Просто добавь искусства: коллаборация befree x Ritul

Новости

Автор: Лобачева Анастасия

Фотографии: предоставлены befree

06 June, 2022

В последнее время Петербург радует классными коллаборациями с художниками: & Other Stories с Лизой Смирновой, искусство в ресторанах города и Собака.ру с Полиной Осиповой.
В новом материале рассказываем о первой коллаборации российского бренда befree с художницей Ритой Сапоговой.
Как создавалась коллекция, трудности производства и планы бренда о сотрудничестве с другими художниками.

Рита Сапогова, Ritul

Художница проекта

РИТА, РАССКАЖИ О ТОМ, КАК НАЧАЛОСЬ ВАШЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С BEFREE?

Мне написала Лима (прим. руководительница по PR, SMM и специальным проектам befree)
Думаю, потому что ей самой нравится мое творчество, и она решила меня поддержать!
Я знаю, что у нее есть пара моих картинок, купленных в Галереешной в Санкт-Петербурге. Сейчас это единственное место в Петербурге, где можно на них посмотреть и пощупать оффлайн.

ЧЕМ ТЫ ВДОХНОВЛЯЛАСЬ ПРИ СОЗДАНИИ КОЛЛЕКЦИИ ОДЕЖДЫ?

Мы решили взять картинки из моего аккаунта в Инстаграме, которые больше всего понравились команде befree. Часть из них у меня была сохранена в виде сканов, а часть — я рисовала заново и сканировала.
Например, кучерявые друзья на белом платье с дырками были сделаны в подарок улицам Петербурга и помогали скрасить будни дворникам. Цветное платье было изначально картиной, а ребята из команды очень весело сделали из нее паттерн!
Белый паттерн с темными пятнами со смайлами рисовался пальцами, так же как и белая футболка — там даже видны отпечатки. Мне не всегда нравится результат от рисования кисточками, и я часто использую свои врожденные десять кисточек-сосисочек на руках в качестве инструментов.

КАК ТЕБЕ РАБОТАЛОСЬ С КОМАНДОЙ BEFREE НАД СОЗДАНИЕМ КОЛЛЕКЦИИ? БЫЛИ ЛИ КАКИЕ-ТО СЛОЖНОСТИ?

Мне понравилось! Я довольно мало что делала, только предоставила рисунки и потом ныла: что надо переделывать образцы, что цвета не те и то не так. Но это, естественно, важная и очень сложная часть работы художника.

Особенно долго не получался смайлик. На производстве его сделали только с третьего раза в нужных пропорциях. Мне, как не любителю делегировать процессы, было сложно принять то, что я печатаю это не сама!

ЭТО БЫЛ ТВОЙ ПЕРВЫЙ ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА С БОЛЬШИМ БРЕНДОМ? ЧТО ТЕБЕ ДАЛО ЭТО СОТРУДНИЧЕСТВО?

Это был мой первый опыт, и я очень благодарна за этот кейс и эту оппортьюнити!
Благодаря сотрудничеству с брендом, теперь многие люди считают меня успешным и серьезным художником!
Также это событие совпало с моим переездом в другую страну, из-за чего мне пришлось временно закрыть свой сайт, где я продавала в основном футболки с ручными принтами. Поэтому те, у кого истрепались старые футболки, могут сходить за новыми в befree.
И, конечно, самое главное то, что друзья теперь хорошо одеты, в одинаковое! А еще все любители Ritul могут узнавать друг друга на улице и улыбаться.

Лима Липа

Руководительница по PR, SMM и специальным проектам befree.

КАК РОДИЛАСЬ ИДЕЯ КОЛЛАБОРАЦИИ BEFREE С СОВРЕМЕННЫМИ ХУДОЖНИКАМИ?

Несколько лет назад я училась в школе интерпретации современного искусства «Пайдейя» в Петербурге. Чуть позже я получила кураторский опыт — сделала выставку на крыше своего дома и с удивлением обнаружила, что о ней упомянули в «АртГиде». Во время работы в петербургском журнале «Собака.ru» я часто продюсировала и стилизовала съемки с художниками и кураторами — тогда за раздел «Искусство» отвечала моя подруга и куратор Александра Генералова. Для каждого проекта мы тщательно выбирали локацию и реквизит: было важно передать в фотографии суть практики каждого автора и дух времени. Например, стрит-артиста Максима Иму мы снимали в заброшенном Доме Культуры: большой командой, с осветительным оборудованием и вещами из ДЛТ пробирались через дырку в цокольном окне. А потом он там забомбил одну из стен. Алину Глазун мы снимали за два дня до начала локдауна в марте 2020 года, поэтому в студии воссоздали ее инсталляцию со словами «Ничего не осталось». Номер вышел в апреле, когда многие уже практически не выходили из дома. Благо, журнал можно было заказать в «Самокате».

