Коллекция Сергея Лимонова

Коллекционеры

Автор: Анастасия Лобачёва

Фото: Лера Смирнова

07 September, 2022

Поговорили с еще одним героем выставки «Вещи»Сергеем Лимоновым, который является одним из крупных коллекционеров современного искусства в России. В его коллекции больше 400 предметов искусства, которые то и дело можно увидеть на выставках в галереях и крупных музеях.
Побывали в ресторане Recolte, где находится часть его собрания, и пообщались о том, как с помощью искусства в общественных местах развивать вкус людей, почему коллекционирование напоминает предпринимательство и добавляет азарта в жизнь.

ХОЧУ НАЧАТЬ С ВОПРОСА О КАРТИНЕ, КОТОРУЮ ВЫ КУПИЛИ ПЕРВОЙ. ПРОЧИТАЛА, ЧТО ВАША КОЛЛЕКЦИЯ НАЧАЛАСЬ С ДОСТАТОЧНО ПСИХОДЕЛИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ИЖЕВСКОГО АВТОРА, КАЖЕТСЯ, «ГРИБЫ ИДУТ ПО ГРИБЫ». ВАС В НЕЙ ЧТО-ТО ЗАЦЕПИЛО ИЛИ ЖЕ ЭТО БЫЛО ЖЕЛАНИЕ ПОДДЕРЖАТЬ ХУДОЖНИКА?

Изначально была мысль поддержать художника, тем более стоила картина недорого. Сыграл и тот фактор, что художник — мой соотечественник. И третья причина — картина сама по себе. Она действительно психоделическая, с юмором и одновременно милая. Похожа на иллюстрации к детским книгам. А также необычная: это не пейзаж, не натюрморт, не портрет. В ней есть элемент сюрреализма и примитивизма.

А ДО ЭТОГО ИСКУССТВО В ВАШЕЙ ЖИЗНИ БЫЛО? ГОТОВИЛИСЬ ЛИ К ТОМУ, ЧТОБЫ НАЧАТЬ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАТЬ?

Я знал, что буду коллекционировать, и тяга к искусству у меня была с детства. Это был просто вопрос времени, когда я начну. Может быть, генетика, может быть, общая тяга к культуре, ведь я много читал. К такому искусству, как живопись, я тянулся подсознательно и ожидал, что рано или поздно буду коллекционировать.

У ВАС В СЕМЬЕ КТО-ТО ТОЖЕ СОБИРАЛ ИСКУССТВО?

Нет, отец был художником. Но это был распад Советского Союза и 90-е годы, поэтому я не видел, чтобы он рисовал для души. Отец занимался делами и зарабатыванием денег. Были какие-то моменты, связанные с искусством, но это нельзя оценить как полноценное влияние для становления вкуса или понимания того, что я буду коллекционировать. Нет, этого было недостаточно. Поэтому считаю, что это скрытая генетика.

ПОЧЕМУ ВЫБОР ПАЛ ИМЕННО НА СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО? КАЖЕТСЯ, БУДТО КАКИХ-ТО УСТОЯВШИХСЯ АВТОРОВ БЫЛО ПРОЩЕ ПОКУПАТЬ.

Может быть, наоборот, современное искусство гораздо проще покупать, потому что оно более актуальное, драйвовое, понятное, оно находится вокруг тебя. Плюс я сторонник смелых новаторских движений в жизни: переезд в другой город или страну или, например, риск принятия решений от инвестиций. В области искусств современный экспериментальный театр, современная литература и современное искусство близки друг к другу и к риску. Высокие, мощные энергии сосредоточены в современном искусстве. И они здорово выигрывают у традиционных форм.

Картина Влада Кулькова

Работа Артема Филатова

ИНТЕРЕСНО ТОГДА СПРОСИТЬ ПРО NFT. ИНТЕРЕСУЕТЕСЬ ЛИ ЭТИМ?

Думаю, художники просто пытаются на этом заработать. Коллекционеров мало, покупок мало, однако такая ситуация была всегда. В том числе и на Западе художники никогда не жировали. Часто их карьера выстраивалась к годам пятидесяти-шестидесяти, ко многим признание приходило после смерти. Один из десяти художников живет на продажи своего искусства. Девять из десяти должны подрабатывать. Поэтому то, что художники идут в NFT, не означает, что они почувствовали прелесть выражения новых форм. Это просто попытка заработка.

