УЧЕБА – КОММУНИКАЦИЯ, ЧТЕНИЕ И НАПИСАНИЕ ТЕКСТОВ – НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ?
Общение на немецком все еще дается мне с трудом, несмотря на то, что я хорошо понимаю язык на слух. Я намного увереннее чувствую себя с английским и, как правило, перехожу на него при обсуждении и написании текстов.
КАКИЕ ОТНОШЕНИЯ СКЛАДЫВАЮТСЯ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ И СТУДЕНТАМИ?
Преподаватели доверяют нам и стараются если и направлять, то очень мягко. Руководительница программы, Беатрис фон Бисмарк, просит обращаться к ней на «ты» (du — duzen), а в нашей недавней исследовательской поездке в Польшу со студентами и нашим преподавателем мы вместе ходили на диджей-сет в клуб.
КАКИЕ ОТЛИЧИЯ ТЫ ВИДИШЬ МЕЖДУ ОБРАЗОВАНИЕМ В РОССИИ И ЕВРОПЕ?
Буду говорить только об опыте своей программы: нужен высокий уровень самоорганизации, никто никого ни о чем не просит лишний раз и ни на кого не давит. Это касается как учебных дедлайнов, так и бюрократических. Одна знакомая из университета вовремя не оплатила взнос за следующий семестр, и через некоторое время ей просто пришло уведомление об отчислении. Конечно, подобные ситуации решаемы, в Академии все идут навстречу студентам.
УДАЕТСЯ ЛИ ТЕБЕ СОВМЕЩАТЬ УЧЕБУ С РАБОТОЙ? СКОЛЬКО ЧАСОВ В СРЕДНЕМ ТЫ ПРОВОДИШЬ ЗА УЧЕБОЙ?
В этом году я удаленно вела проект в Швеции и иногда ездила в командировки. Почти во все месяцы академического года мне успешно удалось разводить рабочие поездки и учебные интенсивы. На учебу я трачу от 5 до 20 часов в неделю в зависимости от текущих задач: ресерч, написание текста или подготовка проекта.
ДОВОЛЬНА ЛИ ТЫ СВОЕЙ ПРОГРАММОЙ?
Заметное для меня изменение после начала обучения — художники начали обращаться ко мне с просьбой курировать их выставки или просто что-то подсказать в проекте. Я очень это ценю. Думаю, отчасти это заслуга именно ярлыка «кураторская магистратура».
КАКИЕ У ТЕБЯ ПЛАНЫ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ МАГИСТРАТУРЫ?
Как сказала одна моя знакомая: «Знать, где я хочу быть, что я хочу делать и собрать вокруг комьюнити». А если своими словами, мне хотелось бы иметь роскошь более долгосрочного планирования, работать и делать что-то осмысленное. Будет здорово, если получится собрать это вместе под зонтиком кураторства.
КАКИЕ СОВЕТЫ ТЫ МОГЛА БЫ ДАТЬ ТЕМ, КТО ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ?
Просто делай следующий шаг. Когда в начале поступления или переезда пытаешься обозреть все, что тебе предстоит, охватывает паника. Понимание этапов и шагов, о которых нужно будет позаботиться, помогает увидеть в этом пути последовательность задач, с которыми справляются другие, а значит, и тебе это по силам.
Дарья Ставкина
исследовательница современного искусства и культуры, арт-менеджерка, кураторка
Программа: Education, Museums and Heritage
Университет: University of Glasgow; University College Cork; Radboud University, Nijmegen
Что требуется для поступления: CV, IELTS, мотивационное и рекомендательное письма
Длительность обучения: 4 семестра
КАК НАЗЫВАЕТСЯ ТВОЯ ПРОГРАММА, ЧЕМУ ОНА ПОСВЯЩЕНА?
Моя программа называется Education, Museums and Heritage, фактически она делится на три больших блока, которые посвящены разным аспектам культурного кураторства. Первый семестр в Шотландии в Университете Глазго — это музеология, рассматривающая музеи и галереи через призму организационного дизайна и образовательного, некоммерческого аспектов. Второй семестр в Ирландии в Университетском Колледже Корка — все, связанное с технологиями в искусстве и исследованиях: современная история диджитал искусства, технологические тренды в искусстве и арт-рынке, практики эстетического программирования, диджитал инструменты для гуманитарных и искусствоведческих исследований, даже гейм-дизайн. Третий семестр, который предстоит мне с сентября, в Нидерландах в Университете Радбауда нацелен на кураторство в более конвенциональном понимании и видится самым практически ориентированным для моего трека: это история современного искусства и кураторства, креативная экономика.
