Кто собирает искусство: коллекция Алины Крюковой
Алина Крюкова — основатель галереи a—s—t—r—a, коллекционер, сооснователь ярмарки |catalog|, которая прошла в этом году в третий раз и собрала на одной площадке 55 галерей.
Мы поговорили с Алиной о ландшафте современного арт-рынка, ценностях галериста и коллекционера, ценообразовании на работы и о том, как жить с искусством.
КАК ПОМЕНЯЛАСЬ АРТ-СРЕДА ЗА ПОСЛЕДНИЕ 6 ЛЕТ С МОМЕНТА, КОГДА ВЫ ЗАПУСТИЛИ СОБСТВЕННЫЙ ГАЛЕРЕЙНЫЙ ПРОЕКТ?
Я предприниматель, и это тот момент, который отличает a—s—t—r—a от остальных галерей. Если я вижу трудность, то ищу варианты решения, предпринимаю усилия и нахожу возможности и ходы. Собственно, галерейный проект возник именно из этой логики — я увидела проблему входа в арт-рынок для начинающих покупателей.
Когда я начала анализировать арт-рынок в 2017-2018 годах для потенциального проекта, не было открытых цен, не было внятно обозначенной структуры индустрии, было сложно изучать правила взаимоотношений между участниками рынка. Тогда «Гараж» еще не начал вести архив и выкладывать в открытый доступ документацию выставок, нельзя было проследить по какому-либо проекту процесс развития ниши в целом. Человек не из арт-сообщества, но с деньгами и желанием что-то систематически приобретать сталкивался с большим количеством проблем и чувством неловкости. Я видела свою задачу так — стать другом, который заранее разобрался, а теперь говорит: «Пойдем, я тебе покажу, где вход, а дальше ты сам сориентируешься». Эта идея и легла в основу моего проекта.
За 7 лет с момента погружения в арт-рынок, могу сказать, что мы живем в осуществившейся мечте: все институции, которые с 90-х активно работали на просвещение и создание качественного интереса к современному искусству со стороны максимально широкой аудитории, видят результаты своих трудов — очереди на ярмарки и выставки, полные галереи на вернисажах. Институции, галеристы, фонды, некоммерческие организации, отдельные коллекционеры, которые популяризировали свою коллекцию, — создали готовую аудиторию, перешагнувшую из студенчества или перешедшую на другой уровень достатка. Сейчас мы видим, что рынок наполнен молодыми, до 55 лет, людьми, которые с пониманием приобретают работы. Это результат деятельности арт-прессы, арт-блогеров, арт-энтузиастов и институций. Рынок стал прозрачнее, есть постоянные акторы, цены стали открытыми, их можно сравнить. Появились такие платформы, как ТЕО, Bizar, ArtZip, большинство галерей открыли цены на сайтах, постоянно проводятся торги Vladey, запускаются новые аукционы, развивая вторичный рынок. Действует «Ассоциация галерей», которая максимально включена в процесс повышения прозрачности арт-рынка, выпуская разъяснительные документы: от Кодекса этики галеристов, до документа по логике ценообразования и правил коллекционирования разных видов искусства, плюс всегда можно запросить справку о репутации того или иного участника. Теперь мы точно понимаем, кто есть кто и общие для игроков правила — раньше это было не так очевидно.
Меня пригласили в «Ассоциацию галерей», которой в следующем году исполняется 5 лет, в момент ее создания, за что я очень благодарна. Это было погружение на максимальную профессиональную глубину с лучшими игроками. Первый документ, над которым с самого начала стали работать, — это этический кодекс галериста, который подсвечивал бы статусы игроков, их взаимосвязи, логику работы и так далее. Для тех, кто только входит в рынок, он проясняет, как играть, какие существуют правила. Ассоциация ставит своей основной целью повышение прозрачности арт-рынка, проблематизируя и давая экспертное решение для серых или слепых зон. Сейчас мы максимально сосредоточены на том, чтобы повысить прозрачность логики ценообразования. Многие исследования показывают, что емкость российского арт-рынка не растет, потому что непонятно, почему произведение стоит столько, кто за это отвечает, и что на цену влияет. В декабре на ярмарке современного искусства |catalog| «Ассоциация галерей» представила этот документ, над которым велась работа в течение последних 8 месяцев. Он находится в открытом доступе на сайте АГА и раскрывает вопрос ценообразования, чтобы каждый, кто хотел бы выяснить это, мог разобраться.
