Сила воды и искусства: что смотреть на биеннале в Кванджу

Новости

Автор: Оксана Лебедева

Фото: gwangjubiennale.org

24 April, 2023

В начале апреля открылась 14-я биеннале в Кванджу, которая продлится до 7 июля. Куратор Сук-Кен Ли предлагает переосмыслить привычное распределение сил между центром и перифериями и отказаться от властной иерархии. О том, какие работы можно увидеть на выставке и почему главной темой стала вода — читайте в нашем материале.

История возникновения

В 1980 году город Кванджу стал местом гражданского неповиновения. Именно в это время произошло знаменитое восстание, во время которого умерли 2 тысячи человек. Но военный диктат не смог подавить упорного сопротивления людей. Это событие стало ключевым для постепенного свержения деспотии и прихода к демократическому режиму, которым Корея славится сегодня.

В 1995 году появилась биеннале, ставшая символом долгой борьбы. В ней приняли участие более 600 художников из 58 стран. Ее тема, «За пределами границ», подчеркивала значимость космополитизма для страны и ее нацеленность на разрушение любых геополитических преград, что отразилось и на последующих выставках. Например, на теме биеннале 2021 года — «Умственный подъем, духовный поворот». Спустя 40 лет после восстания кураторы снова вспомнили об этом опыте, сделав его частью экспозиции. Одной из целей было на уровне искусства противостоять ультраправым группировкам, которые есть в Корее, и напомнить молодежи о значимой в истории дате.

На выставке этого года возможность подобных изменений в неблагоприятной среде переосмысливается и переносится на всю планету. Тема биеннале, "soft and weak like water", выстраивается вокруг метафоры воды как силы, которая сочетает в себе мягкость и способность к долгому сопротивлению. Художники из разных стран представили свои произведения, включив в них реакцию на кризисы, повлиявшие на многих, — это, например, пандемия, экологические проблемы и войны. Силы искусства здесь уподобляются подводным течениям — незаметным, но действенным.

Ким Лим⁠. Water Piece (1979)

В детстве художница вместе с семьей переехала из небольшого города Малайзии в Лондон, где в дальнейшем изучала изящные искусства в нескольких учебных заведения. Там она познакомилась со скульптурами Константина Бранкузи, и они своими нетипичными для классического искусства формами вдохновили ее на собственные поиски. В 1970-е годы Лим создавала объекты из дерева, металла и камня, исследуя через них возможности абстракции. Путешествуя по разным странам, в частности по Америке, она выработала собственный визуальный язык, основанный на геометрических формах, органических линиях, вдохновленных природой, и популярном в то время минимализме. Сейчас ее работы продаются на аукционах Sotheby's. В скульптуре, представленной на выставке, Лим пыталась уловить постоянно изменчивую форму воды, повторив ее изгибы. В этом произведении художница следует за архаичными образами — на первый взгляд, простыми, но способными передать природное явление во всей его целостности.

Тесс Джарай⁠. Still Point (1982)

В детстве, в 1938 году, художница бежала с родителями из Австрии в Англию из-за преследований нацистов, поскольку у ее семьи были еврейские корни. И только в 2021 она снова вернулась в Австрию. Сейчас ее работы хранятся в ведущих музеях мира — например, в Тейт Модерн. В 1960-е она начала исследовать абстрактную живопись, экспериментировала с формами и вдохновлялась архитектурной средой, перенося их в свои композиции. Она создавала произведения для общественных пространств: на Бирмингемской площади и даже в российском британском посольстве. Работа, представленная на биеннале, относится к более позднему периоду ее творчества, но продолжает развивать мотивы, характерные и для 1960-х. В ней она рассматривает то, как геометрические формы могут существовать в почти невесомом пространстве. Цвета на рисунке практически нет, а фигуры прозрачны, что делает работой еще более легкой и подобной тишине.

Лю Цзяньхуа⁠. The Shape of Trace (2016-2022)

В 1970-е художник стал работать с керамикой и искать новые формы, которые возможно создать из этого материала. О многих техниках он узнал в Цзиндэчжэньской гончарной и фарфоровой фабрике скульптур. Одна из главных идей Цзяньхуа состоит в том, чтобы избавить фарфор от бытового и функционального контекста, превратив его в эстетический объект. Это заметно и в серии работ, представленной на биеннале. Она связана с поисками иной визуальности и основана на абстракции, которая, согласно автору, должна цеплять и без смыслового содержания — он делает ставку на фактуру, форму и динамику между объектами, что заметно по кровавой эмали.

Аббас Ахаван⁠. Spill (2021)

Художник работает с разными медиа: видео, скульптурами и перфомансами, но больше всего сосредоточен на пейзажах и инсталляциях. В них он пытается запечатлеть повседневность в ее противоположностях, сделав акцент на непредсказуемых силах природы и ее искусственных преобразованиях. Для биеннале художник представил инсталляцию, символизирующую хаос и процесс создания, из-за чего возникает ощущение, что она не доделана: кажется, камни еще встанут на свои места, а зеленой фон превратится в узнаваемый пейзаж. Произведение соответствует концепции биеннале этого года, поскольку стремится разрушить границы между людьми разных культур: пруд с журчащей водой, по словам Ахавана, мог бы находиться где угодно, что делает его универсальным природным объектом, знакомым каждому — именно это и способствует солидаризации зрителей.