Что касается покупателей и коллекционеров, то, думаю, профессиональные коллекционеры в NFT — это сотая процента от общего количества покупателей. Туда идут криптовалютчики, криптоспекулянты или люди, которые накопили деньги и хотят их вложить. А также люди нового поколения, которые мыслят себя как гик-фрики и не рассматривают себя в рамках классического офлайн-рынка и офлайн-мира: все с собой в чемоданчике, могут переехать в разные локации, им неудобно таскать с собой картины, они мыслят другой экономикой. Ну и цифровой мир им ближе. Но реальные ли они ценители искусства, понимают ли что-то в нем? Тем не менее это интересная сфера. Думаю, какие-то любопытные коллекции там возникли. Но пока это скорее финансовый хайп, чем хайп искусства. К слову, цифровое искусство было всегда. Необязательно его переводить в NFT.

А ВЫ ПОКУПАЕТЕ ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО?

Пока нет, только видеоарт. Я, кстати, хотел бы. Цифровое в чистом виде — пока нет.

У ВАС МНОГО БОЛЬШИХ ИНСТАЛЛЯЦИЙ И ОБЪЕКТОВ И В ЦЕЛОМ, КАК Я ПОНЯЛА, ОКОЛО 400 ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА. ГДЕ ИХ ХРАНИТЕ?

Коллекционер должен рано или поздно озаботиться о хранении. Но дело не в количестве, а в качестве. Иногда люди исчисляют свои коллекции тысячами, но спроси их поглубже — начнут говорить о том, что гордятся четвертью. Для хранения должен быть склад, потому что в офисе или дома такое количество не разместить, особенно инсталляции.

НО ДОМА У ВАС ВИСИТ ИСКУССТВО?

Да, небольшие работы, иногда меняю их. Я как сапожник без сапог. Мне хочется что-то более масштабное, красивое в архитектурном смысле, на больших стенах и с высокими потолками. Но пока это только мечты.

А ЕЩЁ ЧАСТЬ КОЛЛЕКЦИИ ВИСИТ В ВАШИХ РЕСТОРАНАХ. КАК ПОСЕТИТЕЛИ РЕАГИРУЮТ НА СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО? КАЖЕТСЯ, ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ДАЖЕ МОМЕНТ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

Я повесил туда работы с просветительской точки зрения: хотелось показать, что современное искусство — высококачественное, минималистское — в крутом интерьере смотрится и дополняет его. Чтобы у людей возникало ощущение, что можно жить с современным искусством. Необязательно покупать классическую живопись Шишкина, Левитана, Сурикова либо их подражателей в золотых рамах. Чтобы при подборе искусства домой люди могли вспомнить, что в таком-то ресторане висит классная живопись, и по этому подобию купить что-то домой. Вот какой должен был быть мотивационный посыл.

Понятно, что на 10 тысяч посетителей таких будет два-три человека. Но это уже хорошо, потому что каждый из них может купить не одну работу. Даже такие единичные покупки — весомая поддержка на нашем рынке. И второй момент: даже если люди не интересуются конкретным художником или работой, которая висит в ресторане, они подсознательно прокачивают вкус.

КАК РАЗ НА ВЫСТАВКЕ «ВЕЩИ» ФИГУРА КОЛЛЕКЦИОНЕРА ПОДРОБНО РАССМАТРИВАЕТСЯ. КАК КОЛЛЕКЦИОНЕР ВЛИЯЕТ НА АРТ-СРЕДУ И ЧТО МЕНЯЕТ?

Есть такой коллекционер — Пьер Кристиан Броше. Он ставит коллекционера на первое место в иерархии важных для художника и для искусства людей. То есть после художника идут музейщики, галеристы, дилеры, искусствоведы, критики и так далее. По его мнению, только коллекционер даёт право на жизнь искусству. Пока не могу с этим стопроцентно согласиться.

Мне кажется, галеристы сильно рискуют, когда убыточно много лет занимаются художниками и бьются с рынком и вкусами общества, продавливая высокое искусство. Примеров в истории масса: импрессионисты, постимпрессионисты, фовисты, абстрактные экспрессионисты… Галеристы сильно рисковали в борьбе за них. Являются ли галеристы важными участниками этого процесса? Мне кажется, да.

