Коллекция Саши и Ани Емельяновых

Коллекционеры

Автор: Анастасия Лобачева

Фотографии : Варвара Топленникова

31 May, 2022

Продолжаем рассказывать о коллекциях современного искусства. Новые герои рубрики — семья Емельяновых. Саша и Аня называют свою коллекцию «небольшой», но в ней уже есть несколько громких и заметных имен.
Как начать покупать искусство с нулевым бюджетом, зачем коллекционеры заводят Инстаграм, и какой видят свою коллекцию через 50 лет.

Керамический ягуар — группировка ЗИП

Анна Самойлова

РАССКАЖИТЕ, КАК ВЫ НАЧАЛИ СОБИРАТЬ КОЛЛЕКЦИЮ?

АНЯ: Первые покупки начались в 2017 году, когда Саша подарил мне шелкографию ZUKCLUB по мотивам «Танца» Анри Матисса на Новый год. Но именно коллекция начала складываться во время карантина, когда мы начали покупать работы из мастерской «Тихая». До этого это были просто разрозненные и неосмысленные покупки.

С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ЭТА СТРАСТЬ К ПОКУПКЕ И КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЮ ИСКУССТВА?

САША: С самого детства я коллекционировал все подряд, поэтому у меня есть предрасположенность к собирательству. В какой-то момент я понял, мне нравится культура и искусство, которое делается у нас в стране. Наверное, любовь ко всему этому заложилась, когда еще работало интернет-издание Look at me: я осознал, насколько у нас большая страна и сколько всего разного существует.
Сначала я увлекся музыкой: собирал аудиокассеты, изучал, читал. Позже мне попался номер «Афиши», кажется, 2014 года. Название было — «В поисках русской души». Не знаю, почему «русской», ведь номер охватывал всю нашу страну. В номере была статья про ребят из мастерской «Тихая» в Нижнем Новгороде. Тогда я понял, что это очень круто, мне захотелось что-то у них приобрести, но я не думал, что это вообще возможно. Из-за этого я упустил первые бюджетные работы Филатова, которые стоили тогда до трех тысяч. Сейчас эти шелкографии стоят тысяч 30-50.
К мысли о том, что искусство можно покупать, я пришел, когда случайно наткнулся на какую-то группу в социальной сети «В контакте», где выставлялись работы. Позже я приобрел первую работу, это и был подарок Ане, шелкография по мотивам Матисса. Я купил ее на новогоднем принт-маркете «Вкус бумаги» в конце 2016 году. Тогда сам Сергей Овсейкин из группы «ZUKCLUB» объяснял мне, что у работ есть номера: кто-то коллекционирует первые, а кто-то — последние, предлагал выбрать самую красивую. Я помню, что также рассматривал вариант раскрашенной шелкографии, но ее забрал кто-то из Sample раньше меня.

АНЯ: И это нам урок: если сильно нравится — надо сразу брать!

САША: На самом деле, мы таким образом много работ упускаем, потому что обычно слишком долго думаем. Кажется, что бюджет поджимает, и в итоге ц упускаешь, а потом сильно жалеешь. Обычно покупки происходят спонтанно: если подходит под наш бюджет — сразу покупаем. А уже потом что-то ищем и находим то, что могли бы купить планово, но на такие покупки уже найти бюджет тяжелее, потому что совершили спонтанные!

  • малышки 18:22, Анна Самойлова, на полке ниже — Валерий Чтак
    малышки 18:22, Анна Самойлова, на полке ниже — Валерий Чтак
  • Маяна Насыбуллова
    Маяна Насыбуллова

Маша Сомик, группировка ЗИП

А КАК ИЗМЕНИЛАСЬ ВАША ЖИЗНЬ, КОГДА В НЕЙ ПОЯВИЛОСЬ ИСКУССТВО?

АНЯ: У нас полностью поменялось окружение. Появилось намного больше замечательных друзей и знакомых. Начал преображаться дом. К тому же, когда начинаешь что-то собирать, это очень индивидуализирует: коллекция становится отражением тебя.

САША: Да, я соглашусь. Индивидуализируется твой дом, появляются новые люди в окружении, новое общение, события. Это как-то очень здорово встраивается в жизнь и меняет ее. Например, поездки в другие города становятся связанными с искусством и художниками.

