ЗАЧЕМ НУЖЕН ГАЛЕРИСТ? ОТВЕЧАЕТ РОМАН ЖАВНЕР

МНЕНИЕ

ФОТОГРАФИИ: ПРЕДОСТАВЛЕНЫ РОМАНОМ ЖАВНЕРОМ

04 February, 2022

В последний раз в рамках «простого вопроса месяца» ставим важность и нужность галериста под вопрос. Почему покупатель должен обращаться к галеристу, если купить у художника будет, зачастую, приятнее, проще и — не будем скрывать, пусть это и подрывает законы рынка, — дешевле? Отвечает коллекционер и основатель одноименного фонда Роман Жавнер, а заодно и коротко рассказывает о своем пути собрания работ, которых у него на сегодняшний день больше двухсот.

Роман Жавнер

Когда я начинал формировать коллекцию, мое взаимодействие с галереями сводилось к минимуму, а знакомство с художниками и их творчеством происходило напрямую через Instagram. Я писал в директ авторам, и у нас завязывалось личное общение, плавно перетекающее во встречи в мастерских. Знакомство с одним художником вело за собой знакомство с другими: у кого-то студия по соседству, кто-то заехал в гости во время нашей встречи, на кого-то порекомендовали обратить внимание и т.д. Этот процесс прямого общения и открытия нового доставлял и продолжает доставлять мне огромное удовольствие. Не говоря уже о том, что это отличная возможность глубже погрузиться в суть творчества, расширить круг контактов в художественной среде и получить небольшое преимущество в выборе работ для приобретения (возможность увидеть работы в эскизах или в процессе создания до демонстрации широкой публике).

При этом значительная часть работ, приобретенных за последние годы, попала в мою коллекцию именно через галереи и аукционы. Хотя в процессе таких покупок мне не всегда хватает авторского комментария и настроения, тем не менее, этот процесс вызывает массу положительных эмоций иного свойства — азарт победы на аукционе и эстетическое удовольствие от визита в галерею с возможностью одновременного знакомства с творчеством широкого круга авторов.

Сегодня я абсолютно убежден в необходимости партнерства художника и галериста. Это взаимовыгодный союз, позволяющий автору снять с себя часть функционала по продвижению и организации работы. Этот функционал напрямую не связан с непосредственным процессом творчества и, скажем честно, может негативно повлиять на творческое настроение художника. Так, отсутствие менеджера-галериста часто ведет к тому, что автор, вынужденный показывать свои работы миру, начинает фокусироваться не на творческом процессе, а на попытках продвижения. Это часто грозит риском разочарования: стараясь получить осязаемый интерес зрителя, проявляющийся сегодня в реакциях в соцсетях, художник начинает адаптировать искусство под массы и остается не удовлетворен тем, что у кого-то больше лайков и выше продажи.

Работа Марата Данильяна (из личной коллекции Романа Жавнера)

Особенно заметно это стало с распространением технологии NFT. Многие художники начали сравнивать свое творчество с популярными NFT-проектами и испытывать разочарование по поводу того, что их работы не пользуются такой популярностью, как картинки крипто-панков, заскучавших обезьян и других цифровых феноменов. Те, кто копнул в эту тему глубже, понимают, что в мире NFT работают другие законы: творческая ценность произведения стоит далеко не на первом месте, а многое решают маркетинговые навыки и сила коммьюнити. Но чтобы прийти к этому выводу, нужно потратить время и энергию, набить шишек. В том числе поэтому художнику нужен партнер, который оградит автора от притягательных миражей стремительно меняющегося мира.

Есть, конечно, уникальные случаи, когда художник умудряется самостоятельно закрыть большую часть задач по собственному продвижению, заряжается от общения с внешним миром и ежедневных маркетинговых активностей. Но, во-первых, таких примеров не много; и, во-вторых, такие авторы тоже сотрудничают с галереями — просто с более крупными и на более высоком уровне. У большинства авторов нет внутренней потребности в выполнении описанных организационных задач, и им нужны галеристы, кураторы, менеджеры, партнеры и спонсоры, которые могут взять на себя часть функционала, сэкономить время и энергию художника.

Честно признаюсь, что в начале пути коллекционера я сомневался в актуальности роли галериста в современном цифровом мире. Но сейчас понимаю, что, в дополнение к указанному выше, галереи также открывают перед авторами и зрителями больше возможностей для знакомства с искусством — например, через организацию ярмарок и выставок, которые часто невозможны без наличия сильного партнера.

МНЕНИЕ

ФОТОГРАФИИ: ПРЕДОСТАВЛЕНЫ РОМАНОМ ЖАВНЕРОМ

04 February, 2022