Где создается красота: в мастерской Саши Посох
Саша Посох — художник и архитектор из Москвы. Саша совмещает разные форматы и работает на стыке дизайна и искусства, архитектуры и коллажа, проводит диджитал эксперименты, переходящие в объекты.
Мы побывали в мастерской Саши и поговорили с ним о коллаборациях с другими художниками, об организации творческого пространства и о том, с каким из медиумов хочется работать в будущем.
МОЖЕШЬ ОПИСАТЬ СЕБЯ 5 СЛОВАМИ? ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ЧТО-ТО СОВЕРШЕННО СПОНТАННОЕ, НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.
Случайность. Пластик. Окно. СДВГ. Пила.
КАКУЮ ЧАСТЬ ТВОЕЙ ЖИЗНИ ЗАНИМАЕТ МАСТЕРСКАЯ?
Мастерская получается как офис. В последнее время я прям к определенному утреннему времени приезжал и сидел здесь весь день. Наконец обжился.
А КАК ТЫ ПРИШЕЛ К ТОМУ, ЧТО ТЕБЕ НЕОБХОДИМА МАСТЕРСКАЯ В ЖИЗНИ? В КАКОЙ МОМЕНТ СВОЕЙ ПРАКТИКИ ТЫ ОСОЗНАЛ НУЖДУ В НЕЙ?
Я делал дома, в своей комнате, несколько пеноблоков для ресторана, когда еще учился в МАРШе (прим. — архитектурная школа МАРШ), а это очень пыльная работа. Пыль сильно оседала по всей комнате, а потом и по всей квартире. И вот, года 2 или 3 назад я понял, что мне нужна мастерская для таких штук.
НО У ТЕБЯ ВСЕ СУПЕР АККУРАТНО ВЫГЛЯДИТ, ЕСТЬ КАКОЕ-ТО ЗОНИРОВАНИЕ. СРАЗУ ПОНЯТНО, В КАКОЙ ЧАСТИ МАСТЕРСКОЙ КАКОЙ МЕДИУМ ТЫ ТВОРИШЬ. ОБЫЧНО ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ СЕБЕ МАСТЕРСКУЮ ХУДОЖНИКА КАК КАКОЙ-ТО КАТАРСИС И ВЕЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ БЕСПОРЯДОК, А ТУТ ВСЕ ТАК СКЛАДНО.
Это, наверное, из-за архитектурного образования. Оно неосознанно сказывается на повседневной жизни.
КСТАТИ, А НАСКОЛЬКО ВООБЩЕ АРХИТЕКТУРА ПОВЛИЯЛА НА ТВОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ?
Мне кажется, что даже по работам и по темам, которые я затрагиваю, это сильно заметно. Даже эти комнаты, какие-то брутальные материалы типа гипса и пеноблока. Но при этом нельзя сказать, что это стопроцентный успех, когда ты идешь на архитектурный. Там из огромного количества студентов только несколько человек начинают делать какие-то крутые штучки. Я, помимо изучения архитектуры, хотел быть иллюстратором, и в самой архитектурной практике, в учебе меня больше интересовала графика, чем пространства и их функции. Мне хотелось художественно экспериментировать со всякими инструментами, что я и делал все пять лет: учился и угарал с графикой и цветом.
В ПРОШЛЫЙ РАЗГОВОР ТЫ УПОМИНАЛ, ЧТО ОКОНЧИЛ МАГИСТРАТУРУ ПО АРХИТЕКТУРЕ, А ТЕПЕРЬ, ТЫ УЖЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. КАК ТЕБЕ СМЕНА РОЛЕЙ?
Да, я преподавал в МАРШе для детей, прошлым и этим летом. Мы делали город будущего — огромный город, где дети придумывали дома и как все устроено, а потом лепили это из скульптурного пластилина. С детьми было, с одной стороны, проще, а с другой — сложнее. Но нравилось, что с ними не нужно иметь огромного авторитета, чтобы преподавать, достаточно просто быть взрослым с какими-то навыками. Мы протестировали свои теории по обучению, по геймификации образования и пришли к тому, как вообще лучше и эффективней обучать. Старались, конечно, не совершать ошибок в учебе, с которыми, наверняка, каждый сталкивался: лекции должны быть не скучными, нужно постоянно выводить студентов на какое-то взаимодействие друг с другом. Было классно.
А ТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВУЕШЬ КАК-ТО С ДРУГИМИ ХУДОЖНИКАМИ?
Мы общаемся с Тимой Илларионовым и даже задумали совместный проект с комнатами. Еще много работал с Антоном Ревой, мы вместе делали видео и музыкальные клипы. Для Асапа Роки была работа, для Айсултана Сеитова.
НАСКОЛЬКО ПО-РАЗНОМУ ТЫ ОЩУЩАЕШЬ СЕБЯ В СОЛО ПРОЕКТАХ И КОМАНДНОЙ РАБОТЕ?
Когда коллаборирую, то тут скорее проект точно будет доведен до конца, но в основном я все один делаю. Мне так комфортнее. При этом я понимаю, что всего не сделать в одиночку. Стремлюсь к тому, чтобы работать с кем-то еще, чтобы можно было подключать других людей. Так получается целая тусовка.
МОЖЕШЬ РАССКАЗАТЬ О НАЧАЛЕ СВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ? КАК ОНА МЕНЯЛАСЬ СО ВРЕМЕНЕМ И К ЧЕМУ ТЫ В ИТОГЕ ПРИШЕЛ?
Я рисую с детства, поэтому конкретной точки отсчета нет. В детстве трудно понять, что ты хочешь быть художником, ребенком особо не понимаешь, что такое искусство. Ты просто рисуешь и тебе нравится. Если никто не мешает, то есть шанс стать художником. Вот мне никто не мешал, и из-за этого я эту любовь пронес через всю жизнь к этому самому моменту. Когда я был в школе, то хотелось стать художником для компьютерных игр, а в институте — уже иллюстратором. Но в институте на меня оказала влияние абстракция, смысл которой ты не считываешь без слов. Теперь же я стремлюсь объединить все медиумы в один: чтобы и абстрактно было, и смысл чем-то задавался. Например, названием, которое актуализирует даже абстрактную работу. Мне нравятся такие странные соединения.
В РАБОТАХ У ТЕБЯ МНОГО РЕФЛЕКСИИ ПО ПОВОДУ ПРОСТРАНСТВА И МЕСТА: «ГИПСОВЫЙ ТЕЛЕВИЗОР», «НЯНДОМА» И «ТРОПАРЁВО ТРИП» ПОДСВЕЧИВАЮТ МЕСТНОСТЬ ВОКРУГ. У ТЕБЯ ЕСТЬ “МЕСТА СИЛЫ”?
Сложно сейчас сказать, будто бы все эти связи во время (здесь было слово, запрещенное в РФ) и всего происходящего обрываются. Ты постоянно находишься в какой-то слабой позиции, защищенности особо не чувствуешь. Только чисто по воспоминаниям: у меня есть такое место, которое называется Новый Свет, в Крыму, куда я с детства ездил, там классный поселок и море. Но после 2014 года ездить туда уже стало невозможно. В общем, места силы все пропали, а новых еще не появилось. Хочется, чтобы мастерская стала таким пространством.
В ТВОИХ ПРОЕКТАХ ЯВНО ПРОЧИТЫВАЕТСЯ ИЗОБИЛИЕ МЕДИУМОВ, КАЖЕТСЯ, БУДТО У ТЕБЯ ЕСТЬ ВСЕ: И КАКИЕ-ТО 3D ШТУКИ, И НЕОЖИДАННЫЙ ГИПС, И ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕБЕЛИ. А БЫЛ ЛИ МАТЕРИАЛ, С КОТОРЫМ ТЫ ПРОБОВАЛ РАБОТАТЬ, НО ТЕБЕ НЕ УДАЛОСЬ ПОДРУЖИТЬСЯ И ВПЛЕСТИ ЕГО В СВОИ РАБОТЫ?
