ХУДОЖНИЦА АННА САМОЙЛОВА

мастерская

26 January, 2020

Когда у художника есть свое пространство, чтобы создавать новые крутые произведения – это большая радость и место притяжения для таких не-художников, как мы.
В этом раз – мастерская художницы Анны Самойловой. Аня работает со старорусскими мотивами и языческими образами, переосмысляя их и интегрируя в повседневность 👾

Традиционные вышивки, которые я копировала на каникулах

ИНТЕРЕС К РУССКОЙ ТЕМЕ И ЯЗЫЧЕСТВУ
Я как-то наткнулась на фотографии Шабунина, которые он сделал во время экспедиции по русскому северу, и была в шоке от красоты народного костюма и девушек. Под впечатлением я начала рисовать образы девушек – немного декоративно изменяя костюмы, но не трогая их форму. Я с детства люблю орнамент, а в русском традиционном костюме его предостаточно. Начала спрашивать у всех своих знакомых, знают ли они какую-нибудь книгу или дядю-тетю, кто мог бы рассказать об орнаментах и их значениях. Одна из моих учениц, которую тоже зовут Аня, принесла мне книгу "Язычество древних славян” и бережно оставила закладку на том месте, где начинаются главы про орнамент. Там я вычитала про различные обычаи и культ рода и рожаниц, которые чаще всего изображены на женских одеждах, а также на обрядовых полотенцах. Думаю, в деревнях до сих пор можно найти такие белые полотенца с вышивкой на концах. И, наверняка, каждый хоть раз видел их в мультиках, иллюстрациях к сказкам, а может и вовсе у бабули в деревне. Поскольку я девочка, мне стало ужасно любопытно, кто такие рожаницы, почему существует столько визуализаций, зачем их вышивали на женских платьях и полотенцах. Выяснилось, что рожаницы – это некий оберег для женщин (не уверена, что только для женщин), который изображает большую фигурку женщины и маленькую женскую фигуру под большой, таким образом образуя бесконечный цикл. Меня это почему-то нереально впечатлило, и я начала изучать все это дело дальше.

Мое представление языческой богини Мокошь

Это черепочек козлика или какого-то рогатого малыша – купила для детей, чтобы они рисовали

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
Я ищу старые фото с экспедиций разных антропологов, этнографов. Ищу книги – мне в этом помогают прекрасные люди, которые давно погружены в эту тему. Слушаю лекции очень классной женщины (которую мне посоветовала моя тьютор Ира Троицкая из Британки) – Светланы Адоньевой. Она антрополог и фольклорист, рассказывает про удивительные вещи, сравнивая обычаи в разные отрезки времени. А еще я тут недавно начала донимать бабушек расспросами про деревни, про их мам, как они жили, что рассказывали и т.д. Последняя моя находка – женщины, которые могли превращаться в разных животных (чаще всего, почему-то в свиней) и делать свои делишки. Если свинью ранили, то на утро видели женщину с перевязанной рукой или ногой, в зависимости от того, куда ударили свинью. Я вот думаю, как обыграть эту историю в работе.

РИТУАЛЫ И ОБРАЗЫ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Мне бы очень хотелось украсить свой дом вышитыми полотенцами. Сейчас меня начали просить вышить что-то на одежде, поэтому хочу подарить футболки с традиционными вышивками своим близким людям. Очень скоро собираюсь пойти учиться делать кокошники. Не знаю, зачем мне это, но хочется ужасно. На свадьбу планирую сделать себе кокошник и платье сама, а также подарить мужу рубаху с вышивкой, как это раньше делали девушки – только рубаху заменю на какую-нибудь толстовку или футболку. Вообще, было бы интересно воссоздать традиционную русскую свадьбу!

  • Эскиз к платью, которое еще в процессе работы, линогравюры и первоначальный набросок к Мокоши
    Эскиз к платью, которое еще в процессе работы, линогравюры и первоначальный набросок к Мокоши

СЛОЖНОСТЬ РАБОТЫ В РАЗНЫХ ТЕХНИКАХ
В карандаше и красках я работаю очень быстро. Мне нравится, что можно приступить к работе в любой момент и закончить так же неожиданно. Но с вышивкой все по-другому. Сначала я сильно бесилась – сидишь 4 часа вышиваешь, а работа никак не заканчивается, – но сейчас я смирилась и просто получаю удовольствие от процесса, хотя, я была бы не против двух лишних рук. Обожаю резать линолеум и дерево. Это тоже довольно долгий процесс, который меня не отпускает. Мне становится плохо, если я не закончила вырезать доску. Это как незаконченное дело, которое висит и постоянно напоминает о себе, поэтому стараюсь работать быстро. И сама печать тоже супер увлекательный процесс, могу залипнуть на целый день и печатать на разных листах, тканях.

ПЛАНЫ НА 2020
Диплом и окончание учебы, наконец-то! И у меня зреет серия работ о земле – было бы здорово оформить ее в выставку.

