«Музей стрит-арта был пространством свободы». Директор Музея стрит-арта, куратор и художники рассказывают об альтернативной культурной площадке Петербурга

НОВЫЙ МИР: КАК ЖИТЬ?

Автор: Анастасия Лобачёва

Фото: архив Музея стрит-арта, предоставлено Музеем

10 November, 2023

Музей стрит-арта работал в Петербурге с 2012 года. На территории действующего завода слоистых пластиков создали площадку для уличных художников, проведения фестивалей и ярмарок современного искусства.

26 февраля 2022 года он закрылся на неопределенный срок, а в октябре 2023 года на фасадах промышленных зданий закрасили последний мурал. Мы спросили художников и кураторов об опыте сотрудничества в Музеем уличного искусства, а директор Музея, Татьяна Пинчук, рассказала о влиянии площадки на российскую арт-сцену.

Татьяна Пинчук

директор Музея стрит-арта

СКОЛЬКО ПРОСУЩЕСТВОВАЛ МУЗЕЙ СТРИТ-АРТА В ПИТЕРЕ, СКОЛЬКО ПРИМЕРНО ПРОЕКТОВ ИМ БЫЛО ОСУЩЕСТВЛЕНО И НА СКОЛЬКО БОЛЬШАЯ КОМАНДА РАБОТАЛА В МУЗЕЕ?

Летом 2022 года Музею исполнилось бы ровно 10 лет. Но мы закрыли проект 25 февраля, на следующий день после начала (здесь было слово, запрещенное в РФ). То есть оставалось несколько месяцев до круглой даты. Музей был официально зарегистрирован в июле 2012 года. На завод как в резиденцию приезжали художники, делали работы в действующих цехах, и первые два года проект существовал в режиме организованных экскурсий на действующий завод. А летом 2014 года у Музея появилось на территории завода собственное отдельное пространство площадью один гектар, где в дальнейшем и проводились все выставки, ярмарка, фестивали и образовательные проекты. Любопытный факт: публичная площадка Музея в 2014 году открылась выставкой про события в Украине. Выставка “Casus Pacis / повод к миру / привiд для миру / motive for peace” была в параллельной программе Манифесты 10. Проект первоначально задумывался как приуроченный к 100-летию Первой мировой войны, но затем в нем намеренно выдвинули вперед настоящее, а именно — события в Украине.

Мне сложно назвать цифру, говоря о количестве реализованных проектов. Собрана уникальная коллекция из более 100 произведений современного искусства от художников со всего мира, обширная тематическая библиотека и архив, которые сейчас законсервированы в стенах завода в новом просторном хранилище, проведено 8 больших Международных выставок, с участием около 500 художников и специалистов из России и из-за рубежа. Я называю наши выставки большими, потому что у нас была площадка размером как у Уральской биеннале и в среднем около 60 художников на каждой выставке, огромные инсталляции, скульптуры, уличные и масштабные росписи.

С 2017 года в Музее ежегодно проходила ярмарка современного искусства — SAM fair, которая объединяла более 100 художников и творческих групп из разных регионов России. Ярмарка состоялась три раза. У Музея также была школа SAM school c обширной ежегодной образовательной программой в поддержку каждой выставки и с отдельными курсами и резиденция SAM residency, в которую приезжали 4-6 художников в год. Весной 2021 года мы запустили проект SAM Public Art Center для развития паблик-арта в России. Мы планировали делать проекты по всей стране, в основу центра легло сочетание многолетней экспертизы в области городского искусства и производственных технологий завода.

Плюс, раз в два года команда Музея проводила фестивали, например, был фестиваль аудио-визуального искусства, фестиваль граффити, а в юбилейном 2022 году мы планировали провести городской фестиваль надувного паблик-арта — его пришлось отменить, как и всю программу.

На разных стадиях развития проекта постоянная команда Музея состояла из 6-12 человек. Фотографы, редакторы, корректоры, дизайнеры, маркетологи, таргетологи — аутсорс. Плюс, под каждый реализуемый проект мы всегда добирали людей в офисную и продакшн-команду, конкретных нужных арт-профессионалов или технических специалистов, инженеров, архитекторов. У нас в команде даже был мемолог! Человек, который придумывал мемы для соцсетей.

КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, КАК ВАША ИНСТИТУЦИЯ ВЛИЯЛА НА РОССИЙСКУЮ АРТ-СЦЕНУ?

У нас всегда были хорошие бюджеты на продакшн. Художники создавали много нового на наших проектах — экспериментального, нестандартного и большого и сайт-специфичного. Мы делали хороший PR каждой выставке, выходило довольно много публикаций. На наших выставочных проектах и ярмарке галеристы и кураторы находили и приглашали для сотрудничества новых художников. Я бы сказала, Музей для многих стал трамплином, у нашей кураторской команды была особенность находить и классно подсвечивать совсем начинающих, но талантливых художников, и многие потом выстреливали. Если Манеж или Главный штаб в Петербурге — это такой дорогой сервис для уже хорошо известных художников и мировых звезд, то у нас была фабрика по производству ультрасовременного искусства.

За счет маленькой команды и гибкости, мы быстро подхватывали тренды или реагировали на ситуацию, чтобы делать более актуальные проекты, чем какая-нибудь государственная организация с длительным планированием. И, конечно, Музей задавал темы в плане художественной дискуссии, от этого наши идеи и смыслы быстро распространялись и на другие площадки. Например, довольно скоро после начала ковида и введенных ограничений, мы запустили автомобильные экскурсии по Музею с аудиогидом через бот в телеграме: человек мог заехать прямо на машине в Музей и кататься по заводу, рассматривая работы уличных художников из постоянной экспозиции.

Помимо арт-среды Музей, конечно, влиял и на район, и на весь город. У нас было много проектов, направленных на взаимодействие с жителями района, специфика нашей резиденции была в работе с районом вокруг музейной территории. Для городских фестивалей и различных арт- и просто кластеров мы задавали серьезную планку по продакшену и наполнению. Я тоже видела это влияние!

ЕСТЬ ЛИ ПЛАНЫ КАКИМ-ТО ОБРАЗОМ ПРОДОЛЖАТЬ ПОДДЕРЖИВАТЬ ХУДОЖНИКОВ В КАЧЕСТВЕ ИНСТИТУЦИИ БЕЗ ПРОСТРАНСТВА? ИЛИ ПОКА ЧТО ВСЕ НА СТОПЕ?

Пока проект заморожен. Мы не видим возможности для себя работать в России в условиях цензуры и репрессий.

ЗНАЛИ ЛИ ВЫ О ТОМ, ЧТО РАБОТЫ, ОСТАВЛЕННЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ МУЗЕЯ, БУДУТ ЗАКРАШИВАТЬСЯ ИЛИ ЭТО СТАЛО ДЛЯ ВАС НОВОСТЬЮ?

Проблема с согласованием росписей на стенах была всегда: по закону все росписи на стенах надо было согласовывать. Все согласования были долгими, а мы меняли экспозицию раз в год на публичной площадке для временных выставок. Если бы мы запустили согласование и получили его, это для нас уже было бы неактуально, так как работу уже закрасили и на ее месте сделали новую. К тому же, художники часто не имели предварительного эскиза, а создавали работу на месте. Зная, как у нас часто происходит смена экспозиции, комитеты нас не трогали, и мы с ними были на связи.

Сейчас мы закрасили работы с последней выставки «АУ». Постоянная экспозиция музея, то есть работы, которые внутри на действующей заводской территории, — на месте. Но пока непонятно, что с ними будет дальше.

КАКИЕ ЛИЧНО У ВАС ПЛАНЫ? МОЖЕТЕ ЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ, ГДЕ ВЫ СЕЙЧАС РАБОТАЕТЕ И ЧЕМ ЗАНИМАЕТЕСЬ ИЛИ ВДРУГ ГОТОВИТЕ НОВЫЕ ПРОЕКТЫ?

