Где создается красота: в мастерской Максима Саввы в Санкт-Петербурге

мастерская

Автор: Анастасия Лобачёва

Фото: Сергей Мисенко

01 November, 2024

Петербургский художник Максим Савва работает с живописью и графикой. На его неярких полотнах изображены маловероятные герои конца XX-начала XXI века, а сюжеты никогда не уклоняются от трагедии, обещаний, сентиментальности и иронии — скорее запутываются среди всех этих элементов в лирической, но фрагментарной абстракции.

Шеф-редактор «Объединения» Анастасия Лобачёва побывала в новой мастерской Максима на территории режимного завода и поговорила с художником о том, как изменилась его карьера за последнее время. А также узнала, когда в его искусстве появилась главная муза — собака Мадам Лебовски, и где лучше провести лето — в Париже или в Ленобласти.

МАКСИМ, ХОЧУ НАЧАТЬ НАШ РАЗГОВОР С ТАКОГО ВОПРОСА — КАК ТЫ СЕБЯ СЕЙЧАС ОЩУЩАЕШЬ В СВОЕЙ КАРЬЕРЕ ХУДОЖНИКА? СО СТОРОНЫ ЕСТЬ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ОНА ИДЕТ В ГОРУ: И ВЫСТАВКА В «ТРИУМФЕ», И КОЛЛАБОРАЦИИ, И РОСТ ЦЕН НА ТВОИ РАБОТЫ…

На самом деле я не ощущаю повышенной популярности. Наверное, потому что последние три месяца я жил в Ленобласти, и весь мой круг общения — это собака. Иногда я ходил в кофейню, чтобы кому-нибудь там сказать: «Здравствуйте!».

Когда читал Библию (из интересов ко всем религиям), там были страшилки про огонь, воду и медные трубы. Медная труба — это слава, это самое страшное, так как делает из людей монстров. Я боюсь стать монстром, поэтому дистанцируюсь от всего, что может это за собой повлечь. В частности, если говорить о популярности, то по отношению к ней сразу убираю громкость. Думаю, что наибольшее, чего можно желать, это чтобы картины нравились мне самому.

А ТЕБЕ ТВОИ КАРТИНЫ СЕЙЧАС НРАВЯТСЯ?

У меня обычно получаются где-то две из десяти.

ТО ЕСТЬ ВСЕГО ДВЕ КАРТИНЫ ИЗ ДЕСЯТИ ТЕБЕ САМОМУ НРАВЯТСЯ?

Да, это те, которые получаются хорошо. Могу показать те, которые мне сейчас кажутся удачными. Эскиз к работе, которая называется «Бриллианты не навсегда», — для выставки в галерее "Joy", которая состоится в ноябре совместно с Полиной Уваровой и Андреем Шибановым. Было бы здорово сделать диалог между нашими работами. Вчера мы с Полиной были в галерее и решали, что будет на большой стене, напротив входа, наверное, там будут пловцы Полины, а на соседней стене — мои рыбаки, будет много воды и золотого песка. Поля будет куратором.

Может быть, ты с ней знакома?

Я ЛИЧНО НЕ ЗНАКОМА, НО ЗНАЮ ЕЕ.

Она делает многое, в том числе, скульптуры херувимов, у меня один висит, вот там, наверху на стене. Видишь?

Короче, работа «Бриллианты не навсегда» мне кажется удачной — на ней сверху просто наклеены разные фигурки. Для себя я это называю компьютерной игрой, особенность которой в том, что в ней нет стрельбы. В моей игре на пляже просто разговаривают рыбаки, типа Пётр и его компания. Они ловят человеческие души. Дама с книгой — это мисс Духовность. Можно поинтересоваться, что она читает, если не страшно подойти. Есть еще одна красивая дама, которая купается.

Вторая работа, которая мне нравится, это пейзаж с зеленой травой. На ней хорошо передан ветер, который часто можно застать там, на заливе.

КАК БУДТО БЫ ТЫ СТАЛ ЧАЩЕ РИСОВАТЬ ПРИРОДУ И ЛЕНОБЛАСТЬ — РАНЬШЕ БЫЛО БОЛЬШЕ ГОРОДСКИХ ПЕЙЗАЖЕЙ…

Да, это работы прошедшего лета. Три месяца в году живу на даче, а в остальные девять — опять будут городские пейзажи.

