Flor et Lavr

ВЫСТАВКИ

фото: Диана Вешкурцева

21 November, 2020

Flor et Lavr – галерея, в которой акцент произведениях искусства как объектах ремесленной ценности. Мы поговорили с основателем галереи, Фролом Буримским, об искренности и мастерстве, развитии русской глубинки и сохранении наследия.

РАССКАЖИТЕ ПРО ГАЛЕРЕЮ – КАК ДАВНО ОНА ПОЯВИЛАСЬ, ЧТО ПОСЛУЖИЛО ТОЛЧКОМ?
Галерея открылась в октябре 2020 года в Москве. Flor et Lavr – это не только название галереи, но и всего творческого объединения, которое мы сейчас создаем. Оно будет включать бренд от-кутюр, галерею, кураторский онлайн проект, отдел документального кино – но это лишь первая стадия проекта. Однажды я читал историю о раннехристианских мучениках Флоре и Лавре на французском языке и обратил внимание на написание их имен, буквально за секунду я понял, что так и будет называться мой проект. Это случилось несколько лет назад, когда еще ничего не было. Все началось с названия.
Идея открытия галереи посещала меня неоднократно: путешествуя по разным уголкам мира, я встречал выдающихся мастеров, с чьим творчеством зачастую знакомился впервые, и задумывался о том, как здорово было бы привезти те или иные работы в Россию. Последние несколько лет также занимался подбором предметов искусства и антиквариата для частных клиентов из Катара. Поэтому давняя страсть к коллекционированию объединилась с желанием помочь художникам стать хотя бы немного известнее. Хотя авторы наших первых проектов не нуждаются в признании, и их творчество было давно отмечено самыми взыскательными экспертами, а произведения находятся в коллекциях известных музеев – поэтому они скорее поддержали нас, согласившись сотрудничать с галереей. В конце ноября мы представим проект петербургских скульпторов Александра Позина и Марины Спивак 'POSPI@PITER.MOS', а дебютным проектом стала выставка 'Молдавское солнце над Невой' скульптора Валерия Бытка. Наше знакомство с Валерием Константиновичем в конце августа этого года и подтолкнуло меня к открытию галереи.

КАКАЯ ЦЕЛЬ У ГАЛЕРЕИ, ГЛАВНЫЙ ПОСЫЛ, КОТОРЫЙ ХОТЕЛОСЬ БЫ ДО ВСЕХ ДОНЕСТИ?
В искусстве сегодня так много вызовов, так много ненужного и наносного, и, на мой скромный субъективный взгляд, молодым художникам стоило бы больше времени проводить в мастерских, а не на тусовках и бесконечных биеннале, которые хоть и стали важной частью процесса, но не должны влиять на творчество. Мне хочется честности, невероятной красоты, вечности.. Интеллектуальной наполненности и высокого мастерства исполнения. Пожалуй поэтому, первые проекты и посвящены скульптуре.
Я всегда находил красоту в российской глубинке, особенно меня привлекает русский север: моя мама, да и мои предки родом из Ленинградской области, но исторически эти земли относились к Великому Новгороду. Последние годы меня вдохновляют стремление к моим корням, поиск себя в своих предках, сила, которой они меня наделяют. Во время самоизоляции я провел много времени на родине моего дедушки – в деревне Большие Шатновичи. Это потрясающее место – сильное, мистическое, очень важное исторически. Знаю, что в Википедии ее относят к XII веку, но на самом деле она гораздо старше, VIII-IX вв. – об этом свидетельствуют последние археологические раскопки. Сейчас это несколько старинных домов с пожилыми жителями, но раньше это был важный узел на доволховском 'Пути из варяг в греки' – место обмена культур и интересов. Я ощущаю это, когда возвращаюсь в свой деревенский дом, я ощущаю там силу своего рода. 

За последнее столетие наша страна столкнулась с большим количеством миграций, тем важнее такие открытия, как находка своего родового гнезда, и мне очень повезло его найти, я искренне желаю всем прочувствовать этот момент воссоединения со своими корнями.