На ярмарке |catalog| «Ассоциация галерей» также инициировала вопрос о статусе арт-дилера, который нашел положительный отклик в среде профессиональных арт-дилеров. На рынке, в связи с повышенным спросом со стороны новых покупателей, появилось большое количество проектов и людей, которые слабо связаны с арт-сферой и занимаются не профессиональной работой, а являются посредниками, которые хотят получить процент от сделки, не соблюдая определенную последовательность действий и не возлагая на себя обязанностей. Это — зона конфликта, потому что здесь завязаны деньги и частные интересы. Но это важный кейс для профессионального сообщества, которое с уважением относится к своей работе и качественно занимается своим делом, отсекая те элементы, которые ту самую непрозрачность рынка создают.
ЕСТЬ ЛИ ИМЕНА ИЛИ ПРОЕКТЫ, КОТОРЫЕ СТАЛИ ДЛЯ ВАС ОТКРЫТИЕМ ГОДА?
Для меня, как галериста, открытие года — галерея Jessica, этот проект — приобретение для всего рынка. Они такие дерзкие, Лимонов с Таней — каждый раз делают крутейший проект и стали интеллектуальными драйверами для других галеристов. Круто, что они могут себе позволить немного больше, чем обычная галерея! Их появление — это сильный пример того, как надо делать.
Мне интересно то, что выбивается из нормы, делается на высоком профессиональном уровне и заставляет думать. Именно такие проекты я для себя выискиваю и искренне хотела бы только их делать, но не всегда получается. Но все впереди — это вопрос уверенности в себе, времени и бюджета.
Еще открытием стал Евгений Музалевский в МАММ. Его персональная выставка вызвала обсуждение в профессиональном сообществе и даже некоторый раскол: для многих оказалось трудно объяснимым, что работы молодого художника могут столько стоить и выставляться на такой площадке. Для других же — это пример выстраивания карьеры, ориентированной на интеграцию в западный рынок. Это важный кейс для профессионального анализа.
Также важным событием стали результаты двух больших аукционов Vladey, которые показали рекордные суммы продаж, приближающиеся к 100 миллионам. Это — яркий сигнал активного повышенного спроса на искусство, который заставляет максимально сгруппироваться для формирования ответного качественного предложения.
Здесь я говорю только о тех событиях, которые влияют на мое поведение как галериста.
КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ НОВЫХ УЧАСТНИКОВ И НОВОЙ АУДИТОРИИ ВЫ СЧИТАЕТЕ САМЫМИ РЕЗУЛЬТАТИВНЫМИ?
В России сложилась система профессиональных ярмарок современного искусства. Три года назад все строилось вокруг Cosmoscow и blazar. Плюс была активной ярмарка «Арт Москва», которая сейчас как будто немного изменила свой фокус и, к сожалению, перестала быть релевантной для целей галерей именно современного искусства, что, возможно, изменится.
Если говорить прямо, то галереи живут за счет продаж на ярмарках. Не всегда продажи в течение года даже близко составляют столько же, сколько за время четырех дней на ярмарке. Это ответ на вопрос, почему все галеристы хотят туда попасть, и почему участие стоит достаточно больших денег.
Соответственно, Cosmoscow и blazar проходили в сентябре, а в течение всего остального года галерея должна была много и тяжело трудиться, чтобы выжить и заработать. Затем появилась ярмарка «1703» в рамках ПМЭФ. И все равно в течение года не хватало точек коммуникации с коллекционерами, при том, что аудитория тех, кто интересуется современным искусством и покупает его, росла. Анализируя ситуацию на арт-рынке внутри «Ассоциации галерей», у Александра Шарова, основателя галереи 11.12, возникла идея создать ярмарку профессионалов для профессионалов, в работу над которой он пригласил меня, Дмитрия Ханкина и Софью Троценко. Мы посчитали, что как раз в промежутке между Cosmoscow, blazar и «1703» наличие двух профессиональных ярмарок с качественным отбором закроет потребности профессионального сообщества и аудитории — так появилась ярмарка |catalog|.
