Waiting for a Miracle: Three Inspiring Stories of Career Changes

USEFUL

Author: Marina Antsiperova

Photos: by the heroes of the article

Cover: Olya Avstreikh

27 December, 2022

Many of us have had to change our career paths or find new jobs this year. Here are three motivating stories from teachers at Garage Academy about how they found new career opportunities. These stories include: how a shirt with an anchor image led to a job in the modern art section of the Hermitage; how sometimes forgetting that October has 31 days can lead to unexpected job and friend opportunities; and how dreaming of winning an "Innovation" prize can turn into getting the entire event.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

Юра Юркин

Сооснователь кадрового агентства в сфере культуры ZAKADROM, руководитель научного отдела Музея современного искусства «Гараж»

На закате моей карьеры главного куратора выставок современного искусства на пивном заводе, когда руководство просило больше декоративного искусства и меньше высказываний о политике, а я уставал от дорогостоящих поездок на такси по пробкам в Мытищи, — мне приходилось не спеша искать новую работу. Отчаяние завело меня аж в Эрмитаж, откуда я ждал ответа несколько месяцев, а пока — готовил финальную выставку номинанток пивной арт-премии и занимался выставочными марафонами.

В списке приглашений на выставки, в том числе, был проект художника Александра Плюснина с отрезанными свиными головами в честь Хеллоуина в каком-то артси-баре на Петровке, где молодые кураторки собирали художников и просили их что-нибудь приготовить. Мне, страдающему от очередного кризиса профессиональной идентичности, казалось, что провести вечер буднего дня в компании частей трупов животных, — самая лучшая мысль. Но закружившись в Винзаводах, ММОМАх, Центрах Красных, — я забыл, что в октябре 31 день, а не 30: и ворвался в с трудом найденное помещение бара на сутки раньше.

Внутри темного, пульсирующего пространства почти никого не было, только за столом, в центре зала, сидело три человека — художник Саша Плюснин и две незнакомые девушки, которые потом станут моими близкими подругами. Мне сказали, что я ошибся днем, инсталляция будет завтра, а сегодня идет подготовка, но я могу остаться и выпить травяного чая. Мы разговорились, я пригласил Ксюшу Лукину и Женю Шассаньяр на пивной завод и пожаловался, что потерял общий язык с подмосковными капиталистами, на что они предложили попробовать что-нибудь здесь. А дальше пошла более чем двухлетняя история бара Untitled, — легендарных вечеринок, ужинов с художниками, вог-балов, вторжения лошадей и федерального телевидения.

  • До того, как началась работа в баре Untitled
    До того, как началась работа в баре Untitled
  • Бар Untitled
    Бар Untitled

Настя Лесникова

Преподаватель Garage Academy

После нескольких лет работы в разных галереях современного искусства в Санкт-Петербурге, меня по прежнему тянуло в музеи. В какой-то момент узнала, что появилась вакансия в отделе современного искусства в Эрмитаже. После моего первого, не самого удачного, опыта работы в этом музее были опасения, что я вновь столкнусь с высокомерием и элегантными интеллектуальными издевательствами. Но я решила попробовать, так как была надежда, что в современном искусстве люди моложе и еще не испорчены обстановкой костного музея.

Встал важный вопрос — что надеть на собеседование. Мой предыдущий неприятный опыт в Эрмитаже был, в том числе, связан с манерой одеваться. Размышляя перед зеркалом, решила, что надену самую вызывающую футболку, которая нашлась в гардеробе. Ибо, если они делают выводы по одежде, то тратить на них свое время никакого смысла нет. Дала Эрмитажу второй шанс!

После собеседования с блистательной Катариной Лопаткиной, которая фактически управляла отделом современного искусства в тот момент, я стала работать в ее команде. Через пару недель после начала работы она призналась, что сразу влюбилась в мою футболку с якорем!

  • До работы в отделе современного искусства Эрмитажа
    До работы в отделе современного искусства Эрмитажа
  • Работа в отделе современного искусства Эрмитажа
    Работа в отделе современного искусства Эрмитажа

Алиса Савицкая

Главный куратор студии «Тихая», приглашенный куратор Музея Москвы.

В начале карьеры мне очень хотелось признания и объективной оценки своей работы. Одним из «знаков качества» в профессии для меня была премия «Инновация». Я внимательно следила за номинантами, анализировала выбор экспертов и жюри, изучала официальные документы и помогала художникам писать заявки. В 2015–2018 годах мои кураторские проекты ежегодно проходили в шорт-лист, но ни разу не выигрывали.

И вдруг, в начале 2019 года, директор Арсенала и мой тогдашний руководитель Анна Гор спрашивает: «Хочешь "Инновацию"?». Не приз, а просто всю, целиком. Я говорю: «Да», премия переезжает из Москвы в Нижний Новгород и на два года становится моим главным проектом.

Конечно, для Арсенала, губернатора, минкульта и прочих это решение было результатом долгих переговоров и сложных расчетов, но для меня это стало настоящим чудом!

Команду «Инновации» я покинула в конце 2020 года. А уже в 2021 в составе объединения «РРР» снова оказалась в шорт-листе. Приз так и не получила.

  • Открытие выставки «Живой уголок». Арсенал, Нижний Новгород, 2014. Фото: Александр Романенко. Алиса Савицкая: «Первый проект, с которым я в 2015 году попала в шорт-лист премии
    Открытие выставки «Живой уголок». Арсенал, Нижний Новгород, 2014. Фото: Александр Романенко. Алиса Савицкая: «Первый проект, с которым я в 2015 году попала в шорт-лист премии "Инновация"»
  • Фото: Анатолий Козьма, 2020
    Фото: Анатолий Козьма, 2020
USEFUL

Author: Marina Antsiperova

Photos: by the heroes of the article

Cover: Olya Avstreikh

27 December, 2022