Выставка «Кубок созвучий. По направлению к Розановой» в «ГЭС-2»: художницы о своих проектах
До 28 апреля в «ГЭС-2» проходит выставка «Кубок созвучий. По направлению к Розановой», посвященная искусству авангардистки Ольги Розановой и его отзвукам в советском неофициальном искусстве и у современных художниц.
Мы поговорили с Галиной Андреевой, арт-группой «Малышки 18:22», Анной Кондратьевой, Александрой Паперно и Беллой Покровой об их работах и созвучии с искусством Розановой.
Галина Андреева
РАССКАЖИТЕ О СВОЕЙ РАБОТЕ, КОТОРАЯ ПРЕДСТАВЛЕНА НА ВЫСТАВКЕ «КУБОК СОЗВУЧИЙ. ПО НАПРАВЛЕНИЮ К РОЗАНОВОЙ»?
Моя практика связана с отношениями между человеком и природой, с поиском границ между нами и растительным миром. Когда я думала, в чем наше созвучие с Розановой, и как бы могла работать с цветом сегодня, то, безусловно, вспоминала картину «Зелёная полоса». Я очень трепетно отношусь к экологической повестке, так что сразу поняла, что в моей работе должен быть этот живой цвет.
В то время я уже выращивала зеленые бактерии. Так сложилась моя работа на выставке — «Зелёная колонна». Она двухсоставная: одна часть представлена за пределами основной экспозиции, на Верхней платформе, в виде сложной системы аквариумов с живыми водорослями. Они могут быть зелеными, только пока живут и вырабатывают кислород в процессе фотосинтеза. Среди представленных видов есть, например, хлорелла, она используется как удобрение в регионах, где почвы низко-плодородны, и помогает повысить урожайность. А еще есть токсичная водоросль, из-за которой случаются заморы рыбы. Она такая же красивая, и в аквариумах не отличить, где полезная, а где нет. Но активисты тоже пытаются ее использовать, например, для производства бумаги. Вторая часть работы, расположенная в выставочном пространстве, — это как раз колонны из такой переработанной бумаги, в составе которой есть эти водоросли. Так продолжается тема заботы о природе.
НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ВЫСТАВКИ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ УХОДОМ ЗА ВОДОРОСЛЯМИ — РАЗ В ДВЕ НЕДЕЛИ ПРИХОДИТЕ В «ГЭС-2», ЧТОБЫ ПОДДЕРЖИВАТЬ СВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. РАССКАЖИТЕ ОБ ЭТОМ ПРОЦЕССЕ — ЗАЧЕМ ВЫ ЭТО ДЕЛАЕТЕ И ПОЧЕМУ ИМЕННО ДЛЯ ЭТОГО ПРОЕКТА БЫЛО СОЗДАНО СТОЛЬ НЕОБЫЧНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ?
Это цианобактерии, называть их водорослями все-таки некорректно, — это живые организмы, соответственно, им нужен уход. Каждые две недели я приезжаю настроить всю систему в их аквариумах, дополняю пищевые добавки, микро и макроэлементы, проверяю температуру. Вся эта колонна получилась большой, адаптивной системой, с размытыми границами. В ней есть специальные настройки для воздуха, тепла, света, подкормки, выставлен тайминг, чтобы все циклы сменялись регулярно, и бактерии проживали в максимально идеальных условиях. Но все равно она не может работать без человека.
КАКИМ ОБРАЗОМ ОЛЬГА РОЗАНОВА ВДОХНОВИЛА ВАС НА СОЗДАНИЕ СВОЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ? КАКИЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ С ЕЕ ТВОРЧЕСТВОМ ВЫ НАХОДИТЕ САМИ ДЛЯ СЕБЯ ?
В ее творчестве мне нравится период живописи цветовых полей — думаю, он ушел даже дальше, чем авангардные поиски художницы, и основан на эксперименте. В этом я и вижу созвучие с собой: я всегда начинаю работать с вопроса «А что если?» и никогда не знаю, что получится в конце. Для меня Ольга Розанова великая художница именно благодаря тому, что она любила эксперимент и сам процесс поиска.
КАКИЕ ЕЩЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ВЫСТАВКИ ВАМ БЛИЖЕ ВСЕГО? И ПОЧЕМУ?
Мне ближе творчество современниц. Я вижу в них большое количество эксперимента, работы с материалами и вопросов, связанных с пользой для человечества. Художницы стремятся не открывать новые для себя горизонты, а скорее работать с нашей действительностью, пытаются ее улучшить. В работах Александры Паперно и Ани Титовой я вижу это стремление. Мне очень нравится творчество Малышек 18:22 — как будто в наше время можно чуть смелее говорить о женских проблемах.