Теперь выставочный год открывает Cosmoscow и blazar, в декабре идет |catalog|, давая возможность коллекционерам и галереям встретить друг друга накануне Нового года. Далее, в апреле, — весенний выпуск |catalog|. После, в мае, проходит ярмарка графики «Контур» в Нижнем Новгороде — насколько я знаю, в следующем сезоне они начнут работать еще с фотографией. В июне в Петербурге — «1703», и годовой цикл закончен. В Петербурге есть еще Port Art Fair, но она немного в другом сегменте, мне трудно ее анализировать с точки зрения бизнеса. Таким образом, у нас есть шесть ярмарок, которые дают возможность утолить голод по современному искусству.
КАКИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ СТОЯТ ПЕРЕД ЯРМАРКОЙ |CATALOG|?
В идеале, хотелось бы, чтобы у ярмарки появилось свое постоянное пространство, в которым мы были бы укоренены. Типография Сытина, где в декабре ярмарка прошла в третий раз, была идеальным местом для начала и становления ярмарки, но теперь мы понимаем, что там слишком маленькое помещение для всех тех желающих, которые сейчас вокруг ярмарки образовались. В третьей ярмарке участвовало 55 галерей и 1 спецпроект и, к сожалению, порядка 15 галерей не смогли принять участие — типография просто физически не смогла всех вместить.
Стратегически крайне важно продолжать показывать качественный выбор профессиональных, действующих на рынке, галерей. Мы начали реализовывать региональную стратегию, над которой пока работаем в виде лекционно-просветительской деятельности и выездных сессий в разные города, где есть запрос на создание институциональных структур в нашей сфере. Надеемся, что как только созреют обстоятельства и среда, там мы тоже будем представлены.
Так как одним из учредителей ярмарки является «Ассоциация галерей», то самое главное — максимальное распространение информации о правилах функционирования рынка, которые приведут к повышению его прозрачности. Это главная стратегическая цель и профессиональная задача, которая перед нами стоит.
Мы находимся в той точке развития арт-рынка в России, когда стоит говорить не о конкуренции, а о партнерстве. Синергия, один плюс один равно три — это ровно та ситуация, в которой мы находимся. Сейчас каждый играет за и для каждого, а не против другого. Если играть только за себя, то не будет коллекционеров и не будет системы. А искусство — это все-таки экосистема, которая создается всеми участниками. Пропагандировать эти идеи, настраивать коллег, как уже играющих, так и только приходящих на рынок, на этот лад сотрудничества, партнерства и взаимной профессиональной поддержки, — основная задача.
КАКИЕ ШАГИ УЖЕ СДЕЛАНЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ АРТ-РЫНКА И ЧТО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ЕЩЕ ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ?
В самом начале пути «Ассоциации галерей» Елена Селина разработала документ, анализируя иностранные аналоги и опыт иностранных коллег, — это Этический кодекс галериста, который опубликован в открытом доступе на сайте. В этом кодексе простым языком описаны все виды игроков, их статусы, обязанности в коммуникации друг с другом и детали взаимодействия между ними. То есть нашим первым шагом было максимальное прояснение карты арт-рынка.
Второй шаг — выпуск документа по ценообразованию. Коллеги, которые занимались разработкой этого документа, также исследовали опыт зарубежных арт-рынков, европейского и американского. Так как «Ассоциация галерей» входит в Международную ассоциацию галерей, то у них была возможность запрашивать соответствующие документы. Они вывели работающие, релевантные для российского арт-рынка позиции, которые проясняют, из чего складывается цена.
