Кто это придумал и как это работает: знакомьтесь с резидентами artist-run площадки ИП Виноградов

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Анастасия Лобачева

Фотографии: Варвара Топленникова

26 April, 2022

Когда преждевременно закрываются выставки в музеях, вносятся предложения по проверке перформансов и художественных произведений на провокации, кажется, что именно самоорганизации и artist-run площадки становятся местом, где будет происходить самое интересное.
Мы поговорили с создателями и резидентами
«ИП Виноградов» о том, как появилось это место, зачем artist-run площадки арт-сообществу, и что они дают художникам.

Миша Gudwin

КАК ТЫ СТАЛ РЕЗИДЕНТОМ
«ИП ВИНОГРАДОВ»?

После резиденции в «Открытых студиях» Винзавода у меня и у Ромы Казуса появилась идея создать мастерские, которые были бы публичным пространством одновременно для показов своих работ и работ других молодых художников. Мы начали искать помещение. Спустя месяц Рома нашел на авито это место в бывшем кабинете директора завода. Мы пригласили наших друзей и знакомых, с кем у нас есть общие взгляды на искусство, собраться и вместе арендовать помещение. Со временем состав резидентов менялся, но последнее время стабилизировался в неизменную восьмерку: Миша Гудвин, Рома Казус, Наташа Перова, Слава Нестеров, Павел Польщиков, Саша Лемиш, Алексей Журавлев, Антон Кушаев.

В КАКИХ МЕДИУМАХ ТЫ РАБОТАЕШЬ?

Если говорить про медиумы, то чаще всего я работаю с объектами, созданными из найденных материалов. Также я занимаюсь городскими интервенциями. Если говорить проще, то это стрит-арт, но стараюсь в его поле делать жесты, относящиеся к современному искусству.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ В ТВОИХ РАБОТАХ?

Я обращаюсь к цифровой культуре, часто через призму ностальгии. К примеру, это может быть исследование визуального кода различных сетевых сообществ – современной субкультурности. Также я часто работаю с найденными на улице объектами, отражающими индустриальный облик постсоветских городов.
Можно сказать, я исследую взаимодействие уличной и цифровой среды – взаимоотношения материальной и цифровой культуры.

НАД КАКИМИ ПРОЕКТАМИ РАБОТАЕШЬ СЕЙЧАС?

Сейчас я работаю над коллажной работой, в которой за основу взята эстетика сетевых сообществ, агрегирование изображений Лиминальных пространств и Weirdcore. Параллельно экспериментирую с новыми материалами и объектами, а через несколько дней поеду в резиденцию в Выксу.

ЧТО ДАЮТ ARTIST-RUN ПЛОЩАДКИ ХУДОЖНИКАМ? ЗАЧЕМ ОНИ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, НУЖНЫ?

Одна из миссий нашей площадки – это дать возможность молодым авторам показать свои работы. Несмотря на кажущейся неплохой объем галерей в Москве, пространств, где художник может сам предложить проект – почти нет. Мне хочется помогать таким же молодым авторам как я, сейчас это станет еще актуальней.

Второй аспект – это открытие и показ более нового, авангардного, если можно так сказать, искусства, на которое могут быть не готовы коммерческие площадки.

ХУДОЖНИКУ ПРОЩЕ БЫТЬ В КОЛЛЕКТИВЕ ИЛИ ОДИНОЧКОЙ?

С точки зрения старта художественной карьеры, я думаю, что выгодней иметь единомышленников, но я не категоричен. Существуют примеры успешной карьеры и в одиночном плавании, но тогда, как мне кажется, этим коллективом становятся галерея, менеджеры и команда художника.

КАК НАЙТИ В СЕБЕ СИЛЫ ПРОДОЛЖАТЬ РАБОТАТЬ, КОГДА КАЖЕТСЯ, ЧТО В МИРЕ ВСЕ РУШИТСЯ?