Занзибарские девушки

ПОЧЕМУ АФРИКА?
Мы просто почему-то решили поехать на Занзибар. Честно сказать, не ожидала, что мне там так понравится. Впечатления от поездки не отпускали меня полгода точно.
На Занзибаре живут женщины невозможной красоты, которые носят невозможно крутые принты. Когда мы ехали на машине мимо деревни, я просто доставала телефон и без конца фотографировала в окне все, что видела. Как-то нам пришлось ехать на другой конец острова и в середине пути я наконец увидела то, про что всегда говорят в фильмах и книгах – красная земля. Как же это красиво! Земля очень интересного красно-терракотового оттенка и из нее растут зеленые, живые, хрустящие растения! Эта поездка мне помогла включить цвет в голове, потому что до этого я работала преимущественно в приглушенных тонах и цветах.
Еще одним удивительным открытием для меня был теплый, почти горячий свет. Я такого нигде до этого не видела – в Москве свет всегда холодный, даже летом, да и в Европе тоже, а в Африке он горячий и делает все вокруг ярче. Во время поездки мне очень хотелось останавливаться в каких-то местах дольше, общаться с людьми, спрашивать про их быт, культуру. Но поскольку я была не одна, приходилось учитывать мнения окружающих и двигаться дальше. Поэтому очень хочется отправиться в так называемую экспедицию, чтобы полностью погрузиться в атмосферу, общаться с людьми и поглощать информацию.
Мечтаю съездить в Танзанию, Руанду. И хочу отправиться по русскому северу и пообщаться с бабулями и дедулями про их жизнь, про их родственников и быт. Еще было бы классно пожить в монастыре и изучить быт монахов и монахинь.

  • Обожаю этот огромный стол. Можно устраивать полный беспорядок и все равно найдется свободное местечко для работы
    Обожаю этот огромный стол. Можно устраивать полный беспорядок и все равно найдется свободное местечко для работы
  • Слева - деревянная доска, справа - линолеум
    Слева - деревянная доска, справа - линолеум

Рабочий скетчбук, в который записываю и зарисовываю важные моменты исследования

НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ
Творческий путь начался на последнем курсе училища, когда мы работали над дипломом. Моя тема была "Русские сезоны в Париже". Я была увлечена Миром Искусств, Дягилевым и Бакстом. На работе были изображены танцоры на репетиции и фигура Дягилева, который зашел посмотреть, как у них там дела. Вот тогда-то я и попробовала первый раз приклеить ткань к картону, а потом и к холсту. Получилось классно. На защите все сильно спорили, но в итоге поставили пять.

ГЛАВНЫЙ ПОСЫЛ
Сейчас мне хочется пробудить интерес к нашей культуре, она такая глубокая и красивая! Может, внедрить старые обряды и традиции в современную жизнь, внутри своей семьи.

ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ
Люблю детей, больше чем взрослых. Мне с ними нравится проводить время – малыши многому меня учат. Малышами я называю всех своих детей – им от 6 до 20. Вроде им со мной тоже классно. Когда я сама была маленькой, меня раздражало, что родители или взрослые говорили: "ты еще маленькая, не поймешь". Поэтому я стараюсь не общаться с детьми свысока, мне нравится общаться на равных – обсудить проблемы в школе (иногда в садике), в семье, трудности с выбором учебного заведения, просто поржать, и поучиться друг у друга новому. Ведь я всего лишь предлагаю вариации техники и подхода, а дальше они творят что-то невообразимое! Ужасно ими горжусь!

ОБРАЗОВАНИЕ
У нас сейчас сложно с художественным образованием. Хочется, чтобы и рисовать учили, и чтобы развивали творчество, которое внутри каждого из нас.Мне и в училище было не слишком комфортно (хотя я сейчас вспоминаю одногруппников и некоторых преподов с теплотой), и в британке первое время было совсем дискомфортно. Я даже уходила оттуда на первом курсе и возвращалась. Только к концу обучения освоилась. Но надо честно сказать, что я не люблю учебные заведения. Не любила школу, училище в какой-то мере, и также недолюбливаю британку. Потому что нужно вставать с утра, тащиться и торчать там кучу времени вместо того, чтобы работать! Но без училища я бы не смогла хорошо рисовать и чувствовать себя свободно, а без британки я бы не повернулась к актуальному искусству и не поняла бы, что копировать реальность мне стало скучно.

  • Рабочий табурет, который мне подарил папа. Думаю, что до меня он тоже стоял в мастерской у художника
    Рабочий табурет, который мне подарил папа. Думаю, что до меня он тоже стоял в мастерской у художника
  • Натюрморт стоит для ребят, которые поступают в академические заведения. И им, как правило, нужен академический рисунок и живопись.
    Натюрморт стоит для ребят, которые поступают в академические заведения. И им, как правило, нужен академический рисунок и живопись.
мастерская

26 January, 2020