ПОЧЕМУ ТЫ ВЫБРАЛА ИМЕННО ЭТУ ПРОГРАММУ?
Получив бакалавра культурологии, имея опыт учебы в Garage Academy, поработав в московских галереях и культурных проектах, написав аналитический диплом про ГЭС-2, я поставила себе цель получить образование, связанное с искусством и культурным менеджментом именно в Великобритании, чтобы иметь возможность остаться тут после магистратуры. Вместе с этим мне было важно получить полную стипендию, покрывающую все траты, и моя Эразмус Мундус программа была единственным подходящим вариантом для моего профайла, поскольку стипендия Chevening в 2022-2023 академическом году ушла от россиян. То, как все получилось — это большая привилегия и возможность пожить в трех странах, изучая разные контексты в сфере культуры, искусства, институций.
КАКИМ БЫЛО ТВОЕ ПОСТУПЛЕНИЕ?
Мое поступление, по сути, длилось два года. В первый год, когда я училась на последнем курсе бакалавриата, у меня был план продолжить образование в условной Европе, без четкого понимания ландшафта университетов, визовых, финансовых и рабочих перспектив, и я подавалась везде. В таком формате мне удалось выиграть грант только в Будапештский университет, который не был моим приоритетом, в остальных университетах и странах меня принимали либо с частичным грантом, либо без него. Этот год, как оказалось, был необходим для очерчивания того, что важно мне, что я могу представить из своего профайла, и в целом очень сильно прокачал навыки подачи заявок и grant writing.
Во второй же год я полностью сменила стратегию и подалась только на один полный грант на мою программу, идеально подготовив документы и занимаясь около месяца мотивационным письмом. Экзамены я не сдавала, но очень долго писала cover letter, research project, портфолио, предоставляла несколько рекомендательных писем.
РАССКАЖИ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК ВЫГЛЯДИТ ТВОЙ ОБЫЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ДЕНЬ.
Я просыпаюсь и еду в университет. Обычно пары начинались часов в 12:00. В Глазго мы часто ездили сначала на пары, а потом на какие-то heritage sites, либо в музеи или галереи, где нас знакомили с современным шотландским культурным контекстом. В Шотландии вообще очень богатая и аутентичная культурная сцена. В Корке у нас таких поездок не было, были в основном лекции и семинары, которые заканчивались около 16:00. После я шла в библиотеку заниматься: выписывала имена художников, проводила ресерчи. В Корке и Глазго я довольно часто ходила на артовые мероприятия, потому что хотела действительно погрузиться в культурный контекст и познакомиться с людьми.
КАК ТЫ СПРАВЛЯЕШЬСЯ С УЧЕБОЙ НА ТРЕХ ПРОГРАММАХ?
Моя программа, как и все Эразмус Мундусы, организована так, что я должна переезжать каждые полгода — каждый семестр. То есть, три программы, конечно, идут не одновременно, а последовательно. Но каждые 5-6 месяцев подаваться на визу, потом на ВНЖ, искать с нуля жилье, и в целом переезжать — требует много ресурса. Когда тяжело, я думаю о том, что это once in a lifetime experience, на который мне не нужно тратить (свои) финансы, и о том, что у меня есть доступ к замечательной ассоциации всех людей, делавших Эразмус Мундус, — меня всегда восхищают их карьерные траектории после завершения этого опыта. Смотря на их страницы в LinkedIn, я вдохновляюсь и понимаю, в какой хорошей потенциальной точке своей жизни сейчас нахожусь. И, конечно, вспоминаю, зачем все это было сделано — я хотела попробовать свои карьерные силы в Великобритании, начиная с образования.
РАССКАЖИ О СВОИХ ЛЮБИМЫХ КУРСАХ.
«Любимыми» курсами на настоящий момент оказались те, где я чувствовала себя несведущий: весь фокус на диджитале, который был в Коркском университете, оказался очень важным, и открыл для меня новый мир ArtTech и, шире, CultTech индустрий, в которых сейчас многое происходит.
Курсы, связанные с традиционной музеологией — это важно, но они не были в фокусе моего интереса. Я сразу для себя приняла, что фокусируюсь на том, что практически важно и интересно, а то, что не входит в мой таргет, я принимаю с любопытством и расширяю культурную и кураторскую насмотренность.
КТО УЧИТСЯ ВМЕСТЕ С ТОБОЙ НА ПРОГРАММЕ, КАКИЕ ЭТО ЛЮДИ?
