Кто это придумал: знакомьтесь с создателями стены с уличным искусством BINGO

ИНТЕРВЬЮ

АВТОР: АНАСТАСИЯ ЛОБАЧЁВА

18 March, 2022

В питерском «Севкабеле» теперь есть новая галерея-стена для уличного искусства под названием BINGO, где появляется то инсталляция из коньков, то намеренно наивная композиция художника и татуировщика Виктора Забуги. Мы поговорили с художником Эриком Железкой и куратором Иваном Наумовым о том, как появился проект, почему уличное искусство хаотично, и зачем нам локальные проекты в столь турбулентное время.

«Рябина», Виктор Забуга

ЧТО ТАКОЕ ГАЛЕРЕЯ-СТЕНА BINGO И КАК ПОЯВИЛСЯ ПРОЕКТ?
У нас есть классическая история о том, как создавалась галерея. Эрик, один из основателей, проводил время в общественном пространстве «Севкабель Порт» и случайно увидел эту прекрасную стену около набережной, на которой очень хотелось что-нибудь нарисовать. Ребята из «Севкабеля» поддержали идею создания проекта на своей площадке. Всё лето и осень мы готовили проект, продумывали план выставок на год вперёд. И вот уже к Новому году на стене появилась первая работа.

Мы давно задумывались над проектом, в котором можно было бы реализовать идею постоянной сменяемости уличного искусства. При создании галереи мы отталкивались от того, что в Петербурге очень остро стоит вопрос уличного искусства, а именно — является ли оно вандализмом или нет. Конечно, он уже немного устарел, но при этом проблема всё ещё не решена.

Наш проект больше про паблик-арт, про диалог с локальной идентичностью Севкабеля и Васильевского острова в целом. Изначально мы задумали BINGO именно как перформанс, в котором работы сменяют друг друга каждые две недели. На улице всегда и всем руководит хаос, непонятно, кто и как решит реализоваться с помощью искусства, это всегда стечение обстоятельств. Соответственно мы придумали стену как место для разрешения каких-то споров и точку, которая поможет внедрять искусство в город.

Сейчас мы работаем над галереей-стеной и также планируем развивать пространство гаража, который находится за этой стеной. Придумывая проект, мы опирались на несколько важных принципов. Нам важна работа с локальной идентичностью, с текущим моментом, сезонностью и контекстом. Нам интересно работать не только с баллончиком и краской. И мы стремимся находить таких художников, которые в своих стритовых практиках совмещают разные способы выражения и уходят из традиционного красочного медиума.

Иван Сотников Младший «лю…»

«Свитер для всех», Кристина Башкова

КТО ИЗ ХУДОЖНИКОВ УЖЕ БЫЛ ПРЕДСТАВЛЕН В BINGO?
Пока что у нас реализовано 3 проекта, а четверный появится на стене совсем скоро. Первый проект художницы Кристины Башковой «Свитер для всех». Произведение Кристины было о тепле, любви, о необходимости коллективности, как способе жизни, который подразумевает заботу друг о друге. Затем была работа Ивана Сотникова Младшего «лю…». Проект был сделан в сотрудничестве с катком Севкабель Порта. Мы провели открытый конкурс для художников с простым заданием: создать произведение искусства, используя списанные коньки. По его результатам была создана инсталляция «лю…». Третий проект — «Рябина» Виктора Забуги. Он как раз сейчас находится на стене. Рябина — дерево значимое во многих культурах, однако особый смысл она имеет для славянских и скандинавских народов. Это очень светлый и спокойный образ в наше столь неспокойное время.
Четвёртый проект будет от художника «Ялта-1970». Это инсталляция в духе Кабакова, в которой отразятся определённые социальные перемены нашего настоящего. Работа будет о том, как может поменяться наш быт спустя какое-то время.

ИЗМЕНИЛОСЬ ЛИ ЧТО-ТО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА В СВЯЗИ С НОВЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ?
Как таковых отмен у нас не было. Но был один проект, который мы готовили с петербургским брендом ковров. Он был уже согласован, но в нём присутствовали изображения костров, демонические образы, психоделические образы масленицы. В новых обстоятельствах мы приняли решение отложить его и сделать что-то более светлое и спокойное, вселяющее надежду. Так на стене появилась «Рябина».

КАК ХУДОЖНИКИ МОГУТ ПОПАСТЬ НА СТЕНУ ГАЛЕРЕИ?
Художники могут попасть к нам несколькими путями. Пока что они не все до конца проработаны, так как на протяжении нашей деятельности мы настраивали эти процессы. У нас уже был проведён один опен-колл. Дальше мы планируем продолжать работать по кураторскому предложению. Нам часто пишут в директ художники с предложениями реализовать различные проекты. Это тоже может сработать, потому что иногда мы очаровываемся этими идеями.
Вскоре мы планируем поставить в Севкабеле тумбу, где каждый желающий сможет оставить своё мнение о том, кого из художников они хотели бы увидеть в нашей галерее. К лету мы планируем запустить ещё один опен-колл, его тематику мы прорабатываем в связи с текущими переменами.

Ещё мы придумали другую особенную форму — это «Коты в мешке». Смысл в том, чтобы случайным образом выбрать художника, который следующим реализует свой проект на стене. Для этой идеи мы хотим пригласить разных авторов, в том числе и тех, чьи работы часто подвергаются критике и рассуждениям «искусство ли это?».
В рамках BINGO нам интересно представлять разное искусство, ведь на улице нет никаких правил и запретов.

В ЧЁМ ВЫ НАХОДИТЕ СИЛУ ПРОДОЛЖАТЬ СВОЮ РАБОТУ? И МОЖЕТ ЛИ ИСКУССТВО НАС СПАСТИ?
Сначала у нас был весьма упаднический настрой, и мы думали поставить проект на паузу. Но потом подумали, что у нас есть некоторая инфраструктура, в которой нам не перекрывают воздух и позволяют функционировать. Также сейчас множество художников и культурных работников теряют проекты и работу, другая часть уезжает из страны, множество культурных институций приостановили свою работу, и в такой ситуации людям особенно важно быть ближе друг к другу. Сейчас необходимо создавать новые точки притяжения. Пускай они будут локальные и не блокбастерные, но тем не менее — они очень ценны.
Пока у нас есть возможность работать, мы будем продолжать это делать.

ИНТЕРВЬЮ

АВТОР: АНАСТАСИЯ ЛОБАЧЁВА

18 March, 2022