В Комарово я делал наброски. А вот, например, поле около Сиверской. Местные краеведы говорят, что там рисовал свою золотую рожь Шишкин. Мне это было интересно, потому что папа, когда учился в художке, копировал эту картину. Он ее делал акварелью. Я поехал посмотреть это поле, потому что оно почему то нравилось моему отцу.

И КАК ОНО В ЖИЗНИ?

Оно прикольное, бескрайнее, безграничное, и там совсем нет людей. Идеальный пейзаж с заваленной линией горизонта, Немного страшновато, что может выйти кто угодно — Илья Муромец на лошади из кустов или индеец Хэнзи из «Фарго»! Такое пустое дикое поле, 50 на 50 километров. Только перепелки ходят в траве.

РАЗМАХ! РАССКАЖИ ПРО СВОЮ ВЫСТАВКУ В «ТРИУМФЕ». КАК ТЕБЕ ЭТОТ ОПЫТ?

Очень понравилось. Это была первая галерея, в которой я не ощутил социального различия между галеристом и художником. Не было ощущения, что с тобой разговаривают свысока. Было максимально комфортно. В начале был страх, что будет снисходительное отношение, как к провинциалу. Но все обошлось. Мне даже предложили купить билет для собаки, что показалось очень фрэндли. Впервые я ехал в поезде бизнес-класса, гостиница была с видом на воду, рядом с Кремлем, 15 минут пешком от галереи.

Для экспозиции мне надо было купить наушники, я нашел нужные на Авито, и менеджер через пару часов привезла их, это было приятно. В общем, все максимально шли мне навстречу.

Они сделали мой первый каталог — очень красивый! При этом спрашивали по поводу дизайна, нравится или нет. И что касается текста — он тоже получился деликатный и прикольный. Мне было комфортно, и я чувствовал себя защищенным. Не надо было преодолевать сопротивление окружающей среды.

Развеску я тоже делал сам, без давления со стороны. Чтобы внести немного дисторшна в атмосферу я попросил разрешения сделать граффити на стене, и мне разрешили. Это было приятно, потому что все пространство сразу собралось, стало персонализированным.

МНОГО ЛИ РАБОТ В ИТОГЕ ПРОДАЛОСЬ?

Не знаю. Какие-то работы остались в галерее, в июне мне перевели гонорар, и на него я все лето жил в Ленобласти.

МНЕ КАЖЕТСЯ, У ЛЮДЕЙ ТЫ ДОВОЛЬНО СИЛЬНО АССОЦИИРУЕШЬСЯ С ПИТЕРОМ. КАКИЕ У ТЕБЯ ОТНОШЕНИЯ С ЭТИМ ГОРОДОМ? МОГ БЫ ТЫ ПРЕДСТАВИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ ГДЕ-ТО ЕЩЕ?

Питер мне нравится. Нравится ощущение свободы большого города, это кажется четвертый или пятый по величине город в Европе. Если пойти сейчас в сторону Дворцовой площади, можно полностью раствориться среди людей. Очень нравится район около Чкаловской (прим.ред. — здесь находится мастерская Максима Саввы), не знаю почему. Люблю ходить в кофейню «Обычные люди» через двор, в котором растет герань. И ощущаю себя счастливым, когда вижу эту герань, и слышу, как на третьем этаже кто-то играет на пианино. Еще нравится гулять с собакой по островам. Они такие же, как двести лет назад.

ТЕБЯ УЗНАЮТ НА УЛИЦАХ? НАПРИМЕР, ПО МАДАМ ЛЕБОВСКИ (ПРИМ.РЕД. — ИМЯ СОБАКИ МАКСА САВВЫ).

Ее иногда узнают, очень редко. В основном бабули около магазина Зоотовары. Я хожу по улицам или очень рано, или иду через острова и мосты, там никого не встретишь. Или катаюсь на велосипеде. Что касается публичных мест, например, вернисажей, то мы туда не ходим.

Недавно я ходил в чебуречную «Сельский паб», в Комарово, и вечером в инстаграме (прим.ред. — запрещено в России) увидел отметку — люди с соседнего столика сфотографировали Мадам. Но они не подходили к нам, ничего не говорили — просто сфоткали.

РАССКАЖИ, ПРО МАДАМ. ОНА НЕ ПРОСТО МУЗА, А ПОЛНОЦЕННАЯ ГЕРОИНЯ МНОГИХ ТВОИХ КАРТИН. КАК ДАВНО ВЫ ВМЕСТЕ?

