ПОБЕДИТЕЛИ OPEN-CALL NOVA ART

ИНТЕРВЬЮ

ФОТОГРАФИИ: МИХАИЛ ВИЛЬЧУК

ВОПРОСЫ: МИХАИЛ ЛЕВИН

02 August, 2021

NOVA ART — конкурс проектов молодых художников, тема этого года: 'Новая кожа: миф технологического тела'. Месяц назад были объявлены финалисты восьмого конкурса, а до 22 августа в Севкабеле проходит первая часть проекта – выставка концепций (куратором конкурса и выставки выступила Снежана Кръстева, также куратор Музея 'Гараж'). Михаил Левин, директор Московской школы современного искусства и ментор Всероссийского конкурса Nova Art 8 поговорил с победителями — Ксенией Обуховской, Алисой Омельянцевой, Александрой Павловской, Катей Муравьевой и Анастасией Богомоловой.

Ксения Обуховская

КСЕНИЯ ОБУХОВСКАЯ

Проект 'Soft infiltration', Москва

ЧТО ДАЕТ УЧАСТИЕ В ПОДОБНЫХ КОНКУРСАХ?
Мне кажется, что для молодой художницы — это возможность воплотить масштабный проект и протестировать границы своих возможностей. Конечно, в какой-то степени это еще и возможность заявить о себе.

ПОЧЕМУ ТЫ РЕШИЛА ПОДАТЬ ЗАЯВКУ, КАК ВОСПРИНЯЛА ТЕМУ КОНКУРСА?
Телесность, ее медиальность и трансформация — то, что я в той или иной степени исследую в своей практике, у меня произошел мэтч на внутреннем уровне. Я решила подать заявку, потому что это хороший шанс вывести себя на новый уровень.

ПОВЛИЯЛО ЛИ НА ТВОЮ ПРАКТИКУ ТО, ЧТО ТЫ СТАЛА ФИНАЛИСТКОЙ?
Да, я изучила новые вещи, новые методы, материалы и начала немного по-другому смотреть на проекты, более комплексно продумывать детали.

ДАЛО ЛИ ЭТО ИМПУЛЬС И УВЕРЕННОСТЬ В ТВОЕЙ РАБОТЕ?
В каком-то смысле ты получаешь аппрув. В том смысле, что осознаешь, что твоя практика важна не только тебе, это и дает импульс не останавливаться.

ИЗМЕНИЛСЯ ЛИ ТВОЙ ПРОЕКТ ЗА ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ К ВЫСТАВКЕ?
Концептуально — нет. Но с точки зрения формы он действительно трансформировался, рос как будто бы вместе со мной.

БЫЛО ЛИ ПОЛЕЗНО ОБЩЕНИЕ С КУРАТОРОМ И ЭКСПЕРТАМИ КОНКУРСА?
Меня очень вдохновила встреча с моими менторами AES+F! На начальном этапе Лев и Евгений направили меня в правильное русло и дали очень важный совет — просто не изменять себе, и все будет супер.

С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ ТЫ СТОЛКНУЛАСЬ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА?
Мне было тяжело менеджерить свое время, так как параллельно я довольно интенсивно учусь в Школе Родченко, поэтому это был настоящий тест на выносливость. Другая сложность, ставшая полезным опытом — то, как ты материализуешь проект через составление смет, закупки материалов, описание техники — все эти вещи, которые на первый взгляд не имеют отношения к искусству. Теперь знаю, что имеют.

ЧТО САМОЕ ЦЕННОЕ ТЫ ВЫНЕСЛА ИЗ ЭТОГО ОПЫТА?
Ощущение, что все возможно.

СОВЕТ ХУДОЖНИКАМ, КОТОРЫЕ БУДУТ ПОДАВАТЬ ЗАЯВКИ НА КОНКУРСЫ В БУДУЩЕМ?
Не бояться делиться своими идеями, даже если они кажутся вам абсурдными. Ну, и подробнее продумывать не только концепцию, но и детали ее реализации.

КАК ТЫ ВИДИШЬ СВОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ?
Я буду продолжать работать с инсталляционным форматом параллельно развиваться в новых медиа, изучать пространство между физическим и цифровым.

