Хороший пример: выставка Дмитрия Маркова «Седьмое небо» в галерее Anna Nova
До 20 октября в галерее современного искусства Anna Nova идет персональная выставка Дмитрия Маркова «Седьмое небо». В экспозиции представлены 60 работ автора, которые охватывают почти весь его творческий путь. Это первая выставка фотографа, сделанная после его ухода из жизни в феврале 2024 года.
Мы попросили куратора Владислава Ефимова рассказать о ее устройстве и сложностях работы с документальной фотографией, а также узнали, как проходил отбор работ в экспозицию.
Владислав Ефимов
фотограф и куратор выставки
О сложностях в подготовке к выставке
Конечно, работать над проектом было сложно — просматривать и делать выборку из работ. Я отдавал себе отчет в том, что представить искусство Дмитрия Маркова именно так, как он видел его сам, невозможно.
Наша цель состояла в том, чтобы создать новую интерпретацию творчества Дмитрия, которая органично бы вписалась в формат галереи и показала искусство автора с новой стороны. Музейная интерпретация, «музеефикация» работ Маркова, которая неизбежно последует в дальнейшем, требует проб и экспериментов. Скоро мы увидим искусствоведческие исследования, включение произведений Дмитрия в разного рода кураторские проекты и увидим новые способы прочтения его работ. Его искусство это позволяет, потому что включает в себя и чисто фотографическую составляющую, и, наверное, самые важные вещи, касающиеся социального нарратива. Жизнь и судьба автора, его позитивное отношение к людям, представляют огромную ценность и дают нам свободу в трактовке образов, созданных Марковым.
Проект, охватывающий десять лет жизни фотографа, дополняет «музейным» подходом в нашей интерпретации другие значимые формы его искусства — книжный формат и представление его работ в пространстве электронных средств сообщений.
Об устройстве экспозиции
Выставка поделена на две части, что хорошо подходит к показу работ Маркова, которые по отдельности имеют потрясающее смысловое и пространственное наполнение, но которые при этом объединяет позиция автора и его особенное отношение к людям.
В зале первого этажа представлено «путешествие» автора, лента фотографических событий, связанных общей целью в жизни фотографа, которая заметна буквально в каждом кадре.
Пространство второго этажа представляет композицию, которая в четкой, дискретной форме подводит нас к главному — к поэзии автора, его пути и стремлению к вечной, неизбежной для художника возвышенной философии.
Об особенностях кураторской работы с документальной фотографией
Работа с документальной фотографией подразумевает работу с фактом — важной частью этого вида искусства, которую невозможно не учитывать. При этом работы, первоначальный замысел которых состоял в том, чтобы показать окружающее нас настоящее, могут дать зрителям повод для размышлений и возможность поиска новых смыслов. Я считаю, что к документальной фотографии можно применять подходы из современного искусства, и допустимо не выделять ее в отдельный жанр. В этом случае, при сохранении информативной составляющей фотографии, мы получаем возможность строить художественный образ — через фотографию смотреть на мир взглядом поэта и художника.