«Это ерунда, что понятие об интересности задается крупными федеральными игроками». 7 медиа из разных городов России
Авторы: Анастасия Лобачёва, Алиса Белкина
Фото: предоставлены героями материала
18 August, 2023
Мы в редакции хорошо знаем о том, как тяжело существовать независимым медиа. Еще сложнее — если вы локальное издание, которое ищет финансовую поддержку в своем родном городе. Мы собрали 7 разных СМИ — от печатных журналов до подкаста — из разных городов России и спросили их, зачем делать медиа в регионе и почему они важны.
«ВЫ»
Тюменская газета об искусстве
Юлия Миллер — со-создательница, главный редактор
Сергей Сергеев — руководитель пиар-отдела
КОГДА ПОЯВИЛОСЬ ВАШЕ МЕДИА, ДЛЯ КОГО ОНО И О ЧЕМ ВЫ ПИШЕТЕ?
Юлия: Мы заканчивали университет с моей будущей коллегой по изданию Леной Клейман и подумали, что у нас нет объединения, которое будет соединять в себе художников и творческих деятелей нашего города. Мы хотели создать сообщество, которое будет рассказывать «тюменским о тюменском». В нашей первой редакции было около 6 человек, а первый выпуск вышел в июле 2021 года. А в начале 2023 года Лена ушла, и чтобы этот проект остался жив, я взяла все в свои руки и продолжаю деятельность как главный редактор. Цель, которая сейчас преследуется, — показать, что в нашем городе есть много талантливых ребят. Каждый наш выпуск иллюстрирует тюменский художник и благодаря этому мы открываем читателям новые лица. После того как мы создали газету, появилась идея податься на грант, чтобы провести школу арт-журналистики. Мы его выиграли в 2021 году и осенью этого же года провели проект. И тут уже целью стало не только повысить компетенции и навыки наших уже имеющихся ребят, но и привлечь заинтересованных людей, которые тоже хотят писать и вступить в наше сообщество. И еще одна задача, которую мы перед собой ставили, — это здоровая критика, именно такая, какая она есть. Если мы сходили на выставку или посетили какое-то мероприятие, мы пишем так, как оно и было, без прикрас, а если нам не понравилось, мы стараемся написать, почему.
Сергей: Мы пишем как любители. То есть мы заинтересованы, но нигде не утверждаем, что мы супер-журналисты и супер-искусствоведы. Некоторые из нас действительно получают образование в этой сфере, но большинство в нашей команде — ребята, которые просто любят писать об искусстве.
КТО ВАША АУДИТОРИЯ И КАК ОНА РЕАГИРУЕТ НА МАТЕРИАЛЫ О СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ? ПОНИМАЮТ ЛИ В ЦЕЛОМ ЭТУ СФЕРУ?
Юлия: Наша целевая аудитория — молодежь. Мы проводили опрос в социальных сетях, и он показал, что основная аудитория от 16 до 27 лет, то есть студенты и, в том числе, учащиеся каких-то творческих направлений. Конечно точечно есть и старшее поколение, но основная аудитория все-таки моложе. Нам важно донести мысль, что современное искусство — это интересно. Да, оно может быть специфично, но это не плохо, ведь оно разное.
С ЧЕМ ПРИХОДИТСЯ СТАЛКИВАТЬСЯ РЕГИОНАЛЬНОМУ МЕДИА? С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ И КАК ВЫ СПРАВЛЯЕТЕСЬ?
Сергей: Самое первое и до сих пор наболевшее — бюджет. Раньше у нас были грантовые средства, нас поддерживал нефтеперерабатывающий завод, который печатал выпуски. Но в какой-то момент грантовые деньги закончились, завод перестал оказывать поддержку, и сейчас выпуски выходят только в электронном формате — просто потому, что у нас нет бюджета выпускать газету в печатном виде. Мы пробовали считать и скидываться, но хорошая качественная бумага и печать стоят дорого, поэтому наши выпуски есть в архивах, например, «Конторы пароходства», «Никто не спит» и в других тюменских учреждениях про искусство, но бюджет до сих пор остается актуальной проблемой, потому что в наших планах стоит монетизация проекта, чтобы ребята, которые пишут, каждый месяц получали хоть что-то.
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЗАЧЕМ НУЖНО СОЗДАВАТЬ МЕДИА В РЕГИОНЕ?
Юлия: А кто кроме нас? Во-первых, это интересно нам, а во-вторых, кто еще может лучше рассказать о том, что происходит в современном искусстве, как не та самая молодежь, которая это искусство создает? Мы в этом существуем и этим живем. Наша задача — рассказывать так, как мы это видим, потому что мы не эксперты и не критики. Простыми словами о сложном.
Сергей: Еще это очень помогает открывать глаза людям на новых персон, потому что очень часто на слуху более крупные города. Но когда речь заходит о регионах… Скорее всего, вы не назовете сходу классных современных художников. А так, тюменцы могут прочитать нас и узнать, что тут тоже есть ребята, которые делают классные вещи. Помимо этого, иногда художники, иллюстрирующие наши выпуски, связываются с более крупными изданиями.
ЕСТЬ ЛИ МЕДИА, НА КОТОРОЕ ВЫ РАВНЯЕТЕСЬ? ИЛИ — ЕСТЬ ЛИ МЕДИА, КОТОРОЕ ВАМ НРАВИТСЯ, И ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ЕГО ПОРЕКОМЕНДОВАТЬ?
Сергей: Я недавно видел питерское издательство про художников «Шило». Меня заинтересовал их дизайн, у них очень классная экспериментальная верстка.
