.. и чувствуй себя как дома

ВЫСТАВКИ

21 September, 2020

Вернисаж онлайн. Проект Серафимы Бреслер состоит из четырех частей, которые вместе собираются в рассказ о чернобыльской аварии и последствиях этой катастрофы. Эта история напрямую коснулась семьи художницы – работа основана на воспоминаниях бабушки, которая вместе с подругами состоит в союзе 'Чернобыльских Вдов', их мужья погибли в связи с последствиями радиации. При всей тяжести события – проект аккуратно и тонко проговаривает эту травму, рассказывая о ней с уважением, несколько отстраненно проговаривая всем известные факты, но фокусируется на самом теплом – воспоминаниях и памяти.
Также поговорили с молодой художницей о текущих проектах и выбранном медиуме работы и искусстве, как глотке воздуха.

  • кухня
    кухня

В своей практике я изучаю дом, как совокупность ментального и материального, и предметы, содержащие личные воспоминания человека. Дом оберегает от агрессивной внешней среды, в то же время храня в себе прошедшие эпизоды жизни, в том числе и травмирующие. Меня заинтересовал тот факт, что люди, несмотря на все болезненное, что находится в их личном пространстве, остаются в нем, стараются сохранить память о прошлых переживаниях. Чтобы проиллюстрировать этот феномен, я создаю тканевые исталляции, способные передать атмосферу уходящего времени.

  • прихожая
    прихожая

спальня

'...И ЧУВСТВУЙ СЕБЯ КАК ДОМА'

Мой дедушка Игорь, которого, к сожалению, я не успела увидеть, в 1986 году работал в Чернобыле как инженер и ликвидатор аварии. После получения больших доз радиации он умер, оставив бабушку Милу одну в однокомнатной квартире, которую получил в награду за свою героическую работу с риском для жизни. У моей бабушки, однако, есть две близкие подруги – Валя и Ира, – которые работали вместе с Милой и Игорем в Министерстве Атомной Энергетики и Промышленности СССР. В Чернобыле Валя три месяца работала секретарем, Ира тоже работала с мужем несколько недель. Все три женщины, в результате, получили статус 'вдовы Чернобыля', непоправимые последствия для здоровья, болезненные воспоминания.
Люди, ликвидировавшие аварию на Чернобыльской АЭС, увидев наяву весь ужас произошедшего, были забыты и брошены, как промахи в истории. Все пережитые воспоминания были включены в их образ жизни, в их типовые однокомнатные квартиры. В этой работе рассказывается о неизлечимых последствиях катастрофы, постоянстве места и взаимоотношениях между различными, иногда кажущимися несвязанными между собой элементами, которые в результате дают основу для толкования настоящего и прошлого.

  • ванная
    ванная

Инсталляция представляет собой структуру типичной хрущевской квартиры, в таких сейчас живут Ира, Мила и Валя, у которых были взяты интервью. Каждой героине посвящена отдельная комната, которая демонстрирует определенные образы из их воспоминаний.

Прихожая: 'Что я могу тебе рассказать.. Он сказал мне выбросить все это.'
Мила

Ванная комната: 'Там был длинный коридор со множеством комнат, как в обычном лагере. Душ был холодный, нужно было тщательно вымыться, но быстро, потому что стояла длинная очередь. Постоянная проверка на количество радиации, соблюдение чистоты и смена одежды, эти мысли были буквально вбиты в сознание.'
Валя

Кухня: 'Многие молодые солдаты пытались съесть огромные сочные яблоки, пропитанные радиацией. Тяжелые яблоки упали с деревьев, а затем были съедены голодными животными.'
Мила

Спальня: 'Она ничего тебе не скажет, потому что ничего не помнит. Она даже не узнает больше меня.'
Сын Иры

'ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ ВДОВА'

Портрет из серии работ, посвященных Чернобыльской аварии. Ира состоит в союзе 'Чернобыльских Вдов'.