Вообще нет, пока мне все удается. Тут опять же влияние архитектуры и общее любопытство ко всему вокруг. Например, мне нравится не только саму работу делать, но и упаковку к ней: чтобы и коробка красивая, и какие-то дополнительные брошюрки внутри. То есть отношение к искусству как к продукту. У меня многие работы условно имеют внутри хаос, а снаружи аккуратная рамка.
А ЕСТЬ ИДЕИ, С ЧЕМ БЫ ЕЩЕ ХОТЕЛ ПОРАБОТАТЬ ИЗ МЕДИУМОВ?
Наверное, с глиной. Хочется больше с ней работать. Кажется, что мне это нравится из-за того, что когда ты ее обжигаешь, она сразу становится чем-то, резко материализуется в физический мир. Также как и с гипсом: ты очень долго мучаешься с ним, а потом заливаешь, и за 30 минут он проявляется в пространстве. А до этого мучаешься и думаешь, что получается какая-то куча мусора. И с глиной также: она вроде бы никакая, а потом обжег ее — и она вдруг стала чем-то блестящим и прикольным.
КАК ПРОИСХОДИТ ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ К СОЗДАНИЮ ТВОИХ РАБОТ? НАПРИМЕР, КОГДА ПИШЕШЬ ТЕКСТ, ТО ЕСТЬ ЭТАП ПРЕРАЙТИНГА — ИЗУЧАЕШЬ ПОДРОБНЕЕ СВОЮ ТЕМУ, ПРОБУЕШЬ ПОСТАВИТЬ ЕЕ В РАЗНЫЕ КОНТЕКСТЫ, ДЕЛАЕШЬ КАКИЕ-ТО ЧЕРНОВЫЕ ВАРИАНТЫ. КАК У ТЕБЯ? ЕСТЬ ЭСКИЗЫ, ЧЕРТЕЖИ ИЛИ КАКИЕ-ТО СКЕТЧИ ПЕРЕД ТЕМ КАК СЕСТЬ И НАЧАТЬ ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО МАСШТАБНОЕ?
Всегда по-разному. Иногда делаю макеты, но вообще я отдаю предпочтение контролируемой случайности в процессе работы. Даже названия я всегда придумываю не под работу, а у меня просто лежат какие-то словосочетания или фразы в телеграм-канале. Потом появляется работа и они вместе с названием образуют еще какой-то смысл на этом стыке. Еще свои последние 3D штуки я вообще не рисовал руками, а сделал алгоритм, который случайным образом делает форму. Нравится иметь случайность, которую я сам могу взять в рамки.
КАК ВООБЩЕ ОТНОСИШЬСЯ К МАСШТАБУ В РАБОТАХ, МОЖЕШЬ ВСПОМНИТЬ СВОЙ САМЫЙ МАСШТАБНЫЙ ПРОЕКТ ПО РАЗМЕРАМ?
Вот сейчас я делаю башню метр восемьдесят из гипса для KOSHTA WEEKEND. Еще в Кривоколенном была моя крупная ручная работа «Любимой теще». Мне хочется делать больше вещи, пеноблоки и всякую мебель.
А ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ РЕСУРСАМ, ВЛОЖЕННЫМ В ПРОЕКТ, ЧТО БЫЛО САМЫМ МАСШТАБНЫМ?
Да они все довольно вымученные. У меня недавно диагностировали СДВГ. Я раньше думал, что я лентяй и дурачок, а оказалось, что у меня СДВГ. Любой дедлайн означает, что я буду вымучивать все в последний момент. Но сейчас все намного легче, и настроение улучшилось наконец-то. Я теперь всем рассказываю, что для меня это большое открытие, которое я вообще сделал благодаря рилсам, этой моде на осознанность, когда люди рассказывают, как они себя ощущают с разными диагнозами, в том числе с СДВГ. Куча мыслей, десять голосов в голове, только они все твои. А теперь все круто, прям супер. С СДВГ я в общих чертах за всю свою жизнь научился справляться. В последний момент, но все всегда было сделано. А теперь все еще лучше.