КАКИЕ У ВАС ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ РАЗВИТИЕ?
Юлия: Сейчас у нас стоит вопрос о коммерческом предложении. В наши социальные сети поступают вопросы по рекламе, которые нужно укомплектовать и создать официальный и красиво собранный документ. Попробуем перейти в новую визуальную составляющую и будем экспериментировать с форматом. Мы ее представляем с газетной бумагой и с интересной версткой, хотим, чтобы у наших дизайнеров был полный простор для воображения. И будем работать над наполняемостью социальных сетей, над тем, чтобы контент был качественный, интересный, яркий, запоминающийся. И в этом году мы снова выиграли грант, поэтому в сентябре запустим второй поток школы журналистики, которая является важным проектом не только для нас, но и для города. И я надеюсь, что она даст важный толчок, вдохновение и новый глоток воздуха.
«Шыблэ»
Подкаст: Адыги a.k.a. черкесы и все что с ними связано
Гунэф Едыдж — сооснователь, редактор, монтажер
Ислам Сапиев — сооснователь, редактор, smm/пиар-менеджер
КОГДА ПОЯВИЛОСЬ ВАШЕ МЕДИА, ДЛЯ КОГО ОНО И О ЧЕМ ВЫ ПИШЕТЕ?
Гунэф: Это получилось очень спонтанно. Началось все с того, что я уехала в Германию. Мой папа всю жизнь занимался адыгской темой, из-за чего я тоже этим заинтересовалась. Мне написал Ислам, он начал рассказывать про генеалогию, адыгские музеи, а меня больше интересовала тема богов и религии, в итоге наши разговоры могли длиться по несколько часов. В какой-то момент мы поняли, что перерабатываем и обсуждаем между собой очень много материала и было бы классно этим делиться. Мой папа в 80-х выпускал газету «Шыблэ», тоже посвященную адыгам, и в дань уважения мы решили, что будет прекрасно назвать так наш проект. И еще по совместимости Шыблэ — бог справедливости.
Ислам: Да, мы с Гунэф узнали друг друга по-новому. Я тоже уехал в другой город, в Москву, и из разных стран у нас пошел общий сдвиг в сторону познания своей национальной идентичности. Мы заметили, что нет современных СМИ, которые делают молодые адыги для молодых адыгов, а молодежь — это самая щепетильная аудитория для таких проектов. Но важно отметить, что нас смотрят не только адыги. Наш проект — просветительский, и мы хотим чтобы все больше и больше людей знали об этой уникальной культуре.
КАК У ВАС ПОЛУЧАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ ДВА ЯЗЫКА В ОДНОМ МЕДИА? И ВООБЩЕ — СТАРАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ЭТО ДЕЛАТЬ?
Ислам: Пока что все эпизоды мы делаем на русском языке. Запустить подкаст на адыгском и на английском у нас есть в планах, но позже. Очень важно отметить, что родина адыгов — часть России. Мы это учитываем и в том числе поэтому делаем проект на русском. Конечно, мы толкуем много терминов и фраз на адыгском, ведь нас смотрят и те адыги, которые не знают этот язык.
С ЧЕМ ПРИХОДИТСЯ СТАЛКИВАТЬСЯ РЕГИОНАЛЬНОМУ МЕДИА? С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ И КАК ВЫ СПРАВЛЯЕТЕСЬ?
Гунэф: В первую очередь — хейт. Он есть везде и он неизбежен. Было много непринятия из-за моего раздела о богах, но мы стараемся переводить это в юмор. Мы понимаем, что у каждого может быть свое мнение и не претендуем на лучшее.
Ислам: Перед подкастом у нас есть дисклеймер, который нас во многом спасает. Там написано, что мы не историки и собираем информацию из разных источников, мы выступаем за плюрализм мнений, ведем к диалогу и никому ничего не доказываем.
Гунэф: При этом все ученые, которых я знаю, нас поддерживают. Для нас это авторитетные и самые важные мнения.
Ислам: С другими проблемами мы не сталкивались. Естественно, важно понимать, что нас всего двое в проекте и нам бывает тяжело работать сразу и над материалом, и над монтажом, и над социальными сетями. Это отнимает много сил, но мы давно решили, что проект исключительно просветительский и в каком-то смысле благотворительный, потому что все наше свободное время вкладывается в него. Единственное, что мы получаем — это самоудовлетворение от понимания, что мы вносим вклад в сохранение и популяризацию нашей культуры и истории.
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЗАЧЕМ НУЖНО СОЗДАВАТЬ МЕДИА В РЕГИОНЕ?
Ислам: Мы живем в такой ситуации, при которой регионы, в частности республика Адыгея, малоизвестны. Все знают адыгейский сыр, но никто не задумывается, что за этим сыром стоит и кто его производит. Все равно наш субъект имеет значение с исторической и археологической точки зрения. И таких примеров очень много. В больших городах новые медиа входят в безлимит, а маленькие и провинциальные места — это слишком далеко и непонятно. Мы показываем на себе, что нужно развивать проекты об истории своего народа. Дискурс вокруг адыгов растет и, получая крутой фидбек, мы понимаем, что все делаем не зря.
ЕСТЬ ЛИ МЕДИА, НА КОТОРОЕ ВЫ РАВНЯЕТЕСЬ? ИЛИ – ЕСТЬ ЛИ МЕДИА, КОТОРОЕ ВАМ НРАВИТСЯ, И ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ЕГО ПОРЕКОМЕНДОВАТЬ?
Гунэф: Наши друзья — "Ored record". Они ездили в командировки по Кавказу и собирали аутентичную музыку из разных мест. Они рассказывают про смысл музыки, расширяют кругозор и, в каком-то смысле, даже пример для нас.