'СКАТЕРТЬ'
(в разработке проекта помогали Дора Сидоренко, Даша Цисельская и Яна Балеевских)

Праздник в России, как особое значимое событие для всех семей, которое стало традицией. Мы слышим звон бокалов и грохот посуды, каждый год отвечаем на одни и те же вопросы. У моей бабушки Милы хранится скатерть для пиршества – 'красивая, но не новая, чтобы не было жалко', которая после ухода гостей, сушится на бабушкином балконе. Скатерь, которая становится постоянным атрибутом застолья, документирует хронологию семейных встреч.

..МЫ СТОЛКНУЛИСЬ С НАСТОЯЩИМ НАГРОМОЖДЕНИЕМ ЛЖИ

После 18 дней молчания по поводу Чернобыльской аварии, 14 мая с речью выступил лидер страны Михаил Горбачев.
В своем тексте Горбачев заявил, что 'перед нами настоящее нагромождение лжи’. Эта речь, в которой людей пытались успокоить, была посвящена 'западной лжи о Чернобыле’. Однако, в результате, она была представлена, как очередная ложь о 'контроле над ситуацией' и что в Чернобыле ‘все нормально'.

Спустя 34 год, когда я спросил бабушку, помнит ли она то, что показывали по телевизору во время Чернобыльской аварии, она ответила: - О, я не помню. Скорее всего, 'Лебединое Озеро'. Что еще они могли показать? Всю жизнь, особенно во время горя, они показывали 'Лебединое Озеро'.

РАССКАЖИ О СЕБЕ – ГДЕ ТЫ УЧИЛАСЬ, В КАКОМ МЕДИУМЕ РАБОТАЕШЬ СЕЙЧАС?
Я училась в Британке на иллюстрации, закончила этим летом. Мне очень повезло с выбором направления, так как я не только определилась с тем, чем я хочу заниматься в ближайшем будущем, но и также поняла для себя, что хочу работать с нарративом. Под нарративом я подразумеваю реальные истории из жизни. Для своих проектов я беру интервью, посещаю дома своих героев, документируя наш разговор и их личное пространство. Таким образом, я создаю фундамент для будущих проектов. Мне нравится сам процесс исследования, иногда он становится важнее, чем результат.

Я пробовала много разных медиумов, начиная с анимации, заканчивая книжной иллюстрацией. Если бы мне сказали на первом курсе, что я создам пятиметровую инсталляцию, я бы просто не поверила. Меня долгое время метало из стороны в сторону, но затем я очень естественно для себя открыла работу с тканями. Просто поняла, что если хочу развивать работу с гравюрой на большом формате, то надо мыслить шире и отказываться от классических подходов печати.

Сейчас я работаю ассистентом в печатной мастерской и параллельно создаю новые, развивая практику. Собираюсь в будущем поступить в Гамбург на магистратуру современного искусства – очень хочу продолжить свою карьеру именно как независимый художник, что бы это ни значило.

ПРО ПРОЕКТ '..и чувствуй себя как дома' – ПОЧЕМУ ТКАНЬ, ПОЧЕМУ ТАКАЯ ТЕХНИКА?
Ткань для меня стала очень важным элементом, она не просто дает больше вариантов и походов для работы, но и создает сильную ассоциацию с личным пространством. Для меня это история про тактильность, про пятна и отпечатки, которые мы оставляем на скатерти и простынях, это про то, как мы рисовали в детстве на обоях, а наши мамы старались их оттереть и закрасить. Холст без рамы, который оккупирует некое пространство, становится уже объектом и артефактом.

Что касается именно Чернобыля, то там предметы и тактильность играет особую роль. Нельзя было прикасаться, нельзя было ничего брать с собой из зоны. Нужно было постоянно менять одежду, выкидывать и избавляться от нее. Катастрофа в Чернобыле – это когда самые обычные повседневные предметы могли причинить вред, представляли смертельную опасность, которую нельзя было увидеть.