Очень разные. Круто то, что нет ни одной повторяющейся национальности: есть люди из Турции, Индонезии, Штатов, Канады, Бразилии, Сербии, Италии, Киргизии и множества других стран. Мои ровесники (на момент начала учебы мне было 23 года) — самые младшие из когорты, самым старшим — около 35 лет. Профессиональный бэкграунд у всех относительно несхожий, разнится от спортивной журналистики, архитектуры до современного арт-менеджмента.
ЛЕГКО ЛИ ДАЕТСЯ ТЕБЕ УЧЕБА – КОММУНИКАЦИЯ, ЧТЕНИЕ И НАПИСАНИЕ ТЕКСТОВ – НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ?
Коммуникация в основном шла легко, а учиться сначала было сложно. Особенно это ощущается в гуманитарном знании — когда значительная часть учебы представляет собой критическую рефлексию, контекст, и в целом подразумевает игру с языком (особенно говоря про современное искусство), часто хотелось повторять: “You don’t know how smart I am in my first language”. Потом привыкла, смирилась с ограничениями, стараюсь их уменьшать и улучшать английский каждый день.
КАКИЕ ОТНОШЕНИЯ СКЛАДЫВАЮТСЯ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ И СТУДЕНТАМИ?
Уважительные, с хорошей дистанцией и сильной открытостью к исследовательской коллаборации.
КАКИЕ ОТЛИЧИЯ ТЫ ВИДИШЬ МЕЖДУ ОБРАЗОВАНИЕМ В РОССИИ И ЕВРОПЕ?
Мне повезло учиться в НИУ ВШЭ, я могу сказать, что довольна своим бакалаврским образованием. Единственное, что повторяют все студенты в Европе, и повторю я в том числе — по ощущениям, в постсоветском пространстве намного больше контроля знания и намного меньше потенциала и времени для самоподготовки, академической и временной свободы. Все формы контроля, которые были у меня на программе — это либо эссе, либо аналитический/исследовательский/артовый проект, на который просто выделено несколько недель.
ДОВОЛЬНА ЛИ ТЫ УЧЕБОЙ?
К своей учебе я отношусь как к важному и интересному этапу своего карьерного и личного развития. Много важных вещей узнаю из классов, знакомлюсь с контекстом и становлюсь более artistically and culturally aware and up to date. Есть вещи, которые я изучаю вне сетки расписания и институций, в основном связанные с коммерческими и менеджерскими аспектами.
Однако именно доступ ко всем этим университетам, странам, приглашенным людям, профессорам, коммьюнити стипендиатов и alumni, — это важнейший ресурс, значение которого переоценить невозможно, как в артово-культурном коммьюнити, так и вне него.
КАКИЕ У ТЕБЯ ПЛАНЫ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ МАГИСТРАТУРЫ?
Планы — развить и улучшить менеджерские скиллы и применить их, вместе с наработанной экспертизой, в местном контексте. Еще расширить свое медийное присутствие на разных площадках и потенциально их монетизировать. Сейчас, например, буду работать над развитием своего тг-канала про мой опыт учебы и исследования разных контекстов искусства и культуры.
КАКИЕ СОВЕТЫ ТЫ МОГЛА БЫ ДАТЬ ТЕМ, КТО ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ?
Осознать, зачем вам это надо, и что вам это даст в short term и long-term перспективах. От этого понимания отталкиваться в выборе страны, программы, университета. Важнейшая вещь, которую вы инвестируете — это время. Делайте это с пользой для своей лучшей жизни. И еще — если вы будете поступать на англоязычную учебу в неанглоязычную страну, начинайте учить официальный язык страны, это значительно все облегчит.
Анна Таганцева
художница, куратор, сооснователь Devetnadsat' gallery и AAcademy19
Программа: Fine Arts
Университет: Akademie der bildenden Künste / Academy of Fine Arts, Vienna
Что требуется для поступления: портфолио, собеседование
Длительность обучения: варьируется
Стоимость обучения: 726€ в семестр
КАК НАЗЫВАЕТСЯ ТВОЯ ПРОГРАММА, ЧЕМУ ОНА ПОСВЯЩЕНА?
Я учусь в Венской академии изобразительных искусств на отделении fine arts на факультете графики, но это не означает, что я должна заниматься только ей. Тут образование устроено немного по другой логике.
ПОЧЕМУ ТЫ ВЫБРАЛА ИМЕННО ЭТУ ПРОГРАММУ?
Я выбирала скорее учебное заведение, а не программу. В Венскую академию можно поступить без знания немецкого и выучить его здесь в первый год учебы — это оказалось плюсом для меня. Изначально я подавала документы на отделение fine art. Меня пригласили на собеседования в два класса: живопись и графика (класс, в котором я учусь сейчас). В академии можно переходить между классами, возможно чуть позже я так и сделаю.
