Хороший пример: выставочный проект «Системы мимикрии» в пространстве AZ/ART
20 сентября в экспериментальном пространстве Музея AZ — AZ/ART — открылся новый проект «Системы мимикрии», состоящий из трех выставок. В экспозиции представлены работы современных художников в диалоге с их предшественниками — художниками второй половины XX века из коллекции Музея AZ.
Куратор проекта — художник и искусствовед Александр Дашевский — рассказал «Объединению», как появилась идея разделить проект на три части, какие приемы были использованы для объединения разных поколений художников и почему понадобилось выносить биологический термин в название.
О трех частях выставочного проекта
Это очень удачная форма, как мне кажется, для текущей повестки: в размышления о том, как себя конституирует российский художник на фоне новой эпохи, закладывается момент протяженности или, если хотите, протяжности. Что в семидесятых, что в две тысячи двадцатых отечественный артист, как герой Миронова в фильме «Берегись автомобиля» вынужден «прятаться, таиться, приспосабливаться», хочется добавить «мимикрировать»; но это утверждение — трюизм, и едва ли стоило об этом делать проект. Элемент дневниковости, который возникает от нескольких разнесенных во времени итераций, снимает подозрение в том, что проект претендует вынести диагноз современности, поставить знак равно между сейчас и тогда, и, пафосно заламывая руки, убежать со сцены.
Временной слот в полгода позволяет не только настроить свое зрение на сложную симметрию, а слух на поиск рифм между историей отечественного искусства и сегодняшним днем, но и дает возможность течению жизни стать участником выставочного сериала.
Первый проект «Глаз видящий, всевидящий, невидящий» посвящен работе зрения: как смотрим мы, как смотрят на нас, как мы прячем глаза и отказываемся смотреть. Второй проект — о работе утраты: как мы утрачиваем цельность, как культура утрачивает цельность, и как фрагментация оживляет неживое и овеществляет живых. Третий проект — о работе растраты. Как мы теряем привлекательность в глазах общества, чтобы остаться привлекательными для самих себя, как вещи и люди, вырвавшись из-под своей функции балансируют на грани отходов и произведения искусства.
О соединении двух поколений художников
Я работаю с картинками, историями и рифмами. Картина, скажем, изображает дрова, а видео показывает зажженную спичку — отлично, картинки мэтчатся. При таком взгляде холст 70-ти летней давности и сделанный вчера видос — имеют одинаковые права и систему функционирования внутри выставки. При этом их неравнозначность для рынка, истории искусств, несводимость смыслов заложенных авторами, к простому притяжению двух образов, создают правильное напряжение внутри такой пары. Автор дров, допустим, прославлял рачительность, тепло домашнего очага, принадлежность земле и знание своего места в жизни. А авторка спички написала яркий анархистский стэйтмент. Это две истории, стоящие за работами. Из их последовательности и сопоставленности складывается текст выставки.
Дальше может идти номер журнала «Костер» со стихотворением о том как нужно хорошо кушать, написанного поэтом, погибшим от истощения, и фотография подростка в футболке с надписью "Light my fire". Это рифма. С помощью такой шизофренической логики можно раскрывать сложные темы без дедактичности, строить экспозиции без удушливого пиетета, но при этом давать работать каждому предмету искусства, каждой эпохе и делать голос каждого автора слышимым. Или, по крайней мере, мне хочется в это верить.