IN PROGRESS / МИША НИКАТИН

мастерская

02 September, 2020

6 сентября открывается персональная выставка Миши Никатина о неразрывной связи дизайна и искусства в Рихтере. Новая серия работ 'Collectible art. Merging art & design' вдохновлена предметами интерьера и мебели Vitra, поэтому многие знаковые для компании объекты будут так же вписаны в экспозицию. Курирует выставку Александр Бланарь, а помогают в разных аспектах дизайн студия Redo и мы, Объединение. Открытие уже через несколько дней, поэтому заглянули в студию к Мише и узнали, как проходят последние приготовления.

Миша, привет! Пять дней до выставки – как твой настрой?
Салют! Настрой рабочий, все отлично.

Расскажи про идею – знаю, что ты уже давно работаешь над этой серией. Что именно тебя подтолкнуло к созданию работ?
Идея родилась пару лет назад, когда я в процессе создания работы задумался о сущности предмета, который изображаю. Почему для меня важно нарисовать именно этот предмет? Какая в нем история, которую можно рассказать зрителю? Почему это важно?
В современном 'шумном' мире брендов, когда ты идешь по улице, и все вокруг с тобой выходит на диалог, я начал размышлять как это можно выразить в живописи.
Идея заключается в том, чтобы предмет на картине начал рассказывать свою историю средством визуальной узнаваемости.

Ты один из немногих моих знакомых, кто настолько сильно интересуется и постоянно ищет новые истории в стороне промышленного дизайна – почему для тебя это настолько важная тема?
Возможно, основой служит мое первое образование 'Промышленный дизайн', так или иначе оно заложило во мне базу визуальной эстетики. Ну, а если без привязки к прошлому – мне всегда нравилась предметность, и то, что в ней заложено. Идея, материалы, природные основы, пропорции.

Эстетика простых предметов и красота ускользающей действительности’ – это же как раз про все мелочи, которыми ты себя окружаешь, бренды, у которых фокус на такие же ценности – Carhartt WIP, Stussy, Ikea, Vitra. Как ты описываешь эту эстетику?
Я думаю, что все перечисленные бренды, а также другие, которые мне импонируют – это всегда история с ярко выраженным стержнем, с визуальной эстетикой из качественного материала, которые несут функцию. Это и ценно.

Почему Vitra для тебя важный бренд?
Это фундаментальный бренд с точки зрения собрания дизайнеров и их трудов. Все, что собрано и выпускает Vitra – это высокий знак качества, как материально, так и исторически.

Как вы познакомились с брендом, как они решили поддержать твой проект?
Vitra я знаю давно, как ценитель функционального дизайна.
Я сделал несколько первых работ, показал их Саше Бланарю, рассказал идею, она ему понравилась. Мы были знакомы с Ритой Морозовой (представитель Vitra в России) в виртуальном поле. Связались с ней и начали думать, как это можно было бы реализовать.

Vitra сотрудничала и продолжает с большим количеством важных архитекторов и дизайнеров. Кто из них наиболее тебе близок?
Из предметных дизайнеров я бы выделил для себя Пруве, Ногучи, Имзов. Из архитекторов – Андо и Гримшоу (Vitra приглашает известных архитекторов для постройки зданий у них в кампусе).

Огромное количество подделок стульев уже выше проговоренных четы Имз – критерий популярности, но и грустный факт, ведь многие и не знают, что это подделка. Какая твоя позиция на такую мебель?
Я против подделок. Лучше один – но оригинальный, настоящий. Причем это относится не только к этому проекту. Скорее это позиция ко всему, что меня окружает.

Выставка будет проходить в Рихтере – 'площадке для общения и созидания'. Что для тебя Рихтер?
Рихтер – это уникальное историческое и культурное пространство. Я с большим уважением отношусь к людям, которые делают этот проект. С точки зрения экспозиционного пространства – это идеальный вариант для того, чтобы рассказать нашу историю с Vitra.

Название выставки ‘Collectible art. Объединяя искусство и дизайн’ – как ты его объясняешь?
Думаю, что искусство и хороший дизайн – это смежные поля. Изображая дизайн – будь то предмет, или архитектура на холсте – я, как художник, фиксирую его в истории. По крайней мере для себя.

Александр Бланарь:
'Коллекционный дизайн и современное искусство часто соседствуют в частных коллекциях, на музейных выставках или ярмарках. И часто вокруг них возникают споры, равноправны ли они. Является ли дизайн искусством? Может ли искусство становиться частью дизайна?
Выставка 'Collectible art.Merging art & design' стирает эти границы и уравнивает дизайн с произведениями искусства. Вдохновляясь предметами Vitra, Миша Никатин создает пространство коллекционных вещей - будь это настоящий предмет дизайна или его "портрет" на холсте.

На выставке зрители смогут увидеть иконические объекты Жана Пруве, Чарльза и Рея Имзов, Алвара Аальто, сотворившие знакомую нам сегодня историю дизайна. Предметы Vitra встроены в интерьер Рихтера, а также живут своей жизнью в работах Миши Никатина. Перед нами не просто отстраненные предметы дизайна, не музейные экспонаты, которыми они могли бы быть, а включены в нашу повседневную жизнь.'

Выставка проходит с 6 по 19 сентября в Рихтере по адресу: улица Пятницкая, 42.
Проект осуществлен при поддержке онлайн-галереи современного искусства и нового медиа 'Объединение', компании Vitra и отеля Рихтер.

мастерская

02 September, 2020