«Важно позволить себе полностью отключиться и забыться»: куратор Анна Ильдатова о проекте «52 Гц»
До 3 декабря в «ГЭС-2» работает перформативная инсталляция «52 Гц». Название проекта отсылает к сюжету об одиноком ките, который не может найти сородичей, откликающихся на ту же частоту. Скелет кита в пространстве «ГЭС-2» дополнен цистерной, внутри которой при помощи визуальных и аудиальных элементов воссоздана московская однушка. Специально для «Объединения» «ГЭС-2» предоставили фотографии, на которых можно увидеть, как цистерна выглядит внутри.
Мы поговорили с Анной Ильдатовой, куратором проекта, о процессе создания инсталляции и ценности спектакля одного зрителя.
Анна Ильдатова
куратор проекта
О подготовке
Проект был придуман чуть меньше чем за год до премьеры. Это довольно быстрый «путь» по меркам «ГЭС-2», но это происходило в то время, когда мы перепридумывали программу и размышляли, что мы можем сделать, о чем говорить в новых обстоятельствах. Одним из главных препятствий, как для создателей, так и для нашей команды, стало то, что никто из нас ничего подобного не делал. Мы вместе проходили путь по адаптации желаемого к реальности — и делали это вплоть до самой премьеры. Именно в этом и была сложность: в технической партитуре, которая не предполагает изменений, мы продолжали творческий процесс до самого финального прогона. Программист, который работал над «бэкэндом» этого спектакля, до сих пор иногда заходит, чтобы что-то доработать. «52 Гц» — это сложная аудиальная композиция, которая завязана на партитуре объектов и предметов внутри цистерны. И соединить действие и композицию так, чтобы это вместе работало на смысл, было самым сложным.
О команде
Над проектом постоянно работала команда «ГЭС-2» — продюсеры, техническая команда вместе со звукорежиссером и программистом, а также команда подрядчиков, которые «строили» объект. Сейчас каждый день работают операторы спектакля, которые запускают его для зрителя и следят, чтобы внутри цистерны все работало и все было на своих местах. Уже после премьеры подключилась команда отдела инклюзии — у проекта появился тифлокомментарий, а это значит, что слабовидящие зрители тоже в скором времени смогут посетить «52 Гц». Я думаю, что не совру, если скажу, что над проектом работали около 50 человек.
Об особенности спектакля для одного зрителя
Одна из важнейших составляющих зрительского опыта в классическом театре, к которому мы все привыкли, — это чувство сопричастности залу, чувство единения и объединения с неизвестной массой людей. Зритель может объединяться в скуке, кашле или, наоборот, максимальной включенности. Спектакль для одного зрителя — это совершенно другой опыт, здесь не с кем себя сравнить, не на кого положиться в своих реакциях и отвлечься можно только на себя самого. Здесь как будто тот, кто приходит смотреть, — сам выходит на сцену. Здесь очень важно позволить себе полностью отключиться и забыться. Мне кажется, что нам всем так необходимо хотя бы на полчаса попасть в какой-то другой мир — сменить реальность.