Коллекция Лены Окрух

Коллекционеры

Автор: Марина Анциперова

Фото: Дарина Белоногова

21 October, 2022

Поговорили с дизайнером и рукодельницей Леной Окрух и обсудили ее коллекцию искусства. Почему она собирает именно женское искусство, как оно помогает ей чувствовать себя дома спокойнее, и какие еще коллекции можно найти у Лены в квартире.

  • Аня Чил-Акопова, Маша Сомик
    Аня Чил-Акопова, Маша Сомик
  • Аня Самойлова
    Аня Самойлова
  • Ritul, Мария Санте
    Ritul, Мария Санте

Привет! Прости, что сейчас вокруг все в тряпочках — я шью лоскутное постельное белье.

Я ДУМАЛА, ЭТО ВСЕ УПАКОВКА ДЛЯ ТВОИХ УКРАШЕНИЙ.

Нет-нет, это продолжается апсайклинг в разных формах. Они у меня уже много лет копятся, и я все боялась разрешить себе сесть за машинку, потому что не умею шить, но очень хочется. Сейчас я учусь. На самом деле, ткани не так много, как кажется: сейчас в процессе, кажется, мне уже не хватает. Уходит быстрее, чем я думала.

ТЫ ЛЮБИШЬ ЖУРНАЛ «THE GENTLEWOMAN»? ТАМ ОДНАЖДЫ БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО ЭССЕ, КОТОРОЕ НАЗЫВАЕТСЯ «ИЗОБИЛИЕ» — ПРО ЖЕНЩИНУ, КОТОРАЯ В РЕСТОРАНЕ СЪЕЛА ОДНО БЛЮДО, ОНО БЫЛО КЛАССНЫМ, И ОНА ТУТ ЖЕ ЗАХОТЕЛА ТАКОЕ ЖЕ. КОГДА ОНА ПОКУПАЕТ ИДЕАЛЬНЫЕ ЖЕЛТЫЕ ШТАНЫ, ОНА ХОЧЕТ ЕЩЕ ТАКИЕ ЖЕ В ДРУГОМ ЦВЕТЕ. Я КАК ОНА: МНЕ СПОКОЙНО, КОГДА У МЕНЯ НЕСКОЛЬКО ЗУБНЫХ ПАСТ, НАПРИМЕР. ЕСЛИ Я ПОКУПАЮ КЛАССНУЮ ЧАШКУ, ТО ХОЧУ, ЧТОБЫ ИХ БЫЛО НЕСКОЛЬКО. МНЕ КАЖЕТСЯ, ЭТО И ЕСТЬ ГЕН КОЛЛЕКЦИОНЕРА. ЕСТЬ ЛИ ОН У ТЕБЯ?

Да, я думаю, у меня штуки 4 или 5 зубных паст: всех размеров и типов. В какой-то момент я поддалась на побег за минимализмом, и у меня был целый кризис потребительской активности. А потом поняла, что нифига не минималист, а максималист. В мире так много концепций, которые диктуют со всех сторон, и указывают, какими мы должны быть. И я долго не могла услышать, что надо мне. Но пока размышляла о своем потреблении, отказалась на два года от покупки вещей и ходила только в секонды. Тогда я и стала находить использованные ткани, которым можно дарить вторую жизнь.

КАКАЯ У ТЕБЯ САМАЯ СТРАННАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЕСТЬ?

Коллекция старинных икон и церковной утвари. Я выросла в православной среде, и эти предметы часть моего прошлого. В детстве мы реставрировали храм, и вот, например, сохранился старинный голубочек, почти разрушенный, который нужно было поменять на новый. Новый по форме не вызывал у меня внутри столько восхищения, как этот. Я видела, как люди не ценят этой красоты и хотят все сменить на новое. А мне казалось, что вековая пыль, трещины и стилизация передают мировоззрение совершенно другого человека. Я приезжала к родителям и говорила: «Я хочу вот это, это напоминает мне о том-то». Так и собиралась коллекция.

СКОЛЬКО У ТЕБЯ ИКОН?

У меня не только иконы, но и засохшие цветы, ленточки, которые остаются от посещения святых мест, даже еда. Это все у меня стоит в коробочках. Ты сказала, про ген коллекционера — он абстрактно выражается в этом.

А ПРЕДМЕТЫ ДИЗАЙНА, КОТОРЫЕ ТЫ СОБИРАЕШЬ, РАССМАТРИВАЕШЬ КАК КОЛЛЕКЦИЮ?