Малышки 18:22
РАССКАЖИТЕ О СВОЕЙ РАБОТЕ, КОТОРАЯ ПРЕДСТАВЛЕНА НА ВЫСТАВКЕ «КУБОК СОЗВУЧИЙ»?
Работа называется «Парадный портрет принцессы» — о «женской роли второго плана». Станет ли принцесса королевой?
Она представляет собой инсталляцию: темную комнату, интимное место, напоминающее раздевалку, гардеробную с зеркалом посередине, в котором перманентно застыло розовое платье. При этом парадный портрет возникает именно тогда, когда смотришься в зеркало. Зеркало ловит любой объект, отразившийся в нем, и насильно надевает нарядное розовое платье. Получается такое платье-шаблон, платье-клетка, платье-ловушка.
ОДИН ИЗ ПРИНЦИПОВ ВАШЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ — ЭТО БЬЮТИ-ВАНДАЛИЗМ. РАССКАЖИТЕ, ЧТО ЭТО ЗА ПРИНЦИП? ЧТО ТАКОЕ БЬЮТИ-ВАНДАЛИЗМ?
Бьюти-вандализм — простая вещь на поверхности нашей российской действительности, но, как мы любим говорить, наши художественные поиски похожи на тортики и Васюганские болота одновременно: их объединяет многослойность, разные начинки, которые часто невкусные. Красивая оболочка — а внутри черная дыра.
Бьюти-вандализм возник как стрит-арт практика, где мы подчеркивали изъяны города. Бьюти-практики нужны для того, чтобы украсить, замаскировать и выявить. Вандальные действия существуют для того, чтобы что-то испортить и разрушить. Но что, если если их соединить! Наружу лезет вся гниль нашей жизни. Оказалось, что существует много разных комбинаций соединения противоположностей. И дальше мы взяли этот принцип как наш метод — соединение идеального и реального.
КАКИМ ОБРАЗОМ ОЛЬГА РОЗАНОВА ВДОХНОВИЛА ВАС НА СОЗДАНИЕ СВОЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ? КАКИЕ ВЫ НАХОДИТЕ САМИ ДЛЯ СЕБЯ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ С ЕЕ ТВОРЧЕСТВОМ?
Ольгу Розанову мы знаем из нашего классического художественного образования. Но в вузовской программе она была только как иллюстраторка Крученовских книг или как ученица Малевича. Хотя, конечно, это не так! Ох, мы всю жизнь что-то доказываем...
Очень нравится, что Розанова работала в любых техниках и стилях, у нее были книги, живопись, текстильные работы и стихи — нам такое очень нравится, и мы стараемся так же работать с разными материалами. Однако ее фишка — это цветопись. Чем не бьюти-вандализм? Для нас цвет тоже важен — обычно это контраст розового с любыми мрачными оттенками действительности. Благодаря выставке мы реально можем выстроить связь и нам важно, что это именно женская фигура в искусстве.
КАКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ОЛЬГИ РОЗАНОВОЙ С ВЫСТАВКИ ВАМ БЛИЖЕ ВСЕГО? И ПОЧЕМУ?
Нам очень нравятся абстрактные полотна. Неясно — правильно ли они висят? Может, вверх ногами? И какое было точное название? Загадка на загадке. Это забавно, но очень печально и символично.
В своей работе мы оттолкнулись от произведения, на котором она изобразила свою сестру в розовом платье (прим. ред — «Портрет сестры, Анны Владимировны Розановой», 1912). Сестра, розовое платье, принцесса второго плана Ольга Розанова, — по крайней мере так она воспринималась, — все это совпало для нас.
Анна Кондратьева
РАССКАЖИТЕ О СВОЕЙ РАБОТЕ, КОТОРАЯ ПРЕДСТАВЛЕНА НА ВЫСТАВКЕ «КУБОК СОЗВУЧИЙ. ПО НАПРАВЛЕНИЮ К РОЗАНОВОЙ»?
На выставке представлены мои работы из серии «Ускользающая красота» на светоотражающей ткани. Изображение сделано прозрачным лаком, и оно проявляется только тогда, когда на него направлен источник света: например, вспышка от фотоаппарата.
Эта серия, как и все работы из моей художественной практики, отражает явления, которые могут быть одновременно мгновенными и при этом постоянными по отношению к человеческой жизни. Тени от деревьев появляются каждый день, но каждую секунду они меняются. И поэтому я выбрала для их изображения именно такой материал — светоотражающий нейлон.
Мои работы висят рядом с работами Лидии Мастерковой, у которой также текстиль являлся одним из главных элементов работы. Рядом работы Ольги Розановой, которые были созданы в период кубофутуризма, когда она была в Союзе молодежи в период Первой мировой и Гражданской войны. В то время художники намеренно уходили от изображения социальных проблем, обращаясь к городским пейзажам или натюрмортам, чтобы видеть что-то другое вокруг себя. Мои тени от деревьев, можно сказать, — тоже пейзажный натюрморт. Лейтмотив такого выбора, думаю, понятен.