Третий шаг — на второй ярмарке |catalog| мы рассказывали про разные виды искусства и их особенности. Начали с тиражного искусства — у многих не было понимания, что такое тиражное произведение, какова стоимость, из чего она складывается, какой тираж дороже, первый или десятый, что такое открытые тиражи. Далее, в апрельском выпуске ярмарки, Алексей Веселовский, основатель печатной мастерской ПиранезиLAB, провел большую лекцию о том, как коллекционировать печатное и тиражное искусство. В декабре Наталья Григорьева-Литвинская, директор Галереи Люмьер, прочла лекцию о том, как коллекционировать фотографию. Рынок фотографии в современном искусстве — это больная тема; те, кто продает и профессионально занимается продажей фотографий, так и говорят: «Когда же у нас будет праздник, когда же и у нас вырастут коллекционеры?». Несмотря на все усилия, коллекционеры фотографии есть, но пока их не так много, как должно было бы быть на родине Родченко. Лекцию дополнила дорожная карта коллекционирования фотографии, помогающая тем, кто смотрит в эту сторону.
В следующем году мы планируем сделать аналогичные дорожные карты по коллекционированию диджитал-арта и скульптуры, в которых проясним, что должно быть указано в атрибутике, какой должен быть сертификат, какой номер у тиража что означает, что важно заранее знать для того, чтобы совершить правильную сделку. Мы это делаем не только для коллекционеров, но и для галеристов — приводим рынок к общему знаменателю, к единым правилам.
Все это нормотворчество является тем самым откликом на запрос со стороны коллекционеров о повышении прозрачности рынка, и работает в форме договоренностей, которые разделяют все участники рынка.
А КАК ТЕ ИЗМЕНЕНИЯ, О КОТОРЫХ МЫ ГОВОРИМ, ВЛИЯЮТ НА ТЕХ АВТОРОВ, КОТОРЫЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЮТ?
С одной стороны — высокая конкуренция, усложняющая путь, увеличивает время от выхода на рынок до первого явного результата. Каждый год из вузов выпускается огромное количество художников — куда они пойдут, как заработают деньги, кто из них предложит уникальный продукт?
Плюс мода и тренд на отсутствие образования, снижение запроса на профессионализм художника, когда мы видим, что через социальные сети продаются поделки и творчество вместо искусства, но при этом человек называет себя художником — все это создает ловушку восприятия, что и я так могу. Это приводит к тому, что человек, к сожалению, теряет драгоценное время, которое он мог потратить на обучение, необходимое, если ты собираешься строить профессиональную карьеру. Я как раз тот самый человек, который выступает за необходимость образования как первой ступени построения карьеры художника.
Третий момент — хороший. Появилось большее количество галерей, которые готовы продавать художника и вкладывать в него свои деньги. Кроме галерей, есть множество других проектов, которые готовы выполнять функцию либо менеджера, либо продюсера, либо агента.
И еще — образование и события индустрии доступны через интернет, можно войти в повестку, не выезжая из своего города. Это очень важно. При чем это касается не только российской сферы, но и мировой. Многие говорят, что мир закрыт — это не так для тех, кто хочет работать, кто уверен в своем профессиональном пути. Мир также открыт, просто теперь это задачка со звездочкой.
Поэтому для художников такая ситуация — с одной стороны, трудна, а с другой — все создано для того, чтобы ты полетел в космос сразу вместе с Илоном Маском.
У МЕНЯ ЕСТЬ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО СЕГОДНЯ ДАЖЕ ОПЕН-КОЛЛОВ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ, ЧЕМ 5 ЛЕТ НАЗАД, — ТОГДА ОНИ БЫЛИ СКОРЕЕ ИСКЛЮЧЕНИЕМ, А СЕЙЧАС СТАНОВЯТСЯ РЕГУЛЯРНОЙ ПРАКТИКОЙ ДЛЯ МНОГИХ ИНСТИТУЦИЙ.
Арт-мир живет, он открыт, коммуникации не прерваны, а работают. Есть скорее вопрос контента: важно делать то, во что ты веришь, а не то, что требуется рынку. Если ты отрабатываешь повестку, то, скорее всего, будешь вторичным и третичным, то есть десятого порядка художником, который просто копирует. Если художник имеет качественное образование, желательно еще практику философского осмысления процессов, и верен себе, то он везде будет нужен.
