Где создается красота: в мастерской у Maria Sainte

мастерская

ИНТЕРВЬЮ: МАРИНА АНЦИПЕРОВА

ФОТОГРАФИИ: SASHA SAARI

11 February, 2022

Наверняка, вы видели иллюстрации и картины Марии Сайнте, и не раз — с идеальными витринами магазинов, нарядными людьми, новыми работами с чайничком Kinto и баночкой шпрот. В ее мире, как в мире идей Платона, предметы очищаются до своей сути, и кажутся оттого еще красивей, чем на самом деле. Мы отправились в мастерскую Марии, чтобы узнать, как рождается эта красота, и поговорили с художницей о ее вдохновении, любви к нарядам и работе с западными заказчиками.

РАССКАЖИ, КАК ПРОХОДИТ ТВОЙ ДЕНЬ! ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО. КАКИМИ МАТЕРИАЛАМИ ТЫ, КСТАТИ, РАБОТАЕШЬ?
Я работаю дома, на кухне. С одной стороны это очень удобно — я могу работать постоянно. С другой стороны — я работаю постоянно! Обычно мой день начинается с чая, я проверяю почту, соцсети и дальше по списку. Доделываю (дорисовываю, сканирую, планирую, ретуширую), если что-то осталось или срочное. И по мере возможности пытаюсь прогуляться до обеда, после пью кофе и сажусь рисовать. Мой стандартный набор — гуашь и чертежная бумага.

МНЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ТВОЙ ИНСТАГРАМ. И ПРИЗНАЮСЬ ЧЕСТНО, Я НЕ ВСЕГДА ЗАМЕЧАЮ, ГДЕ ТВОИ ИЛЛЮСТРАЦИИ, А ГДЕ — ТВОЯ ЖИЗНЬ: ТАК ЧАСТО ТЫ РИСУЕШЬ СЕБЯ И СВОЮ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ. ТВОИ КАРТИНКИ ПРО ТЕБЯ И ПРО ТО, КАК ТЫ БЫ ХОТЕЛА СУЩЕСТВОВАТЬ?
Мои картинки про то, что мне нравится! А это искусство, мода, еда. Дизайн во всех его проявлениях: от упаковки конфет до машин. Одежда, книги, типографика, газеты, я могу перечислять вечно.

КАК БЫ ТЫ САМА ОПИСАЛА СВОЙ СТИЛЬ?
Хм, мой стиль?! Мне очень понравилось, как однажды кто-то написал, что мои работы это внебрачный ребенок Сола Стейнберга и Матисса, и в этом есть какая-то правда. Мой стиль сильно трансформировался за последние 10 лет, но это происходило постепенно. Изначально я стремилась к сильному упрощению и наивности. С течением времени я что-то меняла, добавляла, убирала. А вообще мне кажется странным, чтобы художник сам теоретизировал свою работу, у меня нет таких способностей, я практик. Можем подождать лет 10, например, и потом почитаем арт-критиков. Может у тебя есть какие-то соображения?

О, Я СКАЗАЛА БЫ, ЧТО ТЫ РИСУЕШЬ ЛУЧШУЮ ВЕРСИЮ ВЕЩЕЙ — КАК ОНИ ДОЛЖНЫ БЫ ВЫГЛЯДЕТЬ, ЕСЛИ БЫ МИР БЫЛ ИДЕАЛЬНЫМ. ИДЕАЛЬНО ВЫГЛАЖЕННЫЕ РУБАШКИ, БЕЗУПРЕЧНО ОДЕТЫЕ ДЕВЧОНКИ, ЧАЙНИК БЕЗ ПЯТНЫШЕК. МНЕ ИНТЕРЕСНО, КАК БЫ Я В ТВОЕМ МИРЕ ВЫГЛЯДЕЛА! ТОЖЕ БЫ, НАВЕРНОЕ, БЫЛА ПОСИМПАТИЧНЕЙ. СКАЖИ, А ДЛЯ ТЕБЯ ЕСТЬ ГРАНИЦА МЕЖДУ ИЛЛЮСТРАТОРАМИ И ХУДОЖНИКАМИ?
Да конечно, и граница довольно четкая. Я, как иллюстратор, в большинстве случаев работаю с четко поставленными задачами. Всегда есть какой-то запрос или подробный бриф. Нужно решить поставленную задачу. Именно поэтому мне нравится быть иллюстратором, ко мне могут обратиться с темой, которой я не интересуюсь и про которую абсолютно ничего не знаю. Сама, как художник, я никогда не обращусь к ней. И здесь очень интересная задача создать то, что я обычно не делаю. Например, мне бы в голову не пришло нарисовать розовый дом, я бы выбрала другой цвет и другой дом, а как итог это моя одна из любимейших работ до сих пор. Это помогает выйти out of space, тем самым привнеся что-то новое в мои персональные работы.

А ЧТО КАСАЕТСЯ ТВОИХ СОБСТВЕННЫХ РАБОТ — РАЗЛИЧАЮТСЯ ЛИ КАК-ТО ПО СТИЛЮ, МОЖЕТ БЫТЬ В НЮАНСАХ, ВНЕШНЕ ТВОИ РАБОТЫ НА ЗАКАЗ И СОБСТВЕННЫЕ РИСУНКИ? Я БЫ, ГЛЯДЯ НА ТВОЙ ИНСТАГРАМ, НЕ УГАДАЛА.
По стилю разницы и невозможно заметить, потому что он един. Но как я уже говорила ранее, разница есть, конечно. Персональные работы более рафинированные. Я называю их картинами, а работа на заказ – это иллюстрация.