КАК СОЗДАВАЛИСЬ ВАШИ ПОЛОТНА? И ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТАКОЙ ПРИЕМ И СКРЫТЬ ОТ ЗРИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЖЕНИЕ?
Эту серию я начала еще в 2021 году. Мне очень нравилась японская графика, в которой отражена идея того, что все умирает, и задача человека — спокойным взглядом это созерцать и наслаждаться мимолетной красотой. Кроме того, я вдохновлялась живописью немецкого художника Даниеля Легрона, который создает большие абстракции на всяких разных тканях, в том числе — на светоотражающих. Я решила попробовать применить это в своих работах: использовала такую же ткань и выбрала для нанесения рисунка прозрачный лак — так изображение получилось максимально серым, как будто бы его даже нет. В «Сводах» (прим. ред. — мастерские в Доме культуры «ГЭС-2») мне помогли сшить работы так, чтобы добавить невесомости и легкости, и экспонировать их как японские гравюры.
В «ГЭС-2» работа находится в светлом помещении, поэтому мы приняли решение, что напишем для зрителя инструкцию о том, что можно фотографировать со вспышкой. Получился интересный ход, потому что обычно в выставочных пространствах это запрещено. Идея о том, что человеку нужно приложить какое-то усилие или иметь определенные условия для того, чтобы увидеть изображения, — была изначально заложена в работу.
КАКИМ ОБРАЗОМ ОЛЬГА РОЗАНОВА ВДОХНОВИЛА ВАС НА СОЗДАНИЕ СВОЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ? КАКИЕ ВЫ НАХОДИТЕ САМИ ДЛЯ СЕБЯ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ С ЕЕ ТВОРЧЕСТВОМ?
Мне кажется, сейчас обычная жизнь художника — это вечный поиск своего медиума. Ты постоянно ищешь то, в чем будешь работать, при этом не ограничиваешься, потому что свой концепт можно выразить в любом жанре — скульптуре, живописи, графике, — в чем угодно. Ольга Розанова делала точно так же — только она искала это в разных жанрах живописи. В ее творчестве хорошо прослеживаются этапы поиска своего стиля и попытки выражения идей. Я думаю, это пересечение характерно не только для меня и для творчества Розановой, но и в принципе для художников моего и ее поколений.
КАКОЕ У ВАС САМОЕ ЛЮБИМОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ С ВЫСТАВКИ «КУБОК СОЗВУЧИЙ. ПО НАПРАВЛЕНИЮ К РОЗАНОВОЙ»? И ПОЧЕМУ?
Я фанат Беллы Покровой и ее фарфора. А что касается произведений Розановой, то это сложнее… Если я скажу «Зелёная полоса», то, наверное, это будет слишком банально, но это правда.
Я была на выставке несколько раз, так как часто приходила посмотреть на реакцию зрителей на свое произведение. И каждый раз, оказываясь в этом пространстве, проходя сквозь все этапы поиска своего стиля Розановой и оказываясь рядом с «Зелёной полосой», понимала, что человек наконец нашел свою тему и свое направление. Поэтому, мне кажется, это одна из самых лучших работ.
Александра Паперно
РАССКАЖИТЕ О СВОИХ РАБОТАХ, КОТОРЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА ВЫСТАВКЕ «КУБОК СОЗВУЧИЙ. ПО НАПРАВЛЕНИЮ К РОЗАНОВОЙ»?
Большая фотография — автопортрет в роли художника. Эту работу я придумала несколько лет назад, но сделала специально для выставки в «ГЭС-2». Работа отсылает к притче о возникновении живописи из «Естественной истории» Плиния Старшего, которая уже встречалась на моей выставке «Любовь к себе среди руин». Я изображена сидящей перед мольбертом, на котором стоит большой белый холст, на котором тень, отбрасываемая моим телом, которую я обвожу. Работа называется «Синий час», отсылая к одноименному физическому явлению, вызывающему чудесный цвето-световой эффект, наступающий утром и вечером, когда солнце находится за линией горизонта. Еще на выставке представлены три мои живописные работы — тондо «Серое солнце».
ВЫ УЖЕ МНОГО ЛЕТ ЗАНИМАЕТЕСЬ ИЗУЧЕНИЕМ ИДЕЙНОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ МОДЕРНИЗМА. КАКИМ ОБРАЗОМ ТРИПТИХ «СЕРОЕ СОЛНЦЕ» ПРОДОЛЖАЕТ ЭТИ ИДЕИ? И ПОЧЕМУ ЭТУ РАБОТУ НАЗЫВАЕТ ОММАЖЕМ ФУТУРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРЕ «ПОБЕДА НАД СОЛНЦЕМ»?