Сколько я читала артист-стейтментов с одним и тем же набором фраз, слов и фамилий. Это — копирка, неинтересно. А вот сказать свое — достаточно сложно. Единственный вызов, который сегодня стоит перед художниками, — мыслить самостоятельно. Пока многие не умеют этого делать.
ЧТО ИЛИ КТО ВАС ВДОХНОВИЛ НА СОБСТВЕННУЮ КОЛЛЕКЦИЮ?
Я не коллекционер, а собиратель. Это важное уточнение. Коллекционер — это все-таки статус, который человек на себя берет, это обязанность и ответственность. Свою роль как собирателя я вижу в поддержке рынка. Все вещи покупаю только по любви, но у меня есть некие ритуалы. Когда хожу на ярмарки, обязательно что-то покупаю. Если это недорогие ярмарки, то в зависимости от того, сколько я заработала за последний месяц, выделяю 10% бюджета на искусство. Это моя ответственность как галериста за сам рынок, желание вернуть часть заработанных денег, чтобы поддержать художников.
У меня дома всегда было много работ. Нельзя сказать, что у меня или у мужа была коллекция, вернее, у наших родителей. Искусство приобреталось как некий артефакт и напоминание о каких-то событиях. Когда мы стали семьей, а это произошло лет 15 назад, то все началось в путешествиях — было естественно заходить в галереи, на вернисажи, смотреть, что предлагают художники, и приобретать. Не всегда существенное, большое, дорогое — разное.
Стихийные приобретения у нас были всегда. Первой серьезной работой, которую я искренне захотела приобрести, была работа Олега Васильева «Ночная дорога». Мне за нее обозначили невероятную на тот момент для моего восприятия сумму, и я задумалась в первый раз о том, как к этому подступиться.
А ЕСТЬ ЛИ КАКИЕ-ТО ТЕМЫ И ВЕКТОРЫ, КОТОРЫЕ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ?
У меня нет запроса на определенные темы, и я не ставлю себе ограничения в выборе медиа или имени, но у меня есть запрет на несколько тем, которые я никогда не куплю и не буду выставлять в галерее: я не буду инвестировать деньги ни в качестве собирателя, ни в качестве галериста во все то, что пропагандирует смерть и насилие.
Есть некоторое количество художников, которые выгребают из себя травму и отправляют ее вовне. Иногда это помогает им, а зрителям дает некое катарсическое состояние, выводит в надежду и в свет, но часто, наоборот, заставляют человека заразиться этим состоянием. И я не хочу иметь к этому отношения. Более того, есть несколько художников, к которым я испытываю амбивалентные чувства, — на каждой выставке я смотрю их работы, присматриваю что-то для меня, но каждый раз не забираю домой, потому что понимаю, что мы разные по духу, и они уводят меня туда, куда мне абсолютно идти не хочется.
НА ЧТО ЕЩЕ, ВАЖНОЕ ИМЕННО ДЛЯ ВАС, ОБРАЩАЕТЕ ВНИМАНИЕ ПРИ ВЫБОРЕ РАБОТЫ?
В рамках работы над образовательным проектом Fresh Talents, который уже третий раз реализуется на ярмарке |catalog| при поддержке «Мясного дома Бородина», мы с куратором проекта Анной Зайцевой и коллекционером и представителем бренда Екатериной Романовой, были в Школе Родченко на просмотре работ. Было много замечательных произведений и прекрасных художников, которые рассказывали о своих проектах. И вот там, в процессе, я увидела одну работу и поняла, что она ждала меня, что я не могу без нее уйти. Как будто мы знакомы с ней давно. Бывает такое, что происходит узнавание, это необъяснимо. Отражение меня в работе, работы во мне. Иногда оно никому не понятно, это личное совпадение.
Наверное, по сравнению с настоящими коллекционерами, у меня мало больших авторов, но я в самом начале пути и логика моих покупок важна и скорее всего понятна сейчас исключительно мне лично.
КАКАЯ РАБОТА В ВАШЕЙ КОЛЛЕКЦИИ САМАЯ ДОРОГАЯ?
