Где создается красота: в мастерской Анны Дёминой

мастерская

Автор: Саша Жирнова

Фото: Варвара Топленникова

14 February, 2024

Новой героиней рубрики «Мастерская» стала молодая художница Анна Дёмина, которая работает с классическими графическими и живописными техниками, экспериментируя с основами и материалами, часто используя дерево.

Мы побывали в ее мастерской и поговорили о том, как от иконописи можно прийти к современному искусству, почему рисовать природу интереснее, чем людей, и какие места силы вдохновляют художницу.

КОГДА ИСКУССТВО ПОЯВИЛОСЬ В ТВОЕЙ ЖИЗНИ? ТЫ С САМОГО ДЕТСТВА ЗНАЛА, ЧТО БУДЕШЬ ХУДОЖНИЦЕЙ?

Мои родители художники, мама — график, папа — скульптор, но я до старшей школы не думала, что пойду по их стопам. Я фантазировала об очень многих профессиях! И археологом хотела быть, и физикой серьезно заниматься, но, в целом, это было, скорее, проявлением любознательности, чем серьезными увлечениями.

КАК ТЕБЕ СЕЙЧАС РАБОТАЕТСЯ С РОДИТЕЛЯМИ ХУДОЖНИКАМИ? ВЛИЯЮТ ЛИ ОНИ КАК-ТО НА ТЕБЯ?

Думаю, что на меня с детства оказывало определенное влияние то, что родители художники. Это все-таки очень интересно! И очень хотелось их удивить, сделать что-то своими руками. Сейчас мы советуемся друг с другом, иногда просто показываем свои работы. Особенно интересно смотреть мамины пленэрные картинки и зарисовки, у нее получаются очень живые акварели!

РАССКАЖИ О СВОЕЙ МАСТЕРСКОЙ. ГДЕ ОНА НАХОДИТСЯ И КАК ДАВНО ТЫ В НЕЙ РАБОТАЕШЬ?

Я работаю в мастерской с ноября прошлого года. Мысль о том, что у меня будет свое пространство казалась фантастической, но я вдруг встретила человека, с которым захотелось объединиться, место, в котором мы сейчас постепенно обживаемся и в котором нам очень хорошо.

ПОЛУЧАЕТСЯ, ВЫ ДЕЛИТЕ ОДНО ПРОСТРАНСТВО ВДВОЕМ С КЕМ-ТО. МОЖЕШЬ ЛИ ТЫ РАССКАЗАТЬ, С КЕМ ВЫ ЕГО ДЕЛИТЕ И КАКИМ ОБРАЗОМ?

Мы с Настей Горбуновой познакомились в лаборатории для молодых художников «Азы», при NII SREDA, по завершении которой она планировала съезжать из своей старой мастерской, а мне тоже она была нужна. Так слово за слово и вот мы уже поехали смотреть помещение и на следующий день подписали договор. Было очень волнительно. У Насти свой бренд керамики vague ceramics.

МЕШАЕТ ЛИ ВАМ РАБОТА ДРУГ С ДРУГОМ ИЛИ, НАОБОРОТ, ВДОХНОВЛЯЕТ И ДОБАВЛЯЕТ МОТИВАЦИИ БОЛЬШЕ РАБОТАТЬ?

Нам хорошо работать вместе, после переезда выяснили, что у нас даже плейлисты похожие. У Насти молодой бренд керамики, и мне очень нравится, что она делает. В перерывах на кофе обсуждаем дела, рабочие и бытовые моменты, делимся идеями и, конечно, поддерживаем друг друга.

КАКУЮ ЧАСТЬ ТВОЕЙ ЖИЗНИ ЗАНИМАЕТ МАСТЕРСКАЯ?

Я стараюсь ходить в мастерскую как на работу. Это было одной из главных для меня задач — разделить рабочее время и нерабочее, потому что, работая дома, я сильнее уставала. Получалось так, что я работала все время, но и отвлекалась часто, переключаясь на быт, и не могла концентрироваться на чем-то одном долго.

