Где создается красота: в мастерской Алисы Гвоздевой в Дилижане

мастерская

Автор: Анастасия Лобачёва

Фото: Саша Мадемуазель

17 August, 2022

Продолжаем изучать мастерские художников и художниц в разных городах. В этот раз решили показать временную мастерскую Алисы Гвоздевой в доме в Дилижане. А также поговорили о том, что вдохновляет художницу, куда можно пойти в Ереване, чтобы познакомиться с местным арт-сообществом, и как обучение по направлению нейрофизиологии помогает создавать искусство.

РАССКАЖИ ПРО ДОМ, В КОТОРОМ САША СНЯЛА ФОТОГРАФИИ? ГДЕ ОН НАХОДИТСЯ И КАК ДАВНО ТЫ ЗДЕСЬ ЖИВЕШЬ?

Дом находится в Дилижане, это чудесное место в Армении, в которое я переехала около двух месяцев назад. Здесь вокруг природа, горы, леса, водопады. Теперь не представляю как снова жить в городе.

ТЫ ЖИВЕШЬ ЗДЕСЬ ОДНА?

Я живу здесь со своим парнем-музыкантом, поэтому наш дом напоминает арт-резиденцию, кто-то постоянно что-то делает или придумываем что-то вместе.

ТЯЖЕЛО ЛИ ДВУМ ТВОРЧЕСКИМ ЛИЧНОСТЯМ ЖИТЬ И РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ?

Это, наоборот, радостно. Мы вместе делаем музыкальный лейбл, в котором я в основном занимаюсь оформлением кассет. Я вообще начала заниматься творчеством благодаря Антону, он научил меня делать то, что нравится, и не думать об успехе или выгоде.

А ЕСТЬ ПЛАНЫ, КОГДА БУДЕТЕ УЕЗЖАТЬ ИЗ ЭТОГО ДОМА?

Сложный вопрос, в голове я постоянно меняю планы. К тому же, нас двое и от этого еще сложнее принять решение. Я люблю Петербург, поэтому точно знаю, что вернусь туда, в эти болотные края.

КАК ТЫ ЗДЕСЬ ОКАЗАЛАСЬ, И ПОЧЕМУ РЕШИЛА ПОЖИТЬ КАКОЕ-ТО ВРЕМЯ В АРМЕНИИ?

В Армению я приехала, как и многие, после февраля. Оказалось, я не знаю, какой мир на самом деле, и меня это очень напугало. Поэтому я просто сбежала, взяла время все переосмыслить. О надвигающейся (здесь было слово, запрещенное законодательством РФ) я услышала в рассуждениях от своей шестилетней племянницы, которую забирала из школы, и, помню, сказала ей, что это полный бред и просто невозможно. Я и до сих пор так считаю, только теперь это реальность.

ПОМОГ ЛИ ТЕБЕ ОТЪЕЗД? ПОЛУЧИЛОСЬ ЛИ ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ ВСЕ?

Помог успокоиться и взять себя в руки, но не сразу. Хотелось изменить все, что я делаю. Также я подумала, что нельзя не делиться радостью, которую я испытываю наедине с собой, когда занимаюсь творчеством, поэтому я даже провела воркшоп по керамике в образовательном центре «Тумо» (прим.ред. — образовательный центр для подростков в возрасте от 12 до 18 лет, специализирующийся на технологиях и дизайне). Но все это вернуло меня к тому, что я делала изначально. Кажется, полезнее всего я буду, если продолжу то, что делала. И это до сих пор сложно принять, но я вижу смысл в своей практике: как минимум, она не приносит вред другим людям.

ПОМОГАЕТ ЛИ НОВАЯ ОБСТАНОВКА ТВОРЧЕСТВУ? ВДОХНОВЛЯЕТ ЛИ БОЛЬШЕ ТЕБЯ АРМЕНИЯ, ЧЕМ РОССИЯ?

Обычно меня не вдохновляет страна, скорее наоборот, вдохновляет единство, а не ограничение. Нравится синтез разных культур. В Армении меня вдохновляют контрасты: солнце здесь очень жесткое, а вода мягкая. Есть древняя армянская культура и есть советский налет. Природа здесь тоже очень разная: есть очень дружелюбная, а есть экстремальная.

