Дарья Ведерникова о том, почему в кризис важно тратить деньги и помогать малому бизнесу

Нам кажется, в этот нестабильный период важно объединяться, поддерживать друг друга и создавать коллаборации. Мы публикуем колонку Дарьи Ведерниковой, руководителя Центра продуктов для предпринимателей, о пользе сотрудничества, поддержке малого бизнеса и неактуальности конкуренции.

В экономике есть такое понятие, как «депрессия», одна из фаз экономического цикла, которая характеризуется глубоким и продолжительным спадом экономической активности. Фактически, это когда люди начинают сохранять деньги, потому что им страшно их тратить. И, с одной стороны, это поведение совершенно понятно. Но важно понимать, что совершенно обескровленными в результате останутся как раз те бизнесы, те проекты, которые не продают предметы или не оказывают услуги первой необходимости. И тогда мы рискуем потерять все, что мы любим. Когда мы выйдем из этого состояния застоя, то просто не найдем ни кофейни, которую так любили, ни галереи современного искусства. Предпринимателю для того, чтобы продолжать работать, нужны клиенты и нужен оборот.

Движение средств – это кровь бизнеса.

Я не говорю, что сегодня нужно тратить все деньги на искусство или постоянно покупать цветы домой. Но, если вы находитесь в более или менее стабильном состоянии, у вас нет риска прямо сейчас потерять работу, помните о том, что ваши любимые места могут не пережить кризис, если вы туда не придете и не поддержите их покупкой или заказом. Чтобы помочь сохранить такие инициативы — надо продолжать покупать, как бы это парадоксально ни звучало.

Мне очень понятна идея «Объединения»: когда художники, галереи, художественные самоорганизации все вместе себя представляют, у них появляется какой-то общий, более громкий голос. Молодым художникам «Объединение» дает звучать громче, чем поодиночке. Таким образом, поддерживая площадку, можно сказать, ты оказываешь системную помощь художникам. Просто купить у художников напрямую — здорово. Но, когда ты помогаешь площадке, которая фактом своего существования поддерживает большое количество художников, ты действуешь более системно.

В пандемию благодаря ресурсам МТС мы отправляли смски нашим абонентам с гео-таргетом: «Напоминаем, что у вас был любимый магазин, куда вы ходили, он все еще работает. Закажите у него что-нибудь». И ставили ссылку.

За годы работы с предпринимателями я поняла, что бизнес — это не только про зарабатывание денег. Чаще это совсем про другое — это способ человека проявить себя, осуществить мечты, реализовать желание менять среду вокруг, хоть это и заведомо сложно. Это такой здоровый эгоизм, от которого получают профит множество людей. Предпринимательство — это такой организм, открытая система, жизнь которой невозможно представить в отрыве от остального мира и взаимодействия с другими живыми организмами. Эта система может испытывать радость, тревожность, становиться успешной или переживать кризисы, может нуждаться в поддержке и помощи. Все это явно больше, чем нарядная вывеска на фасаде или таблица Profit&Loss.

Это прозвучит очевидно, но поддерживать малый бизнес нужно, чтобы делать устойчивым развитие целого общества.

Обычный человек может оказать поддержку малому бизнесу, просто обратив на него внимание. Со стороны большого бизнеса нужен более глобальный подход, который заключается в решении общих проблем системно.

Поддержка малого бизнеса сегодня — это, в том числе, и про будущую стабильность крупного бизнеса России. Это про долгосрочное планирование и длинную перспективу, когда состояние равновесия и поддержки друг друга — выгоднее, даже если мы говорим про возможную поддержку будущих конкурентов. Агрессивная конкуренция — это явление, которое в долгосрочной перспективе может, скорее, навредить всем участникам этого процесса.

Предприниматели из компаний малого бизнеса могут помогать друг другу. Если задаться целью поддержать соседа, то креативный мозг придумает много способов. Например, можно что-то делить, можно что-то вместе закупать, например, кофе с сетью кофеен, чтобы доставка стоила дешевле.

Все это про устойчивые системы. Про то, что на предпринимателя влияет не только внешняя среда, под воздействием которой он пытается не сломаться, но и про приобретение субъектности и активной позиции по отношению к этой внешней среде.
Мне кажется, пандемия показала, что малому бизнесу не хватает отраслевых представителей. Мы знаем Анастасию Татулову — представительницу от ресторанной отрасли, которая открыто говорила о проблемах в отрасли. Но я постоянно думала, почему нет представителей от других сфер? Ведь если вас никто не слышит, вам не смогут помочь. У вас нет точки контакта, вы не можете представить свою позицию, а это необходимо. Поэтому нужно объединяться, нужно звучать, нужно говорить.

Я убеждена, что конкуренция сегодня не актуальна.

Что вызовы, с которыми мы встречаемся, значительно сложнее того, с чем мы сталкивались ранее, и для того, чтобы решать такого уровня проблемы — объединяться необходимо.

Сегодня на малый бизнес ложится особенно важная роль — ее условно можно обозначить единым понятием «социальная ответственность». В федеральном законе РФ зафиксировано определение «социального предпринимательства», обозначены льготы, которые социальный предприниматель может получить от государства. Но мне кажется важным напомнить, что социально ответственным предпринимателем сегодня можно назвать каждого, кто продолжает работать, создавать динамику в экономике, давать рабочие места, поддерживать семьи своих сотрудников.