Самая дорогая сердцу из-за обстоятельств и первая покупка дороже 10 тысяч евро — работа Алисы Йоффе «Домик физика Айгистова» из ее последней цветной серии, которая выставлялась на 5-й Московской биеннале. Она висит у меня в кабинете.
Странно прозвучит, но я не представляю своей повседневной жизни без многих работ, что находятся у меня дома. Например, работа Jolie Alien уезжала на выставку, и я страдала физически, что ее нет. Ждала, когда закончится эта выставка, чтобы мне ее вернули, потому что скучала. У меня есть работа Леонида Пурыгина, с которой я пью чай по утрам. Она настолько же для меня естественна, как и любимая чашка. Это та форма бытования, изменять которую мне бы не хотелось. Скажут мне, что началось землетрясение, я сниму работу и побегу с ней, забыв про остальные вещи, которые можно потом просто купить заново. Моя последняя любимая работа, которая не так давно появилась дома, авторства Наташи Хабаровой. Она двусторонняя, и я пока не решила, как ее оформить и экспонировать, потому что обе стороны хороши.
А СКОЛЬКО У ВАС ВСЕГО РАБОТ?
Точно я не знаю, но до ста. В новом году я поставила себе задачу все систематизировать и привести в порядок. Плюс я начала собирать коллекцию дочери: покупаю работы, которые могут в дальнейшем стать основой для ее полноценной коллекции. Очень жду, когда она подрастет, чтобы уже самой выбирать работы для покупки — уверена, это станет общим увлечением и поводом для жарких споров.
С ЧЕГО БЫ ВЫ ПОРЕКОМЕНДОВАЛИ НАЧАТЬ СОБСТВЕННУЮ КОЛЛЕКЦИЮ?
Когда я запускала галерею a—s—t—r—a, у меня было три бизнес-гипотезы, которые я проверяла. Я всегда выделяю некоторое количество времени и денег, которые готова потратить безвозвратно на проверку гипотезы. С искусством аналогично. Стоит выделить некий бюджет для того, чтобы понять ваш вкус.
После того, как вкус изучен и откалиброван, можно уже делать выверенные, точные покупки, но в любом случае, если вы хотите начать покупать, то надо просто начать. Условно, выделить миллион рублей на полгода или на ярмарку и пойти потратить. Есть одно но — если ты начнешь тратить, то не сможешь остановиться. Это всеми проверено. Если ты единожды потратил больше 200 тысяч рублей на искусство, то дальше все соотносишь со списком желаемых художников. Поэтому я бы порекомендовала открыть в приложении банка, которым вы пользуетесь, отдельный счет и назвать его «моя коллекция» и туда закидывать те суммы, которые вы не потратили на очередную сумку и туфли похожие на предыдущие или очередной ресторан. За пару месяцев наберется достаточная сумма для первых покупок. Пусть даже потом эти работы будут подарены вашим друзьям (чаще всего так и бывает: первые 10-12 покупок потом передариваются, хотя иногда бывает и обратная ситуация), но вы начнете и вступите в клуб охотников за чем-то, что понятно только лично вам.
А второе, что бы я советовала, если вы уже ориентируетесь, — это составить список желаемых покупок. Некий wish list с именами любимых художников, за кем вы следите, и кем бы вы хотели пополнить коллекцию, но пока не накопили денег или не нашли свою работу.
Например, в моем списке работы Леонида Цхэ, Саши Повзнера, Игоря Макаревича, Евгения Чубарова, Леонида Пурыгина, и я, анализируя и отслеживая рынок, жду именно свою работу этих авторов и заранее планирую бюджет.
Плюс стоит отслеживать все аукционы, подписаться на арт-каналы в телеграме, почитывать канал Сергея Попова «Деньги в искусство», чтобы быть в курсе ситуации на рынке.
И отдельный совет про ярмарки: не думать дважды. Большинство интересных работ продаются в первые 3-4 часа после открытия ярмарки. Поэтому, если вы влюбились в какую-то работу и не можете вот прямо уже сейчас без нее, если дыхание ушло в пятки, то это ваша работа. Лучше сразу оформить сделку, чтобы потом не вздыхать.