Моя мечта – сохранить Большие Шатновичи и рассказать об этом потрясающем месте как можно большему количеству людей в России и зарубежом. Начал с того, что завел аккаунт в Instagram. В будущем хочу привлечь внимание к деревне, создав там музей и галерею – всегда хотел продвигать русскую глубинку через искусство, красоту и хороший вкус. Знаю, что для нашего воображения это может звучать странно, нереализуемо и нецелесообразно с точки зрения вложения инвестиций – но посмотрите на наших скандинавских коллег: моя коллега Натали Салий показала мне 'The Twist' – галерею-мост Бьярке Ингельса, находящуюся даже не в норвежской деревне, а где-то на ее окраине. Это великолепное архитектурное сооружение, которое сейчас не только прославило этот маленький уголок во всех архитектурных медиа, но и стало градообразующим предприятием: коммуникация с местными хозяйствами, мини-отелями, создание рабочих мест и, в будущем, привлечение больших выставок – а значит, и туристов (музей открылся в прошлом году, желаю им большой удачи!). Я вдохновлен этим примером и красотой идеи – мне кажется, такие вещи должны появляться в России.
Я понимаю, с какими сложностями, в том числе и финансовыми нам придется столкнуться, открывая галерею в глухой деревне (а Большие Шатновичи сейчас именно такие), но мы хотим положить начало этой большой работе и двигаться маленькими шагами. Я знаю, я не один: в России много неравнодушных людей, желающих сохранить русскую деревню. Опять же не без помощи своих коллег я прочитал про 'Дом со львом'; в селе Поповка Саратовской области – дом с уникальными росписями начала XX века, который нашли и сохранили студенты-филологи (!) и искусствоведы Саратовского университета. Сейчас дом является музеем и ежедневно принимает гостей.
Мы даже не знаем, какие сокровища находятся рядом с нами, а когда как не сейчас заниматься их открытием.

  • некоторые скульптуры, представленные на выставке, имеют конкретные исторические адреса. Камни, из которых они выполнены, служили частью облицовки Нотного магазина на Невском проспекте, бастиона Петропавловской крепости и Владимирского Собора в Санкт-Петербурге.
    некоторые скульптуры, представленные на выставке, имеют конкретные исторические адреса. Камни, из которых они выполнены, служили частью облицовки Нотного магазина на Невском проспекте, бастиона Петропавловской крепости и Владимирского Собора в Санкт-Петербурге.

КАК НАШЛОСЬ И СОЗДАВАЛОСЬ ПРОСТРАНСТВО?
Пространство скорее нашло нас, когда в нем возникла необходимость: это камерный зал на Гранатном переулке. Давно люблю этот тихий и уютный уголок Москвы, и меня согревает тот факт, что этот переулок носит свое название с XVI века. Мы не хотим останавливаться на офлайн проекте, после Нового года мы запустим кураторский проект онлайн и думаем о первой зарубежной выставке.

КАКАЯ КОМАНДА СЕЙЧАС В ГАЛЕРЕЕ?
Директором галереи и моим партнером стал Николай Корьков, вместе мы будем заниматься выставочной деятельностью и развитием. Натали Салий возглавит отдел продаж и займется международными проектами. Я выполняю роль куратора галереи.

БУДЕТ ЛИ ПРОСТРАНСТВО ПЕРЕСЕКАТЬСЯ С МОДОЙ?
Это очень личная история, и она не требует масштабной презентации и коммуникации, поэтому большинство мероприятий ориентировано на клиентов дома и пока не публичны.

КАК ПРОИСХОДИЛ ВЫБОР ПЕРВОГО ХУДОЖНИКА, ПРЕДСТАВЛЕННОГО В ГАЛЕРЕЕ?
В мастерской Валерия Константиновича я впервые оказался много лет назад, но вернулся в августе этого года, когда Абдула Артуев снимал в доме для журнала Собака.Ru. Он позвонил и сказал: 'Я в невероятном месте, ты должен приехать, тебе очень понравится!' Не знаю почему, но в памяти возник тот таинственный дом, и мне показалось, что это должен быть именно он. Каково же было мое удивление, когда я действительно оказался в той мастерской из прошлого! Тогда, много лет назад, я не познакомился с художником, а в августе был потрясен его добротой, искренностью и душевностью, теми же качествами буквально были переполнены и его работы. Они поразили меня своей глубиной, наивностью, теплотой, многозначительностью. Многим гостям нашей выставки они напоминают объекты из прошлого, я тоже увидел в них эту связь с вечностью.