Михаил Левин, директор Московской школы современного искусства и ментор Всероссийского конкурса Nova Art 8

Анастасия Богомолова

АНАСТАСИЯ БОГОМОЛОВА

Проект 'Ассамбляж', Екатеринбург

ЧТО ДАЕТ УЧАСТИЕ В ПОДОБНЫХ КОНКУРСАХ?
Я открыла для себя неожиданный эффект от написания заявок на конкурсы, о котором прежде не задумывалась. Этот процесс позволяет мне с каждым разом все точнее формулировать свои идеи, определять направление мысли и открывать новые перспективы для исследования. Как художнице, много работающей с артикуляцией практики, это дает мне дополнительную мотивацию.

КАК ТЫ ВОСПРИНЯЛА ТЕМУ КОНКУРСА?
Как челлендж: заявленная тема была скорее в конфронтации с идеями внутри моего проекта 'Ассамбляж', чем в согласии с ними. Свою заявку я даже выстраивала на том, что сознательно двигаюсь в противоположном направлении от фигуры киборга — ключевого образа в тексте Снежаны Кръстевой, вдохновленном эссе Донны Харауэй. Для меня было вызовом ответить на кураторский стейтмент.

ПОВЛИЯЛО ЛИ НА ТВОЮ ПРАКТИКУ ТО, ЧТО ТЫ СТАЛА ФИНАЛИСТКОЙ?
Как говорит Марина Абрамович: 'Я всегда считала, что это опасно для художников, если сиюминутные события меняют их работу или образ мышления'. Нет, бытие финалистом конкурса не может повлиять на практику. На карьеру — возможно.

БЫЛО ЛИ ПОЛЕЗНО ОБЩЕНИЕ С КУРАТОРОМ И ЭКСПЕРТАМИ КОНКУРСА?
Да, в беседе с ментором конкурса Протеем Теменом удалось подобрать очень емкое описание тех перформативных действий, на которых 'Ассамбляж' выстроен: в сущности, мой проект опирается на процессы миграции. Я много работаю с текстами, размышляя над своими идеями, так что понимаю, насколько одно верно найденное слово ценно для концептуализации.

ЧТО САМОЕ ЦЕННОЕ ТЫ ВЫНЕСЛА ИЗ ЭТОГО ОПЫТА?
Похоже, я еще больше утвердилась в том, что мне важно показывать финальную форму проекта! Для меня стало челленджем необходимость выпустить незаконченную работу в люди уже сейчас. И я не чувствую, что смогла побороть в себе тревогу из-за этого.

СОВЕТ ХУДОЖНИКАМ, КОТОРЫЕ БУДУТ ПОДАВАТЬ ЗАЯВКИ НА КОНКУРСЫ В БУДУЩЕМ?
Смотреть шире на предложенные тематические рамки.

БУДЕШЬ ЛИ ТЫ ПРОДОЛЖАТЬ РАЗВИВАТЬ ТЕМУ, КОТОРУЮ ЗАТРОНУЛА В НАСТОЯЩЕМ ПРОЕКТЕ?
Я обращаюсь к исследованию телесности с 2014 года. Собственное тело часто становится моим ключевым инструментом в работе. Без сомнений, я продолжу искать способы его использования в различных контекстах и тематических ракурсах.

КАКИЕ У ТЕБЯ ПЛАНЫ НА БУДУЩИЕ ПРОЕКТЫ?
С 2019 года я делаю большой перформативный проект-путешествие 'Евротур', где исследую границы туристического опыта. Вместе с двумя единомышленницами мы ездим по уральским поселкам и деревням с европейскими названиями — от Парижа и Берлина до Лейпцига и Касселя. Сейчас я полностью сосредоточена на этой работе, которую поддерживают патроны проекта на Patreon. Время между экспедициями и отбором материала для инсталляции 'Евротура' я провожу за съемками для 'Ассамбляжа', который хотела бы завершить к осени 2022 года.

Александра Павловская

АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВСКАЯ

Проект 'Танюшка', Щелково

ЧТО ДАЕТ УЧАСТИЕ В ПОДОБНЫХ КОНКУРСАХ?
Включение в контекст — новые люди, площадки и зрители. Если конкурс предоставляет ресурсы для реализации работы, то это отличный шанс сделать что-то масштабное или затратное.