Так же музейщики: часто они определяют судьбу произведения, легитимизируют его, включая в постоянную экспозицию.

Коллекционер коллекционеру рознь. Есть коллекционеры, которые собирают плохое искусство, есть те, кто собирает смешанное, а кто-то собирает хорошее искусство. Они важны, но я бы не убирал с первого места галеристов.

Наверное, критики и искусствоведы потеряли то влияние и авторитет, которое было у них в XIX — первой половине XX века. Сейчас коллекционер может напрямую разговаривать с художниками и сам интерпретировать смыслы. Может быть, это плохо, потому что многие начинают думать, будто сами способны все понять, и не слушают профессионалов.

Картина Влада Кулькова

А КАК ВЫ ОБЫЧНО РЕШАЕТЕ, КОГО БУДЕТЕ ПОКУПАТЬ? ЭТО ПРОИСХОДИТ ИМПУЛЬСИВНО ИЛИ ЕСТЬ ПЛАН?

Это сочетание того и другого. В начале своего пути я писал планы и списки. Оказывалось, что нужно быть более гибким, потому что вкус и кругозор развивается, часть художников уже не нужно включать в коллекцию, а часть, которые были за рамками этого плана, наоборот, брать в первую очередь. Поэтому в коллекционировании важен фокус, но одновременно должна быть и гибкость, спонтанность и удовольствие от случайного приобретения.

Жесткое планирование подойдет для коллекционирования старого искусства, которое описано искусствоведами в каталогах и есть в музейных экспозициях. В этом поле можно понять, какие художники важные, что нужно покупать, какие линии в коллекции выстраивать. Когда ты занимаешься искусством ныне живущих авторов, то часто непонятно, кто останется в истории, находится ли художник на пике своего творчества либо только в начале. Но от этого много азарта!

Так что не занимаюсь жестким планированием. На этот год я составил список художников. Но часть все равно оставил на принятие гибких и неожиданных решений.

ВЫ СКАЗАЛИ, ЧТО ВНАЧАЛЕ У ВАС БЫЛИ ТЕМЫ, КОТОРЫХ ВЫ ПРИДЕРЖИВАЛИСЬ. ЕСТЬ ЛИ ТЕНДЕНЦИЯ — ТО, ЧТО ОСОБЕННО НРАВИТСЯ, ЧЕМУ ОТДАЕТЕ ПРЕДПОЧТЕНИЕ?

Я стартовал с живописи и уже потом открывал для себя разные медиа. Графику — благодаря Саше Гарт, потом фотографию, позже полюбил инсталляцию. Сейчас стал покупать видео. То есть разные медиа раскрывают свою красоту в разное время. Но для этого нужно воспитывать свой вкус и расширять кругозор.

В моей коллекции были темы войны и антивоенные объекты, тема детства, урбанистика, индастриал… Но спустя время стало понятно, что на тему антивоенных высказываний работает мало художников и так коллекцию не составить.

Существует много работ пограничного состояния либо совершенно с другими высказываниями и смыслами, и в них кроется столько глубины и красоты, что проходить мимо этого — все равно что мимо пещеры с сокровищами Али-Бабы.

Поэтому не могу сказать, какая тема в моей коллекции. В целом фокус на разнообразное искусство, актуальное и от ныне живущих авторов. Недавно возникло желание купить несколько работ абстрактного характера старых советских художников и попытаться связать то время с текущим. Мне будет приятно ощущать, что современные авторы выросли из таких традиций, что связь времен существует, что нет революций, которые обрушивают полностью старое искусство, и вдруг ни с того ни с сего возникает новое. Все равно кто-то на чем-то основывается.

А ВЫ ПОКУПАЕТЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ХУДОЖНИКОВ, ИЛИ КОЛЛЕКЦИЯ СОСТОИТ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ИЗ РОССИЙСКИХ?

Только российских. Хотел покупать отдельные произведения зарубежных авторов и встраивать в коллекцию. Это усиливало бы и российское участие, а также давало бы мне и, может быть, другим представление о том, что есть на Западе. Но пандемия и спецоперация изменили эти планы. К тому же в текущих реалиях лучше поддержать российских художников, чем европейских, американских или азиатских.