РАССКАЖИ О СВОЕМ ПОСТУПЛЕНИИ.
Я поступала во времена ковида и просто отправила свое портфолио, информацию о прошлых местах учебы. Я немного знала немецкий и приложила сертификат А1, но это было необязательно. Потом было собеседование, где мы мило беседовали, почему я хочу учиться и что мне интересно. И после была вся бюрократическая волокита с визой и ВНЖ.
ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ ЛЮБИМЫЕ КУРСЫ?
Я ходила на классный курс по философии и эстетической теории, который читал приглашенный профессор Пензин. Но большее число слушателей было из реставраторов и архитекторов, с fine art совсем мало. Еще я ходила на курс по теории материала и формы, он был скорее для архитекторов, но мне было интересно и я записалась. Уже приметила несколько курсов на следующий год. Иногда бывает сложно: занятия могут наслаиваться друг на друга по времени, и приходиться выбирать, что сейчас важнее. А еще рабочее расписание приходиться выстраивать относительно учебы.
РАССКАЖИ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК ВЫГЛЯДИТ ТВОЙ ОБЫЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ДЕНЬ.
В целом, я предоставлена сама себе. Утром еду в мастерскую или на лекцию, если я на нее записана. У меня есть свое место в мастерской, где я и работаю. В прошлом году я активно ходила на курсы немецкого, так как должна была сдать экзамен. Также у меня есть несколько проектов в Москве, так что я совмещаю учебу и работу.
Важно уточнить, что точного расписания тут нет. Я сама записываюсь на курсы, они проходят в разное время и в разных корпусах. Регистрация на курсы открывается в начале семестра, и нужно успеть записаться на самые интересные, потому что количество мест ограничено.
Из постоянных занятий у меня есть встречи класса, они проходят каждую неделю и могут быть посвящены любым темам (недавно, например, мы обсуждали книгу одного музыкального продюсера) или просмотру работ. Тему встреч определяет мастер каждого отдельного класса.
УДАЕТСЯ ЛИ ТЕБЕ СОВМЕЩАТЬ УЧЕБУ С ДРУГИМИ ПРОЕКТАМИ? СКОЛЬКО ЧАСОВ В СРЕДНЕМ ТЫ ПРОВОДИШЬ ЗА УЧЕБОЙ?
Да, я успеваю спокойно работать и довольно часто ездить в Москву. И мне все-таки приходиться дополнительно учить немецкий, что тоже забирает время. В академии делается ставка на то, что студенты постоянно работают в мастерских. Некоторые люди учатся тут по 8-10 лет и просто неспешно работают.
ЕСТЬ ЛИ В ТВОЕМ УНИВЕРСИТЕТЕ СВОИ МАСТЕРСКИЕ, ТИПОГРАФИИ, СТУДИИ?
Да, за моим классом закреплены большие печатные мастерские, но их можно использовать только если пройден соответствующий курс. Еще есть мастерские, где каждый работает на своем месте.
КАКИЕ ОТЛИЧИЯ ТЫ ВИДИШЬ МЕЖДУ ОБРАЗОВАНИЕМ В РОССИИ И ЕВРОПЕ?
Отличия, безусловно, есть. Некоторые моменты, кстати, я подсматриваю и привношу в наш образовательный проект AAcademy19.
Тут нет таких же зачетов или экзаменов как у нас, все довольно расслаблено. Зачеты бывают только в конце каждого отдельного курса, или когда ты уже идешь на сдачу диплома. В основном ты предоставлен сам себе, понимаю, что это может быть трудным для кого-то после опыта российских ВУЗов. Если у человека нет привычки работать самостоятельно, ставить перед собой задачи, то будет сложно. Если говорить в контексте современного искусства, то здесь нет такого трепета перед концептуальным искусством и философией.
ДОВОЛЬНА ЛИ ТЫ СВОЕЙ УЧЕБОЙ? МОЖЕШЬ ЛИ ТЫ УЖЕ СЕЙЧАС ОЦЕНИТЬ ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ТВОЕ САМООЩУЩЕНИЕ?
Программы как таковой у меня нет, каждый составляет ее самостоятельно из разных курсов. Из тех курсов, что я брала, было несколько, которые оказались действительно интересными. А по поводу самоощущения — ко многим вещам я стала относиться значительно проще.
КАКИЕ СОВЕТЫ ТЫ МОГЛА БЫ ДАТЬ ТЕМ, КТО ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ?