Я студио-директор и менеджер художника Курил Что. Мы живем и работаем в Лиссабоне и Нью-Йорке. В этом году я много училась, поскольку до этого 8 лет проработала в России, в музейной сфере, то, что называют non-for-profit (прим. — некоммерческий). Когда переместилась в коммерческий сектор на международную арену, почувствовала недостаток знаний. Я прослушала несколько коротких курсов, про арт-бизнес в Нью-Йорке в институте Sotheby's и про управление студией художника в колледже Central Saint Martins. Также я второй год учу португальский язык и параллельно подтягиваю английский.

Во время пандемии я разработала курс для художников по самопродюсированию и читаю его онлайн. Когда мы делали музейную ярмарку, я обнаружила, что многие художники не обладают базой по селф-менеджменту, поэтому и возникла идея такого курса. Кстати, через месяц, в конце ноября, начинаю читать курс для новой группы.

Лизавета Матвеева

куратор Музея стрит-арта

Для меня Музей уличного искусства был очень дружеской площадкой даже не потому, что я близко общаюсь с его основателями и организаторами, а потому, что он был открыт для идей и проектов со стороны, потому что в нем нашли платформу самые разные проекты и инициативы, далеко не всегда напрямую связанные именно с уличным искусством. В Музее можно было увидеть как локальных практиков, так и привозных, что привносило разнообразие в петербургскую художественную среду, подпитывало ее, вдохновляло на новые связи и смыслы.

Музей всегда был демократичной и классной площадкой, где хотелось проводить время и куда хотелось возвращаться, не смотря на его несколько отдаленное расположение от центра.
Я очень рада, что мне удалось сделать с Музеем несколько важных инфраструктурных проектов, в том числе ярмарку современного искусства SAM Fair, которую мы проводили три года подряд до пандемии, а потом вынуждены были с ней распрощаться. Это до сих пор один из самых моих любимых и важных проектов в моей кураторской практике, потому что через него мы открыли невероятное количество новых для себя художников и предоставили им возможность показать и продать свои работы, выстроить рабочие контакты, пообщаться со своей аудиторией. После ярмарки я не раз с радостью наблюдала, что она послужила мощным первым трамплином в карьере многих авторов.

Приостановка работы Музея — это невосполнимая потеря для города и культурной среды. Конечно, хотелось бы, чтобы он когда-нибудь возобновил свою работу, но даже если это произойдет, скорее всего, это уже будет совершенно другая институция, имеющая мало общего с тем Музеем уличного искусства, который мы наблюдали и с которым нам повезло работать.

LotaLota

художница

SAM fair, организованная Музеем, стала первым арт-мероприятием, на которое я попала, и ярмарка подошла для этого идеально: отношение организаторов было гостеприимным и располагающим, очень человечным и простым. Сложно сказать, что было более важным — сориентироваться в своем сегменте рынка или познакомиться с другими художниками (и посмотреть на Бронислава Виноградского живьем!). Но, в любом случае, опыт был бесценный, и от новизны впечатлений щеки горели еще очень долго.

Данини

художница

Для меня Музей — важное место, которое поддерживало мои идеи с самого начала сольной карьеры.

В течение нескольких лет я поучаствовала в разных проектах музея, сделала большие сложные инсталляции и перформансы. В разных проектах музея я успела провести немало экспериментов, что очень ценно. Меня всегда впечатляло, насколько молодая команда занималась продакшеном в музее, и насколько старательно ее участники справлялись с площадкой таких масштабов и запросами художников. Даже когда периодически кто-то из ребят крутил от этих запросов пальцем у виска, делалось это очень нежно. Для меня важно погружение в пространство, я провела очень много времени на заводе в процессе самого первого монтажа, это всегда особая магия и незабываемые моменты. Монтаж — вообще мой любимый этап в работе, особенно когда он сложный. Очень важно то, с какими людьми ты разделяешь этот апокалиптический процесс.

Для меня всегда было важно переключаться между проектами с чего-то очень медитативного и ювелирно мелкого на масштабные работы. В те годы, когда появился Музей, было нереально представить другое место в Петербурге, где на идею построить огромную инсталляцию из бетонных заборов ПО-2, тебе бы сказали «ДА!»

