Разложите это немедленно: эксперты объясняют, почему все стали сходить с ума по сервировке

ПОДБОРКИ

Автор: Марина Анциперова

09 December, 2022

Ваши инстаграмы тоже переполнили красивые картинки со столами с разномастными тарелками, нарезками на старинных подносах, свечами и цветочными композициями? Вы не одиноки. Вместе с главными экспертами по тому, как красиво украсить стол и навести порядок в душе, разбираемся, когда и как так случилось, что все стали сходить с ума по сервировке.

Photo by Life Aesthetic curated by Valeria Sergeeva

Сервировка как новый черный

Валерия Сергеева, декоратор, директор по эстетике Lucky Group и автор проекта Life Aesthetic, замечает, что культ сервировки случился во всем мире: «Многие шефы и бренды снимают потрясающие кампейны, где сервировке стола отдают главную роль — начиная с Mango и заканчивая Christofle и Laila Gohar». А в чате-комьюнити ее проекта Life Aesthetic, где немаловажное значение уделяется декорированию стола, состоит 700 человек.

Байер LOBBY Мария Милославская согласна с тем фактом, что сервировка стала серьезным трендом в дизайне, уже невозможно отрицать. «Я связываю увлечение сервировкой, в первую очередь, с появлением множества актуальных дизайнерских брендов столовых сервизов, текстиля, декора. За последние пять лет появилось большое количество платформ и концептуальных магазинов, где можно вдохновиться и захотеть стать причастным к сервировке. Современный человек стал собирать свою коллекцию посуды, столового текстиля, винтажных предметов и можно придумывать свой мир».

Вторая причина, в которой сходятся все любители красивой посуды, сводится к очевидным условиям жизни во время карантина: вечеринки за пределами дома перенеслись на кухни и гостиные, а красивые завтраки вместо кафе и ресторанов пришлось организовывать себе самому — с парадными сервизами, красотой и культурой быта.

Куратор и арт-консультант, автор Инстаграм канала Miri Nissi, Мария Насимова констатирует также и большое внимание к ремеслам во всем мире: в широком смысле слова живопись — это та же «ручная работа». «На ярмарках и биеннале стало гораздо больше живописи, чем в 2019 году. Сейчас, в 2022 мы можем констатировать ее возвращение — качественной, классной, совершенно другой, хотя мы ее хоронили последние лет 20. Популярна и керамика. В Hayward Gallery проходит великолепнейшая выставка про керамику современных художников. Звездные художники вроде Кики Смит, о ком ты никогда в жизни не подумаешь, что они могут что-то лепить, вдруг выдают потрясающий набор керамических вещей».

  • Lookbook Laila Gohar
    Lookbook Laila Gohar "Table II". Photography by Jeremy Liebman
  • Lookbook Laila Gohar
    Lookbook Laila Gohar "Table II". Photography by Jeremy Liebman
  • Lookbook Laila Gohar
    Lookbook Laila Gohar "Table I". Photography: Roe Ethridge. Stylist: Malina Gilchrist. Hair: Lucas Wilson. Makeup: Dick Page. Casting: Rachel Chandler - Midland Agency. Florist: Miguel Yatco. April 2022

Photo by the Dar

Сервировка как повседневное коллекционирование

Майя Сантимирова, соосновательница проекта «Палаты на Льва Толстого» и амбассадор изящной сервировки, ведет целые курсы, посвященные тому, как лучше украсить свой стол. «Те, кто приходят на курс, это удивительные люди, которые увлекаются фарфором, чаще всего — это начинающие коллекционеры. Многие рассказывают о своих воспоминаниях из детства, когда было много фарфора и хрусталя, родители или дедушки с бабушками что-то коллекционировали. Чаще всего, люди, которые увлекаются сервировками, проходят несколько этапов. Сначала это желание украсить дом и стол, потом — понимание, что есть какая-то система и правила. Такие люди приходят к тому, что начинают собирать искусство: картины и статуэтки, хотя начинали с посуды. Это все осознанный подход к своему дому: ты понимаешь, что дом – это история твоей семьи».

Мария Насимова согласна с тем, что любовь к красивой посуде — одно из проявлений коллекционирования. «Если раньше многим было неловко назвать себя коллекционером, не имея восьмизначного бюджета на счету, то теперь, слава богу, отношение к этому понятию стало проще. Люди перестали стесняться называть коллекцией буквально все: винтажную одежду, то, что называется objets de valeur, любые предметы, которые их как-то репрезентируют и рассказывают о них как о личности».

А Ксения Пожиткова, основательница платформы The Dar, спорит с распространенным мнением, что в красивый дом нужно вложить большие инвестиции: «Это не про скорость, это процесс. Можно каждый месяц покупать по одной тарелке и дополнять историю своего дома, себя и своей семьи».

