«Красные» и «зеленые» флаги в рабочем общении: рассказывают художницы и художники

Спецпроект: как общаться?

Иллюстрации: Сергей Тиснек

04 October, 2024

Уверены, в основе любых отношений, как дружеских, так и профессиональных, лежат уважение и бережность. Эти принципы мы считаем важными, ежедневно используем в работе и стремимся ими делиться. Мы верим, что сфера культуры в России может стать дружелюбнее и свободнее, если коммуникация внутри сообщества будет открытой.

В нашем спецпроекте мы обратились к коллекционерам, и по совместительству героям нашего журнала, чтобы они поделились своими правилами покупки искусства. А в этом материале решили дать слово художникам и художницам и попросили рассказать о своих «зеленых» и «красных» флагах в общении, а основательница «Объединения», Анна Мерман, дала комментарий о том, что важно учитывать в рабочей коммуникации.

Анна Мерман

основательница «Объединения»

О вежливости

Вежливость — это умение выстраивать уважительную профессиональную коммуникацию. И это подразумевает понятные, казалось бы, всем вещи: умение написать приятное структурное первое сообщение, поздороваться и попрощаться, говорить «спасибо», отвечать на сообщения оперативно, здороваться на вернисажах, слушать собеседника и уважительно относиться ко всем участникам рынка.

Как продуктивно решать конфликты, а не замалчивать их

Признаться себе, что если что-то кажется, то, вероятнее всего, — это не кажется. Часто конфликты становятся нерешаемыми, потому что мы слишком долго предпочитаем не замечать, что что-то нас смущает. Думаем: наверное, просто кажется, — ведь многие состояния и чувства бывает сложно облечь в слова. Но выйти на открытый диалог, озвучить свои опасения и переживания, поймать конфликт на ранней стадии, услышать друг друга — на мой взгляд, это является залогом того, чтобы совместно найти решение и выход из ситуации.

Как «Объединение» работает с художниками

Главный принцип, на котором строится все остальное, — художник и его интересы всегда стоят для нас на первом месте. Плюс, открытая коммуникация и готовность к диалогу, доверие и взаимное уважение. Мы не работаем с авторами по договору эксклюзива, так как считаем, что молодой художник должен попробовать поработать с разными галереями, чтобы найти то, что ему ближе. Но при этом мы стараемся транслировать, что ему стоит внимательно выбирать проекты для сотрудничества, — браться за все приходящие истории или одновременно начинать сотрудничество с несколькими проектами — все это может оказать обратный эффект.

Мария Королёва

Попробую выделить те red flags, на которые обращаю внимание в первую очередь при общении с галереями:

• непригодные условия хранения, некачественный демонтаж и транспортировка, которые приводят к повреждению или даже утрате работ. В случае последнего очень важна реакция галереи на случившееся: как она об этом расскажет, что сделает после;

• согласование (или не согласование) того как, когда и где будут экспонированы работы;

• репрезентация в медиа, качество изображений и текстов, представленных в соцсетях или на сайте галереи. А еще сам тип контента. Очевидный red flag — если кадров с шампанским больше, чем самих работ;

• прерывистая коммуникация, когда собеседник выпадает из диалога на несколько дней или даже недель (по неизвестной причине);

• фамильярность с первых минут общения.

А также мои red flags при общении с коллекционерами:

• молодые коллекционеры часто просят показать что-то вне галерейных подборок или сделать скидку, надеясь, что получится купить работу ниже рыночной стоимости. Это точно red flag! Но также хочется отметить, что сами художники порой демпингуют цены, не учитывая негативных последствий для себя, своей галереи и комьюнити в целом.

А вообще забавно получилось, пока перечисляла red flags, то прозрачнее разглядела множество собственных ошибок за последние несколько лет. И здесь хочется напомнить о том, как важно просить обратную связь о своей работе и коммуникации у более опытных коллег. Качественный диалог редко складывается сам по себе — он скорее является результатом работы всех участников.

Регина Рзаева

Думаю, в рабочем общении, как и в любом другом, важно обоюдное уважительное отношение. Нужно обговаривать все процессы, даже если это кажется чем-то незначительным. Стремление выстраивать доверительные и открытые отношения также имеет большое значение.

Оля Австрейх

Как только я стала сотрудничать с галереями, из моей жизни почти исчезли red flags, так как многое решается без моего вовлечения. Особенно ценно, что общение с коллекционерами теперь на стороне галереи. Однажды у меня был жуткий опыт: мне отказывались возвращать работы с выставки, буквально взяв их в заложники. Картины мне удалось вернуть, лишь откупившись своим процентом от продажи.