АНЯ: Кстати, постоянно появляются новые идеи! Например, как украсить дом или что делать с коллекцией дальше. На самом деле, эти изменения, мне кажется, начались не так давно, в 2021 году.

САША: Они начались с поездкой в Краснодар в 2020 году на аукцион «Мост». Мы очень круто туда съездили, потому что почувствовали все эти изменения. Посетить «Типографию» нас подтолкнула Наташа Коренченко из студии «Тихая» в Нижнем Новгороде, и там мы уже познакомились лично. В тот вечер у нас была экскурсия по Краснодару, мы познакомились с разными художниками, в том числе и с группировкой ЗИП. Все это здорово повлияло на нас: позже мы стали чаще ходить в студии и знакомиться с художниками. Мне кажется, также нашу коллекцию изменило то, что мы начали ее выкладывать в Инстаграм. Неожиданно для нас, мы получили кучу откликов, одобрения и обросли знакомствами. Также страница существует для нас как некий архив, по которому мы понимаем, что у нас уже есть. Просто у нас большая часть работ, около 60-70 штук, лежит неоформленной в шкафу.

АНЯ: Да, аккаунт в Инстаграме очень удивил, потому что обычно такие неживые страницы не пользуются популярностью. А у нас был прям поток подписчиков. Их не сильно много, но они качественные. Очень приятно, когда заходят художники, директора институций и лайкают!

КАК ВЫ РЕШИЛИ СДЕЛАТЬ СТРАНИЦУ СВОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ В ИНСТАГРАМЕ?

САША: На создание страницы вдохновила коллекция Рустама и Наташи Коренченко. Затем увидел у них в подписках страницу с коллекцией Антона Белова. И, хотя на тот момент у нас было выложено 5-6 работ, он также начал нас лайкать, и мы почувствовали некое приятное одобрение!

ТОГДА НА ТОМ АУКЦИОНЕ В КРАСНОДАРЕ ВЫ ПРИОБРЕЛИ ЧТО-ТО?

САША: На самом аукционе мы ничего не приобрели, но перед ним зашли в галерею Redgift и купили прыгающего керамического ягуара группировки ЗИП.

АНЯ: Мы вообще не планировали тогда ничего покупать. Но уехать без него уже не могли.

малышки 18:22

Анна Самойлова

КАК ВЫ РЕШАЕТЕ МЕЖДУ СОБОЙ, ЧТО БУДЕТЕ ПОКУПАТЬ? СЛУЧАЮТСЯ ЛИ СПОРЫ?

АНЯ: Вкус плюс-минус одинаковый, но есть работы, которые больше нравятся мне, а есть те, что заходят больше Саше. Обычно мы все обсуждаем. Но, тем не менее, за покупку больше отвечает Саша, да и коллекция по большей части его детище. Обычно он находит какого-то художника, показывает его работы, предлагает что-то посмотреть и приобрести. Иногда кого-то нахожу я.

САША: Аня у нас контролирующий орган! Она решает кого брать.

АНЯ: У Саши просто на это больше наметан глаз, а я же покупаю по наитию.

САША: Да, я больше времени провожу на страницах художников, смотрю, что они выкладывают, слежу за предложениями по продажам, слежу за ценами и прикидываю веток развития художников.

АНЯ: Я не могу это все просчитывать и скорее опираюсь на свои внутренние ощущения — нравится или не нравится.

ЧИТАЛА ВАШУ СТАТЬЮ «ПОЧЕМУ ИСКУССТВО СТОЛЬКО СТОИТ» И УДИВИЛАСЬ СТОЛЬ ОБСТОЯТЕЛЬНОМУ ПОДХОДУ! ДЛЯ ВАС ЭТО ХОББИ?

АНЯ: Мне кажется, в этом есть доля азарта: ты смог урвать что-то до того, как оно выстрелило. К тому же, здорово обладать работой художника, которую ты приобрел на его раннем этапе, когда он не был так популярен. Как будто бы открываешь таким образом что-то новое всему миру.

САША: Если бы у нас было больше денег, я бы хотел подходить к этому основательнее. Моя мечта — частично выкупать архивы художников. Например, когда-то у Чтака я купил блокнот с набросками, и мне доставляет удовольствие видеть неокончательный вариант работ и понимать, что вот из этого наброска появилась эта шелкография, из этого — вот эта работа. В дальнейшем мне бы хотелось покупать работы художников большими лотами.

ЗАНИМАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ПЛАНИРОВАНИЕМ И ЗАКЛАДЫВАЕТЕ ЛИ КОНКРЕТНЫЙ БЮДЖЕТ НА ПОКУПКУ ИСКУССТВА?

САША: У нас нет никакого бюджета на месяц, это происходит очень спонтанно. Мы просто понимаем: если сейчас купим вот эту работу — у нас еще останутся средства, чтобы ни в чем себе не отказывать, а если другую — придется немножко затянуть пояса. У нас никогда не получается сформировать бюджет, потому что всегда есть что-то событийное.
Например, когда Чтак организовывал гаражную распродажу, я решил, что неизвестно, когда это случится вновь, поэтому надо брать побольше денег и идти покупать. Я набрал очень много графики, блокнот и одну большую картонку. Тогда я все эти покупки точно не планировал! Это был формат распродажи и о цене нужно было договариваться с сыном Чтака. Все это была как игра: выбираешь кальку, берешь еще блокнот, ставишь картонку рядом и начинаешь торговаться! А дальше — экспериментируешь: если уберу вот эту кальку, добавлю картонку и блокнот — такая цена, если еще такой блокнот, добавлю эту работу — другая. Так и договорились на отличную цену. Это получилось очень спонтанно: просто прикидываешь в голове, что-то убираешь, добавляешь. Мне интересен этот азарт, хотя я понимаю, что формат торговли за искусство не очень хорош. Но, если ситуация позволяет, то почему бы и нет.

  • Ксюша Ласточка
    Ксюша Ласточка
  • Сева Той
    Сева Той
  • Алексей Каллима, Кирилл Гатаван
    Алексей Каллима, Кирилл Гатаван

Фигурка ЛФЗ «Лыжник», скульптор Столбова Г.С., художник Лупанова Е.Н

ЕСТЬ АВТОРЫ, КОГО ВЫ МЕЧТАЕТЕ ПРИОБРЕСТИ? МОЖЕТ БЫТЬ, КТО-ТО ИЗ БОЛЬШИХ ИМЕН?

АНЯ: Пивоварова!

САША: Я бы хотел Мамышева-Монро.

АНЯ: Да, его я тоже хотела бы.

А ПОЧЕМУ ИМЕННО ИХ?

САША: Я люблю серию Мамышева-Монро «Сказки о потерянном времени». Однажды на авито я увидел одну из этих работ и очень жалел, что не взял. Сначала она стоила около 85 тысяч, потом в карантин упала до 55 тысяч. Но я засомневался из-за надписи с лицевой части «С днем рождения!». Мне показалось, что это не так круто. В итоге ее кто-то купил. А потом на Cosmoscow я увидел один в один такую же работу, и ее предлагали уже за 10 тысяч долларов, хотя на ней также были помарки и царапины.
Другая работа, которую мы упустили и потом жалели, это тарелочка, на которой была нарисована лягушка, а на чашке — корона. В объявлении было написано, что это работа Мамышева-Монро, но нам показалось это подозрительным. Во-первых, мы не нашли ничего похожего из его работ на эту, во-вторых, мы только начинали коллекционировать и нам показалось, что цена слишком смешная — 12 тысяч. Мы не купили ее, а потом наткнулись в Инстагарме у Таус Махачевой на фотографию, где она пьет из этой чашечки! Это было сильное упущение!

АНЯ: А я хотела бы работу Пивоварова, потому что это была первая выставка в «Гараже», на которую мы ходили вместе с Сашей.

А ЕСТЬ КОЛЛЕКЦИИ, КОТОРЫЕ ВАМ НРАВЯТСЯ?

АНЯ: Я бы, наверное, отметила коллекции Антона Белова, а также Рустама и Натальи Коренченко. Хотя во всех коллекциях обычно есть пара работ, которые я бы с удовольствием взяла себе.

САША: В этом и суть коллекционирования: всегда есть что-то, чего нет у тебя и не может быть, если это не тиражная или печатная работа. Когда собираешь марки или монеты, то, скорее всего, такие же будут еще у кого-нибудь, а в искусстве — все индивидуально. Так что, в любой коллекции, совпадающей с нашим вкусом, есть работы, которые очень нам нравятся.

