Коллекция Татьяны Столяр
Может показаться: чтобы собирать искусство, нужно быть топ-мененджером в крупном банке. На самом деле все не так: графика, и особенно тиражные работы молодых художников, стоят как ужин на двоих в недорогом московском кафе. Хотим делиться с вами хорошими примерами наших сверстников, которым удалось собрать вдохновляющие нас коллекции. Первая в этом ряду — Татьяна Столяр, одна из трех соосновательниц канала «Антиглянец», в чью коллекцию многие художники уже давно мечтают попасть.
МАРИНА: Расскажи, с чего все началось — сколько лет ты уже коллекционируешь? Потому что я узнала о твоей коллекции, когда она уже была немаленькой.
ТАТЬЯНА: Я начала собирать коллекцию, на самом деле, очень спонтанно. Я работала в сфере культуры и всегда заглядывалась на искусство, но, честно, никогда не интересовалась у галеристов, сколько это стоит — думала, что запредельно дорого, и я себе такое позволить не могу. А потом, года три или четыре назад на Cosmoscow, я увидела стенд галереи Fragment Сережи Гущина, поздоровалась с галеристом и обратила внимание на гобелен Данини: ее знаменитую серию «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку». Моя коллега в Esquire как раз писала материал про этот гобелен, и вживую он мне понравился еще больше. Я еще немного выпила на открытии и решила спросить, сколько это стоит. Оказалось, что цена — как моя зарплата. Я подумала и решила, что могу шикануть и потратить ее на такое произведение искусства. Собственно, с этого все началось. Потом мы подружились с Гущиным, и теперь в моей коллекции пять работ галереи Fragment.
МАРИНА: Сделаю тебе комплимент: мало коллекционеров для меня показательны в том смысле, что я слежу за их приобретениями и подглядываю у них новые имена. Понятно, что мне интересно, что покупает Антон Белов и коллекционеры его статуса — но среди наших ровесников мне кроме тебя интересен выбор, наверное, всего пары еще коллекционеров. Расскажи, как ты находишь новые имена? Многих художников ты покупаешь еще до первой выставки.
ТАТЬЯНА: Да, ты меня похвалила знатно. Не могу сказать, что я сижу и ресерчу — это просто как часть моего лайфстайла. Что-то увижу у тебя в канале, что-то у других моих знакомых, прихожу на выставку и найду новое имя. Все происходит естественным путем. У меня нет цели открыть и найти, как у многих коллекционеров — я просто полагаюсь на свои инстинкты. И не очень гонюсь за инвестициями, хотя вот Данини подорожала с тех пор, как я стала ее покупать. Пока я покупаю на уровне нравится/не нравится.
МАРИНА: Но вместе с тем есть и алгоритм этого выбора. Я вот понимаю, какую работу тебе можно показать, и ты ее купишь. Какой вайб должен быть у художника, чтобы ты им заинтересовалась. Ты сама как-то для себя это объясняешь?
ТАТЬЯНА: Скажи сначала ты!
МАРИНА: Я думаю, что тебе интересны непривычные медиа: в твоей коллекции есть и керамика, и теннисные мячи, и гобелены. Думаю, классический пейзаж с подсолнухами с малым шансом оказался бы на твоей стене. Еще как будто ты ровно дышишь к эстетским штучкам и глянцевым работам, нарочито красивым и нежным. Я бы сказала, что ты любишь ироничные вещи про правду жизни, в такой raw стилистике.
ТАТЬЯНА: Да, мне нравится что-то ироничное, такое панкушное. У меня есть одна инсталляция, материалы которой собраны на помойке, это меня очень прикалывает.
МАРИНА: То есть ключевые слова будут, наверное: ирония, странные материалы и скорее грубоватость, чем перфекционизм в смысле решения. При этом как бы я не вижу, что тебе нравится какая-то школа или возраст, потому что Эмме Гонсалес совсем мало лет, Абих постарше, есть у тебя и взрослые ребята! Получается, что художники у тебя разные — и в смысле своей музейной карьеры тоже.
ТАТЬЯНА: Это правда. Мне также важно, чтобы я чувствовала отклик внутри, переплетение со своей жизнью. Чтобы было что-то узнаваемое в этих работах. Ну, например, почему у меня есть теннисная тематика? Потому что я обожаю теннис. То есть мне просто захотелось добавить такую тему, чтобы подчеркнуть, что вот в моей жизни тоже это есть. Плюс я сейчас заказываю работы художникам: у меня уже есть три работы, сделанные на заказ. Позже я хочу показать их на выставке.
МАРИНА: О, прикольно.