С особой нежностью вспоминаю, как ребята оперативно построили для моего перформанса полноценную имитацию типичного подъезда по эскизу, больше похожему на попытку второклассника нарисовать что-то из Майнкрафт по памяти.

С Музеем связано много и приятных, и противоречивых, незабываемых и мистических историй. Однажды мы с коллегами по коллективному проекту, зародившемуся на курсе в школе Про Арте оставили в подарок Музею огромный гроб, в который во время нашего перформанса умещалось не менее 13 человек. Такой внушительный объект потерять сложно, но недавно выяснилось, что таинственным образом гроб бесследно исчез из хранения.

Костя Бенькович

художник

Мое сотрудничество с Музеем стрит-арта началось в 2017 году. На своей странице в соцсетях я написал пост, в котором рассказал о том, что ищу партнеров среди арт-институций Санкт-Петербурга для реализации своих художественных проектов. На мою просьбу откликнулась Таня Пинчук с предложением встретиться и обсудить возможные варианты. С Таней и коллективом музея мы довольно легко нашли общий язык. Я был очень впечатлен масштабом, площадью и качеством музея.

Никогда раньше я не видел ничего подобного в России. Огромная действующая фабрика, наполненная стрит-артом известных российских и зарубежных художников, кураторскими проектами, образовательными лекциями, арт-кластером с мастерскими художников. Таня предложила арендовать помещение под мастерскую и стать резидентом музея. До этого мы с друзьями-художниками арендовали мастерскую в троллейбусном парке. Так как мы занимаемся скульптурой, используем технологии ковки и сварки, не каждое помещение нам подходило, но Музей и завод пошли на встречу и сделали бесплатный ремонт мастерской по нашим техническим требованиям. Мастерская существовала с 2018 по 2022 год и это была одна из лучших мастерских, в которых я когда-либо работал.

Студия дала успешный старт двум моим коллегам Антону Власову и Константину Решетникову, именно здесь они стали заметными участниками петербургской и российской арт-сцены. В этот период я принял участие в кураторском проекте Андрея Зайцева, где сделал нетипичную для меня настенную роспись. Я принял участие в двух выставках SAM fair и в сотрудничестве с ЗСП (прим. завод слоистых пластиков, на территории которого располагался Музей стрит-арта) сделал две большие уличные скульптуры. Это были важные и успешные четыре года для меня и моей карьеры художника, когда я начал выставляться в ведущих российских и мировых галереях и музеях. Я вспоминаю этот период с теплотой.

Хотелось бы отметить профессиональные и личные человеческие отношения с владельцем ЗСП Зайцевым Д.П. и директором завода Илларионовым А.Л. Конечно, очень жаль, что Музей прекратил свое существование. Это действительно большая культурная утрата.

Иван Симонов

художник

Впервые с Музеем стрит-арта я познакомился , когда мне пришло предложение от Максима Имы в качестве куратора принять участие в выставке «Хоть стой, хоть падай», которая проходила в Музее. Для нее я сделал станковую работу.

В первую очередь повлиял Sam Fair, так как дал новые и полезные знакомства. Тогда подобных форматов ярмарок не было. На Sam Fair я познакомился с Софьей Троценко и договорился о персональной выставке моего проекта «ПРОДАНО» с галереей Sense (она тогда находилась в Cube.Moscow).

И потом по приглашению музея сделал уличную работу с рабочим завода на территории завода.

А последним нашим проектом стало оформление самолета для S7. Этот проект стал самым крупным в моей карьере на тот момент. Этот самолет до сих пор летает, и его можно увидеть. Кажется, это последняя работа, которая осталась от музея, так как недавно все работы демонтировали и закрасили.

Никита Nomerz

художник

Музей уличного искусства был уникальным проектом, важным и для культуры в целом, и для меня лично. С ним связано несколько важных для меня этапов в моей биографии. В 2013 году, когда музей только начинал свою деятельность, я был одним из перых приглашенных художников для создания работы для постоянной экспозиции на территории завода. В тот момент я сильно переосмыслял свой художественный язык и стиль, в котором хочу развивать дальше. И «Целое» была одна из тех работ, которая тогда во многом определила мой вектор в будущем.