Явный red flag — это когда тебе обещают все на свете в лучшем виде люди, с которыми у тебя нет истории отношений. Может быть, это новички в бизнесе — тогда стоит обезопасить себя четким договором (но и он не всегда спасет) и вообще подумать, стоит ли связываться.

Со временем я научилась делать выводы из коммуникации с галереей или коллекционером — если идет тяжело, и вы на самом деле не понимаете друг друга, все вымученно и из впечатлений только километры пустых переписок, то не стоит пытаться ''make it work''. Это окей выйти из переговоров, сказать «нет» и, возможно, больше не сотрудничать, даже если это кажется соблазнительным в моменте.

Ника Рубинштейн

Расскажу про те красные флажки, которые были в моем личном опыте:

• перекладывание ответственности только на плечи художника, но при этом требование делить прибыль пополам;

• когда галерея просит больше 50%;

• когда выпадают из коммуникации, плохо отвечают и ведут себя так, как будто у нас вертикальная коммуникация;

• когда менеджеры отправляют картины на выставки без согласования со мной или когда продают без согласования со мной (мне, как художнику, очень важно знать, к кому уходит моя картина);

• самый красный из всех красных флажков: когда куратор говорит, что картину нужно бесплатно куда-то повесить (в ресторан или гостиницу, не на выставку) или подарить;

• дорогие опен-колы, в которых не очень прозрачно описаны бенефиты для художников в случае выигрыша.

Варвара Козлова

Красный флаг — когда сразу не оговаривается объем работы, задание дается расплывчато и незаметно расширяется по ходу выполнения. Сейчас я чутко отслеживаю, когда начинаются манипулятивные действия, или человек уходит от ответа на вопрос о сумме и сроках. Лучше совсем не браться, чем начинать работу, на полпути которой мне скажут, что все переделывать, потому что заказчику не понравилось.

Татьяна Котёночкина

Мой опыт работы с кураторами, галереями и коллекционерами очень скромен, и в 99 случаев из 100 мне попадались хорошие люди. Мой единственный негативный опыт говорит о том, что нельзя работать с куратором, который предлагает сотрудничество с крупной организацией без гонорара. Думаю, для всех это очевидно, но со мной было не так.

Еще один тревожащий момент — когда кураторы испортили вашу работу, но увиливают от этого. Может случаться разное, у людей есть причины для определенных поступков, никто не делает ничего назло. Главное, чтобы в коммуникации человек стремился вас услышать и понять, был нацелен на такое решение конфликта, после которого всем сторонам будет комфортно.

Анна Дёмина

Для меня очень важно оговаривать правила сотрудничества и внимательно изучать договор: на какой срок, куда я даю работы, и что с ними будет происходить в ходе договорного периода.

Не люблю, когда появляются пункты, не прописанные в договоре, — часто это разные скидки.

Важно, чтобы покупатель, коллекционер или галерист вели себя вежливо и тактично. А еще — важно чувствовать, когда проговариваются условия сотрудничества, что можно задавать вопросы и получать на них развернутые ответы.

Кристина Павлова

На практике распознать подвох на первых этапах коммуникации достаточно сложно. Обычно это подводные камни, на которые натыкаешься уже в ходе сотрудничества. Для меня тревожный звоночек — когда собеседник очень редко отвечает. Понятно, что многие кураторы и галеристы очень загружены, однако такая коммуникация практически всегда приводит к исчезновению собеседника в критический момент. Долгое ожидание с работой под закрытой дверью, не заказанный пропуск на автомобиль и прочие неприятные ситуации можно предугадать еще на этапе переписки.

Сюда же можно отнести односложные ответы. Зачастую приходится будто вытягивать информацию о проекте и выставке. Это не очень приятно — тебя пригласили принять участие в проекте, но, чтобы узнать условия сотрудничества, нужно допытывать куратора. Неозвученные условия ведут к неприятным сюрпризам для художника, часто они выясняются на монтаже или открытии выставки. Мне кажется, хорошим тоном для галериста и куратора было бы обозначать важные детали — сроки представления работы, процент с продажи, время доставки и монтажа и другое — в начале коммуникации.