Ислам: Мне очень нравится осетинский блогер Алик Пухаев, у него крупный телеграм-канал. Он исследует, пишет и у него это здорово получается.
КАКИЕ У ВАС ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ РАЗВИТИЕ?
Гунэф: Планы у нас большие, главное их каким-то образом воплотить. Мы хотим продолжать наш цикл про женщин, будем брать больше интервью у историков, работников национальных музеев, потому что они становятся все старше и хочется сохранить рассказ об их деятельности.
Ислам: И еще мы хотели бы продублировать какие-то эпизоды и записать отдельные на английском. А потом, когда сами подтянем адыгейский язык, уже делать подкаст исключительно на нем, но все равно оставлять его доступным, чтобы не было диспропорции и контент был понятен абсолютно всем. Мы хотим сделать это общим, большим, найти ребят, которые разделяют наши принципы: плюрализм мнений, толерантность и другие ценности, которые являются основополагающими для нашего проекта.
Makers of Siberia
Журнал о современной культуре Сибири
Сергей Мезенов — главный редактор
КОГДА ПОЯВИЛОСЬ ВАШЕ МЕДИА, ДЛЯ КОГО ОНО И О ЧЕМ ВЫ ПИШЕТЕ?
Мы — проект фонда «Креативные практики», который занимается исследованием креативного предпринимательства в самом широком смысле. У них есть несколько медиа проектов, одним из которых мы как раз и являемся. Фонд проводит исследования, устраивает различные конференции, на которых эти вопросы обсуждаются. А мы пишем о современной культуре Сибири. Важно упомянуть, что мы базируемся в Санкт-Петербурге. У нас небольшая редакция, мы работаем в основном с приглашенными авторами, которые уже находятся непосредственно в сибирских городах и рассказывают о том, что там происходит.
КТО ВАША АУДИТОРИЯ И КАК ОНА РЕАГИРУЕТ НА МАТЕРИАЛЫ О СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ? ПОНИМАЮТ ЛИ В ЦЕЛОМ ЭТУ СФЕРУ?
Я думаю, что наша аудитория — это люди, которые интересуются современной культурой в широком смысле. И читают нас отовсюду. Это вытекает из уникальности нашего предложения, и это его основная сложность. В информационном и медийном пространстве Сибирь не является единой вещью, в ней есть свои крупные центры — города, территории, они живут своими историями, необязательно взаимодействуя между собой. Большая территория, которую мы освещаем, так же как и аудитория, рассыпается на много маленьких составляющих, потому что мы стараемся писать о многих вещах. Но в принципе современное искусство для нас — пожалуй, основной фокус. Поэтому для нас и нашей аудитории это не проблема, а скорее наоборот то, что является одним из основных направлений.
С ЧЕМ ПРИХОДИТСЯ СТАЛКИВАТЬСЯ РЕГИОНАЛЬНОМУ МЕДИА? С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ И КАК ВЫ СПРАВЛЯЕТЕСЬ?
Нет единого места, в котором ты можешь получать всю информацию о Сибири в целом. Нам приходится проводить очень широкий поиск. Мы должны вычленять что-то самое яркое, то, что может быть потенциально интересно читателям не только одного города, где это будет происходить. Нет никакого другого пути, кроме как перелопатить большое количество ненужной нам информации, чтобы в итоге найти то самое. И приходится делать это регулярно. Мы садимся несколько раз в неделю и отсматриваем информационные ленты, чтобы найти те события, которые в нашем контексте хорошо прозвучат.
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЗАЧЕМ НУЖНО СОЗДАВАТЬ МЕДИА В РЕГИОНЕ?
На это можно смотреть по-разному, но если говорить с практических позиций, то создавать медиа в регионе — очень неблагодарная работа, которая потребует от людей огромного количества усилий и при этом непонятно, какой результат она сможет им принести. Культурная жизнь регионов — это классная, многослойная и живая история, где есть много авторов, площадок и проектов, но я сталкиваюсь с тем, что люди об этом не знают. Поэтому нужно об этом говорить и создавать новые региональные истории. Это ерунда, что понятие об интересности задается крупными федеральными игроками. Мне кажется, локальные специализированные медиа, рассказывающие об узкой среде, помогают создавать ощущение диапазона и богатства происходящего. Только не хватает голосов, которые об этом говорят.
ЕСТЬ ЛИ МЕДИА, НА КОТОРОЕ ВЫ РАВНЯЕТЕСЬ? ИЛИ — ЕСТЬ ЛИ МЕДИА, КОТОРОЕ ВАМ НРАВИТСЯ, И ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ЕГО ПОРЕКОМЕНДОВАТЬ?
У нас специфическая тематическая и географическая рамка, и поэтому нет ощущения, что кто-то уже делал подобное. Можно говорить о больших зарубежных проектах, но все равно в них найдется достаточное количество разницы и для нас это будет не совсем применимо. Из области моих личных интересов, мне нравится издание «Джазист», посвященное современному джазу. Их академичный, но при этом увлеченный подход к музыке, о которой они пишут. Я очень люблю спокойный, дружелюбный, любопытный взгляд на свой объект исследования. Еще очень нравится то, что делают ребята из издания "Perito", для них тоже важен региональный фокус.
КАКИЕ У ВАС ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ РАЗВИТИЕ?
