Хороший пример: выставка Маяны Насыбулловой «Памятник Памяти»
Фото: Алексей Боголепов. Предоставлено галереей современного искусства Anna Nova
25 January, 2023
23 декабря в галерее Anna Nova открылась персональная выставка Маяны Насыбулловой «Памятник Памяти». Этот проект — продолжение экспозиции в Музее Сидура. В нем художница исследует проблематику репрезентации травматического опыта и исторической памяти.
Мы спросили куратора, Полину Слепенкову, о том, чем отличается эта выставка от предыдущей, какие были сложности при ее создании и почему зрителям стоит посетить галерею и увидеть своими глазами экспозицию.
Вернисаж в цифрах:
- 10 дней монтировалась выставка
- 3 тонны весит скульптура «Памятник»
- 1,5 тонны весит колодец
- 700 фигурок было создано для инсталляции «Исход»
- 1,5 месяца было потрачено на их изготовление
Полина Слепенкова
Арт-директор и шеф-куратор галереи современного искусства Anna Nova
«Во главу угла, как следует из названия проекта, ставится понятие "памяти" и связанные с ним вопросы. Как формируется коллективная память, как "отобранная", идеализированная память, используется, замещая травматический опыт. Например, по мнению Сьюзен Сонтаг, такого явления как "коллективная память" в принципе не существует, имеет место только "коллективный урок".
В своем проекте Маяна ставит вопрос: способно ли современное общество усвоить коллективный урок, разорвать повторяющийся цикл и прекратить нанесение новых травм. Возможно, одним из первых шагов в этом направлении должен стать отказ от идеализации исторической травмы и встреча с "темной памятью" прошлого лицом к лицу.
Именно поэтому художница обращается к традиции мемориального ансамбля как символа исторической памяти, использует монументальный стиль советского классицизма как единственный актуальный художественный язык, но использует для своих целей, выворачивая его наизнанку.
В проекте "Памятник Памяти" нет места идеализации, здесь происходит деконструкция механизмов героизации, ведь для того, чтобы осознать негативный опыт, усвоить этот "коллективный урок", необходимо пройти все этапы пути принятия — от отрицания к осознанному гореванию до самого конца. Поэтому вместо идеализированных героев — плакальщицы, вместо вечного огня — колодец для слез.
На протяжении 10 дней в галерее велись монументальные строительные работы: пилили газобетонные блоки, строили полноценную стену для "Памятника" весом в три тонны и колодец в полторы тонны — проект действительно тяжелый, в прямом смысле.
Инсталляция "Исход" создавалась на протяжении полутора месяцев. Ежедневно работая с глиной и печкой, было создано более 700 уникальных терракотовых фигурок, превращающихся во множество — тотальный "Исход". Толпа антропоморфных фигурок, теряющих свою идентичность в волнообразном потоке, совершает переход в неизведанное, тотальную миграцию или тотальное исчезновение.
Собранные из осколков плитки мозаики третьего этажа — это ночные чистки от затирки и руки в кровь, но это действительно монументальное искусство, требующее сверхусилий.
Маяна превзошла себя, создав в галерее проект мощный по своему содержанию, но при этом сдержанный и строгий, масштабный, и в то же время — деликатный и лаконичный.
Мы планировали выставку Маяны еще год назад, в качестве последней части ее экспозиционного триптиха, посвященного тревогам и страхам перед будущим, под общим названием "Паранойя". Первая часть должна была состояться в Москве весной 2022 года в Рихтере, следующий проект — летом в Музее Сидура, и, в качестве кульминации, зимой — в галерее Anna Nova. Но, по известным причинам, вместо трех случилось два проекта, а ракурс художественного исследования сместился с будущего — на настоящее. Проект в Сидуре — тихое сопротивление, проект в галерее — скорбь.
Мы понимали, что этот проект не будет легким в любом случае, но ждали его с нетерпением. До последнего не было уверенности, что он все таки состоится — это было связано и с переездом художницы, и с ее прощанием с мастерской.
Почему он получился таким? Какой год — такой проект. Для нас реализация высказывания Маяны Насыбулловой, стала некой миссией, жизненно важной необходимостью».
Выставка будет открыта до 15 марта.
Фото: Алексей Боголепов. Предоставлено галереей современного искусства Anna Nova
25 January, 2023