Коллекция Даши Сабельниковой

Коллекционеры

АВТОР: МАРИНА АНЦИПЕРОВА

ФОТОГРАФИИ: ВАРВАРА ТОПЛЕННИКОВА

14 April, 2022

Нам давно было интересно, что в коллекции у основательницы галереи betweenwindows Даши Сабельниковой — потому что мы хорошо знаем, что карьеры некоторых художников начинались именно с этой площадки. Даша была одним из первых их покупателей, и в этом случае служит отличным примером зоркого глаза, который приметил их в самом начале карьеры, пока они не стоили так дорого. Заглядываем в квартиру к Даше!

Анна Самойлова, Ахмат Биканов, Юлия Иосильзон

Картина — Юлия Иосильзон

МАРИНА: Расскажи, пожалуйста, с чего все началось. Какая была первая работа, что ты купила?
ДАША: Мой интерес к искусству начался с работы в аукционном доме Phillips 9 лет назад. Тогда же я и открыла для себя мир современного искусства за пределами музейных выставок. Аукционный дом — это нон-стоп продажи другим людям, так что мысль о покупке чего-то для себя не заставила ждать себя долго. Кажется, моя первая покупка — это работа Софьи Ступенковой в галерее Sample, а с основанием галереи betweenwindows процесс покупки искусства стал уже постоянным и активным.

МАРИНА: Как ты сама думаешь, про что твоя коллекция?
ДАША: В прошлом году бóльшая часть моей коллекции сгорела, поэтому коллекция сегодняшнего дня — «уже не та, что была еще вчера». Она, пожалуй, про тактильность, про эстетику, про свет. Я озвучила это и поняла, что у меня действительно много работ с изображением рук, хоть здесь речь и про объекты тоже.

Идеальный пример — работа Алины Глазун «Встретились взглядом»: она и тактильная, и играет бликами на свету, и надпись мне очень по душе. Сначала я подумала, что это о каком-то романтическом моменте, но Алина рассказала, что название отражает диалог зрителя и предмета искусства: ты смотришь на объект, он на тебя — и рождаются смыслы и магия!

МАРИНА: Для тебя не тяжело говорить про пожар? Я в детстве рисовала и помню, как физически больно переживаешь утрату произведения: один из моих рисунков случайно порвали, и это переживалось прямо на физическом уровне, как будто мне руку порезали. Что чувствуешь, когда теряешь свою коллекцию и выбранные сердцем произведения искусства?
ДАША: Я хранила часть коллекции в складской ячейке вместе с личными вещами, и этот склад полностью сгорел. Уцелели только работы, которые висели на стенах или хранились в конвертах дома. Именно утрата искусства, а не личных вещей оказалась самой болезненной — там была и самая первая покупка, и первый зарубежный художник, и подарки от художников. Я даже всплакнула, когда позже приводила в порядок свои арт-записи и пришлось удалять строки со сгоревшими объектами.

Алина Глазун

МАРИНА: Тебя этот тяжелый опыт научил чему-то конструктивному?
ДАША: Знаешь, и правда научил: что главное не физический объект, а твоя эмоциональная привязанность к нему — это про то, что можно любить что-то или кого-то, даже если этого уже нет рядом. И что почти всегда все можно начать сначала. Ну и практический урок: дорогое и ценное хранить «поближе к телу» и страховать.

МАРИНА: Я правильно понимаю, что ты, как организованный коллекционер, фиксируешь все свои покупки и ведешь каталог приобретенных работ?
ДАША: У меня есть специальная табличка в «ворде»: пишу, где купила, за сколько и интересный факт о художнике. А также папка с хайрезами обеих сторон работ.

МАРИНА: Поделись интересным фактом из этой таблички, пожалуйста!
ДАША: Делюсь. Работа Ахмата Биканова — рисунок из рубрики «Художники рисуют для BURO». Ответ на вопрос: «Какие чувства ты испытываешь перед открытием своей выставки?». Речь о выставке «Позвони мне завтра» в галерее сцена/szena, март 2021 года.