Ей сейчас десять лет, а появилась она у меня семь лет назад — трехлетней собакой.

Мой сын Федя пошел в первый класс и сказал, что хочет собаку — спаниеля. Я посмотрел цены и понял, что спаниели стоят примерно от сорока тысяч. Зашел на Авито в рубрику «Отдам даром» и увидел эту черно-белую собаку — с ней в подарок давали ошейник, миску и одеяло.

Я предложил взять ее, ну или хотя бы съездить, посмотреть. Мы поехали на другой конец города, долго добирались через какие-то городские джунгли, зашли в квартиру, хозяйку звали Алиса, а Мадам Лебовски — Весна, она выглядела совершенно несчастной и заплаканной, меня испугалась, а сына — нет. В общем, вот так она у нас и появилась. Первые полгода Мадам просто убегала от меня на улице, а потом привыкла.

Как выяснилось, Мадам из Якутска. Там у ребят было три собаки, они снимали квартиру, и хозяева сказали, чтобы те съезжали, потому что животные портят мебель, и чтобы не заморачиваться с поиском квартиры, они отдали собак на усыпление. Волонтер из Питера полюбила эту собаку по фотографии, купила ей билет на самолет, и ее привезли сюда. Так она оказалась на Авито. В итоге, сын поиграл с Мадам примерно часа два, и она стала моей собакой.

А В КАКОЙ МОМЕНТ ОНА ВДРУГ СТАЛА ПОЯВЛЯТЬСЯ НА ТВОИХ КАРТИНАХ?

Она как объект достаточно декоративная, черно-белая, и у нее красивые глаза. И еще Мадам никогда не дает оценочного мнения, которого я боюсь, когда рисую людей. Ей все равно как она получилась, поэтому рисовать ее легко и приятно.

СЕЙЧАС ТЕБЕ ТОЖЕ СТРАШНО РИСОВАТЬ ЛЮДЕЙ ИЛИ УЖЕ ПРОШЛО?

Это всегда стресс.

РАССКАЖИ О СВОЕЙ МАСТЕРСКОЙ. КАК ДАВНО ТЫ ТУТ РАБОТАЕШЬ?

До этого у меня была мастерская на Большой Разночинной, это соседняя улица, там было большое общественное пространство, и это была часть корпуса завода швейной фабрики. Она была построена еще в 20-е годы и, к сожалению, строительная компания ЛСР выкупила все это место и теперь там строят жилые дома. То общественное пространство, где люди, которые живут поблизости, могли заниматься танцами или английским, был мелкий бизнес — исчезло с карты города. Это ужасно печально.

В декабре нас выгнали, и я переехал сюда. Искал что-нибудь поблизости, потому что привык к району. Здесь мне понравилось больше всего то, что есть синяя плитка. До меня здесь тоже была художественная мастерская. Примерно две недели я делал ремонт и потом стал работать. Прикольно, что это режимный завод и здесь никого нет. Так что проблема с тем, что я не очень хорошо лажу с людьми, решена за счет вахты.

Очень важно, когда ты рисуешь, иметь возможность отойти примерно на две диагонали картины, чтобы увидеть ее целиком. Это минимальное пространство. Если картина большая, например, в диагонали три метра, то надо метров шесть. В старой мастерской у меня не было такой возможности. А здесь есть.

К сожалению, и это здание тоже выкупило ЛСР и его тоже сносят. Нужно будет съехать до Нового года.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ В МАСТЕРСКОЙ СВОИ РИТУАЛЫ ПЕРЕД РАБОТОЙ?

Да, пью кофе, потому что нет солнца, и нет сил. Кофе немного поддерживает. Включаю музыку, листаю инстаграм (прим.ред. — запрещено в России) и сижу примерно до обеда. Потом, если есть деньги, иду обедать в кофейню, а если денег нет — просто ложусь и сплю. Делаю всякие рутинные дела. Раз в три месяца мою пол — вчера, например, помыл, и даже перетянул стол, видишь — там новая обшивка.

А ПОД КАКУЮ МУЗЫКУ ТЫ ЛЮБИШЬ РАБОТАТЬ?

Под разную. Главное, чтобы была хорошая вибрация, сама музыка может быть любой. Иногда, если идет дождь, слушаю классику. Когда совсем уж невыносимо, могу даже Шостаковича поставить. Нравятся маленькие оркестры, где играет минимальное количество инструментов. Очень нравится Бах на аккордеоне. Он, по-моему, самый спасительный. Иногда, если дождь переходит в снег, играю на гитаре. Часто беру с собой на пленэры укулеле, она маленькая, и когда наступает ночь, я исполняю на ней для собаки что-нибудь из Radiohead.

