В ожидании чуда: три волшебные и поучительные истории карьерных изменений

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Автор: Марина Анциперова

Фото: предоставлено героями материала

Обложка: Оля Австрейх

27 December, 2022

В этом году для многих из нас было важно изменить свой карьерный курс или найти новую работу. Мы собрали три вдохновляющие истории преподавателей Garage Academy о том, как они находили новые карьерные возможности. Как надетая на собеседование футболка с якорем помогла получить работу в отделе современного искусства Эрмитажа; почему иногда можно забыть, что в октябре 31 день и случайно обрести друзей и работу; и каким образом, мечтая об «Инновации», можно получить все мероприятие целиком, но не премию.

Юра Юркин

Сооснователь кадрового агентства в сфере культуры ZAKADROM, руководитель научного отдела Музея современного искусства «Гараж»

На закате моей карьеры главного куратора выставок современного искусства на пивном заводе, когда руководство просило больше декоративного искусства и меньше высказываний о политике, а я уставал от дорогостоящих поездок на такси по пробкам в Мытищи, — мне приходилось не спеша искать новую работу. Отчаяние завело меня аж в Эрмитаж, откуда я ждал ответа несколько месяцев, а пока — готовил финальную выставку номинанток пивной арт-премии и занимался выставочными марафонами.

В списке приглашений на выставки, в том числе, был проект художника Александра Плюснина с отрезанными свиными головами в честь Хеллоуина в каком-то артси-баре на Петровке, где молодые кураторки собирали художников и просили их что-нибудь приготовить. Мне, страдающему от очередного кризиса профессиональной идентичности, казалось, что провести вечер буднего дня в компании частей трупов животных, — самая лучшая мысль. Но закружившись в Винзаводах, ММОМАх, Центрах Красных, — я забыл, что в октябре 31 день, а не 30: и ворвался в с трудом найденное помещение бара на сутки раньше.

Внутри темного, пульсирующего пространства почти никого не было, только за столом, в центре зала, сидело три человека — художник Саша Плюснин и две незнакомые девушки, которые потом станут моими близкими подругами. Мне сказали, что я ошибся днем, инсталляция будет завтра, а сегодня идет подготовка, но я могу остаться и выпить травяного чая. Мы разговорились, я пригласил Ксюшу Лукину и Женю Шассаньяр на пивной завод и пожаловался, что потерял общий язык с подмосковными капиталистами, на что они предложили попробовать что-нибудь здесь. А дальше пошла более чем двухлетняя история бара Untitled, — легендарных вечеринок, ужинов с художниками, вог-балов, вторжения лошадей и федерального телевидения.

  • До того, как началась работа в баре Untitled
    До того, как началась работа в баре Untitled
  • Бар Untitled
    Бар Untitled

Настя Лесникова

Преподаватель Garage Academy

После нескольких лет работы в разных галереях современного искусства в Санкт-Петербурге, меня по прежнему тянуло в музеи. В какой-то момент узнала, что появилась вакансия в отделе современного искусства в Эрмитаже. После моего первого, не самого удачного, опыта работы в этом музее были опасения, что я вновь столкнусь с высокомерием и элегантными интеллектуальными издевательствами. Но я решила попробовать, так как была надежда, что в современном искусстве люди моложе и еще не испорчены обстановкой костного музея.

Встал важный вопрос — что надеть на собеседование. Мой предыдущий неприятный опыт в Эрмитаже был, в том числе, связан с манерой одеваться. Размышляя перед зеркалом, решила, что надену самую вызывающую футболку, которая нашлась в гардеробе. Ибо, если они делают выводы по одежде, то тратить на них свое время никакого смысла нет. Дала Эрмитажу второй шанс!

После собеседования с блистательной Катариной Лопаткиной, которая фактически управляла отделом современного искусства в тот момент, я стала работать в ее команде. Через пару недель после начала работы она призналась, что сразу влюбилась в мою футболку с якорем!

  • До работы в отделе современного искусства Эрмитажа
    До работы в отделе современного искусства Эрмитажа
  • Работа в отделе современного искусства Эрмитажа
    Работа в отделе современного искусства Эрмитажа

Алиса Савицкая

Главный куратор студии «Тихая», приглашенный куратор Музея Москвы.

В начале карьеры мне очень хотелось признания и объективной оценки своей работы. Одним из «знаков качества» в профессии для меня была премия «Инновация». Я внимательно следила за номинантами, анализировала выбор экспертов и жюри, изучала официальные документы и помогала художникам писать заявки. В 2015–2018 годах мои кураторские проекты ежегодно проходили в шорт-лист, но ни разу не выигрывали.

И вдруг, в начале 2019 года, директор Арсенала и мой тогдашний руководитель Анна Гор спрашивает: «Хочешь "Инновацию"?». Не приз, а просто всю, целиком. Я говорю: «Да», премия переезжает из Москвы в Нижний Новгород и на два года становится моим главным проектом.

Конечно, для Арсенала, губернатора, минкульта и прочих это решение было результатом долгих переговоров и сложных расчетов, но для меня это стало настоящим чудом!

Команду «Инновации» я покинула в конце 2020 года. А уже в 2021 в составе объединения «РРР» снова оказалась в шорт-листе. Приз так и не получила.

  • Открытие выставки «Живой уголок». Арсенал, Нижний Новгород, 2014. Фото: Александр Романенко. Алиса Савицкая: «Первый проект, с которым я в 2015 году попала в шорт-лист премии
    Открытие выставки «Живой уголок». Арсенал, Нижний Новгород, 2014. Фото: Александр Романенко. Алиса Савицкая: «Первый проект, с которым я в 2015 году попала в шорт-лист премии "Инновация"»
  • Фото: Анатолий Козьма, 2020
    Фото: Анатолий Козьма, 2020
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Автор: Марина Анциперова

Фото: предоставлено героями материала

Обложка: Оля Австрейх

27 December, 2022