Да, я строила дом 5 лет, все объекты были в вишлисте, и я постепенно их покупала. Для меня это очень ценная коллекция: от светильников до всяких тумбочек.

ЭТО ВСЕ СКАНДИНАВСКИЙ СОВРЕМЕННЫЙ ДИЗАЙН?

Да. Я училась на архитекторе. Мне интересно следить за тем, как развивается код какого-либо архитектора, пусть он и начал в 70-х. Например, Луи Поульсен, у меня есть несколько его предметов, пусть и сделанных не им: от классических форм до современного переосмысления.

КОГДА ТЫ ВПЕРВЫЕ НАЧАЛА ПОКУПАТЬ ИСКУССТВО? ЭТО БЫЛА ОСОЗНАННАЯ МЫСЛЬ ИЛИ НЕТ?

Искусство для меня — это огромное чувство восхищения людьми, которые следуют своему пути. Все мои фибры обнимают этого человека, за то, что он такой, я его понимаю и его мнение важно. Я вообще не думала о коллекции, но все это начиналось с не очень хороших событий. Первое приобретение было связано с моей подругой Лилей, которая сейчас в Берлине. У нее умер муж, и мы собирали средства ей на обучение в Британке. Она выставила на продажу свои работы за донаты. Так я и купила первые две работы, просто чтобы ей помочь. Я всегда говорила: «Лиля, ты не иллюстратор, а художник». И чтобы преодолеть себя и начать продавать, ей нужно было, чтобы произошло что-то трагическое.

Потом у меня появились работы Тани Сафроновой. У нее муж беларус, и во время митингов он сломал ногу, у него не было русского паспорта… Она выставила работы точно так же: «Продаю и собираю деньги в тяжелое время». Так все и началось.

Раньше у меня в основном были шведские постеры. Я была очень увлечена скандинавским дизайном и не думала о покупке картин. В конце этой весны меня прорвало. Я пошла на подкаст к Ане Чил-Акоповой. У нее висела вышивка над рабочим столом. Оказывается, она дизайнер и делала свой проект, проживая личную историю через творчество, — у нее были вышки, аппликации. Мы закончили подкаст, и я обалдела от того, как она умеет слушать и как ей было интересно. Это был важный и неожиданный узелочек. Она сидит и говорит: «Я хочу подарить тебе какую-нибудь свою работу». Я ответила, что подкаста уже будет достаточно, потому что для меня это было терапевтическим действием — отпустила прошлое и сказала ему «спасибо». Мне даже ее работы некуда было ставить, все завешено. А после подкаста она сделала выставку — благодаря своим личным переживаниям в ней родилась художница. Там были вышивки с смсками. Это все меня очень вдохновило: младше меня на 9-10 лет, у нее другое позволение на творчество и самовыражение. И я решила купить у нее работу, а одну она все-таки подарила.

Между этим были покупки Ritul и Маши Сомик. Для меня очень важна Аня Самойлова. Она сделала выставку «Немолоко», я смотрела эти работы и влюбилась в нее. Тихонечко, на расстоянии, восхищалась, потом посмотрела интервью с Аней после выставки. У меня чуть не слезы лились от того, как я гордилась тем, что она сделала, хоть и не знала ее. Это преданность своему пути, уверенность в том, что ты заявляешь свою позиции и историю миру. Это очень сильно.

Потом она приходит ко мне — где-то увидела мои бусики. Я ей рассказала про это, мы очень сдружились, и она предложила подарить свою работу. И неожиданно присылает ту, что с символом женского плодородия. А у меня осталась фигурка в точности, как Аня изобразила. Это мне подарила мама моего бывшего мужа. Я только развелась, Аня этого не знает — мне самой трудно ответить на этот вопрос, что мне делать с этим, с детьми, с этой возможностью выносить ребенка? Потом Аня проводит свой перфоманс, где мы вышивали «Я люблю свою страну» на скатерти, и я поняла, что люди здесь оказались благодаря тому, что мы не можем в одиночку пережить ужас всего происходящего. Это нас очень сильно объединяет, несмотря на ужас всего контекста. После этого я не могла уснуть всю ночь: было столько важных переживаний. Мы мерили платья, разговаривали, делились, что у кого на душе. Тогда я поняла одну историю про феминность: пространство настолько огрубело, что не выдерживает нас в платьях. Казалось, что мир такой грубый и не выдерживает женственности, которую мы тоже в себе бесконечно задвигаем. Я в разводе, и тоже переживаю эту тему женского сейчас.