Работа Влада Кулькова

НЕДАВНО У НАС В ЖУРНАЛЕ БЫЛО ИНТЕРВЬЮ С МОЛОДЫМИ КОЛЛЕКЦИОНЕРАМИ ЕМЕЛЬЯНОВЫМИ, И ОНИ РАССКАЗЫВАЛИ, ЧТО У КОЛЛЕКЦИОНЕРА, ПОМИМО ЕГО СОБРАНИЯ, ЕСТЬ ТАКОЙ ЖЕ СПИСОК УПУЩЕНИЙ И СОЖАЛЕНИЙ. У ВАС ТАК ЖЕ?

Думаю, в мыслях такой список есть. Иногда, раз в полгода, вспоминаю пять-десять работ, которые бы хотел купить, но упустил. Либо отложил и не принял решение вовремя. Но локти не кусаю и понимаю, что те же деньги отдал другим художникам за не менее хорошие работы. Ну и это заставляет более азартно относиться к следующим приобретениям, детальнее рассматривать работу, чувствовать ее более объемно, понимать: существует вероятность, что ты либо не распознал шедевр, либо тормозишь в принятии решения. Все эти потери и маленькие провалы способствуют улучшению метода коллекционирования, но это не неизлечимые раны.

Все-таки мы не занимаемся покупками старого искусства, которого действительно с каждым годом становится всё меньше или оно перетекает в музеи. Я занимаюсь современным искусством и понимаю: если в этом году не удалось приобрести работы конкретного художника, в следующем году может быть создано что-то сильнее.

ЕСТЬ ЛИ У ВАС ВИДЕНИЕ БУДУЩЕГО СВОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ? ХОТЕЛИ БЫ СОЗДАТЬ ЦЕНТР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ИЛИ АРХИВ?

Такие мысли есть у всех коллекционеров. Хочется построить красивое здание, наполнить его искусством, сделать открытым посещение, наслаждаться, экспонировать, а не содержать всё на складе.

ЕСТЬ ЛИ АВТОР МЕЧТЫ, КОГО БЫ ХОТЕЛИ ПРИОБРЕСТИ В СКОРОМ ВРЕМЕНИ?

Таких художников несколько.

А МОЖЕТЕ ПОДЕЛИТЬСЯ, КТО ЭТО? ЕСЛИ, КОНЕЧНО, ВЫ ГОТОВЫ ОЗВУЧИТЬ ИМЕНА.

Это спорный момент. В коллекционировании, к сожалению, есть сочетание публичности и закрытости. Напоминает предпринимательскую деятельность. То есть ты, как коллекционер, должен быть инициативным, предприимчивым, проактивным, нужно все время искать, не бояться ошибок, может быть, даже торговаться… Должен быть системный подход, как в бизнесе.

Но вместе с тем у предпринимательства есть и закрытая часть: никто не говорит, по каким ценам заключены контракты, какова себестоимость продукции, издержки и проблемы. То же самое у коллекционеров. Называть публично художников, которых я бы хотел купить, нельзя, потому что придет другой коллекционер и что-то приобретет быстрее. Но есть и публичность: коллекции выкладываются на сайтах, работы отдаются в музеи с подписью «из частной коллекции такого-то». С помощью открытой информации можно поддерживать художников, привлекать внимание других коллекционеров, музейщиков и галеристов. Ведь один в поле не воин: ты не сможешь поддерживать всех художников ежемесячно или ежегодно и поддерживать их финансово.

В общем, отмечу «Север-7» в качестве художников, которых продолжаю поддерживать. У них нет кризиса в творчестве, они по-прежнему сильны и развиваются.

Картина Ивана Новикова

С ЧЕГО НУЖНО НАЧАТЬ СВОЮ КОЛЛЕКЦИЮ? НУЖНО ЛИ ГОТОВИТЬСЯ К ЭТОМУ И СНАЧАЛА ИЗУЧИТЬ АРТ-СРЕДУ?

Все зависит от бюджета и от наличия консультантов рядом. Бывало, что консультанты составляли коллекцию и она изначально была очень хорошей. Но это редчайшая удача. И я бы не стал доверять полностью, нужно всё равно самостоятельно разбираться в предмете.