Фарах Аль Касими⁠. Goat Farm Majilis (2021)

⁠Художницу, выбравшую в качестве медиа фотографию, интересуют повседневные пейзажи Объединенных Арабских Эмиратов и то, как события, в них происходящие, нарушают границы между частными и общественными пространствами. Сейчас она живёт в Америке, но серии ее работ, сделанные на родине, продолжают выставлять: в 2021 году она приняла участие в фестивале фотографии Les Rencontres d'Arles, который достаточно известен и проводится во Франции с 1970 года. На биеннале представлена архивная печать ее фотографии, затрагивающая тему социального неравенства. Произведение показывает на то, как могут стираться границы между роскошью и традиционным укладом. Художнице удалось запечатлеть коз с фермы в необычной обстановке и подчеркнуть ироничность ситуации: внутреннее убранство дома, свидетельствующее о достатке и принадлежности к среднему классу, контрастирует с животными, которые явно не должны были там оказаться.

Минджунг Ким⁠. Mountain (2022)

Художница занимается каллиграфией более 15 лет и известна в Корее своей невесомой техникой. В юности, получая художественное образование, она увлеклась произведениями Пауля Клее и Франца Клайна, которые повлияли на ее эстетическое видение. Ким использует традиционные корейские материалы — это бумага ханджи, изготавливаемая из тутового дерева, и тушь⁠. С их помощью она переосмысливает классическую эстетику, предлагая новое видение. Чернила в ее работах наслаиваются друг на друга, создавая абстрактные формы, похожие на пейзажи. Это можно увидеть и на примере биеннальной работы, в которой присутствует завораживающий и даже гипнотический градиент. Подобные работы Ким продавались на выставке современного искусства Frieze New York 2022, что говорит об интересе к ее особой технике и за пределами Кореи.

Юки Кихара⁠. A Song About Sāmoa – Moana (Pacific) (2022)

Художница, родившаяся на Самоа, противостоит привычным колониальным нарративам и показывает, как границу между центром и периферией возможно пересмотреть. Кихара уже известна в арт-мире и участвовала в 59-ой Венецианской биеннале, обратившись к неоднозначному наследию Поля Гогена, рисовавшего обнаженных девочек-подростков, часть из которых становилась его любовницами. На биеннале в Кванджу художница также выбрала остросоциальную тему, выбрав колониальный сюжет, связанный с ее домом. Она изобразила Тихий Океан, который омывает Самоа, и агрессивных европейских захватчиков, стремящихся освоить новые земли. Яркая и полная деталей работа сразу привлекает внимание к себе.

Эмилия Шкарнулите. Æqualia (2023)

Художница из Литвы недавно начала свою карьеру в арт-мире, сделав акцент на визуальности и документальности. Она стала выставляться в 2015 году, а в 2019 году уже получила премию Future Generation Art Prize, которую художникам до 35 лет. Для биеннале Шкарнулите представила видеоинсталляцию, затрагивающую тему нечеловеческих агентов и их взаимодействия с человеческим миром. Несколько лет она собирала кадры разных водоемов леса Амазонки. Зритель видит смешанные вместе потоки воды, пугающие своим цветом, и фигуру, плавающую в них и напоминающую русалку. Рамкой стала мифология, основанная на промышленной и военной истории этого места, а также на научных экспериментах и страхом перед возможными мутациями и насильственными изменениями природы.

Таус Махачева. At the Eagles (Цlумихъ) (2023)

Единственная художница из России, участвующая в биеннале. Махачева работает с перфомансами, затрагивая в них традиции, роль женщины и социальные проблемы Дагестана, часто демонстрируя их в ироническом ключе. Для биеннале она представила видео, в котором плоскогорье Дагестана стало местом памяти о ее дедушке — советском поэте. В этой работе она затрагивает не только личную историю, но и более широкий вопрос о том, кто достоин того, чтобы его запомнили и сделали частью коллективной памяти. Для этого художница перевоплотилась в дедушку и создала декорации, вписав их в природный ландшафт, который видело ни одно поколение живущих здесь людей, благодаря чему два слоя, индивидуальное и коллективное, наложились друг на друга.

Ом Чжонсун. Слон без хобота (2023)

Художница Ом Чжонсун получила главный приз биеннале — премию в размере $100 тыс. В рамках своего проекта она провела перформансы со слабовидящими студентами, а также создала инсталляцию со слонами, лишенными хобота. Зрители могут потрогать их, доверившись не зрению, которое является одним из главенствующих органов чувств современного мира, а тактильности. «Странные» слоны ломают границу между нормой и отклонением, создавая возможности для иного восприятия. Инсталляция продолжает один из предыдущих проектов Чжонсун, в котором она уже работала со слонами, исследуя перевозки этих животных из Индонезии в Корею в XV веке.

Новости

Автор: Оксана Лебедева

Фото: gwangjubiennale.org

24 April, 2023