ПОЧЕМУ ТЫ РЕШИЛА ПОДАТЬ ЗАЯВКУ, КАК ВОСПРИНЯЛА ТЕМУ КОНКУРСА?
Тема конкурса резонирует с моей художественной практикой — я несколько лет исследую тему кожи и оболочек. Плюс меня совершенно заворожил кураторский текст и то, как много прочтений Снежана закладывала в тему. Но заявку я долго не подавала и откладывала, потому что моя практика далека от технологий — я была уверена, что она настолько олдскульная, что никому не будет интересна. Много сомнений и страхов.

ПОВЛИЯЛО ЛИ НА ТВОЮ ПРАКТИКУ ТО, ЧТО ТЫ СТАЛА ФИНАЛИСТКОЙ?
Я не делала проект специально для выставки, мне важно продолжать логическую линию своей практики. Это стартовая точка большого исследования, в которое я погрузилась после окончания университета.

ДАЛО ЛИ ЭТО ИМПУЛЬС И УВЕРЕННОСТЬ В ТВОЕЙ РАБОТЕ?
О да! Финал определенно сделал меня смелее и увереннее, если не в работах, то точно в артикуляции. Это захватывающий опыт — видеть свою работу на одной площадке с другими сильными художниками и интересными проектами.

БЫЛО ЛИ ПОЛЕЗНО ОБЩЕНИЕ С КУРАТОРОМ И ЭКСПЕРТАМИ КОНКУРСА?
Весь конкурс организован очень бережно и внимательно по отношению к художникам. И Снежана, как очень внимательный куратор, вовремя отговорила меня усложнять работу и сохранить проект деликатным и лаконичным.

С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ ТЫ СТОЛКНУЛАСЬ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА?
Мне в какой-то момент не хватало обратной связи, но ее и невозможно было организовать — все мои сложности упирались в то, что я физически не видела пространство и архитектуру. Но это нормальный рабочий процесс.

ЧТО САМОЕ ЦЕННОЕ ТЫ ВЫНЕСЛА ИЗ ЭТОГО ОПЫТА?
Не бояться подавать заявки, даже если есть уверенность, что ничего не получится. Еще, наверное, быть искренней. Я не делаю громкие и зрелищные работы, и это ни хорошо, ни плохо, просто факт. Принять этот факт было очень ценно.

СОВЕТ ХУДОЖНИКАМ, КОТОРЫЕ БУДУТ ПОДАВАТЬ ЗАЯВКИ НА КОНКУРСЫ В БУДУЩЕМ?
Пишите заявки честно. Не пытаясь подстроиться и угадать, что понравится куратору. Если ваши ценности с командой конкурса совпадают, то вы поработаете вместе — на этом конкурсе, на следующем или как-то еще. А если вам не по дороге, то и не стоит расстраиваться.

ОПРАВДАЛИСЬ ЛИ ТВОИ ОЖИДАНИЯ ОТ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ?
У меня не было ожиданий, поэтому любая подвижка воспринималась как хорошая новость.

Алиса Омельянцева

АЛИСА ОМЕЛЬЯНЦЕВА

Проект 'Spectrum Ghost Speculum', Москва-Вена

ПОЧЕМУ ТЫ РЕШИЛА ПОДАТЬ ЗАЯВКУ, КАК ВОСПРИНЯЛА ТЕМУ КОНКУРСА?
Я давно наблюдаю за конкурсом Nova Art, но подала заявку впервые. Мне всегда нравилось, как все организовано, есть куратор и тема, а в этом году была еще образовательная программа. Есть ощущение двусторонней отдачи — даже если твой проект не побеждает, ты все равно можешь использовать полученные знания в будущем.

ДАЛО ЛИ ЭТО ИМПУЛЬС И УВЕРЕННОСТЬ В ТВОЕЙ РАБОТЕ?
Это дало импульс завершить часть работы для выставки концепций. Когда ты видишь свою работу в экспозиции, сразу понимаешь, что можно улучшить или изменить. Думаю, к созданию большого проекта я подойду более уверенной после этого опыта.

ЧТО САМОЕ ЦЕННОЕ ТЫ ВЫНЕСЛА ИЗ ЭТОГО ОПЫТА?
Новые знакомства.