Я часто встречала ребят, которые никогда нигде не были, но очень хотят учиться за границей. Мне кажется, сначала стоит поездить и посмотреть. Например, отправиться в резиденцию или записаться на языковые курсы. Важно понять, подходит ли тебе новая среда, а для этого нужно пожить в стране не как турист, или хотя бы съездить на разведку, составить впечатление, чтобы избежать разочарования. У меня такой опыт перед поступлением был: я училась на курсах в Берлине, ездила в резиденции и вообще часто путешествовала, поэтому ко многим вещам относилась без идеализирования. Конечно, придется оформлять визу и другие документы, но важно помнить, что при желании все это осуществимо.
Дарья Коноваленко
куратор, создательница проекта «В белом кубе» и соосновательница PR агентства CO-WORKING
Программа: Arts Administration & Cultural Policy
Университет: Goldsmiths University of London
Что требуется для поступления: мотивационное письмо, IELTS
Длительность обучения: варьируется
Стоимость обучения: 22 640£ за год обучения
КАК НАЗЫВАЕТСЯ ТВОЯ ПРОГРАММА, ЧЕМУ ОНА ПОСВЯЩЕНА?
Программа называется Arts Administration & Cultural Policy, она посвящена менеджменту в сфере культуры и культурной политики: как этим управлять, как связаны культура и политика.
ПОЧЕМУ ТЫ ВЫБРАЛА ИМЕННО ЭТУ ПРОГРАММУ?
Во-первых, я хотела переехать в Лондон, потому что это абсолютно точно культурная столица мира. Во-вторых, связь бизнеса и искусства мне была уже понятна, хотелось добавить в это уравнение еще и государство. Эта программа оказалась для меня способом больше узнать про политику, экономику и социологию — науки, которые мне были недоступны до этого — не уходя далеко от культуры.
КАКИМ БЫЛО ТВОЕ ПОСТУПЛЕНИЕ?
Вступительных экзаменов не было, я сдавала IELTS, писала мотивационные письма и проходила собеседования. Поступала где-то в шесть университетов, поступила во все, но выбрала Goldsmiths. И все, на самом деле. Поступать, честно говоря, абсолютно не сложно. Сложно потом на это заработать, потому что стипендий не очень много. Сейчас они постепенно возвращаются, но, когда я поступала в марте 2022 года, все стипендии ушли из России из-за (здесь было слово, запрещенное в РФ).
РАССКАЖИ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК ВЫГЛЯДИТ ТВОЙ ОБЫЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ДЕНЬ.
Обычно у меня не больше двух лекций один-два раза в неделю. Первая пара где-то с 11:00 до 14:00, потом обед и вторая пара. Пару раз мы куда-то выезжали, чтобы, так сказать, в полях узнать больше о культурных институциях. Например, ездили в Sadler's Wells Theater, смотрели театры в Брайтоне.
ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ ЛЮБИМЫЕ КУРСЫ?
Мой любимый курс был Entrepreneurial Modeling. Я про него, кстати, писала в своем канале, там по хэштегу goldsmiths можно много найти. В рамках курса мы писали план для бизнеса в сфере культуры. Недавно, наконец-то, пришла оценка — я получила 4 с плюсом, было круто.
Другой курс, который мне понравился, назывался Contemporary Issues and Culture. Там мы изучали амбивалентность культуры — формирование стереотипов о разных культурах и нациях, конфликты между сохранением наследия и упором на современное искусство.
КТО УЧИТСЯ ВМЕСТЕ С ТОБОЙ НА ПРОГРАММЕ, КАКИЕ ЭТО ЛЮДИ?
Большая часть моих одногруппников — студенты в основном из Китая, которые плохо говорили по-английски и переводили лекции AI-переводчиками с английского на китайский. Было какое-то количество европейцев, которых сейчас из-за брексита в Великобритании довольно мало: раньше они получали 50% скидку для иностранных студентов, но сейчас этого нет из-за политических изменений. На моей программе было где-то два британца, два мексиканца и еще одна русская девочка.
ЛЕГКО ЛИ ДАЕТСЯ ТЕБЕ УЧЕБА – КОММУНИКАЦИЯ, ЧТЕНИЕ И НАПИСАНИЕ ТЕКСТОВ – НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ?
Мне учеба давалась легко. Наверное, первую неделю было сложно перестроиться на другой язык, но, честно говоря, это не проблема — довольно быстро вливаешься. К написанию текстов и чтению тоже привыкаешь, это просто навык, ничего сложного здесь нет. Не могу сказать, что у меня был идеальный английский. И не могу сказать, что он сейчас идеальный, но такой и не нужен. В Лондоне никто на идеальном английском не говорит, это город иммигрантов. Написание текстов это уже сложнее, но я люблю писать. Наконец, Google переводчик, Grammarly и, что уж греха таить, платная версия ChatGPT работают отлично. Все решаемо.