Помимо того, что мы работаем как медиа и стараемся развиваться в этом плане, мы пытаемся работать и с сибирской культурой в рамках других более масштабных проектов. Например, у нас 2 года проходил конкурс для сибирских фотографов. А в этом году решили развить эту историю в новом для нас направлении и провести фестиваль сибирского короткометражного кино. Мы уже подобрали конкурсную программу и собрали итоговый шорт-лист, который скоро объявим. Осенью мы будем показывать эти фильмы и в Питере, и в сибирских городах. Программа получилась очень интересная. Мне самому было приятно этим заниматься, потому что изначально мы не очень хорошо представляли, что такое сибирское кино и исследовали эту сферу. На ближайшее время это наш основной проект. Еще мы запустили серию кассетных изданий, которые называются «Голоса Сибири», но подробнее получится вернуться к этому после того, как проведем кинофестиваль.
«Шило»
Питерский журнал об искусстве
Настя Петяхина — основательница, издатель, главный редактор, арт-директор, единственный дизайнер и верстальщик проекта
КОГДА ПОЯВИЛОСЬ ВАШЕ МЕДИА, ДЛЯ КОГО ОНО И О ЧЕМ ВЫ ПИШЕТЕ?
Журнал «Шило» изначально был моим дипломным студенческим проектом в Школе Дизайна НИУ ВШЭ. Мой преподаватель, Митя Харшак, много лет издает свой журнал о дизайне, который называется «Проектор». Митя и предложил мне не оставлять проект в рамках диплома, попробовать собрать средства на тираж и поставить журналы в магазины города. Так все и получилось.
Погружаясь в мир современного Петербужского искусства, я сформулировала основную концепцию — это вневременной альманах, который фиксирует реальность, рассказывает и показывает мой взгляд (а теперь и взгляд команды). Сейчас мы больше, чем печатный журнал. Я активно веду наш телеграм-канал, где образовался синтез моих интересов — мир дизайна сплетается с миром искусств — другие социальные сети и недавно появившееся онлайн-медиа, где мы публикуем материалы, которые не входят в печатный номер, но им очень хочется уделить внимание.
КТО ВАША АУДИТОРИЯ И КАК ОНА РЕАГИРУЕТ НА МАТЕРИАЛЫ О СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ? ПОНИМАЮТ ЛИ В ЦЕЛОМ ЭТУ СФЕРУ?
Наша аудитория очень разная. Это и зрители, заинтересованные более глубоким знакомством с миром искусств, и сами художники, которым важно понимать среду, другие работники индустрии искусств и смежных профессий, а также дизайнеры, кому интересен журнал с точки зрения верстки и визуала.
Для меня ощущение признания пришло в момент, когда мы делали вечеринку по запуску второго номера журнала в Петербурге. Я не загадывала, сколько человек придет, хоть и строила ожидания. Но когда в разгар вечера я увидела, что люди уже не помещаются в баре и толпятся на улице, подумала, что все получилось. Нам говорят спасибо, задают вопросы, приходят на мероприятия, покупают журналы, мерч — все это сила, которая поддерживает проект, помогает ему расти и развиваться. Мы не пытаемся кем-то казаться, мы довольно простые и понятные, умеем признавать ошибки и их исправлять, а потому с нас сложно что-то спрашивать. Мы ничего никому не обещаем и зависим только от нашей аудитории и собственных сил.
С ЧЕМ ПРИХОДИТСЯ СТАЛКИВАТЬСЯ РЕГИОНАЛЬНОМУ МЕДИА? С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ И КАК ВЫ СПРАВЛЯЕТЕСЬ?
В первую очередь, хочется сказать, что на пути журнала мы встречаем множество прекрасных людей, которые видят в нашей деятельности потенциал и сотрудничают с нами, предлагая новые возможности и пути развития. В основном поэтому журнал растет — нас поддерживают институции, площадки, комьюнити, благодаря чему мы можем экспериментировать и дальше.
Первая и самая важная трудность, на мой взгляд, — это то, что у нашего проекта много идей к дальнейшему развитию и масштабированию, но многие из них пока не могут быть реализованы в силу того, что мы некоммерческий проект. Как бы ни казалось со стороны, печатный журнал это не про деньги. Я активно занимаюсь этим вопросом, потому что искренне верю в амбиции нашего проекта, вижу команду, которая заинтересована не в деньгах, а в процессе и абсолютно уверена, что это лишь вопрос времени.
В остальном — наш путь, хоть и тернист, но все сложности мы преодолеваем и воспринимаем как уроки, которые нужно усвоить и пойти дальше, не оглядываясь назад.
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЗАЧЕМ НУЖНО СОЗДАВАТЬ МЕДИА В РЕГИОНЕ?
Я вижу в медиа большую силу. Представьте мир как сцену, где световой луч — это медиа, которые помогают сосредоточиться на чем-то одном, изучить глубже, нежели пытаться охватить все и сразу. Тем более, мы явно живем в эпоху индивидуализма. Человеку нужен человек, из чего логически вытекает, что следить за чьим-то мнением значительно интереснее, чем за сухой справкой. Необязательно соглашаться, это скорее новая возможность задать самому себе вопросы, посмотреть на проблематики с новой стороны, которая могла быть раньше недоступна.
Людям очень важно быть отмеченными за их дело. Простое упоминание художника может дать ему новую волну аудитории, покупателей и зрителей, это дарит возможность больше работать над своим творчеством, развиваться, а не тратить время на нелюбимую работу.
Потому медиа в регионах имеют еще большее значение. В Москве и Петербурге множество работников арт-индустрий, чья задача — это поиск интересных артистов. В регионах ситуация иная. Я сама, например, прожила большую часть жизни в Новокузнецке, где нет ни одной галереи, которая выставляла бы что-то современное. А это значит, что художникам там делать практически нечего, — нет среды, нет возможности заявить о себе как-то помимо социальных сетей. В таких случаях медиа становится единственной возможностью к обретению своего зрителя. У меня есть большая мечта выпустить всероссийский печатный номер. Поездить по стране, найти тех, кто до безумия талантлив, но обделен вниманием.
