Этика покупки современного искусства: правила коллекционеров

Спецпроект: как общаться?

Иллюстрации: Сергей Тиснек

04 October, 2024

Покупка и коллекционирование современного искусства — это особая форма коммуникации и взаимоотношений: как межличностных — между коллекционером, художником и галеристом, так и постоянного диалога с произведениями искусства. И хотя эти процессы включают в себя коммерческую составляющую, мы убеждены, что уважение, чуткость и внимательность к другим участникам тоже важны в этом взаимодействии.

Попросили Анну Мерман, основательницу «Объединения», рассказать о том, как галерея строит отношениями с коллекционерами. А коллекционеров — Наталию Грабарь, Сергея Лимонова, Антона Козлова, Анну Брынцалову, Александра и Анну Емельяновых — поделиться своими принципами приобретения искусства.

Анна Мерман

основательница «Объединения»

Как «Объединение» работает с коллекционерами

Сейчас у нас есть закрытый чат для наших постоянных клиентов, где мы первыми знакомим их с новыми художниками галереи, показываем свежие работы наших авторов, рассказываем про все текущие новости проекта и делимся контентом, собранным специально для них. Мы понимаем, что часто коллекционеры находят художников через галерею и потом продолжают покупать работы у авторов напрямую. Мы не можем контролировать такие истории, но стараемся показать и донести (как для художников, так и для коллекционеров), что приобретение работ через галереи является поддержкой не только художников, но также и проектов, а значит помогает развитию всей экосистемы.

Об идеальных отношениях художника и коллекционера

Когда происходит взаимный интерес и выстраивается дружеская коммуникация. Художнику должна быть близка по духу коллекция и авторы, которые уже представлены в ней, от этого появляется желание представить коллекционеру лучшие работы. Коллекционер должен работать над развитием своей коллекции и постепенно заслуживать доверие художника своей включенностью и заинтересованностью.

Как укрепить отношения

Многие молодые европейские художники делают имейл рассылку по своим коллекционерам. Это позволяет держать в курсе новостей, приглашать на ярмарки и выставки, где художник принимает участие. Для коллекционера это является хорошим напоминанием о том, что автор является активным участником рынка, а значит, востребованность и цены на него растут.

Сергей Лимонов

коллекционер, сооснователь фонда Limonov Art Foundation

Если художник сотрудничает с галереей на основе контракта, то коллекционер должен покупать через его галерею. Галерея в таком случае мотивирована продвигать данного художника и дальше. Узнаваемость и стоимость работ художника растет. Он может рисковать и создавать дорогостоящие знаковые проекты. Выигрывают все.

⁠Скидки прошу в зависимости от размера сделки. Обеим сторонам сделки цена должна быть комфортной. В противном случае коллекционер не сможет купить хорошую работу только из-за спортивного желания торговаться, а галерист перестанет предлагать ему шедевры. В случае, если цена работы очень высока, я даже не вступаю в переговоры. Иначе это заставляет галериста тратить свое время на безнадежную сделку, и отношения будут портиться.

Нельзя вмешиваться в творческий замысел художника. Если вы заказываете работу под определенный сюжет или интерьер, то нужно быть максимально деликатным, отдавая на откуп художнику свободу финального выбора.

Мне кажется, является алчностью повторный заказ одной и той же работы у художника. Коллекционеры, упустившие шедевр, пытаются наверстать потерю подобным тиражированием. Лучший способ двигаться вперед — искать новые шедевры и имена.

Антон Козлов

коллекционер, патрон Музея «Гараж», автор YouTube-канала «Пока все дома у Антона»

Сложно недооценить, хотя кто-то все время пытается, важность галерей в поле современного искусства. Да, я — фанат мастерских художников, но хорошему искусству требуются чистые белые стены, внимательный подход куратора, ресурсы и пассионарность галериста. Поэтому первое правило: не принижать значимость коммерческих пространств и их владельцев.

Второе касается торга: торгуйся только тогда, когда это уместно. Иначе потом потратишь в разы больше, выправляя репутацию. Еще про деньги: представляйте себя на месте художника. Сразу перестанете платить в рассрочку и обижать ценами.

Третье правило — слушать. Я коллекционирую искусство пять лет и огромное количество информации почерпнул из диалогов с художниками. В самом начале пути мою оптику и критический ракурс настроили именно они. И в целом, меня, коллекционера, сформировали художники. Большое им за это спасибо.

Александр и Анна Емельяновы

коллекционеры

Наш главной принцип коммуникации — оставаться собой. Неважно, кто находится по другую сторону: галерея или художник.

Стараемся быть расслабленными. Покупка искусства должна приносить удовольствие, а не стресс. Мы начинали коллекционировать без значительных вложений, только с огромным желанием и страстью. В детстве у вас наверняка была своя коллекция (наклейки, плакаты, вкладыши) — просто вспомните, как это приятно.

Мы всегда открыты общению, значительная часть нашей коллекции — работы наших друзей и хороших знакомых.

Не гонимся за трендами и полагаемся на собственное чутье. Мы заранее принимаем тот факт, что кому-то может не понравиться наша коллекция или наш выбор. Главное, чтобы он нравился нам.

Наталия Грабарь

коллекционер, основательница Grabar Gallery

Выбрав работу, я всегда в первую очередь иду к галеристу — если у художника есть эксклюзив с галереей. Даже если мы хорошо с художником знакомы, покупаю только через галерею.

За хорошими работами быстро выстраивается очередь. Поэтому коллекционеру очень важно заранее налаживать теплые отношения с галеристами. И поскольку я разбираюсь в ценах на искусство, скидку просить не приходится.

Если я вижу талантливого молодого художника, как правило, я покупаю у него хотя бы что-то небольшое, чтобы его поддержать. У меня есть список симпатичных мне молодых авторов, и я по очереди приобретаю их работы. Но это обязательно должно быть нечто такое, что сразу отзывается.

Анна Брынцалова

коллекционер, директор галереи Set Projects (ex Shaltai Editions)

Несмотря на то, что я работаю в сфере искусства, склад ума у меня, скорее, «бизнесовый». И, если честно, у меня есть дурацкая привычка торговаться. Например, когда мне нужно оформить сразу много работ на стенд для ярмарки, я обращаюсь сразу в несколько багетных мастерских — указываю размеры и особенности работ, и прошу посчитать, сколько будет стоить все оформление. В итоге выбираю предложение, которое кажется мне наиболее подходящим или же немного торгуюсь.

Вынуждена признаться, что иногда я торгуюсь, покупая работы в свою коллекцию или же для других коллекционеров. Делаю я это всегда в разумных рамках, 5-10%, особенно если плачу наличными. Думаю, порой это уместно. С художниками я стараюсь не торговаться, потому что они свой труд уже оценили, а ставить его под вопрос неловко.

Спецпроект: как общаться?

Иллюстрации: Сергей Тиснек

04 October, 2024