МАРИНА: Знаю, что ты хорошо относишься к тиражам и рисунку! Скажи пару слов в защиту: знаю, что многие начинающие коллекционеры побаиваются этого формата и готовы покупать только живопись.
ДАША: И правда — тиражная графика и рисунки почему-то нуждаются в защите! Хотя это просто другая техника. Например, продажи на аукционах тиражной графики в прошлом году показали наибольший рост по сравнению с другими категориями, а в Пушкинском музее недавно была шикарная выставка современной графики из собрания Центра Помпиду. О чем это говорит? Каждый большой музей в своем собрании имеет рисунки и тиражную графику, любит и уважает их наравне с другими произведениями искусства. Работы в этих техниках есть буквально у каждого художника — от Шагала и Пикассо до Хокни и Лихтенштейна.

В случае начинающих собирателей искусства, как я, покупка работ на бумаге скорее обусловлена их большей ценовой доступностью, но в рисунках для меня также есть какая-то что ли интимность — на небольшом размере бумаги в нескольких простых штрихах художник рассказывает историю и делится своими наблюдениями о мире.

Катя Любавская

МАРИНА: И еще один практический вопрос. Какие можешь дать советы по оформлению?
ДАША: По оформлению работ советуюсь в друзьями из арт-мира, а мой багетный мастер воплощает все идеи в жизнь (обращайтесь за контактом!). А можно спросить совет и у художника: недавно Марина Пахотина прислала мне купленный рисунок с милой запиской — рекомендациями по оформлению.

Рисунки с необработанными краями классно смотрятся поверх паспарту. Бумагу можно приподнять, создав тень и добавив объема внутрь рамы. Паспарту может быть совсем тонким, а может и шире самой работы, или им может стать визуально даже стекло. В общем есть, где разгуляться!

Для рисунков, фотографий и принтов я предпочитаю рамы с паспарту и антибликовым стеклом, холсты никак не оформляю — на них любопытно смотреть и сбоку, а объекты, разумеется, лежат по всему дому в своем естественном виде.

МАРИНА: Раз уж заговорили про интерьер, хочется задать вот какой вопрос — уже про твою галерею betweenwindows. Мне нравится следить, как она кочует из пространства в пространство. Была и у Вани в 10.GRAN, теперь в Lunar HARE. Cкажи, интересно даже, меняется ли восприятие произведения искусства от контекста интерьера, в который он попадает?
ДАША: Ювелирные украшения Вани — сами по себе тактильные, романтические, проводники в физический мир, поэтому и работы в шоурум мы вместе с Ваней выбирали соответствующие, например, в этот период я показывала много вышивок.

А в шоуруме Lunar HARE betweenwindows соседствует с брендами, которых представляет агентство: adidas, ECCO, Casadei — все они яркие, модные, смелые. Даже по Инстаграм-ленте заметно, как прибавились голубой, розовый, желтый цвета с момента моего переезда сюда.

  • Максим Савва, Ника Рубинштейн, Лена Берман
    Максим Савва, Ника Рубинштейн, Лена Берман
  • Richard Heeps
    Richard Heeps
  • Анна Самойлова
    Анна Самойлова
  • Ирина Корина
    Ирина Корина
  • Ахмат Биканов
    Ахмат Биканов

Алина Глазун, Миша Никатин

МАРИНА: Покупаешь ли только тех художников, с которыми работаешь сама?
ДАША: Совсем нет! Нет никакого смысла ограничивать себя принципом «я покупаю только», будь это «только художники, с которыми я работаю», или «только российские художники», или «только художники младше 35 лет», или что-либо другое.

Примерно 60% моей коллекции сейчас — это и правда художники, с которыми мы сотрудничаем в betweenwindows. Работы в галерею я, не скрывая, выбираю субъективно, на собственный вкус, то есть они мне все изначально уже очень нравятся. Плюс я стараюсь работать только с художниками, с которыми у нас складывается легкий и комфортный контакт — так что их мне просто приятно поддержать покупкой. Ну и чисто технически — к их работам у меня есть быстрый прямой доступ через одно сообщение, звонок или визит в студию.

МАРИНА: Как все-таки решаешь, кого хочешь купить?
ДАША: У меня все просто: с работой должен случиться контакт — всплывает какое-то воспоминание, образ, мечта или чувство, что «это мое». «Моим» может быть что угодно — цвета, техника, изображенный предмет. Многим может показаться, что такое описание воздействия искусства на человека слишком возвышено или романтизировано, но говорю за себя.