ЕСТЬ ЛИ МЕДИА, НА КОТОРОЕ ВЫ РАВНЯЕТЕСЬ? ИЛИ — ЕСТЬ ЛИ МЕДИА, КОТОРОЕ ВАМ НРАВИТСЯ, И ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ЕГО ПОРЕКОМЕНДОВАТЬ?
Мы не равняемся на существующие медиа и стараемся не брать пример. Так получилось, что у нас свой путь. Мы только-только начинаем и все принятые решения — это метод проб и ошибок, все очень интуитивно. Не хочется строить себе кумиров, нам нравится идти на ощупь.
Конечно, у меня есть примеры печатных журналов, которые я люблю и на которые иногда опираюсь, — это Dazed and Confused, Ray Gun, Птюч, O32C, мне не удавалось прочесть, но я очень люблю обложки берлинского журнала Fräulein. Вообще с визуальной части я роюсь в журналах очень глубоко, доставая что-нибудь старое, архивное или очень локальное.
Помимо этого, я люблю читать телеграмм-каналы. Мои любимчики — восточные обложки, curiosity archives, BURO., CD-ROM и Арт-консультант. Кстати, Объединение я тоже с удовольствием читаю во всех своих социальных сетях.
КАКИЕ У ВАС ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ РАЗВИТИЕ?
Планы грандиозные! Во-первых, мы уже запустили работу над третьим номером. Я не хочу болтать зря, но у нас на него большие планы, мы хотим новых форматов и прочтений журнальных материалов. Помимо этого мы планируем активно развивать наше онлайн-медиа на сайте, выкладывая туда свежие материалы. Также у нас есть планы на просветительскую деятельность в городе и еще несколько офлайн проектов, на которые можно будет прийти и принять участие. Помимо этого мы думаем о появлении новых дочерних проектов от команды журнала, но этот вопрос еще слишком сырой, чтобы выносить его в публичное поле. В общем, планов много, сил достаточно, возможность есть. Это только та часть, которую мы точно можем осилить.
«Стереоклуб»
Интернет-шоу о независимой омской музыке
Макс Ракета — автор и ведущий проекта «Стереоклуб». Мы снимаем интервью, лайвы и музыкальные рубрики, собираем плейлисты, ежемесячную афишу и, в целом, рассказываем о том, как живет локальная сцена
КОГДА ПОЯВИЛОСЬ ВАШЕ МЕДИА, ДЛЯ КОГО ОНО И О ЧЕМ ВЫ ПИШЕТЕ?
Идея проекта появилась задолго до того, как все это удалось реализовать. Я, начиная со студенчества, занимался городским активизмом в контексте культуры. И музыка здесь играла ведущую роль. В омском комьюнити, как мне кажется, потребность в такой инициативе была давно. Несколько ребят до этого создавали маленькие медиа и сообщества о музыке. Можно сразу вспомнить музыкальные интернет-радиостанции Omsk Music Radio и радио «Ракета», сайты VOS (Вечерний омский сайт) и Public Speech, которые затрагивали все сферы творчества и городской жизни, или же КОРПУС 1, где создатель ресурса Андрей Руденко делал не только вечеринки с локальной электронной музыкой, но и публиковал посты, миксы, плейлисты по этой теме. В моем же случае сначала была задумка, а уже спустя годы появилась возможность все реализовать. В 2020 году я устроился работать на телеканал «Продвижение», где такому нишевому, по меркам большого телевидения, проекту неожиданно дали зеленый свет. Съемки пилота случились в марте 2020-го, за несколько недель до пандемии. Официальный запуск состоялся в октябре того же года. С тех пор «Стереоклуб» и существует.
Проект нацелен на музыкантов, их слушателей и на творческое комьюнити Омска. Наша задача расширить знания о музыкальной сцене города и дать артистам, если они этого хотят, выход в свет. Возможно, если мы поделимся их творчеством или пригласим на свой концерт (которые, как правило, мы проводим летом) — это замотивирует их творить дальше и не бояться заявлять о себе. Мы гордимся теми артистами, которые смогли стать известными за пределами Омска. И хотим, чтобы таких артистов стало как можно больше.
ЗАЧЕМ ВЫ СТИЛИЗУЕТЕ РОЛИКИ ПОД 80-е? ПОЧЕМУ ВЫБРАЛИ ТАКОЙ ВЕКТОР?
Самый подходящий ответ здесь: «Так сложилось». Я, как человек, обожающий ретро-культуру и прозванный некоторыми друзьями «ретросексуалом», повлиял на это неосознанно отчасти. К тому моменту параллельно появлялось все больше и больше клипов, шоу, роликов в таком визуале. Я давно все это обожаю, а такая популярность на эстетику меня окончательно подкупила. На старте проекта у этого даже было обоснование: мы считали, что вся музыка настоящего вдохновлена музыкой прошлого. Поэтому в концепцию легла идея показать современную сцену через призму ретро-телевидения. Спустя один сезон (именно столько времени мы отводили на продолжительность жизни проекта) идея отошла на второй план, мы обрели смысл в поиске артистов и в развитии местной сцены. От концепции к тому времени осталась только оболочка. В таком виде мы просуществовали до третьего сезона, до весны 2022-го. С тех пор программ мы пока не выпускали, ушли на перерыв и думаем, каким «Стереоклуб» должен быть в контексте настоящего. Тренды сменились, и, надеемся, игра в ТВ 80-х все же останется в прошлом. Посмотрим.