КАК ТЫ ПРИШЛА К ТОМУ, ЧТО ТЕБЕ НЕОБХОДИМА МАСТЕРСКАЯ? В КАКОЙ МОМЕНТ СВОЕЙ ПРАКТИКИ ТЫ ОСОЗНАЛА НУЖДУ В НЕЙ?

Я долгое время работала с очень маленькими форматами, с деревом, а когда переходила на размеры от полутора метров, это значительно усложнило жизнь моей семье. Кроме того, живопись — это работа с разбавителями, растворителями, и не всегда эти штуки приятно пахнут. И, если я к этому привыкла и не обращаю внимания, то моим родным было сложно.

А КАК ВООБЩЕ ТВОИ РОДНЫЕ ОТНОСЯТСЯ К ТОМУ, ЧТО ТЫ ХУДОЖНИЦА?

Поддерживают! Мне в этом плане повезло, потому что почти все в семье художники — никто не удивляется и не спрашивает: «Ну, а работаешь-то кем?».

КАКИМ ОБРАЗОМ СКЛАДЫВАЕТСЯ ТВОЯ РУТИНА В МАСТЕРСКОЙ?

Ритуалов пока нет. Но, думаю, через некоторое время обязательно появятся. Все обычно — работаю, прокрастинирую (тоже увлекательно), снова работаю.

ТЫ ЧАСТО ВЗАИМОДЕЙСТВУЕШЬ С ДРУГИМИ ХУДОЖНИКАМИ? ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ ТАКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ?

Да, конечно! Я очень люблю общаться, хотя иногда по мне не скажешь. Мне сложно общаться в большой компании, скорее, я разговорюсь с кем-то один на один. Я рада, что у меня есть соседка по мастерской. Это хорошо, когда есть возможность отвлечься от работы на разговор, или, наоборот, благодаря этому настроиться на работу.

РАССКАЖИ, ПОЖАЛУЙСТА, О СВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ. КАК ОНА МЕНЯЛАСЬ СО ВРЕМЕНЕМ И К ЧЕМУ ТЫ СТРЕМИШЬСЯ?

Я работаю периодами «графика — живопись», иногда эти периоды длятся год или полгода. Сейчас в мастерской я чувствую, что могу перейти на большой формат, меня это очень воодушевляет. Готовлю серию больших живописных пейзажей.

ТО ЕСТЬ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ОТ ТЕБЯ СТОИТ ЖДАТЬ БОЛЬШИЕ ФОРМЫ?

Да! Хочется попробовать сделать панораму на несколько метров, чтобы была возможность полностью погрузиться и погрузить зрителя в новое пространство. Но и с маленькими работами на дереве я продолжаю работать!

КАКИЕ ОСНОВЫ ТЫ ИСПОЛЬЗУЕШЬ В СВОЕЙ ПРАКТИКЕ?

Я стараюсь подбирать основу в зависимости от идеи. Сейчас, например, в «свободных мастерских» я учусь работать с объектами, для меня это что-то совсем новое. До этого я много работала с деревом в качестве основы, потому что мне этот материал близок идейно. В институте у меня был диплом с реставрацией иконы, и я прониклась к материалу.

РАССКАЖИ О ТОМ, ГДЕ ТЫ УЧИЛАСЬ И КАК ТАК ВЫШЛО, ЧТО ТВОЙ ДИПЛОМ — ЭТО РЕСТАВРАЦИЯ ИКОНЫ? ЧТО ТЕБЕ ДАЛ ЭТОТ ОПЫТ?

Я окончила МГАХИ им. В.И. Сурикова факультет живописи, мастерская Айдан Салаховой, и параллельно — отделение реставрации. Мне очень нравилось заниматься кропотливой работой с иконами и открывать для себя новые возможности в современном искусстве.

КАК ОТ РЕСТАВРАТОРА ИКОН ТЫ ПРИШЛА К СОВРЕМЕННОМУ ИСКУССТВУ?

Мне больше хотелось заниматься искусством, писать картинки, этюды, я недолго работала реставратором, быстро поняла, что мне не подходит. Но, думаю, реставрация во многом сформировала меня как художницу и мой подход к работе.