Печать же, а именно техника сухой иглы, дает возможность работать с тиражом, повторять одно и тоже изображение несколько раз, при этом получая шанс его трансформировать в процессе нанесения краски на пластину. Таким образом, я начала работать с 'исчезающим эффектом', чтобы передать тягучесть времени, болезненность, переход из одного состояния в другое, рутинную повседневность, с которой сталкивались мои героини.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ ЗИН ПРО ЭТОТ ПРОЕКТ, СОБИРАЮЩИЙ ЭТУ ИСТОРИЮ?
У меня есть книга, 200 страниц. Там собрано все: фильмы, книги, интервью, зарисовки, процесс создания до карантина и после, план финальной выставки и т.д. Возможно, я смогу найти хорошую типографию или издательство, чтобы сделать тираж для продажи. Это было бы прекрасно, конечно.

С ВОПРОСОМ ПАМЯТИ РАБОТАЕТ НЕ ТАК МНОГО ХУДОЖНИКОВ, ПЛАНИРУЕШЬ ЛИ ТЫ УГЛУБЛЯТЬСЯ В ЭТУ ТЕМУ?
Да, я точно уверена, что хочу углубиться в изучение темы памяти. Она очень широкая, в ней еще масса вопросов и проблем для изучения, о которых я могу даже не задумываться. Мне бы очень хотелось рассмотреть в своих работах нашу реальность, так как я несколько устала делать исследования, изучая советское прошлое. Я бы не хотела полностью отказываться от него, потому что понимаю то влияние, которое оно оказало на меня и мою семью, но я думаю, мне стоит обратить внимание и на более современные проблемы. Хотелось бы создать работу, связанную с моим поколением. Мы чаще забываем, чем помним, и это очень интересный и личный для меня факт, который я хочу проиллюстрировать.

ЗАЧЕМ ИСКУССТВО В 2020 ГОДУ?
Если мы говорим именно про 2020 год, то это глоток воздуха. Я делала '..и чувствуй себя как дома' в своей комнате во время карантина. Это была моя единственная мотивация вставать по утрам. Работа давала мне почувствовать, что несмотря на то что я, в прямом смысле слова, остаюсь на месте, я все равно развиваюсь и двигаюсь вперед. Думаю, искусство для этого и нужно, чтобы просто ощущать себя живыми, обгоняя время.

КТО ТЕБЯ ВДОХНОВЛЯЕТ?
С каждым таким вопросом список меняется. Поэтому сегодня он будет такой: я очень люблю рисунок и истории от Доминик Гобле, я думаю, она была первая художница, за творчеством которой я начала пристально следить и интересоваться.
Я обожаю большие тканевые чеки Габриэля Кури, это просто потрясающая вещь. Визуальная часть его работы меня очень вдохновляет. Базелиц меня всегда завораживал своим подходом к работе. Мне нравится, что он менял манеру писать свою живопись с каждым новым периодом в истории, при этом не изменяя себе, я бы у него поучилась.

КАКОЙ ПРОЕКТ В РАМКАХ ТЕМЫ ПАМЯТИ ТЕБЕ БЛИЗОК?
Для меня стала открытием художница Хайди Бухер. Она изучала архитектурное пространство и тело, иногда сплетая эти две темы, создавая инсталляции из марлевых листов, которые были пропитаны в латексе. В результате получались дома, комнаты в реальном размере, при этом ткань уже насколько была трансформирована, что напоминала кожу.

ПРОЕКТ, НАД КОТОРЫМ ТЫ РАБОТАЕШЬ СЕЙЧАС?
В данный момент я стараюсь больше писать, чем рисовать или печатать. За четыре года учебы я попробовала много техник и создала некоторое количество неплохих проектов, поэтому сейчас для меня важно все проанализировать и сформулировать качественную основу для дальнейшей работы.
Однако я планирую сделать будущий проект про себя – про свои воспоминания и свою комнату. Я долгое время работала с чужими историями, поэтому теперь хочется выслушать саму себя.

ВЫСТАВКИ

21 September, 2020