А ТЫ ПУТЕШЕСТВОВАЛА ЕЩЕ ПО ДРУГИМ ГОРОДАМ? МОЖЕТ БЫТЬ, ЗНАКОМИЛАСЬ С КУЛЬТУРНЫМИ МЕСТАМИ ИЛИ МЕСТНЫМИ ХУДОЖНИКАМИ?

Я здесь не особо путешествую, но заметила, что в Армении очень много скульптур на улицах, часто без указания имени художника. Много фонтанчиков бульбулаков, хачкаров, засчет этого чувствуется творческая атмосфера. Мое любимое место в Ереване — это Вайрапар, там происходит культурная жизнь, проходят выставки, кинопоказы, там можно увидеть работы местных художников. В студиях «Тумо» тоже очень хорошая атмосфера, студенты создают действительно талантливые вещи. А вообще, можно выйти из художественного магазина на улице Сарьяна (прим.ред — армянский художник-живописец), и случайно встретить его правнука, тоже художника, и поболтать.

А КАК В АРМЕНИИ ПРИНИМАЮТ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ? ЛЕГКО ЛИ ИНТЕГРИРОВАТЬСЯ В МЕСТНОЕ АРТ-СООБЩЕСТВО?

Армения удивила меня своей открытостью и добродушием. Очень многие знакомые делали мастер-классы в «Тумо». В этом центре почти каждый желающий может научиться чему-то новому, здесь можно поделиться своими навыками и знаниями. Это место дало поддержку многим творческим людям из России.

ЧТО ВООБЩЕ ОБЫЧНО ТЕБЯ ВДОХНОВЛЯЕТ? ОТКУДА ЧЕРПАЕШЬ ОБРАЗЫ?

Они приходят сами собой. Иногда заранее, часто в процессе, но почти всегда случайно. Я создаю очень много, это большое исследование всего, результат — это только вершина айсберга, а остальная часть — поиск. Природа вдохновляет сильнее всего.

КТО ТВОИ ЛЮБИМЫЕ ХУДОЖНИКИ? ЕСТЬ ЛИ КТО-ТО, КТО СИЛЬНЕЕ ВСЕГО НА ТЕБЯ ПОВЛИЯЛ?

В детстве я заболела и была дома одна с температурой и журналом с выпуском о Босхе — меня это впечатлило.

А СЕЙЧАС ЭТОТ ДЕТСКИЙ ВОСТОРГ ПОЯВЛЯЕТСЯ ОТ ИСКУССТВА КОГО-НИБУДЬ?

Честно сказать, меня больше всего впечатляет музыка, особенно живая. В ней я даже лучше разбираюсь, чем в визуальном искусстве. Могу многих назвать, но сейчас больше всего нравится Эрмето Паскуал — это джазовый музыкант, который может забраться в болото и играть на бутылках: булькать и стучать по своему большому животу, создавая душевную мелодию. Но, в целом, его музыка — это полное безумие, и то, как он ее создает, это очень тотальный подход, и это круто.

ОГО! ЗАХОТЕЛОСЬ ЕГО ПОСЛУШАТЬ! А КАК ОБЫЧНО СТРОИТСЯ ТВОЙ ДЕНЬ В НОВОМ ДОМЕ? ЕСТЬ ЛИ КАКОЕ-ТО РАСПИСАНИЕ?

Обычно я просыпаюсь и решаю — идти на прогулку или заниматься творчеством, чаще всего я выбираю второе. Занятия у меня как у пятилетнего ребенка: вырезаю, склеиваю, рисую, леплю, постоянно делаю что-то руками.

ПОМИМО ЖИВОПИСИ ТЫ ТАКЖЕ РАБОТАЕШЬ С КЕРАМИКОЙ. РАССКАЖИ, В ЧЕМ ОТЛИЧИЯ ДЛЯ ТЕБЯ КАК ДЛЯ ХУДОЖНИКА В ЭТИХ МАТЕРИАЛАХ?

