Кто собирает искусство: коллекция основательницы школы Masters Полины Бондаревой

Коллекционеры

Автор: Анастасия Шульгина

Фото: Варвара Топленникова

10 July, 2023

В прошлом году исконно петербургский образовательный проект в сфере искусства школа Masters появился еще и в Москве. Мы побывали в квартире его основательницы Полины Бондаревой и узнали о ее коллекции, неподдельном интересе к диджитал искусству и трендах на мировом арт-рынке.

В ВАШЕМ ВЫСТУПЛЕНИИ НА TEDTALKS ВЫ ГОВОРИЛИ, ЧТО ВАШИМ ПРОВОДНИКОМ В БОЛЬШОЙ МИР ИСКУССТВА СТАЛА МАРИНА ГИСИЧ, ПРИЧЕМ ДОВОЛЬНО РАНО, ВАМ БЫЛО 18 ЛЕТ. РАССКАЖИТЕ, КАКИМ ОБРАЗОМ ПРОИСХОДИЛО ЭТО ПОГРУЖЕНИЕ?

Да, это правда, мне очень повезло в таком раннем возрасте встретить «своего» проводника, который показал на своем примере, как не только работать и жить с искусством, но и как с ним расти и развиваться. На тот момент я училась на юридическом факультете и не сильно интересовалась современными художниками. С Мариной мы познакомились сначала как с архитектором и дизайнером, а потом уже как с галеристом. Мы много ездили на выставки дизайна, в Милан, в Париж на maison&objet, а потом уже и на ярмарки современного искусства. Помню первую ARCO Madrid и программы для коллекционеров, viennafair. Этот опыт перевернул мое представление об искусстве: помимо выставок в музеях, нам показывали частные коллекции музеев, банков, больших корпораций, мы посещали дома коллекционеров, их резиденции. Все это, конечно, сформировало в моем понимании концепцию жизни с искусством, где коллекционирование является ее неотъемлемой частью, ведь оно меняет не только твой образ мысли, а круг общения, открывая на каждом этапе все новые двери.

ПОМНИТЕ, КОГДА ПРИОБРЕЛИ ПЕРВУЮ РАБОТУ К СЕБЕ В КОЛЛЕКЦИЮ? ЭТО БЫЛА ИМПУЛЬСИВНАЯ ПОКУПКА ИЛИ ОБДУМАННАЯ, ВЫВЕРЕННАЯ?

Да, мою первую работу я приобрела на благотворительном аукционе, это был кто-то из молодых художников, похожих сейчас на Леру Попову, которую мы, к слову, недавно показывали в школе Masters на Патриарших. А уже более осознанным выбором стали работы, которые мы выбрали с Мариной для моей первой квартиры, боксы Марины Алексеевой и работы Елены Губановой и Ивана Говоркова. Эти авторы, кстати, и сейчас очень востребованы и каждый год представлены на Cosmoscow.

Я ЧИТАЛА, ЧТО В ДЕТСТВЕ У ВАС ДОМА БЫЛО МНОГО ИСТОРИЧЕСКИХ ВЕЩЕЙ, В ЧАСТНОСТИ ПУАНТЫ ОТ УЛЬЯНЫ ЛОПАТКИНОЙ ДО ДИАНЫ ВИШНЕВОЙ. ТАКИЕ ОБЪЕКТЫ СОБИРАЛИ ВАШИ РОДИТЕЛИ?

Да, но мои родители совсем не увлекались современным искусством, скорее музыкой и фотографией. С детства помню фотопортреты мамы великого Китаева, а вот с папой мы собирали большую коллекцию монет из самых разных стран мира, это была большая папка, которую я с гордостью показывала в школе на открытых уроках.

ОГО, ПОЛУЧАЕТСЯ, КОЛЛЕКЦИОНИРОВАТЬ НАЧАЛИ С ДЕТСТВА! А У ВАС МЕНЯЛСЯ СО ВРЕМЕНЕМ ВКУС НА ИСКУССТВО? НИКОГДА СПУСТЯ ВРЕМЯ НЕ ЖАЛЕЛИ О РАННИХ ПОКУПКАХ?

Главное, чему учит искусство, — это развитию, хорошие вещи постоянно дают новые темы для анализа и внутреннего дискурса. Те работы, которые раньше мне казались сложными, сейчас привлекают меня гораздо больше, чем то, что я покупала раньше эмоционально. Сейчас я рада, что при переезде в Москву у меня есть еще одна квартира, которую я постепенно также наполняю смыслами через произведения современных авторов, но теперь мне больше интересны новые форматы медиа, инсталляции и объекты.

  • Работы Кирилла Челушкина и Тимофея Ради
    Работы Кирилла Челушкина и Тимофея Ради
  • Работа Кирилла Челушкина
    Работа Кирилла Челушкина
  • Работа Дмитрия Шабалина
    Работа Дмитрия Шабалина

Фёдор Хиросигэ

КСТАТИ, ВОТ ЭТО ИНТЕРЕСНО. НЕ ВСЕ ГОТОВЫ ПРИНИМАТЬ НОВЫЕ ФОРМАТЫ, ТО ЖЕ NFT-ИСКУССТВА, И УЖ ТЕМ БОЛЕЕ ЕГО КОЛЛЕКЦИОНИРОВАТЬ. А ВЫ, НАОБОРОТ, ЗАМЕТНО УВЛЕЧЕНЫ ЭТИМ НАПРАВЛЕНИЕМ. ЧТО ВАМ В НЕМ НРАВИТСЯ И ЕСТЬ ЛИ У ВАС В КОЛЛЕКЦИИ NFT?