ЧТО ЗА МАТЕРИАЛ ОБЪЕКТОВ – ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВОДОЙ?
Известняк далеко не самый любимой скульпторами материал. Меня привлекает поэтизация привычных и кажущихся простыми предметов и материалов. И Валерий не только превосходно работает с этим капризным камнем, но и умудряется вытягивать из него самые разные цвета, включая их в свои композиции. Причем делает он это настолько умело, что некоторые принимают его камни за окрашенные. На самом деле цветные вкрапления в камне формировались на протяжении многих тысяч лет из спрессованных песков и глин.
Абстрактные скульптуры из дерева уносят наше воображение в Молдавию, где все еще сильна традиция резьбы по дереву и в деревнях соседи до сих пор соревнуются между собой, состязаясь в красоте резьбы на своих домах, воротах и колодцах. Что касается скульптур из камня, то вода подчеркивает те самые цветовые вкрапления, поэтому многие работы прекрасно смотрятся в открытом пространстве, в саду, при взаимодействии с дождем, росой и разным освещением они живут своей собственной жизнью.

Вот что говорит сам автор о выставке: 'О себе, как о художнике, могу сказать, что считаю себя русским художником молдавского происхождения. Для меня всегда было важно найти универсальный пластический язык для своей молдавской идентичности, не только для русского зрителя, но и для людей разных национальностей, что бы быть понятым сразу, без комментариев и разъяснений. Что бы зритель глядя на мою 'Семью', мог сказать: 'Прямо, как у нас!' И в их улыбках и глазах можно было бы увидеть, как расцветает цветок любви к жизни и людям. А молдавское солнце над Невой появилось для меня в Петербургском небе только тогда, когда я, наконец, полюбил этот город. Петербург был основан не только на болотах, и окутан не только туманами и сыростью. Он сооружался на камнях, причем местного происхождения. Это известняк, спрессованный из разноцветных песков и глин. И солнца в нем оказалось накоплено за миллионы лет отложений столько, что хватит обогреть своим светом и теплом много-много поколений людей.'

ПОЧЕМУ РЕМЕСЛО – ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ?
А почему так важны книги? Настоящее искусство? Высокая мода? Ведь только обладая глубокими знаниями и вечно стремясь к совершенству, люди могут оставаться собой. Это особенно важно сегодня, в эпоху обесчеловечивания. Сейчас идет настоящая борьба за образование и наблюдать это крайне печально. Что касается ремесел, то, например, в костюме они всегда выполняли не только декоративную функцию: каждый элемент вышивки или сотканного вручную кружева что-то значил, ничего не делалось просто так. Этот символизм формировался на протяжении многих сотен лет. Все эти хитросплетения народной и духовной мысли создавали художественные порывы поразительной глубины, невероятно духовно и энергетически наполненные. А это и есть те чувства, которые хочется испытать от контакта с произведением искусства.
И опять же о трудоемкости – в одной из мужских рубашек мы использовали вологодское кружево, сотканное по моему дизайну, и только процесс изготовления небольшой детали занял три недели, ведь при его плетении используются коклюшки, причем до двадцати пар. Это невероятно красивый процесс, похожий на медитацию. Поэтому я люблю сравнивать наших кружевниц с подвижницами. Меня восхищают люди, которые в настоящий момент находят в себе силы любить ремесло, и невероятно сложный и кропотливый труд, который стоит за созданием этих произведений народного искусства.

ВЫСТАВОЧНЫЙ ПЛАН?
24 ноября состоится открытие проекта скульпторов Александра Позина и Марины Спивак, а в 2021 году мы представим несколько выставок, продолжая исследовать тему современной русской скульптуры. Основной выставочный план сформирован – я надеюсь, что уже в середине года мы представим и наш первый зарубежный проект.

ЗАЧЕМ ИСКУССТВО В 2020 ГОДУ?
Искусство вне времени. Наша деятельность направлена на то, чтобы вести с ним открытый и откровенный диалог. Но сегодня его роль особенно велика: мы должны любить, уважать и ценить искусство, чтобы не потерять способность анализировать, чтобы не разучиться жить, творить и любить, чтобы остаться людьми.

ВЫСТАВКИ

фото: Диана Вешкурцева

21 November, 2020