СОВЕТ ХУДОЖНИКАМ, КОТОРЫЕ БУДУТ ПОДАВАТЬ ЗАЯВКИ НА КОНКУРСЫ В БУДУЩЕМ?
Думаю, нужно найти баланс между следованием теме конкурса и собственным интересом. Редко будут опен-коллы точно подходящие именно вам, но почти с любой темой можно установить язык взаимодействия и остаться верным себе.

ОПРАВДАЛИСЬ ЛИ ТВОИ ОЖИДАНИЯ ОТ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ?
Еще сложно об этом говорить, ведь выставка концепций — только один из первых шагов. Но то, что она в это время все таки случилась — уже многое значит.

Катя Муравьева

КАТЯ МУРАВЬЕВА

Проект Кати Муравьевой и Петра Бардина, 'ДИАЛОГИ', Санкт-Петербург

ЧТО ДАЕТ УЧАСТИЕ В ПОДОБНЫХ КОНКУРСАХ?
Первое: начать реализовывать свою идею в жизни. Второе: показать проект профессиональному современному художественному комьюнити, услышать мнение уважаемого жюри.

ПОЧЕМУ ТЫ РЕШИЛА ПОДАТЬ ЗАЯВКУ И КАК ВОСПРИНЯЛА ТЕМУ КОНКУРСА?
Увидела опен-колл, послушала вводную лекцию, которую делали кураторы проекта — мне понравился кураторский подход и неограниченные возможности трактовки и восприятия темы. Поняла, что моя тема очень созвучна заданной.

ПОВЛИЯЛО ЛИ НА ТВОЮ ПРАКТИКУ ТО, ЧТО ТЫ СТАЛА ФИНАЛИСТКОЙ?
Признание людей, которых я уважаю, — для меня важнейший бонус и доказательство необходимости постоянно работать, прокачивать себя, свои проекты и не упускать свою 'ускользающую красоту'.

С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ ТЫ СТОЛКНУЛАСЬ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА?
Процесс выбора технологии изготовления объекта оказался непростым в нашем проекте. Очень хотелось максимально близко передать ощущение от скульптуры через материал. Не хватило времени на тесты с различными современными материалами.

ЧТО САМОЕ ЦЕННОЕ ТЫ ВЫНЕСЛА ИЗ ЭТОГО ОПЫТА?
Соотносить масштаб работы с реальным временем и конечно закладывать время для тестирования новой модели или механизма.

СОВЕТ ХУДОЖНИКАМ, КОТОРЫЕ БУДУТ ПОДАВАТЬ ЗАЯВКИ НА КОНКУРСЫ В БУДУЩЕМ?
Четко транслировать свои мысли. Если вы убедительны — это показатель не только наличия или отсутствия ораторского искусства, но и доказательство значимости, цельности и внятности темы, с которой вы работаете.

КАК ТЫ ВИДИШЬ СВОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ?
Очень интересно создавать паблик-арт и science art проекты, перетекающие в онлайн пространство.

БУДЕШЬ ЛИ ТЫ ПРОДОЛЖАТЬ РАЗВИВАТЬ ТЕМУ, КОТОРУЮ ЗАТРОНУЛА В НАСТОЯЩЕМ ПРОЕКТЕ?
Хочется рассмотреть мою тему на bio-art площадке, смоделировать отдельную виртуальную реальность для проекта, создать серию скульптур с включением объектов в городскую среду. Разработать механизм взаимодействия с человеком и окружающей средой.

ОПРАВДАЛИСЬ ЛИ ТВОИ ОЖИДАНИЯ ОТ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ?
Мы, совместно с Петром Бардиным, смогли реализовать свой прототип идеи, теперь можно приступать к следующему этапу — совершенствовать и запускать ее в жизнь в любом из вариантов: как полноценный художественный персональный проект, высокотехнологичный science art объект или авторскую серию паблик-арт скульптур.

КАКИЕ У ТЕБЯ ПЛАНЫ НА БУДУЩИЕ ПРОЕКТЫ?
Великие.

ИНТЕРВЬЮ

ФОТОГРАФИИ: МИХАИЛ ВИЛЬЧУК

ВОПРОСЫ: МИХАИЛ ЛЕВИН

02 August, 2021