АНЯ: Надеюсь, так кто-то говорит и про нашу коллекцию!

Ваня Волков

Анна Самойлова

КАКОЙ ВЫ ВИДИТЕ СВОЮ КОЛЛЕКЦИЮ ЧЕРЕЗ 50 ЛЕТ?

АНЯ: Хочется, чтобы она точно была!

САША: Мне бы хотелось, чтобы коллекция превратилась частично в архив современного искусства. Чтобы все было оформлено, может быть — отдельное помещение: папки с графикой, набросками, датами, именами всех авторов, добавлены интервью и статьи.

АНЯ: Да, мне бы очень хотелось, чтобы коллекционирование переросло во что-то большее, и это было не только для нас, но и для всей культуры. Возможно, чтобы это переросло в пространство для людей, мастерские для художников — в общем, мечты глобальные!

А ВЫ СОСРЕДОТОЧЕНЫ ТОЛЬКО НА РОССИЙСКОМ ИСКУССТВЕ?

САША: Да, так получается, что мы сосредоточены на российском современном искусстве, потому что живем здесь, и нам хочется развивать культуру на местах. Хочется поддерживать то, что не поддерживается страной и иметь возможность развивать и помогать. Возможно, мы своим примером сможем вдохновить кого-нибудь на приобретение искусства.

РАССКАЖИТЕ О ВАШЕЙ САМОЙ УДАЧНОЙ И О САМОЙ ДОРОГОЙ ПОКУПКЕ?

АНЯ: Здесь надо подумать, в каком смысле — самая удачная. Может быть, удачная, потому что выросла в цене. Или удачная, потому что вместе с этой покупкой мы приобрели хорошего друга в лице художника. Самая дорогая на момент покупки, думаю, работа группировки ЗИП.

САША: Да, самая удачная с точки зрения цены и качества — работа Зины Исуповой «Мусорник у подъезда», мы взяли ее на аукционе «Выручай». Тогда в Москве ввели коронавирусные ограничения и аукцион из офлайн превратился в онлайн. К тому же, его очень мало пропиарили, и мало людей о нем знало.
Когда мы дошли до него, это был уже второй день аукциона, и выяснилось, что в первый — Зину даже не продали, хотя стартовая цена за огромную работу была всего 30 тысяч. Это было странно, потому что у Зины уже тогда была выставка в «Гараже», а работа была из той же серии «Мусорники». Но ее никто не взял.
У нас получилось купить картину за 35 тысяч рублей, плюс мы сделали для нее хорошее оформление с музейным стеклом и рамой из дуба. В начале (здесь было слово, запрещенное законодательством РФ) такие работы Зины на Smart Art стоили около 80 тысяч, но вскоре она их оттуда забрала и вовсе прекратила сотрудничать с российскими институциями, которые не высказались против. Теперь в России ее работы вообще сложно приобрести. Я даже не уверен, остались ли какие-то ее работы в стране, потому что, как мне кажется, она уехала и забрала все с собой.
Вторая удачная работа в плане цены и дружбы — это работа Анны Самойловой. Мы увидели ее работы в Инстаграме и решили, что надо срочно брать, пока они не выросли в цене. Мы купили одну из первых работ с вышивкой на холсте. И потом Аня пригласила нас в гости. Мы до сих пор очень хорошо общаемся. Это была удачная сделка, потому что мы приобрели потом еще несколько работ, но самое главное — у нас теперь есть хороший друг!

АНЯ: Кстати, именно работы Ани и Зины моя мама ценит больше всего!

Зина Исупова

Koshkosh

ЕСТЬ ТАКАЯ ПОКУПКА, КОТОРУЮ ВЫ НЕ СДЕЛАЛИ, И ТЕПЕРЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО ОБ ЭТОМ ЖАЛЕЕТЕ?

Саша: Ох, сколько этих всяких упущений! Ну, во-первых, точно надо было купить Мамышева-Монро на авито. Во-вторых, надо было скупить все работы мастерской «Тихая», когда они выкладывали их на Яндекс.Дзен: работы были крутые, и по таким ценам они уже не продаются. Надо было закупиться Зиной Исуповой до того, как она уехала. В целом, у меня огромный список упущений. Если ты коллекционируешь, то у тебя всегда будет такой список. Коллекция может быть из ста работ, а упущений — под тысячу!
Вообще у нас есть список художников, кого бы мы хотели приобрести, но до него каждый раз не доходят руки, потому что бюджет заканчивается на спонтанных покупках.

