Выставочные планы на неделю: куда сходить 31 января – 6 февраля
31 January, 2022
Делимся регулярным обзором самых интересных выставок недели, которые мы непременно хотели бы посмотреть, а среди них: лэнд-арт Григория Орехова в живописном ландшафте Парка Малевича, художественные эксперименты Ирины Петраковой в пространстве «Рихтер», завораживающие абстрактные полотна петербуржца Виталия Чистякова в галерее Ruarts и совместный проект ММОМА и Askeri Gallery — персональная выставка южнокорейского художника Кван Йонг Чана.
КВАН ЙОНГ ЧАН. ОБЪЕДИНЕНИЯ
Сейчас в экспозиционных залах Московского музея современного искусства на Гоголевском бульваре можно увидеть новый невероятно эффектный проект, подготовленный совместно с Askeri Gallery, — первую в России персональную выставку известного 78-летнего южнокорейского художника Кван Йонг Чана.
Узнаваемый художественный метод Кван Йонг Чана — своеобразный синтез западных и азиатских традиций. Эстетику американского модернизма XX века художник вобрал в свое творчество во время учебы в 70-х годах в США, но позднее решил обратиться в своем искусстве в сторону национальных ценностей южнокорейской визуальной культуры. Пожалуй, наиболее известная серия его работ —Aggregations или «Объединения», именно ее и можно будет увидеть в ММОМА.
Главный художественный материал, из которого Кван Йонг Чан создает все свои настенные арт-объекты, — это одна из разновидностей традиционной корейской бумаги «ханчжи». Она изготавливается вручную из коры тутового дерева и широко используется по всей Корее на протяжении вот уже многих веков. Создавая свои композиции, художник как бы дарит вторую жизнь бумажным листам, которые прежде были бухгалтерскими отчетами, любовными письмами или философскими трактатами. Таким образом, небольшие треугольники из уже использованной бумаги обретают новое значение, когда оказываются в составе общей композиции панно. При этом строки текста превращаются в декоративный орнамент, но все же остаются носителями некоего смысла.
«Собранные в причудливую композицию, детали рельефа неизменно напоминают о важности исторической памяти и одновременно призывают к обновлению и переосмыслению,» — говорится в описании выставки.
«Всем привет, всем здравствуйте! Эту выставку для вас создал искусственный интеллект»
В эту среду 2 февраля в уже полюбившемся нам пространстве «Рихтер» при участии N/A, Геннадия Горина и Дмитрия Скопинцева состоится открытие выставки московской художницы Ирины Петраковой.
Эта камерная экспериментальная выставка становится своеобразной рефлексией на тему, которая сейчас точно находится на острие, — технологии в искусстве. Коллективный проект, уподобляющийся творениям искусственного интеллекта или нейросетей, объединяет очень разных авторов и их работы, мало похожие друг на друга по духу.
В экспозиции выставки будут представлены объекты искусства в самых разных форматах — видео, живопись, скульптуры, вышивка, а также NFT и аудио-инсталляция с роялем в секретной комнате. Организаторы события поделились, что один из художников в настоящий момент обитает в отеле «Рихтер» и создает новые работы для экспозиции, которые будут появляться там прямо во время работы выставки.
Создатели проекта представляют выставку как некое непривычное для «Рихтера» арт-событие, которое займет собой все пространство и «просочится» абсолютно в любой уголок: от лобби до потайных мест под лестницей и в номерах отеля.
Проект создан при поддержке фонда Untitled Foundation.
Чистые объекты
На выставке в галерее Ruarts, которая откроется 4 февраля будут представлены ранние графические серии и ряд больших живописных холстов петербуржского художника Виталия Чистякова, а также можно будет увидеть совсем новые его работы.
Живопись Чистякова плотная и многослойная — формы на полотнах художник создает большими яркими плоскостями, изменяя первоначальные цвета красок засчет наложения нескольких слоев. Такая кропотливая техника позволяет художнику создать в рамках одного полотна настоящую полифонию сложносочиненных цветовых звучаний. Фактурные образы на картинах Чистякова кажутся абстрактными, хотя если присмотреться, в изображенных силуэтах можно узнать привычные предметы из интерьера — например, объемное кресло или торшер.
«Созданные образы Виталий называет «чистыми», смещая фокус с внешней формы на природу вещей, их истинное, идеальное состояние. Возникает и другая параллель, возможно, бессознательно, из-за схожести с фамилией он пишет «чистые», сугубо личные, «чистяковские» предметы,» — узнаем мы из анонса выставки.
Арт-критик Глеб Ершов живопись Чистякова описывает так: «К такой чистоте и силе обобщения стремились художники русского авангарда, черпая вдохновение в иконе, лубке, примитиве и наивном искусстве. Здесь само искусство громогласно, языком форм, рожденных легко и свободно, являет себя».
Белый лес
Уже завтра 1 февраля, преодолев сугробы Парка Малевича, вы сможете увидеть «Белый лес» — групповой проект российских художников Григория Орехова, Алексея Луки и арт-группы «Художественное уединение» (Ирины Кориной и Ольги Петруненко, дуэт «ЕлиКука», группа «Обледенение архитекторов»).
Как сообщают организаторы проекта на сайте галереи JART, завораживающий лэнд-арт Григория Орехова представляет собой красную ковровую дорожку из полипропилена длиной 250 метров, протянувшуюся в заснеженном лесу. В этой работе художник не изменяет своему художественному языку: ясная и лаконичная форма в глазах смотрящего превращается в выразительную визуальную метафору.
Для скульптора Григория Орехова, постоянного участника Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow и основателя Orekhov Gallery, Парк Малевича действительно очень особенная площадка. Именно Орехов в 2020 году создал монументальный объект — зеркальную кубообразную скульптуру — для оформления входа в парк, названный в честь великого художника-авангардиста.
«Здесь перспектива становится выразительным средством художника, — пишет о работе арт-критик Михаил Сидлин. — Новую инсталляцию Григория Орехова можно сравнить с работами Эрика Булатова, но реализована она не на живописной плоскости, а в парке Казимира Малевича, что придает произведению дополнительный смысл — уход автора в геометрическую абстракцию, при сохранении в целости исходной реальности».
Художницы Ирина Корина и Ольга Петруненко, дуэт «ЕлиКука» (Олег Елисеев и Евгений Куковеров) и группа «Обледенение архитекторов» (Алексей Кононенко и Илья Вознесенский) продолжили тему акций на пленэрах: в футуристичном антураже парка можно будет увидеть грандиозные ростовые «портреты» деревьев высотой шесть метров.
31 January, 2022