«Мимолётности»: персональная выставка Миши Никатина в ЦСИ «Терминал А»
В Нижнем Новгороде до 6 апреля открыта новая выставка Миши Никатина. Специально для проекта в «Терминале А» художник впервые обратился к абстрактной живописи, а также создал инсталляцию и серию керамических объектов.
О настроении и названии проекта и о том, как в одном пространстве сосуществуют разные медиумы, мы спросили куратора выставки Алексея Масляева.

Алексей Масляев
куратор
О кураторских задачах
Я считаю, в выставочном производстве существует одна единственная специфически кураторская задача. Она заключается в вопросе: «Что необходимо для того, чтобы художник говорил столько, сколько посчитает нужным на интересующую его тему?». Эта тема совсем не обязательно формулируется непосредственно художником, или со сформулированной автором темой совпадает.
Так и для выставки «Мимолётности» концепция приобретала свои контуры по мере моего обсуждения проекта с Мишей. Я хотел описать тонкие взаимосвязи между формальными приемами и темой памяти (неразличимость фигуративного и абстрактного изображения как метафора достоверности воспоминания), что, надеюсь, получилось сделать и в кураторском тексте, и в экспозиции выставки.
В остальном же я решал задачи, которые возникали в моей коммуникации с художником, вне зависимости от их характера. В своем большинстве они составляют увлекательную, но рутинную часть кураторской практики, касающуюся широкого спектра интеллектуальных, чувственных и физических усилий.
О названии выставки
Выставка называется «Мимолётности» по нескольким причинам, о которых я расскажу в тезисной форме. Первая причина — это звучность и благозвучие названия. Мимолётности — легкое, нежное слово, по настроению очень подходящее выставке. И его приятно произносить. Вторая причина — возможность разного прочтения названия, и как выставка под названием, так и выставка чего — мимолётности, понимаемой как качество вещей, событий, явлений. Третья причина заключается в акцентировании категории времени и его быстротечности, воплощенной в образе цветущей сакуры. В названии слышатся тысячи розовых лепестков, закручивающиеся в красочные вихри. Есть и четвертая причина. Она состоит в кинематографичности названия — его качестве «цеплять взгляд», важном для Миши в его взаимодействии со зрителями.
Кажется, что одной-двух причин могло быть достаточно, чтобы определиться с названием. И по их количеству вы можете представить длительность и глубину развернувшихся вокруг него обсуждений.
Что касается сообщения зрителю, заключенного в названии, то название, как минимум, сообщает, что выставка достойна внимания и ее обязательно нужно посмотреть.
О совмещении разных медиумов
Мне не совсем понятна проблематика этого вопроса, потому что он подразумевает аксиоматическую сложность в соединении в одном пространстве произведений разных медиумов. Я же исхожу из того, что сегодня выставки современного искусства по своей природе являются мультимедийными. Выставка «Мимолётности» — определенно, из их числа. Она включает в себя скульптуру, живописные холсты разного формата и керамические объекты. Кроме того, произведения размещены в пространстве так, чтобы отношения между ними и со зрителями создавали бы ощущение цельности выставочного пространства, переводя его в формат атмосферной и трогательной инсталляции.