ЧТО ТЕБЯ ВДОХНОВЛЯЕТ В РАБОТЕ?

Я вдохновляюсь образами природы, воспоминаниями о прогулках в лесу, в поле, воспоминаниями о поездках. Чаще всего, когда появляется свободное время, я стремлюсь куда-нибудь ненадолго уехать.

У ТЕБЯ ЕСТЬ МЕСТА СИЛЫ?

В поездках направления не так важны, главное — с кем. Есть заветная мечта — отправиться в путешествие с любимым человеком, с палаткой и котами (у меня двое, рыжие). Но это, конечно, безумие! Я очень ценю возможность путешествовать на машине, мне нравится чувство свободы. Если выбирать направление, куда я бы хотела поехать, думаю, всегда могу назвать север. Север за Мурманском, вокруг Архангельска, Белое море, Ладога.

В ТВОИХ РАБОТАХ И ПРАВДА МНОГО ПРИРОДЫ. ПОЧЕМУ ТЫ ВЫБРАЛА ПИСАТЬ ИМЕННО ПЕЙЗАЖИ?

Мне нравится, что в пейзаже получается максимально честно говорить со зрителем. В природе можно найти ответ на волнующий вопрос, легче быть искренним, нет нужды притворяться кем-то еще.

Мои работы — это пейзажи-порталы, пейзажи-воспоминания. Мне нравится, когда получается затронуть воспоминания и чувства зрителя, иногда в названиях я рассказываю маленькие истории, фрагменты о путешествиях, как бы дополняя уже заданное изображением состояние.

КАК БЫ ТЫ ОПИСАЛА ВИЗУАЛЬНЫЙ ЯЗЫК СВОИХ РАБОТ?

Мерцание, невыразимое, созерцательная мечтательность, но одновременно напряжение, тревожность, а иногда и отчужденность прекрасного, много нежности и сострадательности.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ ЛЮБИМЫЕ ХУДОЖНИКИ ИЛИ ХУДОЖНИЦЫ? РАВНЯЕШЬСЯ ЛИ ТЫ НА КОГО-НИБУДЬ?

Недавно я надолго зависла с альбомом Андрея Красулина, впечатлили его работы — объекты и живопись. Думаю, важно следить и за тем, что делают молодые художники, что вообще происходит в художественной среде в других городах и странах.

КАК ДУМАЕШЬ, КАКОЙ ХУДОЖНИЦЕЙ ТЫ БУДЕШЬ ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ?

Сложно сказать. На самом деле, хочется просто работать и пробовать разное, экспериментировать с основами и материалами, находить формы, объекты. Понимать, что и зачем я делаю. Продолжать быть честной по отношению к себе.

Мне нравится, что я меняюсь, нравится, как именно. Есть чувство, что все происходит, как надо. Я думаю, картины, которые я сейчас пишу, адекватны моему состоянию, потому что для меня это, действительно, не просто пейзажи, эти образы рассказывают о том, как я чувствую мир. Я планирую через год, пять лет и двадцать продолжать прислушиваться к себе, будь я в гармоничном состоянии или растеряна — все это имеет смысл.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ МЕЧТА ОБ ИДЕАЛЬНОЙ ВЫСТАВКЕ?

Во-первых, я очень доверяю кураторам и ценю их работу, я уверена, что хорошие экспозиции рождаются в соавторстве художника и куратора, во-вторых, идеальное часто скучно, наверное, на самой удачной выставке я буду уже фантазировать о новой.

НАД ЧЕМ ТЫ РАБОТАЕШЬ СЕЙЧАС?

Я делаю серию больших пейзажей, изучаю возможности нового формата, да и свои возможности.

Очень жду персональную выставку «Я буду ждать, когда взойдет заря», которая откроется 14 февраля в Postrigay Gallery. А дальше — небольшое путешествие, и снова в мастерскую, работать, прокрастинировать, снова работать.

мастерская

Автор: Саша Жирнова

Фото: Варвара Топленникова

14 February, 2024