Не знаю, почему. У меня непобедимые сияющие ярко-серые солнца. И это не совсем триптих, это три серых солнца. Они даже сделаны в разное время — в 2003 году, когда я их придумала, я не смогла найти столярной мастерской, в которой могла заказать круглые подрамники — их или не хотели делать, или называли очень высокую цену. В результате, папа моего друга сделал один подрамник, и я создала одно солнце — оно было выставлено на моей первой выставке в ГЦСИ.
Через пару лет в разговоре с Сергеем Михайловичем Бархиным я пожаловалась на невозможность заказать круглые подрамники, и он любезно отправил меня в театральные мастерские Большого театра, где мне изготовили еще подрамников — тогда я смогла сделать еще солнца. На самом деле, я считаю «Серое солнце» самой важной для меня работой в том числе потому, что она совершенно не требует никаких слов и объяснений — чистый образ.
КАКИМ ОБРАЗОМ ОЛЬГА РОЗАНОВА ВДОХНОВИЛА ВАС НА СОЗДАНИЕ СВОЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ? КАКИЕ ВЫ НАХОДИТЕ САМИ ДЛЯ СЕБЯ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ С ЕЕ ТВОРЧЕСТВОМ?
Это не мое дело — искать пересечения, я просто ее очень сильно люблю.
КАКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ОЛЬГИ РОЗАНОВОЙ С ВЫСТАВКИ ВАМ БЛИЖЕ ВСЕГО? И ПОЧЕМУ?
Три поздние работы — цветопись желтая и фиолетовая на черном фоне, желто-красная беспредметная композиция, зеленая полоса. Это не представимые работы для того времени, когда они были сделаны, — кометы, метеориты, НЛО. Они не похожи ни на что ранее существующее и еще несколько десятилетий после их создания ничего подобного не появлялось — настолько Розанова была невероятной художницей.
Белла Покрова
РАССКАЖИТЕ О СВОИХ РАБОТАХ, КОТОРЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА ВЫСТАВКЕ «КУБОК СОЗВУЧИЙ. ПО НАПРАВЛЕНИЮ К РОЗАНОВОЙ»?
На выставке представлены два фарфоровых кокона-колыбельки. Сотрудники «ГЭС-2» говорят, что они особенно привлекают внимание детей. Мне кажется интересным это наблюдение.
ВЫ РАБОТАЕТЕ, В ОСНОВНОМ, С ФАРФОРОМ. ПОЧЕМУ ЭТОТ МАТЕРИАЛ ВАМ БЛИЖЕ ВСЕГО?
Когда мы снимали в мастерской, я переживала, что у меня нет ни горелки, ни покрасочной камеры, а все процессы «скучные» и за этим неинтересно наблюдать. Последние пять лет я использую один материал и одну глазурь для всех своих керамических работ. С одной стороны, это исследование материала и история про постоянные повторения, которые прослеживаются во всем, что я делаю. Должно было пройти достаточно много времени, чтобы я могла назвать это методом, но теперь можно точно сказать, что определенная методология в повторах форм и деталей, цикличность идей — все же есть. Я все еще не до конца понимаю, почему это важно, и каждый раз, меняя форму или технику, удивляюсь тому, как мало знаю о материале.
С другой стороны — отправная точка исследования всегда оказывается в прошлом, в детстве. И фарфор мне кажется самым подходящим языком для того, что я хочу сказать. Во время работы над «Колыбельками» я часто задумывалась о том, что они могут стать моим последним фарфоровым высказыванием. Мне было важно углубиться в ремесленность и оставить одно слово в списке материалов. Но, видимо, пока мне нужно об этом говорить, медиум будет оставаться неизменным.
КАКИМ ОБРАЗОМ ОЛЬГА РОЗАНОВА ВДОХНОВИЛА ВАС НА СОЗДАНИЕ СВОЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ? КАКИЕ ВЫ НАХОДИТЕ САМИ ДЛЯ СЕБЯ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ С ЕЕ ТВОРЧЕСТВОМ?
Для меня самыми важными точками стали цвет и отрицание канона внутри медиума. Такое близкое соседство с «Зелёной полосой» заставило меня переосмыслить белый цвет, который раньше казался данностью. Теперь я думаю, что это и цветопись, и обесцвечивание одновременно — как видеть что-то через матовое стекло. Остается силуэт, но без цвета приходится докрашивать, вспоминать. Мне нравится, что это в хорошем смысле обезличивает форму.
КАКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ОЛЬГИ РОЗАНОВОЙ С ВЫСТАВКИ ВАМ БЛИЖЕ ВСЕГО? И ПОЧЕМУ?
То, которое ближе всего физически.
Посмотреть полное видео на YouTube.