КАКИЕ ОТНОШЕНИЯ СКЛАДЫВАЮТСЯ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ И СТУДЕНТАМИ?
Отношения складываются, потому что большая часть обучения — это индивидуальные встречи с преподавателями, где вы обсуждаете все свои диссертации, проблемы, пожелания. Ты просто назначаешь встречу и полчаса говоришь с преподавателем.
У меня хорошие отношения с преподавателями. Декан факультета предпринимательства, на котором я училась, пришел на открытие поп-ап галереи Serene в Лондоне, которое мы делали с моим коммуникационным агентством CO-WORKING. Я была очень рада, что он меня так поддержал.
УДАЕТСЯ ЛИ ТЕБЕ СОВМЕЩАТЬ УЧЕБУ С РАБОТОЙ? СКОЛЬКО ЧАСОВ В СРЕДНЕМ ТЫ ПРОВОДИШЬ ЗА УЧЕБОЙ?
Упомянутое выше агентство продолжало функционировать с моим участием. Конечно, странно было, когда все идут на ланч, а я иду на звонки с клиентами, но дорогу осилит идущий. Это очень сложно, но возможно.
Сложно сказать, сколько часов я ежедневно учусь. Я скорее люблю проводить выходные за учебой, потому что в течение недели у меня работа, а по вечерам все-таки хочется жить, встречаться с друзьями и изучать город. А сидеть все воскресенье, например, и писать какую-то работу мне нравится.
КАКИЕ ОТЛИЧИЯ ТЫ ВИДИШЬ МЕЖДУ ОБРАЗОВАНИЕМ В РОССИИ И ЕВРОПЕ?
В Европе однозначно больше самостоятельной работы, отсутствуют, по крайней мере у меня, бюрократические вопросы, которые в Строгановке для меня были самым страшным кошмаром. Цена образования, конечно, гораздо выше, но предполагается и большая степень вовлеченности, самостоятельности.
ДОВОЛЬНА ЛИ ТЫ СВОЕЙ ПРОГРАММОЙ?
Программой я довольна, хотя знаю, что есть противоречивые мнения. Теперь я могу не только смотреть на культуру со стороны локальной ситуации в России, но и видеть более сложные процессы и взаимосвязи. И, конечно, теперь я наконец-то составляю очень хорошие бизнес-планы.
КАКИЕ У ТЕБЯ ПЛАНЫ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ МАГИСТРАТУРЫ?
Имея российский паспорт, сложно что-то планировать, но мне бы хотелось податься на визу талантов и продолжать свою карьеру, развивая наше коммуникационное агентство в Великобритании.
КАКИЕ СОВЕТЫ ТЫ МОГЛА БЫ ДАТЬ ТЕМ, КТО ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ?
Дам совет всем, кто переезжает за границу. Во-первых, это тяжело и это нормально. Тяжело найти англоязычных друзей, тяжело обосноваться, тяжело найти свою рутину. Чем раньше вы выстроите свою рутину, тем лучше: расписание и привычки помогут сохранить ментальное здоровье. И еще один совет: ничего не бойтесь, учеба за границей это классный опыт, о котором вы точно не пожалеете.
Ева Рондо
художница, куратор, основательница проекта «Новая искренность»
Программа: Curating and Collections
Университет: Chelsea College of Arts, London
Что требуется для поступления: мотивационное письмо, личная анкета, IELTS
Длительность обучения: 15 месяцев
Стоимость обучения: 28 570£ за год обучения
КАК НАЗЫВАЕТСЯ ТВОЯ ПРОГРАММА, ЧЕМУ ОНА ПОСВЯЩЕНА?
Моя магистерская программа называется Curating and Collections, она посвящена теории и практике в сфере кураторства. Это достаточно экспериментальная программа, в которой современные кураторские практики соединяются с обучением работе в частных и музейных коллекциях.
ПОЧЕМУ ТЫ ВЫБРАЛА ИМЕННО ЭТУ ПРОГРАММУ?
Изначально я выбирала между Челси колледжом и Голдсмитом, программы были похожи, я вела активную переписку с преподавателем обоих курсов. Однако проблема была в приглашении университета для получения визы. Я очень нервничала, хотела получить решение как можно быстрее. Голдсмит отправил приглашение только в сентябре, когда я уже приехала в Лондон. В общем все решило время и мои возможности. Еще я выбирала, конечно, по стоимости обучения, возможности получения грантов етс.