Когда мы только основали платформу диджитал искусства (прим. ред. — masters digital) под кураторством Дмитрия Озеркова, мы больше работали с масштабными мировыми художниками, а сейчас взяли фокус на молодые имена, в их числе Мария Агуреева, Денис Давыдов и многие другие. И, да, после каждой выставки я стараюсь покупать хоть одно видео к себе в коллекцию.

ЕЩЕ НЕМНОГО О DIGITAL: НЕДАВНО ВЫ ОТКРЫЛИ ГАЛЕРЕЮ MASTERS DIGITAL В ПЕТЕРБУРГЕ. КАК ВЫ ОЩУЩАЕТЕ, ЕСТЬ ЛИ СПРОС НА ТАКОЕ ДИДЖИТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО? НАШИ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ ГОТОВЫ К ТАКОМУ?

Скорее да, чем нет. Мы создавали выставочные мета-пространства для Эрмитажа и Зарядья, галерей современного искусства, а потом уже стали нуждаться и в своем пространстве для экспериментов, где нашей задачей было показывать разные формы медиа. Например, наша прошлая выставка была создана диджитал архитектором, где он работал и со стенами, и видео, и объектами. Получился абсолютно архитектурный диджитал проект. А недавно открыли выставку “The motherboard” Марии Данцис, которую она создавала в мастерских Garage про отношения матери и сына во время пандемии, когда они оказались в разных городах и общались на просторах игры Minecraft. Вот эти вещи я бы точно взяла в себе в коллекцию.

ЕСТЬ ЛИ У ВАС СЕЙЧАС ТАКАЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА, О КОТОРОЙ МЕЧТАЕТЕ?

Не так давно я побывала на выставке в Ruarts, там увидела диджитал работу Айдан Салаховой и это произвело на меня неизгладимое впечатление. До этого я не знала, что она работает с медиа, а в контексте темы выставки про женское искусство меня она фактически загипнотизировала.

А ЕСТЬ ТАКИЕ АВТОРЫ, ЗА РАЗВИТИЕМ И КАРЬЕРОЙ КОТОРЫХ СЛЕДИТЕ?

Конечно, например, мне очень нравится путь Лизы Бобковой (галерея MYTH), у меня есть еще первые графические серии художницы, а теперь она работает и с тканями, и металлом, создавая большие инсталляции. Или Анна Андржиевская, создающая полотна-аллегории, которые я могу рассматривать бесконечно, стала работать с диджитал, более того, — теперь у нее есть целая метавселенная образов и персонажей.

НА ЧТО ОБРАЩАЕТЕ ВНИМАНИЕ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПОКУПАТЬ ИСКУССТВО?

Прежде всего на контекст, цвета и «сложность», люблю полотна Кирилла Челушкина или скульптуры из металла Нади Зубаревой, сразу видно, сколько работы за ними стоит.

ЗНАЮ, ЧТО ВЫ ЖИВЕТЕ НА ДВА ГОРОДА. ИСКУССТВОМ НАПОЛНЕН КАЖДЫЙ ДОМ? И СИЛЬНО ЛИ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ДВЕ КОЛЛЕКЦИИ В МОСКВЕ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ?

Да, в Петербурге коллекция больше про имена, технику, академичность, а вот в Москве покупаю преимущественно молодых и необычных по технике авторов. Как раз недавно проводили выставку Дмитрия Шабалина в галерее Masters Digital в Петербурге, и я приобрела его физическую маску в подарок своему любимому человеку, — она вдохновлена темой Египта, которая очень близка Илье. А на день рождения, например, я подарила ему большой мурал Миши Моста, который теперь украшает пространство завода электромобилей EVM.

В Москве у меня, конечно, много всего занимательного: у входа висит любимая графика Тимы Ради, гобелен Данини, маска Шабалина, а в нашей спальне стоит береза с мантрами Хиросигэ, которую мы буквально «унесли» с ярмарки Blazar в прошлом году. Еще один мой трофей, найденный благодаря другу и партнеру Евгении Поповой, — это керамическая скульптура птицы феникс Никиты Макарова, совершенно магическая работа-оберег.

СКОЛЬКО ПРЕДМЕТОВ У ВАС В КОЛЛЕКЦИИ? ВЫ ВЕДЕТЕ УЧЕТ?

Сейчас уже нет (смеется). Думаю, больше 30-35, но, благо, теперь у меня есть несколько офисов и можно распределять работы между ними, а также со временем начинаешь позитивно оценивать перспективы коллекционирования диджитал искусства, учитывая его объемы.

ВЫ ЧАСТО ПОСЕЩАЕТЕ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА, ЯРМАРКИ. МОЖЕТЕ ОТМЕТИТЬ ТРЕНДЫ, НА ЧТО СЕЙЧАС ЕСТЬ ОЧЕВИДНЫЙ СПРОС И ИНТЕРЕС?

Диджитал продолжает набирать обороты, и я вижу, как в России люди начинают присматриваться и покупать медиа художников. Известные отечественные авторы тоже начинают испытывать интерес к диджитал, в числе их Айдан Салахова, Виталий Пушницкий, Татьяна Ахметгалиева и другие.
Заметен тренд на экологичность, работы с зеленью, мхом, научностью, которую в свое время ввел Соррацене, продолжает развиваться и «прорастать». Вот, кстати, в Петербурге у меня тоже есть «живая» и «дышащая» инсталляция Андрея Карпова, которая растет и постоянно «разговаривает».
Все большое ДПИ, тканей, керамики, объектов, скульптур и это прекрасно, я сама очень люблю тактильные вещи, а с ними и главный на тренд на развитие коллекционного, в том числе русского, дизайна.

  • Работа Миши Мост
    Работа Миши Мост
Коллекционеры

Автор: Анастасия Шульгина

Фото: Варвара Топленникова

10 July, 2023