В befree я пришла, потому что хотела делать большие проекты-коллаборации с художниками «от и до». Бренд же хотел формировать творческое комьюнити вокруг себя. И, ура, мы сошлись! Все сложилось естественно: моя руководительница заметила, что я люблю современное искусство, могу увлечь им других, поэтому мы начали делать коллабы с художниками. Если бы пиаром и спецпроектами занимался человек, который обожает кино, то befree сделали бы спецпроект с режиссерами.

КТО РАБОТАЛ НАД СОЗДАНИЕМ ЭТОЙ КОЛЛАБОРАЦИИ? НАСКОЛЬКО ЭТО БЫЛА БОЛЬШАЯ КОМАНДА?

У нас большая команда и разделение труда. Над самой коллекцией работает отдел продукта: они придумывают как будут выглядеть вещи и как их произвести. Причем дизайн аксессуаров, casual одежды и линии dressy разрабатывают отдельные группы, в каждой из которых 4–6 человек. Для каждой коллаборации мы разрабатываем специальные вшивные и навесные ярлыки с кастомным шрифтом и графикой — за это отвечают ребята из отдела маркетинга. После того, как коллекция готова, в дело вступает моя команда. Мы придумываем, как отснять лукбук и продвигать коллаборацию в социальных сетях. Отдельная задача — как вещи будут представлены в магазинах befree. Это делает отдел продаж и визуального мерчандайзинга. Для коллекции с Ритой мы оформили центральный вход магазина (у нас нет витрин, вместо них широкий вход. И можно заехать на коляске), а также стену слева у входа (самая горячая точка). Сейчас понимаем, что для следующей коллаборации с художником, нам надо придумать специальное оформление с яркой графикой для каждого магазина. Важно то, что Рита не просто дала нам эскизы принтов на футболку или платье — она была полноценным партнером на каждом этапе производства.

ПОЧЕМУ ДЛЯ ПЕРВОЙ КОЛЛАБОРАЦИИ ВЫБРАЛИ ИМЕННО RITUL?

После утверждения самой идеи — коллекции художников для befree, директор бренда Татьяна Бредихина дала мне карт-бланш. Я сама выбрала первых четырех авторов, а Татьяна решила, что первой должна быть Ritul — у нее круто работает интуиция в таких делах, да и работы ей очень понравились.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЗАНЯЛИ ПРОЦЕССЫ ПО СОЗДАНИЮ ЭТОГО ПРОЕКТА?

Первым четырем художницам я написала предложение о коллаборации в июле 2021 года. Мы со всеми сделали промежуточные договоры с предоплатой, чтобы закрепить намерения. Затем у нас был период перестраивания внутренних процессов в отделе продукта. Над коллекцией с Ритой мы начали работать уже в сентябре 2021 года. В декабре мы получили первые образцы и начали их корректировать, а в продажу коллекция поступила 1 июня. Из-за нынешних сложностей с логистикой, многие образцы приходилось согласовывать по фото, а панама и шопер из коллаборации и вовсе застряли в пути – мы до сих пор их ждем.

Я ВИДЕЛА, ЧТО ВЫ ПЛАНИРУЕТЕ СОТРУДНИЧАТЬ ЕЩЕ С ДРУГИМИ ХУДОЖНИКАМИ. ЕСЛИ МОЖЕТЕ, РАССКАЖИТЕ, КТО ЭТО БУДЕТ? ИЛИ НЕМНОГО ОПИШИТЕ, НАД ЧЕМ РАБОТАЕТЕ СЕЙЧАС В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ?

Следующая коллаборация будет с Аней Андржиевской — коллекция получилась очень горячая! По вайбу это какая-то смесь Versace, Vetements и Richard Quinn. С Ritul у нас вышла скорее история унисекс, а тут – будет секс.