КАКИМ БЫЛО ТВОЕ ПОСТУПЛЕНИЕ?
Сначала мне нужно было подробно заполнить примерно 20 страниц анкет, на которых я порой застревала днями. Туда же входило мотивационное письмо, с вопросами, почему я хочу учиться именно здесь, почему университет должен взять именно меня. Я была не очень уверена в своем английском и просила помощи у друзей, которые уже учились за рубежом. После окончания школы я вообще забыла про английский, а мне предстояла еще сдача IELTS, что по стечению обстоятельств я делала в Париже. Наконец, был очный этап собеседования, который на удивление прошел очень мило.
РАССКАЖИ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК ВЫГЛЯДИТ ТВОЙ ОБЫЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ДЕНЬ.
Мне очень нравилось место, где находится Челси колледж: станция метро Пимлико, на берегу Темзы, рядом с галереей Тейт. Я приезжала на учебу на метро примерно к 10:00 утра, чаще всего опаздывала, но без пропусков брала американо в университетском кафе (помню, что там по какой-то загадочной причине играла песня «Лепестками слез» Dan Balan и Веры Брежневой). Обед у нас был в 12:30, мы не учились больше четырех часов в день.
ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ ЛЮБИМЫЕ КУРСЫ?
Во время первого семестра чаще всего у нас были дискуссии по мотивам прочитанных материалов. Они мне нравились, но больше мне нравилось, что после каждого семестра мы создавали выставку.
КТО УЧИТСЯ ВМЕСТЕ С ТОБОЙ НА ПРОГРАММЕ, КАКИЕ ЭТО ЛЮДИ?
По моим наблюдениям, вместе со мной училось много художников, архитекторов и журналистов по первому образованию. Мое же первое образование — историк искусства. Что нас всех объединяло, так это то, что мы все ужасные контрол-фрики, иногда в хорошем, а иногда в плохом смысле. Конфликты тоже иногда случались.
ЛЕГКО ЛИ ДАЕТСЯ ТЕБЕ УЧЕБА – КОММУНИКАЦИЯ, ЧТЕНИЕ И НАПИСАНИЕ ТЕКСТОВ – НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ?
Сначала было очень страшно, переезд в Англию был неожиданным в первую очередь для меня самой. Я чувствовала себя хуже всех, очень боялась разговаривать, с трудом могла понять домашнее задание даже с переводчиком в телефоне. На моем курсе было много носителей языка, а мне было очень стыдно начать говорить.
КАКИЕ ОТНОШЕНИЯ СКЛАДЫВАЮТСЯ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ И СТУДЕНТАМИ?
Изначально на наш курс было выделено три преподавателя, а к концу первого года остался лишь один, самый интересный, по моему мнению.. Он был интересный, демократичный, современный, открытый для экспериментов и креатива. Он был очень рад, когда я предложила сделать конференцию в Майнкрафте!
УДАЕТСЯ ЛИ ТЕБЕ СОВМЕЩАТЬ УЧЕБУ С ДРУГИМИ ПРОЕКТАМИ? СКОЛЬКО ЧАСОВ В СРЕДНЕМ ТЫ ПРОВОДИШЬ ЗА УЧЕБОЙ?
По приезде в Англию где-то год я привыкала к новой стране и новой жизни. Очень много времени уходило на то, чтобы успокоиться и почувствовать себя дома. Я пыталась вернуться в рабочий ритм, но взять себя в руки не получалось. Но я много путешествовала, это мне помогало справиться с давлением (давила я на себя сама). На подготовку к учебе я тратила час-два в обычные дни, однако во время сессий, конечно, уходили целые дни на написание и редактирование текстов, так как английский все еще был в процессе.
КАКИЕ ОТЛИЧИЯ ТЫ ВИДИШЬ МЕЖДУ ОБРАЗОВАНИЕМ В РОССИИ И ЕВРОПЕ?
Мой опыт учебы в МГУ был неприятным и унизительным. Как говорили мои однокурсницы: «произошла коллективная ретравматизация». Любая инициатива была наказуема. А в Англии на меня смотрят с уважением, слушают и поддерживают, что приятно.
ДОВОЛЬНА ЛИ ТЫ СВОЕЙ ПРОГРАММОЙ?
Я очень довольна своим опытом, хоть в программе и есть дыры, нестыковки. Я всю жизнь гадала, читая книги «Гаража»: «Какого это там? Как это, когда у тебя есть идея, а ее поддерживают, помогают осуществить?». Это образование дало мне возможность думать об искусстве без ощущения, что я делаю это вопреки. Раньше в моей голове искусство всегда было сопротивлением.