Обычно я делаю выводы после первого опыта сотрудничества с человеком или институцией. Тут уже можно обратить внимание не только на коммуникацию, но и на доставку работ, обращение с ними в течение проекта, упаковку и способ экспонирования. У меня есть очень хрупкая серия работ из хрусталя и для сохранения их целостности нужно соблюдать ряд правил. Равнодушное отношение к трепету художника над своими объектами обычно ведет к их поломке.

Для меня также важно обсуждение экспонирования работ, я всегда объясняю нюансы на старте. Если мои комментарии полностью игнорируются, то это безусловно красный флаг для будущего сотрудничества.

В завершение, настораживающие моменты, которые не требуют объяснения: отсутствие актов о передаче работы, необходимость напоминать о выплатах гонорара, доставка крупных работ за свой счет, негативные отзывы знакомых художников.

Миша Никатин

Лично я люблю когда коммуникация сторон в арт-сфере (и не только) понятная, комфортная и по-хорошему здоровая. Про галеристов и коллекционеров мне особо нечего отметить, это люди в основном подкованные и знающие правила среды. Поэтому отмечу несколько пунктов в немного другом направлении:

считаю неприятным знаком, когда пишут напрямую по рабочим вопросам в обход галереи и менеджеров, которые меня представляют, хотя это закреплено уже несколько лет в шапке моего профиля. Художник и галерея должны работать в тесной, честной и прозрачной связке, тут не должно быть недомолвок;

предложения рекламных интеграций без предварительного изучения моего аккаунта. И отправляют сообщение которое, очевидно, предназначено для списка блогеров. Это неуважительно к персоналиям;

важно читать контракты проектов и коллабораций, в которых художник участвует. Зачастую они составлены не в сторону автора, и тут важно выстроить отношения в этом проекте так, чтобы все интересы были учтены.

Дмитрий Жуков

У меня пока не было особых проблем во взаимодействии с коллекционерами и галеристами, но могу сказать, что такие факторы как неуважительное общение, невыполнение договоренностей и халатное отношение меня сразу бы насторожили.

Алиса Гвоздева

До недавнего времени мне казалось, что единственная, кто ведет себя неэтично в общении с галеристами и коллекционерами в моей практике, — это я сама. Я могу не отвечать на сообщения и долго не отправлять работы покупателям. Меня это бесит! Всегда приятно, когда коллеги меня прощают, я это очень ценю, потому что понимаю, что для них искусство важнее формальностей.

Однако за последнее время я столкнулась с множеством случаев неуважительного отношения к себе и к другим художникам. Кажется, что порой кураторы и галеристы относятся к художникам как к расходному материалу. Есть большая разница между невнимательностью и неэтичным поведением такого рода и принципиальной халатностью, которая лишает художника его сути. Не стоит забывать о ценности искусства и огромной значимости всех художников — ведь без них не было бы и арт-среды.

Малышки 18:22

С 2020 года мы делаем по несколько персональных проектов в год в разных частях страны, и наша сумочка опыта пополняется самыми контрастными историями. Мы не будем говорить про треш, с которым успели столкнуться: разбитые или пропавшие работы, личные оскорбления и пьяные звонки посреди ночи. Из нашей коллекции взаимодействий с галереями мы выделим следующие красные флажки, означающие обесценивание труда:

• cчитают, что мы должны обслуживать, удивлять и веселить. В такие моменты чувствуем себя зверушками в цирке. Это потребительское отношение, а не профессиональное. Мы делаем выставку, а это интеллектуальный продукт, за качество которого мы отвечаем;

• вмешиваются в процесс, идею. Мы всегда готовы к обсуждению, но когда кто-то из сотрудников галереи с амбициями художника, то это беда. Мы любим, когда люди понимают свою зону ответственности и не заходят на чужую территорию;

• думают, что искусство — это хобби. Для нас искусство — это работа. Любим, когда понимают ценность идей, важность труда и что это должно оплачиваться. Ради искусства и на искусство мы существуем, этому учились и за счет этого продолжаем развиваться.

Борис Чайка

Самый главный красный флаг — когда тебе пишут с предложением где-то поучаствовать, обещают золотые горы, но при этом не дают никакой конкретики. Еще — срыв дедлайнов и трата моего личного времени, когда коллекционер назначает встречу и не приходит.

Другой красный флаг — проект коммерческий, но люди приходят без четкого ТЗ и говорят «давайте что-нибудь придумаем». Чаще всего эта фраза означает, что тебе вынесут мозг, потому что клиент не знает, что он хочет.