Лучше одновременно начать коллекционировать и изучать: читать, слушать, ходить на выставки. Чтобы не было больших финансовых потерь, надо приобретать бюджетные вещи — графику, фотографию, принты. Спустя полгода-год возникнет ощущение, что вкус улучшился, и, может быть, первые покупки уже окажутся несоответствующими вашему уровню.

Неизвестно, с какого круга художников начнет стартовать коллекционер. Может быть, это будет суперконсервативная, никому не известная живопись, и она никогда не будет ни в цене, ни в эстетическом или интеллектуальном плане цениться. А человек уже много потратит.

Второй момент: нельзя покупать только ограниченное количество художников, как бы ты их ни любил. Это ошибка молодых коллекционеров: они влюбляются в одного-двух авторов, начинают покупать десятками их работы. И потом оказывается, что автор на периферии искусства, не соответствует никаким актуальным вызовам или у него просто плохое мастерство. И что делать с этими десятками работ? Ведь они могут стоить дорого.

Поэтому, как ни странно, нужно себя сдерживать и постепенно влюбляться в искусство. Также следует помнить, что это мощная энергия, которая может заставить делать глупости, тратить больше, чем нужно, и не туда. А когда покупаешь бюджетные работы, ты тренируешься, как в покере: начинающие играют на спички, жетоны либо ставят по рублю. Но даже такие нематериальные ценности заставляют игрока чувствовать азарт и риск игры.

То же с коллекционированием. Как только потратишь 1000 рублей на графику, у тебя будет совершенно другое ощущение, чем если бы ты не потратил, а просто пришёл на выставку и посмотрел на эту работу.

ЧТО ЛИЧНО ВАМ ДАЕТ ИСКУССТВО? ИЗМЕНИЛАСЬ ЛИ ВАША ЖИЗНЬ, ПОМИМО ПОЯВЛЕНИЯ В НЕЙ АЗАРТА?

Да, это мощная страсть, и с ней трудно конкурировать другим видам деятельности. Прогулки, спорт, театр, концерты или чтение литературы уходит на второй план. Но тут нужно держать баланс.

Меняется круг общения. Мир становится уютным, не то чтобы карманным, но приятным в плане приключений, исследований, путешествий. Приезжая в новый город, идешь посмотреть конкретную выставку или музей, стараешься планировать путешествие по тому, когда откроется выставка твоего любимого художника. То есть возникает ощущение качества и вкуса жизни.

АБСОЛЮТНО СОГЛАСНА! ПОСЛЕДНИЙ ВОПРОС: ЧТО ЖДЕТ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В РОССИИ?

Мы все плохие прогнозисты, поэтому можно только попробовать ткнуть пальцем в небо. Я вижу тренд на смену вкусов людей: накапливается насмотренность, постепенно меняются поколения, и та приверженность классике и неоклассике в области дизайна, архитектуры, урбанистики сменяется более продвинутыми стилями — концептуализмом, хай-теком, эклектикой. В этой среде может существовать не только классическое, но и современное искусство. Поэтому так или иначе миллионы наших граждан, которые будут делать ремонты в квартирах или загородных домах, будут покупать современное искусство. Меньшая часть из них — хорошее искусство. Дизайнеры, которые в основном не понимают современного искусства, несмотря на свои продвинутые вкусы, только в последнее время начинают работать с актуальными художниками и арт-средой.

Тем не менее этот тренд усиливается. Невозможно десятилетиями строить панельки и хрущёвки. Рано или поздно эта парадигма сменится. И то же самое в искусстве. Поэтому, даже несмотря на все пандемии, экономический кризис, спецоперации и санкции, рынок может в финансовом смысле проседать, но сам интерес будет усиливаться. У нас мощный дисбаланс между уровнем потребления и уровнем интереса к культуре и современному искусству. Это будет выравниваться, и мы увидим быстрый рост интереса к художникам, будут появляться новые галереи и арт-пространства.

НАДЕЮСЬ, ТАК И БУДЕТ. ПОЗИТИВНЫЙ ПРОГНОЗ!

Невозможно жить в бараках, ходить в одной и той же одежде и считать, что мир ограничен рамками квартиры. Человека не остановить, его желание и стремление к красоте и развитию — понятный и общемировой тренд, который затронет современное искусство в России. Как бы мы от этого ни отгораживались.

Коллекционеры

Автор: Анастасия Лобачёва

Фото: Лера Смирнова

07 September, 2022