А в вопросе «кого купить» не ограничиваю себя — просто слежу за разными источниками, узнаю новые имена, подписываюсь на художников или сохраняю в избранное. Источников огромное множество: социальные сети художников, галерей, фондов, других коллекционеров, классных городских пространств, пишущие про искусство издания и тг-каналы. По возможности посещаю ярмарки, аукционы, маркеты, выставки номинантов на премии и выпускников арт-школ и резиденций.

Миша Никатин

МАРИНА: Какую сумму выделяешь на покупки в месяц? Как твое коллекционирование устроено финансово, есть ли на это отдельный бюджет?
ДАША: У меня нет продуманного финансового подхода к покупке искусства. Обычно все, что мне нравится, я могу позволить себе оплатить сразу. Пару раз было, что я просила продавца отложить мне работу на некоторый срок в ожидании финансовых поступлений, но должна сказать, что у меня и нет каких-то особо дорогих работ в коллекции.

Все, что я зарабатываю в галерее betweenwindows, идет в копилку на покупку искусства. Это, наверное, единственная постоянная в моем «подходе».

МАРИНА: Всех спрашиваю, торгуются ли они при покупке. Ты вот как к этому моменту относишься?
ДАША: Ой, любой торг дается мне тяжело и выглядит максимально нелепо, но да — я могу попросить скидку, если хочу купить сразу несколько работ у художника. Адекватным вариантом мне также кажется не сбивание цены самой работы, а какие-то дополнительные опции за счет продавца: например, обрамление или доставка.

В betweenwindows покупатели торгуются очень редко: все-таки я предлагаю и так доступные работы. Мысль «а не предложить ли скидку людям, которые уже интересовались работой» может возникнуть ближе к концу выставки, если работа еще не продана.

МАРИНА: Раз уж заговорили про деньги, относишься ли к коллекции, как к инвестиции? Думаешь ли о возможной продажи тех или иных работ?
ДАША: Честно, никогда об этом так не думала. Я пять лет работала в аукционном доме, поэтому достаточно трезво отношусь к аргументам про инвестиционную привлекательность искусства. Believe me or not, это кот в мешке, а рынок искусства — это действительно «рынок», со своими игроками, правилами и интересами

Хотя с момента покупки мною работ многие авторы стали заметными, востребованными, участвуют в серьезных проектах и выставках, в том числе музейных. Так что при необходимости что-то можно было бы продать с выгодой, но я покупаю по любви, а инвестиционный рост пусть будет безусловно приятным, но не обязательным бонусом!

  • Анна Самойлова
    Анна Самойлова
  • Вероника Ивашкевич
    Вероника Ивашкевич

Ирина Корина

МАРИНА: О какой работе из больших мастеров и имен мечтаешь?
ДАРЬЯ: Играя по-крупному, это работы Nicolas Party, David Hockney, Peter Doig. И не такая известная, но все равно «мечта» Ilse D'Hollander.

МАРИНА: Важно ли тебе, кстати, чтобы художник был добрым и приятным человеком?
ДАРЬЯ: «Добрый» — это какое-то слишком личное качество, мы же все-таки не друзья. Приятный и комфортный в общении — да, порядочный — да. С таким человеком классно и в баре выпить, и на gallery hopping сходить в выходной.

МАРИНА: Изменился ли твой подход к коллекционированию за последний месяц? Стала больше поддерживать художников или наоборот замедлилась в покупках? Тут у многих стабильная жизнь перешла в статус неопределенного, когда стало непонятно, стоит ли покупать что-то новое на случай, если вдруг придется переехать.
ДАРЬЯ: Сейчас мой подход к покупкам более осмотрительный из-за непредсказуемости финансового потока. Маленькие работы продолжаю покупать, но более дорогие отложены в вишлист на неопределенный срок.

Две недели назад я возобновила выставки в betweenwindows после зимнего затишья. Это тоже мой способ поддержать художников, дать им дополнительную возможность быть увиденными и в целом сохранять культуру и искусство в нашем с вами информационном поле. Мы получаем супер-позитивный отклик от всех художников, с которыми связываемся по поводу участия в выставках, а так как все — и даже больше — работы с первой выставки проданы, финансовая поддержка художников тоже имеет место быть.

Коллекционеры

АВТОР: МАРИНА АНЦИПЕРОВА

ФОТОГРАФИИ: ВАРВАРА ТОПЛЕННИКОВА

14 April, 2022