С ЧЕМ ПРИХОДИТСЯ СТАЛКИВАТЬСЯ РЕГИОНАЛЬНОМУ МЕДИА? С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ И КАК ВЫ СПРАВЛЯЕТЕСЬ?
Не буду оригинален. Региональные медиа сталкиваются с финансовыми проблемами. И это касается не только медиа, но и всей независимой культуры. Омск — небогатый город, к сожалению. И из региона уезжают люди. Уезжают в том числе и те, кто способен развивать культуру здесь. Для местных активистов это особенно болезненный момент, потому что потенциала и действительно талантливых людей здесь — завались!
По той же причине сложнее бизнесу, появляется меньше площадок для культурных инициатив, чем могло бы быть. Но, знаете, сила регионов в том, что здесь люди научились делать все «вопреки». Когда-то, например, ребята из концертной инициативы BREAKING GIGS взяли и своими силами организовали площадку на бывшей репетиционной точке. Так появился культовый для местного комьюнити панк-гараж «Поминки», а организаторы из группировки «АТАС!» просто учредили свой бар, где проводят все свои ивенты. И к этому можно прибавить еще много местных организаторов и организаторок, которые делали и продолжают делать события за свой счет и в свое личное время. Для меня они — герои и героини.
Нам же в этом плане повезло, мы проект телеканала, у которого есть свой ресурс. Благодаря этому команда «Стереоклуба» может в качественные съемки, режиссуру, постпродакшен, продвижение в соцсетях и офлайне. Поэтому мы, к счастью, трудностей не испытываем. Но в силу своего бэкграунда знаем, чем нужно жертвовать, чтобы делать городские инициативы.
КТО ВАША АУДИТОРИЯ? КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЗАЧЕМ НУЖНО СОЗДАВАТЬ МЕДИА В РЕГИОНЕ?
Зритель «Стереоклуба» — это человек, который интересуется творчеством, развитием города, новыми форматами досуга. Нас, в среднем, читают и смотрят люди от 18 до 35 лет. И большинство из них живут в Омске, конечно же.
А на вопрос — зачем создавать медиа в регионе — я отвечаю всегда так: «Потому что это кому-нибудь нужно». Появление различных медиа, комьюнити, культурных проектов, организаторов — это про развитие города, в котором ты живешь. Чем их больше, чем больше направлений они охватывают — тем лучше. В Омске немаленькое творческое сообщество: музыканты, художники, танцоры, театралы и урбанисты. Все они хотят быть услышанными. И прекрасно, что у них появляются свои рупоры.
ЕСТЬ ЛИ МЕДИА, НА КОТОРОЕ ВЫ РАВНЯЕТЕСЬ? ИЛИ — ЕСТЬ ЛИ МЕДИА, КОТОРОЕ ВАМ НРАВИТСЯ, И ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ЕГО ПОРЕКОМЕНДОВАТЬ?
Скорее всего, конкретных медиа нет, есть набор ресурсов, которые влияют на то, что мы делаем. Мы просто шастаем по соцсетям (TikTok, YouTube, Pinterest) и находим интересные идеи. Периодически смотрим лайв-сессии на канале «Цех». Во-первых, потому канал основали бывшие омичи. Во-вторых, потому что у них получается классно вот уже много лет. И еще у московских друзей из проекта «СВОД» очень красивые видео.
КАКИЕ У ВАС ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ РАЗВИТИЕ?
Быть «здесь и сейчас», фиксировать настоящее. Зачем загадывать?
«Огонь»
Медиа о жизни женщин в Краснодаре
Оксана Аулова — создательница и главная редакторка «Огня»
КОГДА ПОЯВИЛОСЬ ВАШЕ МЕДИА, ДЛЯ КОГО ОНО И О ЧЕМ ВЫ ПИШЕТЕ?
«Огонь» загорелся в Краснодаре летом 2020 года. На наших страничках мы даем возможность женщинам говорить и показывать свою экспертность, рассказывать истории и делиться мнениями на любые темы. Наши героини управляют классными бизнесами, участвуют в политике, занимаются благотворительностью, творчеством, социальными проектами и советуют, где сделать прическу.
Еще мы пишем о том, что широко обсуждать вообще не принято: про насилие, депрессию, трудности родительства, принятие своего тела и сексуальность. Проводим группу поддержки для женщин с квалифицированным психологом Анной Бугаевой. И очень рады, что за три года существования «Огня» смогли построить крутое комьюнити краснодарок, в котором можно найти поддержку, единомышленниц и даже организовать большой благотворительный фестиваль помощи пострадавшим от насилия «Не виновата».
ПОЧЕМУ ВЫ ОРИЕНТИРУЕТЕСЬ ИМЕННО НА ЖЕНЩИН?
В нашей редакции только женщины, и для нас важно, чтобы у женщин было больше места для высказывания своей экспертной и профессиональной позиции. Потому что фактически такого места совсем мало: исследование «Видимость женщин в русскоязычных медиа», проведенное среди 244 изданий, показало, что только в 19% статей о политике, экономике, образовании и других сферах упоминались женщины. Как будто хорошо разбираться в чем-то — значит обязательно быть мужчиной. Это не так! Женщины разбираются в экономике и управлении: Анна Малова успешно руководит краснодарским фондом помощи людям с аутизмом «Открытая среда» и входит в список Forbes, в городской думе председательствует Вера Галушко.
