Коллекция Дениса Химиляйне
До 3 сентября в Музее АРТ4 проходит выставка «Вещи» с предметами искусства из частных коллекций. Мы решили поговорить с Денисом Химиляйне, чья часть коллекции сейчас представлена на выставке, и узнали, почему ставить цели — значит ограничивать себя, и насколько важна фигура коллекционера для арт-сцены.
СКОЛЬКО У ВАС СЕЙЧАС ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА В КОЛЛЕКЦИИ?
У меня сейчас порядка 700, может быть, плюс-минус больше или меньше единиц хранения. И подавляющее большинство хранится в пространствах, которые имеют ко мне отношения: квартиры, дачи, офисы. Они установлены и развешены по стенам, за исключением больших инсталляций, видео и некоторых работ, которые уже не поместились. Как говорил Игорь Маркин: «Самое дорогое для коллекционера — это стены». Работы, которые не поместились, хранятся на складе.
МОЖЕТЕ РАССКАЗАТЬ, КАК ВЫ РЕШАЕТЕ, ЧТО БУДЕТЕ ПОКУПАТЬ? МОЖЕТ БЫТЬ СЛЕДИТЕ ЗА КОНКРЕТНЫМИ ХУДОЖНИКАМИ ИЛИ ПРИСЛУШИВАЕТЕСЬ К ЧЬЕМУ-ЛИБО СОВЕТУ?
Ни к чьему совету я не прислушиваюсь, потому что сам могу давать советы по части покупки. Я слушаю, что мне говорят, а дальше — перерабатываю то, что мне говорят, что я читаю, и что я вижу, и принимаю решение покупать. Плюс, есть уже ликвидные художники — то есть, цены на них устоялись и понятно, сколько они примерно стоят. Если ты видишь хорошую работу, которая стоит меньше, чем ее рыночная цена, то скорее всего — надо покупать. Есть художники, которых у меня нет, и которых я хотел бы иметь. За ними я наблюдаю и смотрю за их ценами. Есть также молодые художники, цена на их работы мне более менее понятна и, исходя из этого, я их покупаю.
ВЫ СКАЗАЛИ, ЧТО НЕ ПРИСЛУШИВАЕТЕСЬ К СОВЕТАМ, А МОЖЕТЕ ПОДЕЛИТЬСЯ К ЧЬИМ СОВЕТАМ МОЖНО ВСЕ ЖЕ ПРИСЛУШАТЬСЯ?
Музейные работники, которые занимаются современным искусством, искусствоведы, галеристы, коллекционеры, арт-дилеры и кураторы. Есть достаточно большой круг людей, кто хорошо разбирается в современном искусстве, послевоенном и современном, к мнению которых имеет смысл прислушиваться и брать на заметку. Перечислить их всех невозможно, я кого-то забуду и тем самым обижу.
А ЕСТЬ ЛИ У ВАС СПИСОК ТОГО, ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ ПРИОБРЕСТИ, НО УПУСТИЛИ И СЕЙЧАС ОБ ЭТОМ ЖАЛЕЕТЕ?
Слушайте, жалеть о том, что не сделал — самое последнее дело. Можно всю жизнь прожалеть. Это касается не только приобретения искусства, но и всего остального. Жалеть о том, что не сделано — не нужно.
ЗА КЕМ ВЫ СЛЕДИТЕ И КОГО ХОТЕЛИ БЫ ПРИОБРЕСТИ В СВОЮ КОЛЛЕКЦИЮ?
Опять же, таких авторов много, я не могу конкретно их называть. Сейчас у меня в коллекции более 350 художников, и кого-то у меня нет. Например, недавно я купил Файбисовича — у меня не было Файбисовича, недавно купил Чуйкова — у меня не было Чуйкова, ни одной работы.
МОЖЕТ ЕСТЬ КАКИЕ-НИБУДЬ КОЛЛЕКЦИИ, ЗА КОТОРЫМ ВЫ СЛЕДИТЕ И ОНИ ВАМ НРАВЯТСЯ?
Я просто знаю коллекционеров, с которым дружу и примерно понимаю, что у них есть в коллекции. Того же Сергея Лимонова, Суханова Игоря, Володи Овчаренко, который выставлял свою коллекцию несколько лет тому назад. Или Марианна Сардарова с Ruarts. У каждого она своя, индивидуальная. Действительно интересно смотреть, как преломляются работы в фигуре коллекционера. Естественно, мы обмениваемся мнениями, делимся взглядами и пытается обратить внимание друг друга на молодых художников.
НА ВЫСТАВКЕ «ВЕЩИ» ОЧЕНЬ ПОДРОБНО РАСКРЫВАЕТСЯ ФИГУРА КОЛЛЕКЦИОНЕРА. ПОЧЕМУ ВООБЩЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ ВАЖНЫ ДЛЯ АРТ-СЦЕНЫ, НА ЧТО ОНИ ВЛИЯЮТ И ЧТО МЕНЯЮТ ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ?
На сегодняшний день коллекционеры это, во-первых, люди с деньгами. Те, кто покупают искусство, дают ему какую-то живительную влагу. Ведь современный художник не может питаться водой и хлебом. Есть фонды, которые помогают, есть какие-то институции, но все-таки коллекционер — это то лицо, которое некую вещь обращает так или иначе в произведение искусства, так или иначе одобряет и ставит на нее штамп. Попадая в музей, произведение искусства умирает, это такой гербарий. В коллекции же оно неким образом живет: ходят люди, смотрят на него, коллекционер может продать его — то есть искусство в коллекциях живет. Коллекционер — одна из тех фигур, которые, конечно, двигают и двигали искусство.