КАКИЕ У ТЕБЯ ПЛАНЫ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ МАГИСТРАТУРЫ?
Мой выпускной совсем скоро, а я уже полгода я работаю над новым проектом. Он не будет похож на «Новую искренность», мне сейчас больше интересен дизайн предметов мебели и декора. Еще параллельно я развиваю художественную практику, хочу попробовать сделать выставку своих картин в ближайшее время. А на галерею современного искусства, я поняла, что мне нужно накопить много сил и денег...
КАКИЕ СОВЕТЫ ТЫ МОГЛА БЫ ДАТЬ ТЕМ, КТО ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ?
Я бы посоветовала не стесняться знаний языка и говорить, что есть, никогда не молчать. Вокруг столько хороших людей, которые могут выслушать даже самую невнятную кашу и даже понять!
Ирина Бутковская
художница
Программа: Painting and Printmaking
Университет: Die Hochschule für Grafik und Buchkunst/ Academy of Fine Arts, Leipzig
Что требуется для поступления: CV, портфолио, мотивационное и рекомендательное письма, сертификат, подтверждающий владение немецким языком
Длительность обучения: варьируется
Стоимость обучения: 550€ в семестр
КАК НАЗЫВАЕТСЯ ТВОЯ ПРОГРАММА, ЧЕМУ ОНА ПОСВЯЩЕНА?
Сейчас я учусь на программе Painting and Printmaking в Hochschule für Grafik und Buchkunst в Лейпциге. Мы много работаем с живописью и много говорим о ней: о фигуративности и абстракции, визуальных решениях, техниках, других художниках, о том, где лежат границы живописи. Мы учимся мыслить разными медиумами.
В университете есть доступ к мастерским, где можно работать с литографией, шелкографией, линогравюрой. В моем классе акцент сделан на живопись и печать. Примерно раз в две недели я встречаюсь с классом, и вместе с профессором мы обсуждаем наши процессы и планы.
КАКИМ БЫЛО ТВОЕ ПОСТУПЛЕНИЕ?
Для поступления я писала мотивационное письмо, описывала свои интересы и планы; обновляла портфолио, отбирала живописные работы; вспоминала и уточняла CV; переводила документы…
РАССКАЖИ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК ВЫГЛЯДИТ ТВОЙ ОБЫЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ДЕНЬ.
Последний месяц я провела так: по утрам и днем я в этчинг мастерской или работаю с тушью в студии; а вечером сканирование или урок немецкого.
УДАЕТСЯ ЛИ ТЕБЕ СОВМЕЩАТЬ УЧЕБУ С РАБОТОЙ? СКОЛЬКО ЧАСОВ В СРЕДНЕМ ТЫ ПРОВОДИШЬ ЗА УЧЕБОЙ?
Честно, я не думаю о карьере, я просто хочу иметь возможность заниматься живописью, графикой, фото… Этому посвящены мои дни, я не совмещаю учебу с другой работой.
РАССКАЖИ О СВОИХ ЛЮБИМЫХ КУРСАХ.
Мы сами выбираем курсы, на которые хотим ходить. Например, недавно я закончила курс по проявке фото и сканированию, еще очень хочу попробовать шелкографию. Ходить на курсы не обязательно, но не ходить просто невозможно.
КТО УЧИТСЯ ВМЕСТЕ С ТОБОЙ НА ПРОГРАММЕ, КАКИЕ ЭТО ЛЮДИ?
Я учусь с художниками из Германии, Франции, Англии… Бесконечно удивляюсь им и их работам, рада знать таких увлеченных людей, мне интересно с ними!
КАКИЕ ОТЛИЧИЯ ТЫ ВИДИШЬ МЕЖДУ ОБРАЗОВАНИЕМ В РОССИИ И ЕВРОПЕ?
Думаю, отличия заключаются, во-первых, в наличии в Европе мастерских и, главное, в доступе к ним. Во-вторых, в отношениях между преподавателями и студентами: после класса профессор говорит, как интересно ему было с нами. Большинство преподавателей практикующие художники, поэтому мы все скорее коллеги.
КАКИЕ У ТЕБЯ ПЛАНЫ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ МАГИСТРАТУРЫ?
Я решила ничего не планировать, мне кажется, это не работает. В Лейпциге буду еще два года рисовать, это мой самый далекий план.
КАКИЕ СОВЕТЫ ТЫ МОГЛА БЫ ДАТЬ ТЕМ, КТО ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ?
Я бы посоветовала изучить, какие вообще есть университеты, какие программы. Нужно формулировать свой интерес, уточнять его и связываться с теми, кто сможет этот интерес поддержать.