Рисовать я, кажется, немного научилась, а вот с керамикой еще любовный период, когда учусь чему-то новому — получается часто нелепо, как я люблю. Сейчас мне сложно ответить насчет различий этих материалов, потому что приостановила занятие керамикой, а раньше черпала одно из другого, было весело.

ТЫ УЧИЛАСЬ НА ФАКУЛЬТЕТЕ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ И НАУК ПО ПРОГРАММЕ КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СПБГУ. КАК ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ, ЧТО ПОСЛЕ — ТЫ ЗАНЯЛАСЬ ИСКУССТВОМ? И ПОМОГАЕТ ЛИ КАК-ТО ТЕБЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИСКУССТВЕ?

Факультет дал очень широкий спектр знаний, не глубоких, но ценных. На дальнейшее занятие творчеством вдохновил курс по Печатной графике. Я почти сразу поняла, что работа руками с материалами, полная свобода действий — мне по душе. Я выбрала направление нейрофизиологии, потому что было интересно, как работает мозг и сознание. Но, к сожалению, я быстро разочаровалась именно в процессе исследования и поняла, что ответы на эти вопросы стоит искать в других областях, неочевидных и невероятных.

НАПРИМЕР, КАКИХ?

В поведении клеток, атомов или восприятии животных, в жизни грибов или способах размножения растений. В размышлениях о времени и пространстве. В вопросах трансперсональной психологии, синхронии всего со всем. В процессах рождения и умирания. В мифологии и антропологии, о переселениях людей, первых путешественников по миру. В формировании пород в ходе извержений вулканов или других химических и физических процессов. О том, как зародилась жизнь на нашей планете, как появилась Вселенная, что такое космос и черные дыры. Религиозные искания различных направлений — буддизм, индуизм, зороастризм. Чем больше думать об этом, тем яснее открывается, что такое сознание человека, с которым мы себя ассоциируем.

РАССКАЖИ О ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

Чаще всего я придумываю, о чем будет работа уже в процессе, опираясь на какое-то впечатление или состояние. Мне нравится случайность, которая никогда на самом деле не случайна. Редко меня вдохновляет что-то конкретное, но, в таком случае, почти всегда получается что-то крутое, более осознанное.

КАКИЕ ТЕМЫ ТЕБЯ ВОЛНОВАЛИ В НАЧАЛЕ ПУТИ И КАКИЕ СЕЙЧАС? ИЗМЕНИЛОСЬ ЛИ ЧТО-ТО?

Поскольку для меня всегда это удовольствие, стало как будто сложнее уходить в глубокие слои подсознания, как я делала это раньше. Сейчас больше черпаю из окружающей реальности и не могу полностью «отлететь». Хочется понять, как улучшить этот мир, как говорить так, чтобы слышали, как самой не сказать что-то разрушительное.

КАК ТЕБЕ КАЖЕТСЯ, ПОЛУЧАЕТСЯ ЛИ НАЙТИ ЭТИ НУЖНЫЕ «СЛОВА» ЧЕРЕЗ СВОЕ ИСКУССТВО?

Не уверена, думаю, я только на пути к этому. Возможно, цель никогда не будет достигнута, но я получаю удовольствие от процесса, кажется, — это самое главное. Для начала, нужно хотя бы быть уверенным в том, что хочешь сказать, а я еще далеко от того, чтобы быть в чем-то уверенной.

НАД ЧЕМ ТЫ РАБОТАЕШЬ СЕЙЧАС? КАКИЕ У ТЕБЯ ПЛАНЫ?

Сейчас я больше рисую маслом, что не давалось мне раньше, изучаю эту технику.
Поскольку у меня нет доступа к керамике, я начала придумывать разные способы делать объекты, пробовала выбивать скульптуры из местного камня туфа, но у меня от этого разболелась спина. Случайно пришла к технике папье-маше, чему очень рада. Я уже давно ничего не планирую, но стремлюсь к тому, чтобы делать не просто красивое, но и ценное для познания этого мира.

мастерская

Автор: Анастасия Лобачёва

Фото: Саша Мадемуазель

17 August, 2022