Хороший пример: выставка Ивана Белова «Без излишеств» в Iragui projects
До 29 ноября в Iragui Projects открыта выставка «Без излишеств» Ивана Белова, художника-резидента нижегородской студии «Тихая». Новый персональный проект Белова объединяет минималистские скульптуры, графику и отсылает к архитектуре советского модернизма.
Мы спросили художника и главного куратора студии «Тихая» Алису Савицкую о том, какой видится эстетическая система советского модернизма сегодня и как инженерная практика влияет на художественную.
Иван Белов
художник
О сходствах и различиях работы художника и архитектора
В процессе создания скульптур я решаю задачи, схожие с архитектурными: ищу композиционное и конструктивное решение, подбираю материалы, строю модели в масштабе, иногда делаю макеты и миниатюры. Но я не ощущаю себя архитектором. У меня нет задачи организации внутреннего пространства и функционала моих объектов. Я стремлюсь к предельной простоте произведения, замкнутого в самом себе, и, вместе с тем, открытого для сосредоточенного изучения зрителем-наблюдателем.
О влиянии инженерной практики на художественную
Взаимосвязь прямая: я работаю в области экспериментально-конструкторских разработок, много взаимодействую с металлами, посещаю различные производства, разбираюсь в физических процессах горения топлива. Данный опыт, конечно, влияет на видение организации окружающего мира и на мою реализацию в поле искусства.
Инженерная практика позволяет мне применять знания различных материалов, технологий обработки и приемов в построении конструкций при создании объектов. В графических работах я придерживаюсь чертежной эстетики с собственной штриховкой плоскостей, отчерченными контурами и заранее проработанной композицией.
Алиса Савицкая
главный куратор студии «Тихая», приглашенный куратор Музея Москвы
О советском модернизме
Я не занималась научным исследованием, скорее помогала художнику найти референсы и подходящие визуальные сюжеты для контекстуализации. С советским модернизмом много сложностей — от несовпадения периодизации с западной хронологией (у нас модернизм начинается после Второй Мировой войны, а конструктивизм «болтается» в 1920-х годах будто бы сам по себе) до выпадения целых пластов информации, связанных, например, с художественным оформлением или дизайном вывесок. Особенностью архитектуры советского модернизма является, с одной стороны, закрепощение форм внутри функций и экономических стратегий, а, с другой стороны, ее освобождения от чрезмерной идеологической нагрузки. Художественное говорение о модернизме является не столько изучением, сколько визуальным проживанием этого состояния свободы внутри ограничений.