У ТЕБЯ ЗДЕСЬ ВЫСОКИЕ ПОТОЛКИ. ТЫ РИСОВАЛ УЖЕ БОЛЬШИЕ КАРТИНЫ?

Да, для выставки в Триумфе я делал эти работы следующим образом: на рейки в стенах вешал верх полотна, оно спускалось до самого низа. Так что, отходя к синей стене, все было отлично видно.

КАК ТЕБЕ ОПЫТ РАБОТЫ С ТАКИМ МАСШТАБОМ?

Очень приятно рисовать большие размеры, потому что не нужно рисовать мелкие детали, и чувствуешь себя немного Матиссом. Когда картина большая, ты просто погружаешься внутрь цвета. Это круто, когда рисуешь большими пятнами. Финансово — это тяжело, а по адреналину — как кататься с большой горки.

Например, когда делаешь касание цвета, то в маленькой картине это делается аккуратно и маленькой кисточкой, а в большой работе можно это сделать свободно. И это очень круто и вызывает привыкание. Если бы не проклятая бедность, я бы с большого формата на маленький не переходил.

А НЕ ЗАКАЗЫВАЮТ БОЛЬШИЕ ФОРМАТЫ?

На заказ никогда не рисовал. Мне кажется это слишком ответственно — вдруг разочаруешь человека. Когда я работаю, то непонятно, что будет в конце.

ТЫ ЛЕГКО РАССТАЕШЬСЯ СО СВОИМИ РАБОТАМИ? ПОМНЮ, ЧТО КАРТИНУ С МАДАМ Я ДОЛГО У ТЕБЯ ВЫПРАШИВАЛА!

Конечно, тяжело. Бывают работы, которые долго придумываешь, много раз переделываешь, и, в итоге, их правда тяжело отдавать. Так не со всеми, но, например, сейчас тут в мастерской есть две, которые висят не для продажи.

Я ЗНАЮ, ЧТО ТВОИМИ РАБОТАМИ ИНТЕРЕСУЮТСЯ МНОГО И ВНЕ РОССИИ. НЕДАВНО У ТЕБЯ БЫЛА ГРУППОВАЯ ВЫСТАВКА В ПАРИЖЕ?

Да, я участвовал в мае в групповой выставке "Good Vibration" в галерее Ofr Grande на которой были работы художников со всего мира — Японии, Америки, Дании, Индонезии, Франции, Испании и России. После нее мне даже предложили персональную выставку, выслали приглашение, но я так и не смог сделать визу. В консульстве мне предложили воспользоваться услугами агента, которые стоили две тыщи… И, короче, я подумал, в п*зду это все. Раз чтобы поехать в Париж, мне нужно дать взятку каким-то упырям, лучше я поеду в Ленобласть.

И ПЕРСОНАЛЬНОЙ ТАК И НЕ СЛУЧИЛОСЬ?

Нет, надо было все это привести. Да и на самом деле вот так летом пожить с собакой в Ленобласти, мне кажется, гораздо расслабленнее, чем ехать в Париж через Турцию, и вот это все. Там жарко, много людей и проблем.

А ТЫ БЫЛ КОГДА-НИБУДЬ В ПАРИЖЕ?

В Париже не был. Но представляю себе это как Лондон или Москву.

ОКЕЙ, А В ЛОНДОНЕ БЫЛ?

Да, мне не очень понравилось. Много туристов, толкаются все, как в клипе группы Verve. Если, например, сравнивать, где провести лето, в Репино или в Лондоне, мне кажется, — в Репино лучше.

ПОТРЯСАЮЩЕ!

Я недавно думал, что, в принципе, работать художником — это медленный вариант суицида. Ну типа, как знаешь, сигареты убивают медленно, алкоголь — чуть быстрее, а жизнь художника — тоже убивает, но еще медленнее, чем сигареты.

КСТАТИ, ПЕРВАЯ КАРТИНУ, КОТОРУЮ Я У ТЕБЯ КУПИЛА, БЫЛА СЗАДИ ПОДПИСАНА «КУРЕНИЕ УБИВАЕТ»…

мастерская

Автор: Анастасия Лобачёва

Фото: Сергей Мисенко

01 November, 2024