Я не люблю, когда люди трогают лицевую сторону живописи голыми руками. Особенно странно, когда это делают люди из индустрии, например, галеристы или кураторы. Я показываю работу, а они касаются лицевой стороны, что портит живопись: от пальцев остаются жирные следы, которые с годами будут лишь заметнее.

Также я бы не хотел, чтобы мои работы выставляли, не предупреждая об этом меня. Это просто вежливый и уважительный жест.

Евгения Тулянкина

Красные флаги:

• когда галерист пишет и расспрашивает о наличии работ, размерах, возможности экспонирования, стоимости, а потом пропадает без объяснения;

• формат общения, как на рынке или в инстаграм*-магазине: «цена?»;

• когда такие расспросы происходят в 2 часа ночи или рано утром. Человек появляется и пропадает, ничего так и не объяснив, — ни обратной связи, ни пояснения, зачем это было;

• когда количество оформления работ не совпадает с действительностью. Например, просят оформить 15 работ, а выставляют только 3;

• когда галерист не закладывает возможность привоза или увоза работ за свой счет или счет галереи: с маленькими работами — это меньшая проблема, с большими — сплошное неудобство.

*прим. ред — Facebook (Meta Platforms Inc. запрещено на территории России)

Екатерина Герасименко

Основные правила:

• не работать при отсутствии договора;
• не стесняться просить переписать условия договора, если это необходимо.

Во многом мне удалось избежать негативного опыта, но были отдельные неприятные моменты: в начале карьеры коллекционеры хотели дешево покупать работы, а однажды накануне открытия отменилась выставка, для которой уже были готовы работы.

Павел Букреев

Красные флаги:

• когда коллекционеры отдают работу на выставку, не согласовывая это с художником;

• систематическая задержка оплаты;

• работы покупаются, но художнику не сообщают об этом оперативно.

Федора Акимова

Одно из правил, которое надо соблюдать, — не покупать работы художника в обход его галереи, надеясь, что лично он вам продаст дешевле. Цена всегда должна быть одинаковой.

Есть истории, которые звучат фантазийно, но происходят часто. У меня была ситуация, связанная с шантажом: ко мне пришли с предложением сделать персональную выставку, а когда надо было разговаривать более конкретно, то мне сказали «или ты подписываешь с нами эксклюзив, и тогда мы делаем тебе выставку, или мы не делаем ничего». Разумеется, я отказалась, но такие истории до сих пор удивляют.

При подписании документов по передаче работ галерее нужно обсуждать пункт о компенсации при поломке. У меня был случай, когда даже договор с наличием этого пункта не помог вернуть деньги за испорченную работу, поэтому надо внимательно относиться к этому. Возможно, стоит брать залог, если договора не помогают.

Нельзя искажать информацию о художнике ради получения выгоды: о его происхождении, национальности, паспорте и так далее. Поэтому художнику важно оставаться внимательным и в этих вопросах: просить материалы на согласование перед публикацией, читать кураторский текст к работам или выставке, чтобы это не было компиляцией цитат, который он же надиктовал куратору.

Соня Бондарева

Неприемлемо, когда галерист не приезжает сам на встречу, связанную с проведением выставки, и не участвует в монтаже или каких-то рабочих процессах. Со мной не раз случались ситуации, когда мне говорили что-то в духе «ну ты сама там все посмотри, если что спишемся». И оставляли монтаж, экспликации и какие-то организационные моменты только на меня, хотя первоначально условия обсуждались иные. Это относится и к кураторам. Но так как я делала проекты преимущественно в самоорганизованных пространствах или не очень больших галереях, основатели галерей, как правило, и были кураторами.

Самый большой красный флаг — когда галерист не хочет давать расписку или гарантийное письмо об оплате и предлагает проводить какие-то сделки на честном слове. Я наслышана об историях, когда по итогу работы пропадали во времени и пространстве, а художников оставляли без оплаты. У меня был опыт, когда галеристка решила сделать багетное оформление на мои работы и не согласовала это со мной, после чего оказалось, что я должна была покрывать расходы на оформление, лишившись половины гонорара за проданную работу.

Плохо налаженная коммуникация — для меня уже большой рэд флаг. Например, последнее время мне часто пишут галеристы по поводу сотрудничества, но при этом их ответы очень долгие — такое заставляет меня сразу насторожиться.

Спецпроект: как общаться?

Иллюстрации: Сергей Тиснек

04 October, 2024