Где создается красота: в мастерской Анны Андржиевской в Барселоне

мастерская

Автор: Марина Анциперова

Фото: Евгений Гаркуша

09 March, 2023

За последний год у художницы Анны Андржиевской вышло несколько коллабораций с различными брендами, среди которых коллекция одежды с befree и даже свечи «Как Солнце». Мы побывали в ее мастерской в Барселоне, куда она переехала вместе с мужем и собакой, и поговорили о взлете коммерческой деятельности в ее карьере, влиянии сюрреализма на ее искусство и неожиданных художественных находках в Испании.

Художница Анна Андржиевская создает миры, напоминающие цветные сны или галлюциногенные состояния. Такая образность работ сближает ее творчество с поэтикой сюрреализма. Ее работы находятся в коллекциях Музея политической истории России, Музея искусства Санкт-Петербурга, Музея современного искусства M HKA (Антверпен), Музея современного искусства ПЕРММ, Street Art Museum (Санкт-Петербург) и в частных собраниях.

ГДЕ ТЫ СЕЙЧАС НАХОДИШЬСЯ?

Я в Барселоне. Так получилось, что теперь моя мастерская — одна из комнат дома. Я здесь с июля. Испанию я выбрала по нескольким причинам: прежде всего, здесь есть множество способов для легализации проживания и еще классная фишка — можно податься на долгосрочную визу, находясь в стране. В какой-то степени мы просто ткнули пальцем и поехали. Я здесь впервые, а вот Женя, мой муж, уже был в Испании, но не в самой Барселоне, поэтому мы выбрали этот город. Мне важно быть в культурной среде, а Барселона — именной такая. Если честно, Испания превзошла мои ожидания. Я рада, что я тут.

КАК ДУМАЕШЬ, ЭТО ПОВЛИЯЛО НА ТО, ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ, НА ТВОЙ СТИЛЬ ИЛИ НЕТ?

После начала (здесь было слово, запрещенное в РФ) у меня был период, когда я вообще ничего не могла делать. Сейчас вроде как снова могу. Наверное, все изменилось, и стиль тоже.

Скорее изменилась тема, с которой я работаю — теперь пишу про побег, укрытие или убежище. Я ехала сюда на машине через всю Европу, это путешествие стало для меня очень мощным опытом.

КАЖЕТСЯ, ЧТО КАК ТЫ УЕХАЛА, КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ТЕБЯ ПОШЛА НА ВЗЛЕТ. Я ЗНАЮ КАК МИНИМУМ ПРО КОЛЛАБОРАЦИЮ С BEFREE И ПРОЕКТ «КАК СОЛНЦЕ».

Да, это так. Коллаборация с Befree тянется долго, мы работали над коллекцией год-полтора (там очень сложный и многоэтапный процесс производства), и она только вышла. Проект свечей с «Как Солнце» начался летом. А вообще, я думаю, что это работает примерно так: чем больше коллабораций ты делаешь, тем больше коллабораций ты делаешь. Я только в начале этого пути.

ТЫ САМА ДОВОЛЬНА? СВЕЧИ, КАК МНЕ КАЖЕТСЯ, ПОЛУЧИЛОСЬ ВООБЩЕ СУПЕР. Я ЛЮБЛЮ ВСЕ СТРАННОЕ, А ОНИ МАКСИМАЛЬНО ТАКИЕ. ЭТО ТВОЙ ПЕРВЫЙ ОПЫТ С АРОМАТАМИ?

Да, это мой первый опыт, но я очень хотела этого. Я заметила, что многие художники начинают работать с ароматами. Помню, была резидентка в «Открытых мастерских» на Винзаводе девушка-парфюмерша. Еще в музее PERMM была классная работа с ароматами. Конечно, меня это все очень интересовало, но я не знала, как к этому подступиться, поэтому более чем довольна получившимся. Мне хотелось, чтобы они все были на контрасте: присутствовали сладкий и горький, природный и технический ароматы. Мне вообще нравятся такие запахи битума, бензина и свежего асфальта.

Я ВСЕГДА ТЕБЯ ХОТЕЛА СПРОСИТЬ, КАК ТЫ ПРИДУМЫВАЕШЬ ВСЕ ЭТИ CRAZY ОПИСАНИЯ СВОИХ РАБОТ. ОНИ ПОЧТИ КАК КОРОТКИЕ СТИХИ С СОВЕРШЕННО БЕЗУМНЫМИ ПЕРСОНАЖАМИ: БЕЛКИ-ЖОНГЛЕРЫ, ГИЕНЫ-ДРЕССИРОВЩИКИ, АНГЕЛЫ-АКРОБАТЫ И СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ. КАК ОНИ ВСЕ К ТЕБЕ ПРИХОДЯТ?

Нет, я не пью и не употребляю наркотики. В какой-то степени для меня утомительно делать описания.

ПРАВДА? КАЖЕТСЯ, ЧТО ТЫ ПОЛУЧАЕШЬ ОГРОМНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ.