С другой стороны, 74% гордумы Краснодара — мужчины, а большинству женщин до сих пор приписывают исключительно роли верных жен, заботливых матерей, хороших хозяек и образцов женственности. Медиа и соцсети в том числе играют роль в создании ролевых моделей и представлений о типично женских занятиях, поведении и сферах, куда женщинам точно не стоит лезть. Но женщины разные, и им есть что сказать не только на тему материнства и красоты. Если мы будем слышать оценку всех общественных процессов не только от мужчин, но и от женщин, наши дискуссии станут умнее, проекты — качественнее, а социальная среда — свободнее от вредных стереотипов. Все это кажется нам супер-важным.
ЧЕМ ВЫ ОТЛИЧАЕТЕСЬ ОТ ДРУГИХ ЖЕНСКИХ МЕДИА?
Во-первых, своей локальностью! Есть классные женские медиа, которые вещают на всю страну или даже больше. Но женских профем-медиа в регионах очень мало, честно, я конкретно знаю только одно — Daptar.
С другой стороны, так как обстановка в инфополе сейчас и так напряженная, мы стараемся сочетать социальную повестку и развлечения. Мы делаем обзор резонансных новостей, пишем о проблемах, рассказываем важные истории, но одновременно обожаем придумывать мемы, собираем городскую афишу и устраиваем вечеринки. Без этого мы бы, наверное, уже сошли с ума. Кроме того, мы всегда используем в наших материалах феминитивы, в отличие от других городских медиа.
С ЧЕМ ПРИХОДИТСЯ СТАЛКИВАТЬСЯ РЕГИОНАЛЬНОМУ МЕДИА? С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ И КАК ВЫ СПРАВЛЯЕТЕСЬ?
Работать в регионе сложно — аудитория набирается медленно, своих людей приходится искать «с фонарем», со многими приходится проводить «просветительскую» работу, чтобы они стали частью подружества. В отличие от столиц (Москвы, Питера), в регионах, кажется, довольно большой пласт консервативных жительниц.
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЗАЧЕМ НУЖНО СОЗДАВАТЬ МЕДИА В РЕГИОНЕ?
Говорят, хочешь изменить мир — начни с себя. Вот так и я сначала задумалась: а каким я хочу видеть мир вокруг себя, что я, как женщина, хочу транслировать в мир и получать? Потом собрала вокруг себя маленькую редакцию. Потом постепенно мы собирали аудиторию в своем городе — дискутировали, искали смыслы, говорили о том, о чем мало кто говорил в нашем городе: о сексизме, насилии, сложностях материнства, достижениях женщин на локальном уровне, и сами узнавали что-то новое. Нам удалось собрать 10 000 осознанных современных женщин в Краснодаре и крае, которые на наших страничках могут прочитать историю своей коллеги, вдохновиться соло-мамой, открывшей милый магазинчик, понять для себя, как мыслят другие, рядом живущие женщины, и как много они на самом деле делают для города и мира. Локальность дает больше силы и понимания, что мы все — женщины — в одной лодке. Думаю, было бы круто, если бы именно региональные женские СМИ объединялись в большую всероссийскую сеть.
ЕСТЬ ЛИ МЕДИА, НА КОТОРОЕ ВЫ РАВНЯЕТЕСЬ? ИЛИ – ЕСТЬ ЛИ МЕДИА, КОТОРОЕ ВАМ НРАВИТСЯ, И ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ЕГО ПОРЕКОМЕНДОВАТЬ?
Равняться мы можем только на всероссийские СМИ, потому что, как я сказала выше, история с женскими медиа в регионах вообще не развита. Поэтому у нас как будто свой путь в этом плане. Но есть, безусловно, вдохновляющие проекты для женщин: Wonderzine, «Горящая изба», Forbes Woman.
КАКИЕ У ВАС ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ РАЗВИТИЕ?
Горизонт планирования в России последнее время сузился до 10 минут. Поэтому мы просто радуемся, что работаем, что сейчас помогаем кому-то найти подругу, своего терапевта, работу или мастерицу по волосам, даем возможность высказаться, посмеяться и понять, что мы все еще живы.
Contour
Журнал из Тюмени о людях в креативных индустриях и современном искусстве
Юлия Саначина — руководитель конторы, исполнительный директор
Юлия Киселева — пиар-директор, автор рубрики «киноклуб»
Елена Клейман — руководитель отдела поддержки сообществ, автор
Софья Брудкова — менеджер издания, медиаменеджер, автор
КОГДА ПОЯВИЛОСЬ ВАШЕ МЕДИА, ДЛЯ КОГО ОНО И О ЧЕМ ВЫ ПИШЕТЕ?
Юлия К: Это был конец 2020 года. Перед нами стояла задача сделать буклет про итоги года «Конторы пароходства» с цифрами и аналитикой. И тогда мы подумали, что делать просто информационную брошюру нам нехарактерно и мы можем попробовать сделать формат мини-журнала маленьким тиражом. И уже там вышли первые аналитические материалы про искусство, интервью с федеральными экспертами. Мы позвали редактора Инну Ерофееву, которая помогла нам это все собрать, и она стала редактором последующих 5-и выпусков. Мы сделали с ней 6 журналов. После этого мы поняли, что нам это нравится, это прикольно выглядит, у команды есть интерес и решили сделать это основным проектом «Конторы».
Юля С: Мы работаем при поддержке правительства Тюменской области и нам не хотелось делать очередной буклет подведения итогов. Вообще в Тюмени была и есть одна боль — раньше было издание «Моменты», которое как раз писало про культурную жизнь города, и о том, о чем обычно не пишут региональные СМИ — у нас любят писать про всякий негатив и это большая проблема. Хотелось, чтобы была альтернатива и появилась имиджевая история. Мы рассказываем больше о команде, о пространстве, о проектах, которые у нас есть, и любим порассуждать на тему выставок.