Очевидно, то, что происходит сейчас – ужасно. Но я считаю, нужно находить силы продолжать работать и создавать искусство. Если остановиться, то будет очень легко опустить уровень культуры вниз, а оттуда подниматься заново будет гораздо сложнее.

Даже сейчас возможны формы показа искусства, просто к этому нужно относиться не как к праздному ивенту, а как к работе и акту создания новых смыслов и отражения современности.

Роман Казус

КАК ТЫ СТАЛ РЕЗИДЕНТОМ
«ИП ВИНОГРАДОВ»?

Идея самоорганизации появилась у нас с Мишей Гудвиным после резиденции «Открытые студии» Винзавода. Хотелось найти помещение под мастерские и отдельный выставочный зал, чтобы демонстрировать свои работы и дать площадку другим художникам. Я нашел подходящий вариант на старом заводе. Как обычно бывает при коммерческой аренде, договор нужно было заключать с юрлицом. А так как у художников редко бывает собственное юрлицо, я попросил своего друга оформить договор через его ИП. Первых посетителей мы просили говорить на проходной, что они идут в ИП Виноградов. В какой-то момент родилась идея так и назвать объединение. Это название также отсылает к необходимости функционирования художественных организаций в рамках бюрократической системы.

В КАКИХ МЕДИУМАХ ТЫ РАБОТАЕШЬ? ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ В ТВОИХ РАБОТАХ?

Преимущественно я занимаюсь живописью. В прошлом был графическим дизайнером. И то, что я умею делать лучше всего – это собирать коммерческие картинки из кусков других изображений. В живописи я использую схожий метод. В отличие от традиционных художников я принципиально не использую студийную постановку. Я выбираю застывшие изображения из цифрового потока: социальные сети, стриминговые сервисы, новостные ленты. Я использую изображения со сложной эмоциональной нагрузкой. Несмотря на свою негативную окраску, при длительном просмотре они теряют свой темный смысл. Момент этого распада я и хочу зафиксировать.

Цифровая среда уже давно поставляет идеи для всего в офлайновом мире. Поэтому я обращаюсь к первоисточнику. Я коллажирую эти картинки, искажаю, меняю форму, цвета. Мне нужно противоречие, чтобы с одной стороны часть объектов отдавала реализмом, с другой – происходящее носило смутный характер.

НАД КАКИМИ ПРОЕКТАМИ РАБОТАЕШЬ СЕЙЧАС?

Мое второе увлечение последнего времени – это нейросети. Я изучаю, как цифровой интеллект может интерпретировать искусство эпохи Возрождения. Образы, созданные нейронными сетями, скорее имитируют объект, что приводит ко многим искажениям и деформации. Эти дефекты лежат в основе моей практики. Я использую разные типы генеративных сетей (GAN) и корректирую результат.

ЧТО ДАЮТ ARTIST-RUN ПЛОЩАДКИ ХУДОЖНИКАМ? ЗАЧЕМ ОНИ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, НУЖНЫ?

Прежде всего это сообщество единомышленников, которые движимы единой идеей, или художники, объединенные общим пространством мастерских.

Я бы сказал что самоорганизация – это скорее вынужденная мера для молодых художников, чтобы иметь возможность заявить о себе. Художники объединялись во все времена, это способ совместной поддержки. Галереи существовали вместе с этими объединениями и будут существовать всегда.

ХУДОЖНИКУ ПРОЩЕ БЫТЬ В КОЛЛЕКТИВЕ ИЛИ ОДИНОЧКОЙ?

Кому как, но лично я люблю находиться в сообществе. Хотя при этом не люблю коллективную работу над проектом.

КАК НАЙТИ В СЕБЕ СИЛЫ ПРОДОЛЖАТЬ РАБОТАТЬ, КОГДА КАЖЕТСЯ, ЧТО В МИРЕ ВСЕ РУШИТСЯ?

Так же, как узники концлагерей сохраняли рассудок. Что бы ни происходило – чистить зубы, питаться и заниматься какой-то рутиной.

