Как общаться на вернисажах и после них?
Вернисаж — событие многослойное. Это красивый праздник, шампанское, поздравления и нарядные друзья и знакомые. Это профессиональное событие, где вы наконец можете показать результат деятельности команды галереи, художников и кураторов. Это активное начало работы всей команды галереи, а особенно тех, кто занимается продажами.
Отбросим художественную составляющую, представим, что все монтируется строго по плану и к открытию проекта вы подходите с готовой выставкой. Александр Бланарь, директор галереи Serene, автор телеграм-канала blanar.art, рассказывает, какие существуют базовые правила, что советуют специалисты современного искусства и как и о чем общаться на вернисажах.
Приглашение на выставку
С пиар-поддержкой, мне кажется, многим уже все понятно, но на всякий случай повторим небольшой свод правил.
Иметь пресс-релиз с названием выставки, участниками, датами начала и окончания выставки, адресом галереи, а самое главное — фотографиями работ, представленных на выставке. В идеальном мире собирается пресс-папка, где есть как минимум 3-5 фотографий, обязательно с подписями (автор, название, техника), и за две недели до открытия рассылается журналистам. Дальше постоянно напоминаем о своей выставке, даже после того, как она открылась. Кроме того, обязательно в эту же папку добавляются кадры экспозиции, как только вы сможете это сделать.
Следующая важнейшая составляющая — это гости. Гости открытия отчасти становятся лицом вашей выставки, все интересующиеся смотрят, кто к вам пришел, составляют таким образом мнение о событии и принимают решение надо ли им обязательно отправиться к вам на выставку.
Гостей открытия можно разделить на несколько групп, каждая из которых одинакова важна для того, чтобы считать вернисаж удачным:
• Это арт-профессионалы, чье присутствие очень важно для вашего профессионального статуса, другие художники, кураторы, сотрудники музеев и институций.
• Светские гости, модные гости, за которыми следят — если хотите, инфлюенсеры, к чьему мнению прислушиваются и доверяют. Они нужны для светской хроники — один из самых сильных инструментов в общении со зрителями после открытия.
• Коллекционеры, потенциальные коллекционеры и арт-дилеры, в общем, люди, которым вы будете продавать искусство.
Раньше приглашение было принято рассылать за две недели до открытия. Сейчас, когда все во всем не уверены, можно ограничиться и одной неделей. Главное не забыть напомнить о своем событии за день или в день открытия.
День открытия
Хорошо иметь представление, кто к вам все-таки дойдет в день открытия. Несмотря на такое понимание, за час до вернисажа я всегда испытываю невероятный стресс, что никто сегодня не дойдет. Обычно меня успокаивают фотографы и коллеги, в результате явка почти всегда замечательная. Но ничем этот страх побороть не могу.
Для Москвы и Санкт-Петербурга наличие алкогольных напитков и светского фотографа — обязательно. Все остальные составляющие по вашему усмотрению. Но не стоит забывать, что главное в этот вечер — современное искусство, которое вы показываете гостям.
Общение с коллекционерами или с потенциальными покупателями искусства
Если мы рассматриваем уже не просто гостей, а коллекционеров или потенциальных коллекционеров, то тут также необходима подготовка заранее.
Хорошую инструкцию по общению с клиентами дает экс-глава представительства аукционного дома Phillips в России Теа Курсуа:
«Если речь идет о вернисажах в своей галерее, тут стоит начать с клиентской базы, которая регулярно должна пополняться новыми контактами, важно вносить все детали, связанные с искусством: что купил, что когда-либо запрашивал, что понравилось или нет, где есть недвижимость, чтобы предлагать работы туда и другое.
Каталог выставки до открытия должны получить активные клиенты, а не все гости.
На самом открытии важно уделить внимание всем, не стесняйтесь вежливо останавливать затянувшуюся беседу и переходить к другому человеку — все понимают, что это ваша работа.
Безразличная беседа с бегающими по гостям глазами взволнованного сотрудника галереи — не самая приятная ситуация для клиента. Лучше не долго, но сфокусировано.
Сразу фиксируйте интерес клиента к конкретной работе и предупреждайте, что отправите все детали в ближайшее время. Мой стиль — фоллоуапить до получения положительного или отрицательного ответа. Без ответа я запрос не оставляю».
После вернисажа
Фотографии всем рассылаются сразу же на следующий день. А также не забудьте их отправить редакторам светской хроники.
Каталоги или информацию о конкретных работах лучше отправлять на следующий день сразу же тем, кто проявил какой-то интерес, спрашивал цену работы, но почему-то еще не забронировал работу. Первые дни после открытия самые важные, потому что ваши клиенты и потенциальные коллекционеры вдохновленные вашим открытием очень расположены к покупкам.
Важно также проанализировать, кто из приглашенных гостей не смог по разным причинам дойти до открытия и назначить для них индивидуальные туры.
Бонус-трек: совет для художников
Небольшой совет молодым художникам — не стоит воспринимать открытия, как возможность презентовать себя и свои проекты галеристам и кураторам. Весь их фокус в день вернисажа направлен на рассказ о выставке и представленных работах. Но это хороший момент для знакомства, хотя упор в разговоре все же стоит делать на проект, который презентуется сегодня. Это вежливо, приятно, а также показывает, что вы не просто пришли рассказать о себе, а что вы знаете, куда пришли и зачем. Обменяйтесь контактами и уже через пару дней предложите встречу, где можно дальше говорить о сотрудничестве.
Простые советы для гостей
Несмотря на то, что открытие выставки — это рабочее мероприятие, не стоит забывать о том, что это праздник. Не надо портить атмосферу своим дурным настроением или настроем, попробуйте вдохновиться искусством, улыбайтесь, и если не получается, то можно уйти пораньше.