  • Таня Сафронова
    Таня Сафронова

И ТАК ТЫ ПОНЯЛА, ЧТО БУДЕШЬ СОБИРАТЬ РАБОТЫ ИМЕННО ХУДОЖНИЦ?

Это все произошло совершенно естественно. Я поняла, что вокруг меня много женщин-художниц, которых я люблю и могу поддержать. Сейчас чувствую себя дома, как в обережном кругу, возле работ женщин, которых я люблю. Мне здесь безопасно и хорошо. Я бы не смогла оказаться в этой точке, не пройдя много разных событий.

А ЕСЛИ ХУДОЖНИЦА НЕ ПОНРАВИТСЯ ТЕБЕ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ, ТЫ НЕ КУПИШЬ ЕЕ?

У меня все по отклику. Я читала Лидию Юкнавич, такая классная писательница, и запомнила ее фразу: «Я бы сказала, что искусство с тобой, вокруг тебя, я бы сказала, что когда кажется никого нет, есть искусство. Я бы сказала, ты можешь любить искусство так, как ты хочешь, чтоб тебя любили. И я бы сказала, что искусство — это спасательный круг для всех нас. Вы здесь, вы не одиноки, у вас нет ничего, что пугает вас, у вас нет ничего неприятного». Это очень передает мое отношение. Я даю право быть и выражаться и восхищаюсь, когда девчонки позволяют себе это и несмотря ни на что продолжают этот путь. Я думаю, что видно, когда человек передает свое искреннее переживание или надуманное. Ты просто по отклику узнаешь — это оно, что-то созвучное в тебе откликается.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ КАКИЕ-ТО РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ ПО ПОВОДУ ПРИОБРЕТЕНИЯ ИСКУССТВА? НАПРИМЕР, КАКАЯ-ТО СУММА, КОТОРУЮ ТЫ ВЫДЕЛЯЕШЬ РАЗ В 2 МЕСЯЦА ИЛИ ПЛАН, КОГДА КОГО ТЫ ХОЧЕШЬ КУПИТЬ?

На днях у меня были продажи. Я сейчас не делаю дропы и ничего не выставляю, а только в личных сообщениях на запросы. Я увидела у Маши Сомик цветочки и подумала: «О, у меня прошли продажи, я хочу, чтобы у Маши тоже были». Тем более, я эти цветочки давно хотела и купила. Это какой-то взаимообмен: у меня случилась прибыль, значит я тоже могу кому-то помочь. У меня совершенно нет планов. Так же как Мария Sainte. Я не знала, что она уезжает и поэтому распродает, у меня было просто желание купить эту работу. Я не буду спрашивать, почему она это делает, если делает — значит нужно проявить поддержку. Это совершенно не рациональный подход. Я сейчас думаю, что если через несколько лет оглянуться и буду как-то рационализировать, почему я делала такой выбор, как это все собиралось? Наверное, оно будет передавать и время, и мое состояние. Сейчас я просто в этом нахожусь и ничего не анализирую.

Я хочу рассказать про всю эту историю, что вокруг меня много девушек художниц. Они меня супер стимулировали, я набралась смелости и сделала серию своих постеров.
Когда у меня была депрессия, я вся ходила в черном. Психолог сказал, что мне нужно себя вытягивать. Я придумала себе такой челлендж, он назывался «мне нужен цвет». Я одевалась в цветное, пыталась рисовать цветное, начала сажать цветы. С тех пор у меня много цветов дома, и это не дает мне забывать о том, что за внутренним садом тоже нужно ухаживать. Если этого не делать, можно засушить и убить эти растения. И в связи с этим у меня родились постеры с цветами — это плоды пути и выбора себя.
До этого я не могла позволить себе выражать то, что я чувствую без привязки, кто что подумает и как это будет выглядеть. У меня художественное академическое образование, очень сложно разучиться структурно пропускать это через голову. А мне надо не правильно, а то, как я это вижу. И оно такое живое родилось только сейчас. Это все благодаря девочкам, которые мне тоже позволили это.

ЕСЛИ БЫ ТЕБЯ БЫЛО НЕОГРАНИЧЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО ДЕНЕГ, КОГО БЫ ТЫ КУПИЛА?

Недавно была в музее православной живописи Рублева. Я два часа там сидела. В некоторых работах не читаются православные каноны, а что-то переплетается с буддизмом. Я никогда такого не видела. И когда ты спросила, первое, о чем я подумала, та икона. Я бы купила очень обширную коллекцию икон.

Коллекционеры

Автор: Марина Анциперова

Фото: Дарина Белоногова

21 October, 2022