Павел Польщиков

КАК ТЫ СТАЛ РЕЗИДЕНТОМ
«ИП ВИНОГРАДОВ»?

Если коротко, в апреле прошлого года стало понятно – мне необходима мастерская, потому что нужно больше места для работы. На тот момент я уже был знаком с ребятами, и так получилось, что у них освободилось несколько мест в мастерских, и я туда заехал. Мы как-то очень органично сошлись, потому что почти все представляем одну и ту же генерацию художников: есть много стилистических и концептуальных сближений.

В КАКИХ МЕДИУМАХ ТЫ РАБОТАЕШЬ? ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ В ТВОИХ РАБОТАХ?

В основном, я работаю со скульптурой, печатью на ткани и графикой, иногда делаю цифровые работы и видео. Но главное в моей практике – создание неких герметичных пространств, то есть условно, основной медиум – это скорее инсталляция.
Меня интересуют различные штуки, связанные с визуальной репрезентацией власти и то, каким образом функционируют идеологические и сакральные символы, как их можно деконструировать и пересобирать.

НАД КАКИМИ ПРОЕКТАМИ РАБОТАЕШЬ СЕЙЧАС?

Прямо сейчас, помимо того что я создаю какие-то отдельные работы (в последние недели я, например, очень активно занимаюсь графикой), работаю над проектом, который называется Red Order. Если коротко, то это спекулятивная история про спецслужбистов, которые охотятся на потусторонние сущности. Что-то вроде нквдшной версии «людей в черном». Сам этот сюжет, в первую очередь, удобный способ вскрывать какие-то идеологические противоречия в политической и социальной реальности современной России и всего постсоветского пространства. Это будет серия из нескольких выставочных проектов, специфических сеттингов или инсталляций. Первую часть я уже сделал зимой – это off-site проект, вторая – будет в июне уже в привычном выставочном пространстве, а третья часть пока «в стадии разработки». Всего их должно быть где-то десять или двенадцать.

ЧТО ДАЮТ ARTIST-RUN ПЛОЩАДКИ ХУДОЖНИКАМ? ЗАЧЕМ ОНИ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, НУЖНЫ?

Это удобный способ для выстраивания горизонтальных связей, создания и укрепления комьюнити. Также artist-run площадки позволяют обходить множество институциональных фильтров и не подстраиваться под запросы больших институции, а, наоборот, в долгосрочной перспективе – даже навязывать им повестку. То есть в первую очередь, участие в таких комьюнити дает независимость от властных отношений внутри поля.

ХУДОЖНИКУ ПРОЩЕ БЫТЬ В КОЛЛЕКТИВЕ ИЛИ ОДИНОЧКОЙ?

Зависит от художника. Я вот в каком-то здравом балансе существую.

КАК НАЙТИ В СЕБЕ СИЛЫ ПРОДОЛЖАТЬ РАБОТАТЬ, КОГДА КАЖЕТСЯ, ЧТО В МИРЕ ВСЕ РУШИТСЯ?

Я думаю, искусство начинает работать только лучше, когда мир рушится. Это не циничная и не эскапистская позиция. Наоборот, у многих художников есть отличная способность. Мы можем заглянуть в адское пламя и потом пересказать то, что там увидели. Авангард 1920-х был во многом реакцией на травматический опыт ПМВ, так же работало и западное искусство после второй мировой, советский нон-конформизм реагировал на тоталитарную действительность советского союза и так далее. В общем, мы должны продолжать работать и отвечать на вызовы действительности.

Алексей Журавлев

КАК ТЫ СТАЛ РЕЗИДЕНТОМ
«ИП ВИНОГРАДОВ»?

Этим летом я приехал из Самары в Москву, чтобы начать делать проект для МОММА. Я искал мастерскую, и ребята предложили мне заехать в ИП Виноградов. Часть людей из ИП я знал по учебе в Москве, а другую – по резиденции в открытых студиях.

В КАКИХ МЕДИУМАХ ТЫ РАБОТАЕШЬ? ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ В ТВОИХ РАБОТАХ?