Photo by the Dar

Коллаборации дизайнерских брендов с художниками

Интерес к коллекционированию посуды подогревает и бесконечное количество коллабораций с художниками. Мария Милославская считает, что коллаборации стали сегодня одним из главных направлений развития как больших мануфактур, так и маленьких. «Bernaraud не только воспроизводит коллекции Марк Шагал, Жоан Миро, Жан Кокто, Александр Кальдер, но и также создает коллаборации с современными деятелями искусства — Джеффом Кунсом, Мариной Абрамович. Richard Ginori создал коллекцию с Luke Edward Hall. У SERAX каждая коллекция создана в коллаборации с художником, архитектором, керамистом. Из российских примеров — коллаборации с ИФЗ, Гусь Хрустальный, Дулевский фарфоровый завод и современными художниками». К списку коллабораций, заслуживающих внимания, арт-директор бара «Кривоколенный 9с3», нашумевшего на всю Москву своими эффектными сервировками ужинов, Ася Ричардсон добавляет скандинавов HAY, с которыми ее горячо любимая озорная художница Лайла Гоар запустила коллаборацию и создала смелые, веселые скатерти с вышитыми спичками, а Майя Сантимирова просит не забывать и об успехе отечественного сотрудничества Жостовских подносов с Антоном Тотибадзепод руководством Ксюши Пожитковой в The Dar. Сама Ксения считает важным в арт-колаборациях тиражный подход: жостовских подносов с Антоном Тотибадзе платформа выпустила всего 15 штук и повторять тираж в дальнейшем не будет.

Мария Насимова замечает, что коллаборации больших авторов с масс-маркетом — кажется, главное, что сейчас интересует коллекционеров дизайна. «Мои знакомые коллекционеры, которые владеют, наверное, самыми крупными коллекциями китайского искусства и 35 лет назад собирали мебель, когда ее никто еще не считал ценностью, сейчас являются единственными обладателями всех 14 (вроде, их было 15?) предметов, которые выпустил Вирджил Абло для Икеи. Они могут себе позволить все: любое искусство и любые предметы. И действительно гонялись за предметами этой коллаборации: парадоксально, что то, что стоило 60 или 200 евро, для них является большей гордостью, чем винтажные вещи 50-х, на данный момент». И, что главное, такие предметы обладают потенциалом для ресейла в будущем: современные покупатели ищут на реселл-платформах «классные вещи, которые раньше стоили очень дорого, и их не могли себе позволить. Они обязательно должны быть iconic. Никто не покупает биркенштоки на ресейле, правда же? А коллаборации брендов с художниками включают в себя потенциал перепродажи и коллекционирования».

  • Коллекция Virgil Abloh x IKEA
    Коллекция Virgil Abloh x IKEA
  • Коллекция Laila Gohar x HAY
    Коллекция Laila Gohar x HAY
  • Коллекция Laila Gohar x HAY
    Коллекция Laila Gohar x HAY

Фото проекта 3L store

5 советов удачной сервировки стола

Собрать неизменную основу и дополнять ее акцентами по настроению

Байер LOBBY, Мария Милославская, советует собрать основу (в ее случае это белый костяной сервиз) и цветные дополнения для нее, это могут быть чайные пары или десертные дополнения из ярких коллеций: «Так сервировка выглядит не перегружено, лаконично. Для меня немаловажно всегда иметь возможность обновить сервировку при помощи акцентных блюд в центре стола, десертных тарелок, чайных пар, так я могу продолжать коллекционировать и радовать себя новыми предметами».

Либо не следуйте никаким правилам — решите, что у вас Funky Table

Куратор и арт-консультант, автор Инстаграм канала Miri Nissi, Мария Насимова, всегда заходила в Милане в магазин Funky table. Как выяснилось, эта фраза на самом деле термин сервировки стола, когда все предметы абсолютно разные, без единого сервиза — «но при этом ты их раскладываешь, соблюдая все традиции. Я абсолютный адепт funky table — у меня всегда должно быть все разное». Того же подхода придерживается и Пожиткова Ксения, основатель The Dar: «Мы ратуем за mix and match. Не стоит убиваться и покупать один сервиз, а потом переживать, что тарелку разбили, а новую не приобрести. Стол — это ваша фантазия. Экспериментируйте, смешиваете бренды, коллекции, цвета».

Если что, всегда можно подсмотреть у экспертов и инфлюенсеров

Мария Милославская все чаще замечает бум на стальные элементы сервировки стола от Georg Jensen, вазы икебаны от Fritz Hansen и с большим интересом наблюдает за тем, что делает Alex Eagle в своих проектах. У Laila Cooks импонирует самобытность и уникальность сервировок и подач, а из экспертов Мария доверяет мнению Татьяны Поляковой и Анастасии Ярмош.

Но все-таки изучите правила этикета

Майя Сантимирова считает, что увлечение сервировками проходит несколько естественных этапов: от выбора тарелок, ваз и цветов к изучению правил столового этикета. «Когда знаешь базовые правила столового этикета, то и сервировать становится легче. Ты не задумываешься, куда положить вилку, а куда нож, что делать после окончания трапезы, какую скатерть купить на квадратный стол, а какую — на круглый, сколько сантиметров она должна быть и какую салфетку положить. Этикет — это свобода, которая позволяет нам уверенно себя чувствовать в рамках этих правил».

А если вы любите минимализм?

На самом деле, будут работать те же правила: только с повышенным вниманием на природу и совершенные несовершенства. Наталья Маслова, основательница 3L store, считает, что в таком декоре будут обязательно важны натуральные материалы, сезонные растения, привязка к месту, соединение внутреннего и внешнего, монохром, тонкие акценты, фактуры и тактильность.

  • Фото проекта «Палаты на Льва Толстого»
    Фото проекта «Палаты на Льва Толстого»
  • Фото проекта «Палаты на Льва Толстого»
    Фото проекта «Палаты на Льва Толстого»
  • Фото проекта «Палаты на Льва Толстого»
    Фото проекта «Палаты на Льва Толстого»
ПОДБОРКИ

Автор: Марина Анциперова

09 December, 2022