Учитесь делать выставки. Как устроен проект «Многообразие. Единство» в Новой Третьяковке

ВЫСТАВКИ

Фотографии: Предоставлены пресс-службой Третьяковской галереи

Интервью: Юля Крюкова

01 February, 2022

Скажем прямо — не так уж часто в Москве проходят выставки, на которых можно увидеть много больших имен из мира современного искусства, а сами экспозиции становятся поводом для обсуждения всего города.

Как раз сейчас в Новой Третьяковке на Крымском валу можно увидеть один из самых масштабных международных проектов в истории музея — выставку «Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж», которая в ноябре приехала в Москву из Берлина, а после 13 марта отправится прямиком в Париж. Экспозиция объединила работы 90 важнейших художников нашего времени, а среди них настоящие мегазвезды современной арт-сцены: Илья и Эмилия Кабаковы, Аннет Мессаже, Вольфганг Тильманс, Мона Хатум, Олафур Элиассон, Ансельм Кифер и др.

Как Третьяковской галерее удалось сделать этот грандиозный и в какой-то мере провокативный выставочный проект? Об этом мы решили поговорить с куратором выставки — старшим научным сотрудником Отдела новейших течений Третьяковской галереи Сергеем Фофановым. А еще он рассказал нам о том, почему такая выставка при других обстоятельствах невозможна в эпоху новой этики и какие события особенно волновали европейских и российских художников последние 30 лет.

Маурицио Каттелан «Чезена 47 – А.Ч. Форнитуре Суд 12», 1991

Сергей Фофанов, старший научный сотрудник Отдела новейших течений Третьяковской галереи. Фотограф: Алексей Корси

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ЭТОЙ ВЫСТАВКИ?

Есть политический аспект, который связан с тем, что инициатива создания этого проекта исходила от боннского Фонда искусства и культуры. Даже тема проекта «Многообразие и Единство» принадлежит именно Фонду. На мой взгляд, это образец правильного политического проекта международного уровня.

С другой стороны, эта выставка — вопрос «что произошло?» и одновременно попытка найти на него ответы. Были выставки «Москва — Париж» и «Париж — Москва», «Москва — Берлин» и «Берлин — Москва», «Москва — Варшава» и «Варшава — Москва» и другие. При этом не ясно: «а что такое Европа?». Мне, например, сейчас 37 лет, и я могу сказать, что за последние 30 лет изменилось очень многое. На выставку приходят как раз в основном очень молодые люди. Это история про всех нас.

В экспозиции представлен срез европейского искусства, которое художники создавали на протяжении последних 30 лет. В этом проекте на примере искусства мы пытаемся посмотреть, что и как менялось за эти десятилетия. От момента падения Берлинской стены, краха Советского Союза и вплоть до наших дней. Мы ведь знаем, что сначала наступила всеобщая эйфория — надежда, Перестройка, гласность, объединенная Германия. Американский философ и политолог Фрэнсис Фукуяма в тот самый момент пишет книгу «Конец истории и последний человек». Всем кажется, что теперь в мире не существует противостояния Восточного и Западного блоков — будто эпоха большой дихотомии закончилась. Возникло ощущение, что теперь история остановится, мир станет скучным.

И вдруг Югославия разваливается, на ее территории идет совершенно чудовищная Гражданская война. Вспомнить только кровавые события в Сребренице и Сараево. Начинается целая череда братоубийственных войн: боснийцы, сербы, хорваты, албанцы начинают друг друга убивать. Конфликты в Нагорном Карабахе. Все, что происходит у нас в 1991 — 1993 годах переходит в какую-то другую драматичную тональность. Я уже не говорю про экономические потрясения. Потом случилась трагедия 11 сентября. Затем был сильнейший экономический кризис 2008-го года. Дальше — события в Украине и России в 2014 году. А еще был Брексит (Выход Великобритании из Европейского союза. — Прим. ред.). В общем, мир постоянно меняется, а искусство не может на это не реагировать. И эта выставка — попытка провести некую линию исторического развития через искусство.