В основном это объекты и графика. Мои проекты часто основываются на историях, связанных со встречей с чем-то нечеловеческим или потусторонним.

НАД КАКИМИ ПРОЕКТАМИ РАБОТАЕШЬ СЕЙЧАС?

Делаю дипломный проект в школе Родченко.

ЧТО ДАЮТ ARTIST-RUN ПЛОЩАДКИ ХУДОЖНИКАМ? ЗАЧЕМ ОНИ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, НУЖНЫ?

Лично для меня самое главное – это помощь в коммуникации.

ХУДОЖНИКУ ПРОЩЕ БЫТЬ В КОЛЛЕКТИВЕ ИЛИ ОДИНОЧКОЙ?

В коллективе.

КАК НАЙТИ В СЕБЕ СИЛЫ ПРОДОЛЖАТЬ РАБОТАТЬ, КОГДА КАЖЕТСЯ, ЧТО В МИРЕ ВСЕ РУШИТСЯ?

Боюсь, этого я не знаю, у меня сейчас работа идет очень плохо.

Саша Лемиш

КАК ТЫ СТАЛ РЕЗИДЕНТОМ
«ИП ВИНОГРАДОВ»?

Миша Гудвин и Наташа Перова предложили сделать персональный проект для «ИП Виноградов». Во время монтажа выяснилось, что у ребят есть место под мастерскую.

В КАКИХ МЕДИУМАХ ТЫ РАБОТАЕШЬ? ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ В ТВОИХ РАБОТАХ?

Я занимаюсь пересборкой ностальгических нарративов и связываю их с современным контекстом через язык интернет-культуры и логики соцсетей. Работаю с пост живописью и инсталляцией.

НАД КАКИМИ ПРОЕКТАМИ РАБОТАЕШЬ СЕЙЧАС?

Начинаю работать над персональным проектом в Музее Сидура, делаю выставку, связанную с эстетикой девичьего романтического кино.

ЧТО ДАЮТ ARTIST-RUN ПЛОЩАДКИ ХУДОЖНИКАМ? ЗАЧЕМ ОНИ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, НУЖНЫ?

Они укрепляют позиции художника в медийном поле. С движением и группой проще ассоциироваться.

ХУДОЖНИКУ ПРОЩЕ БЫТЬ В КОЛЛЕКТИВЕ ИЛИ ОДИНОЧКОЙ?

Кому как. Меня не угнетает нахождение в коллективе. Тем более, у нас во многом схожи взгляды на искусство.

КАК НАЙТИ В СЕБЕ СИЛЫ ПРОДОЛЖАТЬ РАБОТАТЬ, КОГДА КАЖЕТСЯ, ЧТО В МИРЕ ВСЕ РУШИТСЯ?

Надо просто получать новый опыт. Не мы первые, не мы последние, кто наблюдает обрушение мира. Из старого мира всегда рождается новый.

Наташа Перова

КАК ТЫ СТАЛА РЕЗИДЕНТОМ
«ИП ВИНОГРАДОВ»?

В тот момент мы учились в Базе с Мишей Гудвиным. Я как раз искала мастерскую, и мы в этом желании удачно засинхронили и с другими, близкими в ключе взглядов на искусство, ребятами.

В КАКИХ МЕДИУМАХ ТЫ РАБОТАЕШЬ?

В интермедиальном жанре, стараюсь всегда работать на срезе суррогатных форм, вместо чистых медиумов.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ В ТВОИХ РАБОТАХ?

Сложно говорить в ситуации сегодня об актуальности тем, с которыми я работаю. Ввиду того, что сейчас мы столкнулись с ужасными событиями, которые требуют пересмотра практики и накладывают определенную форму ответственности. Вся оптика проблематик, с которыми я работала, свернулась в одну безвозвратную точку.

НАД КАКИМИ ПРОЕКТАМИ РАБОТАЕШЬ СЕЙЧАС?

Работаю над реакцией на события.