КТО ВАША АУДИТОРИЯ И КАК ОНА РЕАГИРУЕТ НА МАТЕРИАЛЫ О СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ? ПОНИМАЮТ ЛИ В ЦЕЛОМ ЭТУ СФЕРУ?
Юля К: Когда мы начали разгонять эту идею, мы поняли, что в Тюмени прикольно делать свое медиа, но была внутренняя задача и цель. С помощью этого журнала мы можем расширить аудиторию и закрыть свои внутренние задачи. Мы существуем как площадка, которая занимается современным искусством. У нас свое выставочное пространство, мы первая площадка в Тюмени, которая эту тему раскачивает. Современное искусство часто не понимают, не принимают и нам хотелось нести просветительскую функцию, помогать людям в этом разобраться. Не все большие форматы можно адаптировать в социальные сети, нам показалось, что в журнале это может быть более органично. Мы для себя представляем нашу аудиторию как молодежь, которая интересуется креативными индустриями, современным искусством, но при этом мы знаем, что она более широкая, потому что журнал представлен бесплатно и в других городах России. С ним может соприкоснуться абсолютно каждый. Он может попасть в руки к человеку любого возраста, статуса, рода занятий. И для нас это особенно ценно — через формат журнала разговаривать с разными людьми, знакомить их с искусство и нашей деятельностью.
Юлия С: Нашей задачей было рассказать не только о самом искусстве, но и о его создателях. Так мы называем людей, которые работают в креативных индустриях Тюмени. Мы раскрываем их глубже: кто что смотрит, кто как одет, кто что читает и так далее. Для нас было важно подчеркивать людей. И прикольной фишкой стало, что в каждом выпуске располагается постер локального художника, который люди могут повесить на стену.
С ЧЕМ ПРИХОДИТСЯ СТАЛКИВАТЬСЯ РЕГИОНАЛЬНОМУ МЕДИА? ЕСТЬ ЛИ ТРУДНОСТИ И КАК ВЫ ИХ РЕШАЕТЕ?
Софья: Если мы берем фокус, что это региональное медиа, то скорее всего у нас читают меньше, чем журналы больших городов. И вначале было непонимание, так как мы вернулись к старым форматам. Мы — печатное издание.
Журнал распространяется бесплатно. Его можно найти и почитать в городе: коворкингах, театрах, кафе. Нам интереснее всего располагать журнал именно в локальных пространствах, которые открыты тюменцами и таких уникальных мест меньше, чем в больших городах. Креативной инфраструктуры меньше и поэтому приходится придумывать что-то другое.
Юлия С: Бюджет — это одна из ключевых проблем, помимо наполнения и структуры в целом. Без этого ничего не сделается. Вообще, в какой-то момент мы поставили журнал на стоп, потому что в наше финансирование это не попадало. Тут никакой романтики, к сожалению, это действительно важная история, учитывая, что мы платим зарплаты. Нас в этом году поддерживает Газпромнефть, мы выиграли поддержку проекта, но это не исключает проблему. Мы до последнего не знаем, будем делать номер или нет.
Елена: Когда-то у газеты «Вы» был партнер — нефтеперерабатывающий завод, но кризисы, которые случились прошлой весной, коснулись и их. И мы тоже очень зависим от бюджета. Из-за этого у нас очень понизился тираж. И теперь либо мы переходим полностью в онлайн и пишем статьи на постоянной основе, либо все-таки остаемся печатным изданием.
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЗАЧЕМ НУЖНО СОЗДАВАТЬ МЕДИА В РЕГИОНЕ?
Софья: Для меня это про формирование локальной идентичности. То есть ты пишешь про людей, которые живут рядом, которые делают креатив. Это очень важно для вдохновения, создания ощущения, что город живет, потому что все равно многие думают, что вся творческая жизнь происходит не в регионах, но это не так. И еще это очень объединяет и позволяет людям ценить свое место и вероятнее в нем остаться и творить.
Елена: Для меня такие медиа журналы — это про видимость. Про видимость художников и среды. И еще про архивацию. Для меня, как для искусствоведа, очень важно не забывать о том, кто творил, кто был и оставлять архив информации.
ЕСТЬ ЛИ МЕДИА, НА КОТОРОЕ ВЫ РАВНЯЕТЕСЬ? ИЛИ — ЕСТЬ ЛИ МЕДИА, КОТОРОЕ ВАМ НРАВИТСЯ, И ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ЕГО ПОРЕКОМЕНДОВАТЬ?
Софья: У нашего редактора был референс — "Esquire". Мне нравятся более аналитические вещи: «Диалог искусств», "Seasons", «Мастера Сибири». Что-то очень теплое. Ну и «Арзамас», это уже уходит в академическую стезю.
КАКИЕ У ВАС ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ РАЗВИТИЕ?
Юлия С: Найти бюджет. Это реальность, в которую мы упираемся. Мы не имеем большой тираж и не имеем больших возможностей. Определиться, либо мы ищем бюджет, либо мы потихоньку закругляемся в этом направлении, но нам бы не хотелось этого. Мы ищем партнеров, а так всегда найдется о чем писать и куда идти.
Софья: Еще хочется поработать над цикличностью. У нас нет установленной периодичности. Выпуски выходят в разное время в зависимости от того, нашли мы партнера или нет. В общем, хочется стабильности.
Авторы: Анастасия Лобачёва, Алиса Белкина
Фото: предоставлены героями материала
18 August, 2023