КТО ТЕБЕ ЗАКАЗЫВАЕТ РАБОТЫ — РУССКИЕ ИЛИ ИНОСТРАНЦЫ?
Чаще, конечно, это зарубежные компании. Русский заказчик — редкий зверь. В последнее время сложилось классное сотрудничество с книжным магазином «Подписные издания». Еще сейчас мы доделываем проект с локальным инновационным курортом.

ИНТЕРЕСНО, КАК ОНИ ПРО ТЕБЯ УЗНАЮТ! МАЛО У КОГО ДАЖЕ ИЗ НАШИХ ГАЛЕРЕЙНЫХ ХУДОЖНИКОВ ТАК МНОГО ПОДПИСЧИКОВ, КАК У ТЕБЯ. ТЫ ДЕЛАЛА ЧТО-ТО СПЕЦИАЛЬНОЕ, ЧТОБЫ ИХ БЫЛО СТОЛЬКО?
Я просто рисовала, если кратко. А вообще, в 2016 году Instagram взяли у меня интервью, и часть его была размещена в официальном аккаунте, и как-то оттуда все пошло.

КТО, КСТАТИ, ТВОИ ЛЮБИМЫЕ ХУДОЖНИКИ И ИЛЛЮСТРАТОРЫ?
Я очень люблю абстрактную живопись. Cy Twombly, Howard Hodgkin, Ron Gorchov, Sasha Saari — очень люблю! Кстати, довольно-таки странно, мне нравятся многие фигуративные художники и иллюстраторы, но абстракция перекрывает все. Я размышляла над этим вопросом, и пока у меня нет ответа, почему так.

Я ДУМАЮ, ЧТО АБСТРАКЦИЯ КАК РАЗ ПРИБЛИЖАЕТ НАС К ИДЕАЛЬНОМУ МИРУ. И ВОТ ОБ ИДЕАЛЬНОМ МИРЕ ВОКРУГ И БУДЕТ МОЙ СЛЕДУЮЩИЙ ВОПРОС: МОЯ БЛИЗКАЯ ПОДРУГА, ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙНЕР, НЕ МОЖЕТ ДРУЖИТЬ С ЛЮДЬМИ С НЕКРАСИВЫМИ УШАМИ И РУКАМИ. А ТЫ? КАЖЕТСЯ, ЧТО У ТЕБЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ БОЛЬШИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИРУ, КОТОРЫЙ ТЕБЯ ОКРУЖАЕТ.
У меня большие требования к профессиональным качествам и навыкам людей, с которыми я работаю. И, к сожалению, не всегда люди понимают, что они делают. Или обманываются, считая себя профессионалами, не являясь ими. А вообще надо быть проще. Как там было :… «и люди к тебе потянутся». Не стоит относиться к себе слишком серьезно. А понятие красоты вообще индивидуально. Каждые руки и уши особенные, возможно для твоей подруги это некрасивые уши, а для меня уши мечты. Кто знает?

КАЖЕТСЯ, ЧТО МОДА — ОГРОМНАЯ ЧАСТЬ ТВОЕГО ДНК И ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ. ПОМНИШЬ, КОГДА «ЗАБОЛЕЛА» МОДОЙ?
Это правда, что-то на генетическом уровне, я впитала эту любовь с молоком матери! Я всегда любила странно одеваться, но годы экспериментов остались позади. Сейчас я пытаюсь осознанно относиться к одежде, покупать меньше вещей. И вообще у меня уже есть определенная «униформа».

А ЕЩЕ, КАЖЕТСЯ, ТЫ ЛЮБИШЬ НАРЯЖАТЬСЯ И НЕИЗМЕННО СОБИРАЕШЬ МОРЕ ЛАЙКОВ. МНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ ВАЖНО ДЛЯ ТЕБЯ?
Ой, да, я люблю наряжаться! Я обожаю готовить при полном параде: и чтобы и в платье, и в каких-нибудь огромных серьгах. Но нет, я не задумываюсь о мнении окружающих.

А ТО, ЧТО ДРУГИЕ ГОВОРЯТ ПРО ТВОИ РАБОТЫ, ВЛИЯЕТ НА ТЕБЯ? СТАЛКИВАЛАСЬ ЛИ ТЫ С КРИТИКОЙ?
Я хорошо осознаю, что я делаю, что мои интересы — довольно-таки узкая сфера. Для простого обывателя возможно сложно воспринимать, работы могут казаться слишком наивными или странными. Но это никак не влияет на меня. Я люблю критику от людей, которым я доверяю, это помогает мне достичь лучшего результата.

У ТЕБЯ ЕСТЬ ЛЮБИМЫЙ МУЗЕЙ? И, НАПРИМЕР, ТАКОЙ МУЗЕЙ, ГДЕ ТЫ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ СВОИ РАБОТЫ И ХОТЕЛА БЫ ТАМ ОКАЗАТЬСЯ?
Я люблю берлинский Hamburger Bahnhof Museum, наверное, потому что я впервые увидела там Cy Twombly. Эти огромные полотна! Я не разбиралась в абстракции тогда и была любительницей, назовем так, треш-арта. Я не знала, кто это, что это, но эти картины перевернули меня. Позднее в нем же проходила фантастическая выставка Hilma af Klint “A Pioneer of Abstraction”, тоже одна из важных выставок для меня, думаю, она повлияла на мое формирование как на художника в дальнейшем. Ну, и наверное еще Museum Ludwig в Кёльне. У меня особая любовь с музеями Людвига, в Петербурге он тоже мой любимый.

МОЖЕШЬ НАПОСЛЕДОК СКАЗАТЬ, КАКИЕ У ТЕБЯ ПРАВИЛА ЖИЗНИ?
Be Brave, Stay Wild! Если что, это catchphrase от Койот Питерсон.

мастерская

ИНТЕРВЬЮ: МАРИНА АНЦИПЕРОВА

ФОТОГРАФИИ: SASHA SAARI

11 February, 2022