Good example: Mayana Nasybullova’s exhibition “Memory Monument”

on view

Photos: Alexey Bogolepov. Provided by Anna Nova Contemporary Art Gallery

25 January, 2023

The "Memory Monument" exhibition by Mayana Nasybullova opened at the Anna Nova gallery on December 23rd. The project, which builds upon the artist's previous work at Sidura Museum, explores the themes of traumatic experiences and historical memory.

We spoke with exhibition curator Polina Slepenkova to learn more about the differences between this exhibition and previous ones, the challenges faced in its creation, and why it is a must-see for visitors.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

Вернисаж в цифрах:

  • 10 дней монтировалась выставка
  • 3 тонны весит скульптура «Памятник»
  • 1,5 тонны весит колодец
  • 700 фигурок было создано для инсталляции «Исход»
  • 1,5 месяца было потрачено на их изготовление

Полина Слепенкова, арт-директор и шеф-куратор галереи современного искусства Anna Nova: «Во главу угла, как следует из названия проекта, ставится понятие "памяти" и связанные с ним вопросы. Как формируется коллективная память, как "отобранная", идеализированная память, используется, замещая травматический опыт. Например, по мнению Сьюзен Сонтаг, такого явления как "коллективная память" в принципе не существует, имеет место только "коллективный урок".

В своем проекте Маяна ставит вопрос: способно ли современное общество усвоить коллективный урок, разорвать повторяющийся цикл и прекратить нанесение новых травм. Возможно, одним из первых шагов в этом направлении должен стать отказ от идеализации исторической травмы и встреча с "темной памятью" прошлого лицом к лицу.

Именно поэтому художница обращается к традиции мемориального ансамбля как символа исторической памяти, использует монументальный стиль советского классицизма как единственный актуальный художественный язык, но использует для своих целей, выворачивая его наизнанку.

В проекте "Памятник Памяти" нет места идеализации, здесь происходит деконструкция механизмов героизации, ведь для того, чтобы осознать негативный опыт, усвоить этот "коллективный урок", необходимо пройти все этапы пути принятия — от отрицания к осознанному гореванию до самого конца. Поэтому вместо идеализированных героев — плакальщицы, вместо вечного огня — колодец для слез.

На протяжении 10 дней в галерее велись монументальные строительные работы: пилили газобетонные блоки, строили полноценную стену для "Памятника" весом в три тонны и колодец в полторы тонны — проект действительно тяжелый, в прямом смысле.

Инсталляция "Исход​​" создавалась на протяжении полутора месяцев. Ежедневно работая с глиной и печкой, было создано более 700 уникальных терракотовых фигурок, превращающихся во множество — тотальный "Исход". Толпа антропоморфных фигурок, теряющих свою идентичность в волнообразном потоке, совершает переход в неизведанное, тотальную миграцию или тотальное исчезновение.

Собранные из осколков плитки мозаики третьего этажа — это ночные чистки от затирки и руки в кровь, но это действительно монументальное искусство, требующее сверхусилий.

Маяна превзошла себя, создав в галерее проект мощный по своему содержанию, но при этом сдержанный и строгий, масштабный, и в то же время — деликатный и лаконичный.

Мы планировали выставку Маяны еще год назад, в качестве последней части ее экспозиционного триптиха, посвященного тревогам и страхам перед будущим, под общим названием "Паранойя". Первая часть должна была состояться в Москве весной 2022 года в Рихтере, следующий проект — летом в Музее Сидура, и, в качестве кульминации, зимой — в галерее Anna Nova. Но, по известным причинам, вместо трех случилось два проекта, а ракурс художественного исследования сместился с будущего — на настоящее. Проект в Сидуре — тихое сопротивление, проект в галерее — скорбь.

Мы понимали, что этот проект не будет легким в любом случае, но ждали его с нетерпением. До последнего не было уверенности, что он все таки состоится — это было связано и с переездом художницы, и с ее прощанием с мастерской.

Почему он получился таким? Какой год — такой проект. Для нас реализация высказывания Маяны Насыбулловой, стала некой миссией, жизненно важной необходимостью».

Выставка будет открыта до 15 марта.

on view

Photos: Alexey Bogolepov. Provided by Anna Nova Contemporary Art Gallery

25 January, 2023