Да, но поэтому они такие короткие. В них я просто перечисляю все, что нарисовано, это не трактовка, но мне очень нравится, когда в живописи есть символизм. Этого очень много в аллегорических картинах. Обычно, аллегорические символы у старых мастеров одни и те же, и они просто используют их от работы к работе. Современные художники, начиная с 20 века, массово придумывают свою типологию, какой персонаж или предмет что значат. Самое простое — паук у Луиз Буржуа, который символизирует ее мать. Мне это интересно. Хотя, с другой стороны, я не хочу обременять зрителя своей трактовкой. Мне хочется, чтобы любой человек мог на эмоциональном уровне что-то считать и придумать свою историю с нелинейным повествованием.

ЕСЛИ ТЕБЯ ВДОХНОВЛЯЕТ АЛЛЕГОРИЯ, ТО В КАРТИНАХ, ПОЛУЧАЕТСЯ, ЕСТЬ МОРАЛЬ?

Нет, морали в них точно нет. Я не мыслю в таких категориях, это не поучительное искусство. Но логика и нарратив есть. Например, чаши в картах таро — это то, что связано с эмоциями. Символика передает эмоции. Или лягушка: в русских народных сказках — часто является проводников из потустороннего мира в реальный, поэтому она у меня тоже часто встречается.

КАК РОЖДАЕТСЯ СЮЖЕТ? ТВОИ СНЫ КОЧУЮТ В КАРТИНЫ? Я ПОМНЮ, ЧТО ТЫ ГОВОРИЛА, ЧТО ТВОИ РАБОТЫ, КАК ОБРЫВКИ САМЫХ ЯРКИХ СНОВ, НАСКОЛЬКО ЭТО ВСЕ ПЕРЕСЕКАЕТСЯ?

Обычно это все-таки не пересказ сна. Меня просто интересует какая-то тема или вопрос и я хочу рассказать историю, но стесняюсь быть совсем откровенной со зрителем. Именно поэтому я стараюсь сохранить некоторую дистанцию и создаю такие странные образы. Мне кажется, что в целом мое послание зрители понимают. Достаточно названия как ключа к произведению.

МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ СТАНОВЯТСЯ ТВОИ РАБОТЫ?

Да, общая динамика такая. Сейчас мастерская меньше, поэтому они снова уменьшились.

СМОТРЮ, КАК ТЫ ИНТЕРЕСНО РАБОТАЕШЬ НАД КАРТИНАМИ. ПРАВИЛЬНО Я ПОНИМАЮ, ЧТО СНАЧАЛА РИСУЕШЬ ФОН?

Да, я сначала рисую фон, делаю белую подкладку под всех персонажей и важные детали. Это нужно, чтобы они были более яркими.

ПОЧЕМУ ТЫ, КСТАТИ, НЕ РИСУЕШЬ СВОЮ СОБАКУ?

Как это не рисую. Она везде!

КСТАТИ, ЕСТЬ КАКИЕ-НИБУДЬ НЕОЖИДАННЫЕ РАДОСТИ ОТ ЖИЗНИ В ИСПАНИИ? НАПРИМЕР, ОЛЯ АВСТРЕЙХ ГОВОРИТ, ЧТО В ТЕЛЬ-АВИВЕ ОЧЕНЬ ДЕШЕВЫЕ ОГРОМНЫЕ ИТАЛЬЯНСКИЕ ХОЛСТЫ. ПОРАЗИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОМ, ВСЕ ДОРОГО, А ЭТО ДЕШЕВО.

Я нашла практически все подрамники на улице рядом со своим домом. Это было странно, потому что с них очень небрежно срезали работы, просто посередине вырезали прямоугольники.

КАКИЕ У ТЕБЯ БЛИЖАЙШИЕ ПЛАНЫ?

Так получилось, что у меня достаточно далекие планы. Пока самый ближайший — это резиденция в октябре в Каталонии. Остальное пока неизвестно. Хочу поработать с местными галереями: их тут множество. Очень интересно, что здесь очень большое внимание уделяется графике, в том числе печатной фотографии и, что совсем странно для меня, большой скульптуре. Я понимаю, что здесь коллекционеры имеют большие загородные дома и, так как тут редко бывают дожди, они могут ставить искусство у себя в саду.

КАК ПРОХОДИТ ТВОЙ ДЕНЬ В БАРСЕЛОНЕ?

Я сейчас очень интенсивно учу испанский язык. Получается, что я как школьница, которая учится в первую смену. Первую половину дня посвящаю занятиям, а потом отдыхаю и делаю свои дела.

А У ТЕБЯ ЕСТЬ КОЛЛАБОРАЦИЯ МЕЧТЫ?

Да! Мне очень нравится, какие коллаборации с художниками делала Скиапарелли.

мастерская

Автор: Марина Анциперова

Фото: Евгений Гаркуша

09 March, 2023