ЧТО ДАЮТ ARTIST-RUN ПЛОЩАДКИ ХУДОЖНИКАМ? ЗАЧЕМ ОНИ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, НУЖНЫ?

Опять же, апеллируя к произошедшим с нами событиям, ввиду тотальной цензуры и невозможности «полноценного» функционирования отдельных площадок, такие горизонтальные, низовые инициативы крайне важны.

ХУДОЖНИКУ ПРОЩЕ БЫТЬ В КОЛЛЕКТИВЕ ИЛИ ОДИНОЧКОЙ?

Не думаю, что кто-то из моих коллег, как и я, мыслит ИП как коллективное тело. Каждый художник функционирует отдельно, в ключе своей персональной практики и опыта.

КАК НАЙТИ В СЕБЕ СИЛЫ ПРОДОЛЖАТЬ РАБОТАТЬ, КОГДА КАЖЕТСЯ, ЧТО В МИРЕ ВСЕ РУШИТСЯ?

Мне помогает поиск точки контроля, изучение коллективного безумия, погружение в опыт историзма и остальных вещей, хоть как-то объясняющий весь происходящий ужас.

Слава Нестеров

КАК ТЫ СТАЛ РЕЗИДЕНТОМ
«ИП ВИНОГРАДОВ»?

Меня позвали Рома с Мишей, когда только возникла идея места. Но я присоединился только спустя примерно три месяца. В первые месяцы происходила какая-то нативная селекция: художники приходили и уходили, но со временем сформировался костяк.

В КАКИХ МЕДИУМАХ ТЫ РАБОТАЕШЬ? ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ В ТВОИХ РАБОТАХ?

Я мультидисциплинарный художник. Выбор формы и материалы для работы зависят от идеи.

В своей практике я занимаюсь поиском точек, в которых семиокапиталистический режим, базирующийся на производстве знаков, может проявлять себя через вещную среду. Работы охватывают отношения между материальностью, информационными потоками, экономикой и технологиями. Они могут рождать некий тип археологии, предполагающий построение новых мифов. Основные принципы работы – деконструкция мифов и работа с постисторией, на обломках которых рождается новый «жизненный мир».

НАД КАКИМИ ПРОЕКТАМИ РАБОТАЕШЬ СЕЙЧАС?

В настоящее время готовлюсь к персональной выставке, которая пройдет в галерее Syntax. Я рассматриваю смеховую культуру в ее развитии от ритуального смеха в архаике к идее юродства, скоморошества, лицедейства до современного акционизма.

ЧТО ДАЮТ ARTIST-RUN ПЛОЩАДКИ ХУДОЖНИКАМ? ЗАЧЕМ ОНИ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, НУЖНЫ?

Помимо artist-run space, у нас еще и мастерские, в которых мы работаем, общаемся, делимся идеями, спрашиваем друг у друга мнение. Происходит интеллектуальный и социальный обмен. Для художников, которые у нас выставляются – это возможность высказывания в обход галерейной конъюнктуры. Художник обладает свободой эксперимента внутри наших стен.

ХУДОЖНИКУ ПРОЩЕ БЫТЬ В КОЛЛЕКТИВЕ ИЛИ ОДИНОЧКОЙ?

Тут я бы хотел уточнить: ИП Виноградов – не арт-группа. Мы не делаем общих художественных проектов, у каждого из нас индивидуальная художественная практика. Мы вместе создаем artist-run space, обсуждаем проекты, поддерживаем друг друга, если это необходимо, можем совместно сходить в бильярд или на какое-то мероприятие.

КАК НАЙТИ В СЕБЕ СИЛЫ ПРОДОЛЖАТЬ РАБОТАТЬ, КОГДА КАЖЕТСЯ, ЧТО В МИРЕ ВСЕ РУШИТСЯ?

Мир сам по себе – гигантская перманентная метаморфоза. Надо понимать, что в мире ничего не рушится, а постоянно пересобирается.

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Анастасия Лобачева

Фотографии: Варвара Топленникова

26 April, 2022