ТАТЬЯНА: Я работаю так: связываюсь с художником, который мне симпатичен и даю тему в очень широком понимании. А они уже эту тему раскрывают по-своему. Мне уже изготовили произведения Ира Бутковская, Артем Филатов и Леха Г, и я подобрала еще новых авторов.
МАРИНА: А ты себя мыслишь, как куратора, кстати?
ТАТЬЯНА: Если я вот этот проект сделаю, то, конечно, приобрету и эту роль. Сейчас пока я куратор не в полной мере. Пока коллекционер.
МАРИНА: Я тоже, так сложилось, начала собирать искусство, когда перестала быть журналистом, но у меня была такая причина: я без конца переезжала, чуть ли не восемь раз за два года, и просто не разрешала себе обзаводиться вещами. Квартиры были разные, в некоторых работы все время падали под прямой солнечный свет, что-то все время терялось при переезде. Как ты решаешь этот вопрос: коллекция не давит на тебя ответственностью?
ТАТЬЯНА: Сейчас мне повезло: я живу в такой квартире, где очень удобно обрастать коллекцией. Но место уже понемногу заканчивается. Например, я в следующий раз подумаю, покупать ли мне какую-то большую картину или нет. Вот сейчас я хочу скульптуру, у меня мало объектов.. То есть пространство тоже диктует свои правила.
МАРИНА: Спрашивать, сколько денег на искусство ты тратишь, как будто невежливо. Может быть, расскажешь просто о структуре трат — есть ли у тебя выделенная под это часть дохода? Копишь ли ты на будущие покупки? Готова ли занять деньги, чтобы купить картину?
ТАТЬЯНА: У меня есть определенная сумма в месяц, и я ее выделяю на покупку искусства. То есть вот в этом месяце я уже купила Абиха, поэтому больше ничего покупать в ближайшее время не буду. Но учитывая курс, покупать смогу меньше: раньше в эту сумму можно было вместить два предмета искусства в месяц, сейчас могу себе позволить только один.
МАРИНА: Если сумма измеряется Абихом, то она неплохая. Скажи, а ты в трудные времена помогаешь художникам? Предпринимаешь специальные усилия, чтобы кого-то поддержать? Например, твои художники тебе пишут, что наступили такие вот обстоятельства, не хочешь ли купить их работы.
ТАТЬЯНА: Нет, так не пишут. Но я не могу сказать, что с кем-то близко дружу: мы скорее рады друг друга видеть, когда пересекаемся. Зато могу сказать, что за последний месяц мне стали присылать работы в инстаграм незнакомые художники.
МАРИНА: Здорово. Рынку сейчас будет сложно.
ТАТЬЯНА: Да, сложно. Я считаю, что искусство выживет, и что его надо поддерживать. Поэтому сама не собираюсь прекращать свою закупочную деятельность.
МАРИНА: Кстати, а ты готова с чем-то из коллекции расстаться? Чтобы купить что-то другое, например.
ТАТЬЯНА: Вкусы меняются. Но глобально мне до сих пор нравится все, что я купила. И некоторые вещи, которые в коллекцию как будто бы не вписываются — я давно засматривалась на Exantres, но мне все говорили, что она для моей коллекции слишком нежная. Ну и что, значит ее выбрала нежная часть меня!
МАРИНА: Слушай, а ты своих друзей, кстати, и коллег в коллекционирование втягиваешь?
ТАТЬЯНА: Я вот втянула Юлю Пош. Она у Гущина работы три купила. Первую выбирала я: Юля рассталась с парнем и сидела дома расстроенная, не пришла даже к Сереже на открытие. И тут я увидела на выставке работу Даши Кузнецовой, красную и яростную. Я позвонила Юле и говорю: тебе срочно нужно ее купить. То есть да, потихоньку приобщаю коллег.
МАРИНА: Знаю, что ты покупаешь не только на ярмарках и в галереях, но и на аукционах. Ты вообще азартный человек?
ТАТЬЯНА: Супер азартный. Поэтому к аукционам я особо не подходила, зная свою страсть. Совсем недавно стала участвовать, и вот купила работу Абиха. Мне потом написала девушка, которая со мной бодалась за эту работу, что было прикольно поднимать все время ставки. Да, к игровым автоматам меня нельзя подпускать.
МАРИНА: И последний вопрос: мечтаешь о ком-то из условно больших имен — типа Кабакова, Булатова или Ротко?
ТАТЬЯНА: Очень хотела бы Кабакова, конечно.
МАРИНА: Его небольшие рисунки, кстати, регулярно появлялись на Vladey.
ТАТЬЯНА: Да, я приглядываюсь, тоже их видела. Буду смотреть дальше.