Анри Сала «Условное название (Небесно-голубой)», 2008

Крис Лемсалу «Салли, иди вокруг роз», 2018

Яэль Бартана «Кризис – крикзис – крайзис», 2020

КАК ВЫБИРАЛИ ХУДОЖНИКОВ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ВЫСТАВКЕ?

Главное условие: все художницы и художники, чьи работы представлены в экспозиции, должны быть живы. Получилась интересная возрастная дифференциация: там представлен Герхард Рихтер, которому сейчас почти 90 лет, и в то же время есть Катя Муромцева, которой всего 31 год. Из этого тоже складывается многообразие, которое позволяет посмотреть с разных сторон на то, как трансформировался наш мир.

В проекте участвуют как раз те художники, которые мне безумно интересны, и за которыми я наблюдаю со стороны уже в течение нескольких лет. Немецкая художница Хенрике Науманн, например. Для меня было шоком, что после 6-ой Уральской индустриальной биеннале, которая проходила осенью 2021 года, это по сути ее первое экспонирование в России. Я был уверен, что Хенрике Науманн уже точно давно известна российской публике, а оказалось что в 2021 году только состоялся ее выставочный дебют в нашей стране.

Олафур Элиассон «Желтый коридор», 1997

Виртуальная инсталляция Люси + Хорхе Орта «Антарктическая деревня. Без границ», 2007

КАК БЫ ВЫ ОПИСАЛИ КОНЦЕПЦИЮ ЭКСПОЗИЦИИ?

Вообще неожиданно западные коллеги, сами того не зная, обратились к «Ленинской теории отражения», ключевому понятию советской эстетики времен застоя, где искусство рассматривается в качестве своеобразного «документа» эпохи. Они таким образом предложили через искусство рассказать про 30-летний отрезок истории.

На выставке можно увидеть совершенно противоречивые мнения, которые художники выражают через свои работы: например, и в поддержку Брексита, и против Брексита. Эта выставка сделана в таком формате, что ей позволено обходить острые углы, связанные с новой этикой. Потому что в условиях новой этики такую выставку сделать практически невозможно. Но когда заявляется, что это именно про многообразие, тогда можно и даже нужно показывать любой баланс сил. Можно показать все, что не вписывается в желаемую картину, потому что здесь должны быть слышны разные голоса. Можно сказать, что в итоге получилась некая энциклопедия эпохи.

  • Славяне и Татары «Мистический протест», 2011
    Славяне и Татары «Мистический протест», 2011
  • Петрит Халилай «Abetare (Албанский букварь)», 2015
    Петрит Халилай «Abetare (Албанский букварь)», 2015
  • Питер Коглер «Без названия», 2018/2020
    Питер Коглер «Без названия», 2018/2020

Мона Хатум «Время покажет», 2019

КАК ФОРМИРОВАЛАСЬ ЭКСПОЗИЦИЯ?

Работа над выставкой началась еще в 2019 году до пандемии. А сейчас после нескольких лет ограничений этот грандиозный проект показывает нам то, что так долго было недоступно из-за закрытых границ и невозможности свободно перемещаться по миру.

С технической точки зрения эта выставка была для нас настоящим вызовом. Во-первых, она просто гигантская — только представьте 15 фургонов с прицепами. Во-вторых, она исключительно про современное искусство — это все сложные мультимедийные объекты. Безусловно, работа над этим проектом стала колоссальным опытом для хранителей и других сотрудников музея, чтобы и в будущем принимать выставки такого масштаба.

В экспозиции — 90 имен художников и художниц из 34-х стран, а среди них мегазвезды мирового уровня: Ансельм Кифер, Герхард Рихтер, Кристиан Болтански, Мона Хатум, Моника Бонвичини. На их фоне появляются новые имена самых интересных художников сегодня таких как, например, Агнешка Польска. Художники и художницы, представленные на выставке — это то, что сегодня является кровью и плотью современного искусства. По масштабу этот проект я могу сравнить, пожалуй, только с Первой и Третьей Московской биеннале современного искусства или с петербургской Manifesta 10.

Ансельм Кифер «Зимний путь», 2015 — 2020

ВЫСТАВКИ

Фотографии: Предоставлены пресс-службой Третьяковской галереи

Интервью: Юля Крюкова

01 February, 2022