Зимой мы планируем выпустить коллекцию с петербургской фотохудожницей Маргаритой Смагиной. Она делала съемки для ID magazine, Fucking young, Buro 24/7, Paper magazine, L’officiel AZ, Harper's Bazaar, Esquire. Мне очень нравится ее авторский проект The Wolf. Это книга про промежуточные состояния, метафизическое путешествие по ту сторону бытия, игры со светом и тенью. Кстати, в коллекции будет несколько вещей с фотоработами из этого проекта. Моя самая любимая — черная худи с черно-белым принтом на груди и пришитым принтом на спине. Худи получается очень в духе Рафа Симонса! В этой коллекции будет много расслабленных оверсайз и унисекс вещей.
Имя четвертой художницы – пока секрет! Отдел продукта только начинает разработку коллекции.

Ирина Трофименко

Байер группы джерси

СТАЛКИВАЛИСЬ ЛИ ВЫ С КАКИМИ-ЛИБО ТРУДНОСТЯМИ ПРИ СОЗДАНИИ ЭТОГО ПРОЕКТА?

Мы столкнулись с трудностями от двух поставщиков, которым были размещены модели с техникой флок (это такой бархатный принт). На первом образце принт получился буквально лысым. А второй поставщик прислал только два цвета – один розовый и один голубой. Оказалось, что это единственные два цвета, которые он может произвести. Конечно, они были не по нашим пантонам и не соответствовали запросу из утвержденной гаммы.
Мы вышли из положения: в первом случае – поставщик заказал технологию у турецкого производителя, и флок стал пушистым; а во втором случае – мы изменили принт. Итогом все остались довольны!

Кстати, футболки и маечка из трикотажа были произведены тем же поставщиком, что и наша коллаба с Третьяковской галерей. При заказе Третьяковки мы столкнулись с большой проблемой жестких принтов, а в Ritul он уже на тот момент был размещен. Мы буквально не спали в тревоге за товар! Но все обошлось, когда наш представитель в другой стране, проехав более пяти часов до фабрики, смог с нами проверить и исправить проблемы с качеством принта. В свете такого опыта, к вещам Ritul у нас уже было повышенное внимание. Мы очень долго не подтверждали качество, сравнивали и перепроверяли цвета, отсматривали видео по принтованию в интернете из разных стран, чтобы понять детально этапы печати и дать четкий технический комментарий по улучшению мягкости в принте. И мы добились нужного качества, чему бесконечно рады!

Первые принты были до слез неправильными. Чудик вместо черного на белой футболке был зеленый (дважды мы получали зеленый оттенок вместо черного!). Голубой принт на розовой футболке первый раз имел огромный белый квадрат вокруг (это тоже творческая находка поставщика – никакого квадрата никогда не было в наших принтах!). Первый принт с платья не понравился самой Рите, так как ее рисунки были нарисованы от руки разными материалами (фломастер и кисть с тушью), а при печати на ткани разница между изображениями стала еще более очевидной – это не устроило художницу, и она сама правила нам изображение, чтобы получить контрастный принт. И получилось! Было весело и интересно!

Даша Орешникова

Менеджер по закупкам и работе с поставщиками

СТАЛКИВАЛИСЬ ЛИ ВЫ С КАКИМИ-ЛИБО ТРУДНОСТЯМИ ПРИ СОЗДАНИИ ЭТОГО ПРОЕКТА?

Когда я перешла к рабочей части и начала проводить тендер с поставщиками, то получила очень много детского доброго смеха от взрослых людей. При обсуждении принтов Риты многие из них говорили: «У вас коллаборация с детьми?», «Это кто, снеговик с рогами?», «Я в детстве рисовал также!».

Может показаться, что это звучит обидно, но это если смотреть поверхностно. Здесь смысл кроется намного глубже. Все же разговор с поставщиками всегда заканчивался восхищением тем, как Рита Сапогова имеет дерзость быть собой и дает свободу своему внутреннему ребенку – жить вопреки времени.

«Быть настоящим и не бояться себя самовыражать!» – я так вижу эту капсулу и смысл коллекции. Это могло бы с уверенностью стать жизненным кредо для большинства. Будь настоящим – это круто!

Новости

Автор: Лобачева Анастасия

Фотографии: предоставлены befree

06 June, 2022