АНЯ: Мне кажется, это и есть фишка нашей коллекции: мы покупаем по наитию, спонтанно то, что вот прям сразу заходит.

САША: Да, возможно, если бы у нас был бюджет больше, то получалось бы покупать и импульсивно, и из запланированного списка. С другой стороны, если будет больше денег, то и работы будешь покупать серьезнее по цене. Наверное, в этом и есть суть коллекционирования: бюджета никогда не хватает. К тому же дефицит средств заставляет выбирать, приходится отсеивать что-то. Кажется, что с большими деньгами коллекция может стать более скучной.

МНЕ КАЖЕТСЯ, НЕОГРАНИЧЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО СРЕДСТВ НА ПОКУПКУ УБИВАЕТ АЗАРТ. ТЫ УЖЕ НЕ СТРЕМИШЬСЯ СКОРЕЕ КУПИТЬ ХУДОЖНИКА, ПОТОМУ ЧТО СЕЙЧАС ЕГО РАБОТЫ ДЕШЕВЛЕ, ВЕДЬ И ЧЕРЕЗ 5 ЛЕТ СМОЖЕШЬ ЕГО СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ!

АНЯ: Да, к тому же, когда выбираешь кого-то и покупаешь в начале карьеры, приятно потом следить, как художник развивается и растет в цене. Понимаешь, что ты его когда-то выбрал не просто так.

Карина Садреева-Нуриева, Турбен

В шкафу — группировка ЗИП, рядом — Лавр Быстров, Турбен

КАКИЕ СОВЕТЫ ВЫ БЫ МОГЛИ ДАТЬ НАЧИНАЮЩИМ КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ?

АНЯ: Чтобы начать покупать искусство — нужно просто взять и начать. Не нужно бояться.

САША: Бюджет для начала коллекционирования может быть вообще нулевой, тебе нужно только желание. Можно, например, попросить друзей подарить работу на день рождения. Или у нас есть пример, как срезали глаза Кирилла Кто на улице. Было бы желание! И бюджет — это точно не та проблема, которая мешает коллекционированию.
Мне кажется, не у всех людей есть понимание о том, что это так доступно и легко.

АНЯ: Да, главный вопрос скорее — как потом остановиться?

САША: Я сейчас понимаю, что если бы сразу осознал, что можно покупать работы, например, Филатова, то сейчас бы моя коллекция была в разы лучше, больше и круче. Жалею, что тогда не было понимания, что это так легко. Еще, мне кажется, влияет недоступность галерей. Люди начинают покупать искусство тогда, когда натыкаются, например, на сайты, где есть четкая цена.

АНЯ: Это, кстати, работает не только для галерей, но и для всего маркетинга. «Цена по запросу, в Директ или на почту» — очень отталкивают. Или, еще хуже, когда тебе надо позвонить в галерею или прийти туда, чтобы купить работу. Чем проще устроен процесс, тем охотнее люди и покупают. Наверное, поэтому все и покупали постеры из ИКЕИ: пришел, выбрал и купил уже сразу в рамке.

А КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, РОССИЙСКИЕ ПЛОЩАДКИ СТРЕМЯТСЯ УПРОЩАТЬ ЭТОТ ПУТЬ ПОКУПКИ ИСКУССТВА?

АНЯ: Мне кажется, нет предела совершенству. Но, если сравнивать, например, с 2017 годом — конечно, есть большой прогресс.

САША: Да, в 2017 году, наверное, только SAMPLE был. И я помню, что заглядывал на их сайт, но до покупки все равно не доходили руки.

АНЯ: Да, я помню, что мы тогда много ходили по выставкам и смотрели.

САША: Кстати, еще, мне кажется, проще начать покупать искусство, когда видишь примеры других коллекционеров. Когда приходишь в музей и понимаешь: это все не огромная музейная коллекция, а работы из частных коллекций. Или когда видишь в Инстаграме такие примеры!

  • Кирилл Кто
    Кирилл Кто
  • Кирилл Кто
    Кирилл Кто
Коллекционеры

Автор: Анастасия Лобачева

Фотографии : Варвара Топленникова

31 May, 2022