В 2014 году я был в армии, а после возвращения, зимой 2015 года, я создал работу в пространстве Цех Х1 на территории Музея. Это была моя первая работа после возвращения и годовой творческой паузы.

Весной 2021 года в рамках выставки «Ау!» я создал мурал на заглавном фасаде музея. Работа «Когда уже звезды?» на данный момент мое самое масштабное произведение общей площадью более 1600 м2. Из-за плотного графика эту работу я делал в сжатые сроки, практически без перерыва на отдых. 12 дней я пробыл на площадке, работал днем и ночью, в дождь и под пеклом солнца, а перед открытием выставки не спал больше суток. Этот проект стал важным опытом и проверкой на прочность.

Ежегодно этот фасад обновляют новыми слоями работ под новые выставки. Но в феврале 2022 музей объявил о приостановки деятельности. И эта работа просуществовала дольше, два года. Символично, что именно она стала последней (крайней) работой созданной на этой стене. Этой осенью по требованию Государственной административно технической инспекции этот мурал и ряд других работ были закрашены. Так сложилось, что за месяц до этой новости я сделал холст с отсылкой на этот мурал.

Маргарита Кулева

социолог культуры, куратор, художник

Я много раз коллаборировала с музеем как куратор, спикер и исследователь — я была вовлечена в проект об аудитории музея в сотрудничестве с Гёте-Институтом и консульством Нидерландов в Петербурге. Кроме этого, у меня есть научная работа, которая частично посвящена музею.

Мне всегда казалось, что Музей стрит-арта — это уникальное пространство. В мире не так много институций работают со стрит-артом в таком формате, и в целом, это проблематичная ситуация, когда какая-либо институция пытается в своих стенах осмыслить стрит-арт, потому что стрит-арт, разумеется, искусство улиц. И я нахожу это достаточно сложным — пытаться, с одной стороны, музеефицировать стрит-арт, в чем есть абсолютная необходимость, потому что это искусство не должно быть забыто. А с другой стороны — сохранить его энергию, бунтарский потенциал, который может существовать только на улице.

Я думаю, что Музей стрит-арта решал этот вопрос достаточно органично, поскольку сам музей появился из практики уличного искусства, это не была институция, которая решила размещать работы в аккуратном вайткьюбе (прим. White Cube, концепция Белого куба — выставочная концепция, согласно которой объекты искусства выставляются в белом пространстве). Это были молодые люди, которые создавали муралы на работающем заводе.

Поэтому первое, что я хочу сказать, что Музей стрит-арта был пространством свободы и альтернативным пространством на культурной сцене Петербурга.

Во-вторых, мне кажется, несмотря на всю его альтернативность и дерзость, это пространство было в диалоге с традиционными культурными институциями. Как раз в моей научной работе я пишу о том, как в их выставке 2017 года Brighter Days Are Сoming музей инкорпорировал классический образ сада Эрмитажа в экспозицию. Поэтому для меня Музей стрит-арта — очень петербургский проект, который в диалоге с культурным наследием и дает альтернативу, привлекая ту публику, которая, может быть, не заинтересована в посещении классических музеев.

И третье, на чем я хочу сконцентрироваться, это то, что музей выполнял достаточно важную функцию децентрализации. Петербург очень центростремительный город, в котором все практики, связанные с культурой, в основном сосредоточены в центре, и за его пределами можно найти не так много интересных проектов.

Мне кажется, что закрыть музей в связи с началом (здесь было слово, запрещенное в РФ) было важным жестом, и не так много институций так ярко отреагировали на начало (здесь было слово, запрещенное в РФ). Но мне ,конечно, жаль, что Музей стрит-арта — больше не часть культурного наследия Петербурга. Хорошо, что вы делаете этот материал, потому что мне бы хотелось, чтобы память о музее осталась в том или ином виде.

НОВЫЙ МИР: КАК ЖИТЬ?

Автор: Анастасия Лобачёва

Фото: архив Музея стрит-арта, предоставлено Музеем

10 November, 2023