ВЫ ПРОДАЕТЕ ЧАСТИ СВОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ?
Я постоянно продаю.
ВНУТРИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ИЛИ ЗАРУБЕЖ?
Так как я собираю российское искусство, на Западе оно не было сильно нужно до 24 февраля, а после 24 февраля — и подавно никому не нужно.
ИНТЕРЕСУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ КАКИМИ-НИБУДЬ НОВЫМИ ВЕЯНИЯМИ ТИПА NFT?
Я примерно понимаю, что это такое, поэтому мне это не очень интересно. NFT — это картинка, нарисованная на компьютере. Как предмет искусства она для меня не близка. Как предмет инвестирования — возможно.
У ВАС ЕСТЬ ЦЕЛЫЙ САЙТ, КОТОРЫЙ ПОСВЯЩЕН КОЛЛЕКЦИИ. ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ ЕГО ВЕСТИ?
Сайт — удобный инструмент для того, чтобы в одном месте собрать всю информацию о тех работах, которые у тебя имеются и работать с ними. Не нужно вести несколько баз: одну закрытую, другую открытую. Сайт все видят, он доступен. Естественно, там разные уровни доступа. Он несет помимо просветительской, еще и учетную функцию — все собрано в одном месте. Любой работник или куратор, который делает выставку, может зайти и выбрать то, что ему нужно.
У ВАС ЕСТЬ КОМАНДА, КОТОРАЯ ПОМОГАЕТ С ВЕДЕНИЕМ ЭТОГО АРХИВА?
Да, конечно. Это 2-4 человека, которые делают это не на постоянной основе.
ЕСТЬ ЛИ КАКАЯ-ТО ЦЕЛЬ ДЛЯ ЭТОГО АРХИВА? КАКОЙ ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ СВОЮ КОЛЛЕКЦИЮ ЧЕРЕЗ 50 ЛЕТ?
Мир настолько меняется, что сейчас загадывать, что будет через 20-25 лет, совершенно невозможно. Я не загадываю и, что касается коллекции, живу сегодняшним днем, не более. Я не ставлю никакой глобальной или грандиозной задачи по тому, во что превратится коллекция. Мне кажется, так проще достичь чего-то, чем ставить конечные цели.
А ПОЧЕМУ ВАМ ТАК КАЖЕТСЯ?
Потому что мир разнообразен. Когда вы видите цель, вы себя ограничиваете достижением этой цели и можете пропустить массу всего интересного. Я вообще целей не ставлю.
ТО ЕСТЬ У ВАС НЕТ ЦЕЛИ КУПИТЬ КАКОЕ-ТО КОЛИЧЕСТВО РАБОТ?
Да, я не ставлю целей. Более того, я ограничил количество работ в своей коллекции определенным числом. И дальше, когда я достигну этого числа, для того, чтобы что-то купить, я должен буду что-то продать.
ПОЧЕМУ ТАКОЙ ВЫБОР?
Тогда это не превращается в собирательство и накопительство. Ты переходишь из количественного в качественное. Все время оцениваешь коллекцию и новую работу, которую хочешь приобрести. Улучшит ли она эту коллекцию? Есть ли работа в твоей коллекции хуже, чем эта, которую можно уже продать?
ПОЧЕМУ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НУЖНО ПОКУПАТЬ ИСКУССТВО?
Ну, кто-то инвестирует в это: покупает и потом продает. Кому-то нравится определенный художник, они с ним дружат, и время от времени он покупает у него работы. Кому-то нужны картины в спальню, чтобы не были голыми стены, кто-то — коллекционирует. Причин, почему люди покупают искусство, огромное количество. Но я бы не ставил так вопрос, слово «нужно» мне не нравится.
А ЧТО ДАЕТ ВАМ ИСКУССТВО?
Искусство ничего не должно давать, и оно ничем и никому не обязано. Просто есть и есть. И ты с ним живешь, как живешь. Приходя в театр или на концерт, вы же не идете за тем, чтобы вам что-то дали. Это часть вашей жизни, без которой вы не можете. Я не могу без искусства, например.
А МОЖЕТЕ ДАТЬ СОВЕТ НАЧИНАЮЩИМ КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ? КАК НАЧАТЬ СВОЮ КОЛЛЕКЦИЮ?
Первое — нужна насмотренность. Нужно посещать выставки и пытаться в них разобраться, читать кураторские тексты, статьи об этих выставках в прессе, материалы искусствоведов о художниках. Второе — нужно читать книги по истории искусства. Третье — нужно определиться, что ты хочешь коллекционировать. Четвертое — разговаривать с теми, кто разбирается в искусстве. Самое важное — нельзя ни в коем случае начинать покупать просто так. Деньги всегда лучше. Нужно покупать только тогда, когда будешь на 100% уверен, что ты начал делать все правильно, потому что хорошая коллекция это не то, что ты купил, а то, что ты не купил.
ТО ЕСТЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НАЧАТЬ, ЛУЧШЕ СНАЧАЛА ВСЕ ИЗУЧИТЬ?
Максимально.
А МОЖЕТЕ ПОСОВЕТОВАТЬ, ЧТО МОЖНО ПОЧИТАТЬ?
Книг огромное количество. Нужно читать не только про современное искусство, но и про старое и понимать всю историю искусств.